Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Гоголь н. в. - "мертвые души" в поэме гоголя.



Поэма Н.В. Гоголя 'Мертвые души' - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу.
Сюжет 'Мертвых душ' (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека. 'Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого', - отмечал писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, закрывающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван 'прорехой на человечестве'.
Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновникахЕ) В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа.
В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, 'романтического' бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. 'Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подутьЕ' Ворует ключница, 'глупо и без толку готовится на кухне', 'пусто в кладовой', 'нечистоплотны и пьяницы слуги'. А между тем воздвигнута 'беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью: 'Храм уединенного размышления'.' Мечты Манилова вздорны и нелепы. 'ИногдаЕ говорил он о том, как бы хорощо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мостЕ' Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. 'В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года'. Пошлость семейной жизни ( отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи ('майский день', 'именины сердца') подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. 'В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: 'какой приятный и добрый человек!' В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: 'Черт знает что это такое!' - и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную'. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.
Образ накопительницы Коробочки уже лишен тех 'привлекательных' черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - 'одна из тех матушек, небольших помещиц, которыеЕ набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов'. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. 'Крепколобая' и 'дубинноголовая' Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову 'мертвые души'. Любопытна 'немая сцена', которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.
Галерею 'мертвых душ' продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. 'Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять'. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. 'Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щекамиЕ Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его'. Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете 'не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружьяЕ' Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели, или, напротив, не сварились.
Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева - роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, 'почем ходят мертвые души', подтверждает слова лихого 'говоруна'.
Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: 'Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком'.
Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для описания образа Собакевича. Деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определенном достатке. 'Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочностиЕ Деревенские избы мужиков тоже срублены были на дивоЕ все было пригнано плотно и как следует'.
Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению (сравнение помещика с медведем). В своих суждениях о еде Собакевич поднимается до своеобразной 'гастрономической' патетики: 'У меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!' Впрочем Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян).
Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от 'бережливого' хозяина к полусумасшедшему скряге. 'А ведь было время, когда онЕ был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедатьЕ навстерчу выходили две миловидные дочкиЕ выбегал сынЕ Сам хозяин являлся к столу в сюртукеЕ Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешли к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее'. Вскоре семья полностью развалилась, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность: 'Есам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве'. Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами разыгрывается трагедия одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.
В деревне Плюшкина Чичиков замечает 'какую-то особенную ветхость'. Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин - ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем 'последний пастух Собакевича'. Бесчисленные богатства пропадают зряЕ Предостерегающе звучат слова Гоголя: 'И до какой ничтожности, мелочнности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком'.
Таким образом, помещиков в 'Мертвых душах' объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы, как мне кажется, великим писателем, если бы не ограничился лишь 'социальным' объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает 'типические характеры в типических обстоятельствах', но 'обстоятельства' могут заключаться и в условиях внутренней психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.
Миру мертвых душ противопоставлена в произведении вера в 'таинственный' русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности духовного воскресения человечества.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru