Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Высоцкий в. с. - Счастье есть дело судьбы, ума и характера. " н. м. карамзин.




    Сочинения о Высоцком писать легко, потому что его песни знают в России все. Не надо стараться следовать тексту написанных в этой книге образцов. Просто вспоминаете какую-нибудь песню, отрывок из песни и объясняете, чем она вам нравится.
    Например, та же: 'Охота на волков'. Каждый сможет пояснить в своем сочинении, что эта песня не о волках, а о людях — аллегория, как в басне. Что подразумевается отсутствие в СССР демократии, разгул КГБ, гонение на инакомыслящих. Кроме того, любой талантливый человек в любой стране чувствовал себя одиночкой. Не всегда — волком, но почти всегда непонятым до конца. Талантливый человек постоянно ищет истину, он весь в противоречиях, сомнениях. Он, как и Высоцкий, — нерв эпохи, народа, совесть человеческая.
    Любопытно, что сам этот человек очень редко бывает хорошим с общепринятой точки зрения. Бандит с большой дороги Ф.Виньон, шизофреник и черносотенец Достоевский, гомосексуалист Чайковский, алкоголик Есенин... Но аморальные качества забываются, потому что творческий человек в своем творчестве всегда честен, искренен. И его живопись, его музыка, его книги будут волновать потомков.
    Судьба не всегда сурова к гениям. После посмертной легализации Высоцкого написано много исследовательских статей о его творчестве. Но эти статьи всего лишь 'написаны', о них нельзя сказать, как о стихах Высоцкого, — 'созданы'. Конечно, надо считать удачей, что, создав своеобразный синтез городского жесткого романса и соленой народной песни, он не скатился до пошлости, как многие 'модные' исполнители, понаехавшие в последнее время из эмиграции в Россию. Удачей можно считать и то, что в этот период магнитофоны стали доступны рядовым советским труженикам. Но бардов в то время было не так уж мало, а лишь Высоцкого с одинаковым удовольствием слушали и эстеты, и снобы, и работяги, и власть имущие.
    Может, успех пришел за счет ранних воровских песен? Кому, как не жителям России, любить зэковские песни — как-никак у нас в стране тогда сидел каждый третий, а каждый второй мог сесть.
    Мне нельзя на волю, Не имею права,
    Можно лишь от двери До стены.
     Мне нельзя налево, Мне нельзя направо,
    Можно только неба кусок, Можно только сны...
    А может, сатира принесла такую популярность. Не анекдоты на кухне, с оглядкой, а откровенная издевка вслух, под музыку:
    Мы бдительны — мы тайн не разболтаем.
    Они в надежных, жилистых руках.
    К тому же этих тайн мы знать не знаем,
    Мы умникам секреты доверяем,
    А мы, даст Бог, походим в дураках.
    Или же — глубокое понимание каждого типажа, каждого мини-героя песен-новелл, песен-эссе, песен-очерков:
    Жил я с матерью и батей
    На Арбате, век бы так,
    А теперь я в медсанбате
    На кровати, весь в бинтах.
    Что нам слава, что нам Клава —
    Медсестра и белый свет.
     Помер мой сосед, что справа,
    Тот, что слева, — еще нет.
    Не зря же в народе считали, что Высоцкий отбывал срок, работал шофером-дальнобойщиком, ходил на судне матросом, был пограничником, воевал с фашистами, был спортсменом — всего не перечислишь.
    И нас хотя расстрелы не косили,
     Но жили мы, поднять не смея глаз.
    Мы тоже дети страшных лет России —
     Безвременье вливало водку в нас.
    Вот где скорее всего кроется ответ — вышедший из народа народный поэт, с народным, привычным языком, с народными, простыми на первый взгляд нуждами, со всенародным 'недостатком', да еще вдобавок нелегальный, не признанный официально!
    ...И об стакан бутылкою звеня,
    Которую извлек из книжной полки,
     Он выпалил: 'Да это ж про меня.'
    Про нас про всех, какие к черту волки?!'
     Ну все — теперь, конечно, что-то будет,
    Уже три года — в день по пять звонков.
     Меня зовут к себе большие люди,
    Чтоб я им пел 'Охоту на волков'.
    А еще Высоцкого, конечно же, любили за искренность:
    ...Я от суда скрываться не намерен:
    Коль призовут — отвечу на вопрос.
    Я до секунд всю жизнь свою измерил
    И худо-бедно, но тащил свой воз.
    Но знаю я, что лживо, а что свято —
    Я понял это все-таки давно.
     Мой путь один, всего один, ребята,
    Мне выбора, по счастью, не дано.
    'Счастье есть дело судьбы, ума и характера', — писал Н.М.Карамзин. Судьба Высоцкого, с точки зрения обывателя, весьма неудачна. Не нажил 'палат каменных', пьяницей был, семью хорошую не смог создать... Впрочем, обыватель и памятник на Ваганьковском осудит завистливо.
    Характер барда — в его стихах.
    Я не люблю себя, когда я трушу,
     Я не люблю, когда невинных бьют...
    Это стихотворение настолько известно, что нет смысла его долго цитировать. В нем нравственные заповеди Высоцкого. Как и в других программных песнях.
    А был ли он счастлив?
    А бывает ли счастлив творец?


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru