Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Блок а. а. - Призрачность мечты



    Критика и разоблачение 'страшного мира', фальши к убожества его морали, власти чистогана, проникшей во все поры буржуазного общества, мещанского самодовольства и хамской 'сытости' — самая сильная в идейном отношения сторона поэзии Блока. Самая сильная, но не единственная. Блок жил не одной критикой и разоблачением, так же как и не ограничивался тем лишь, что повествовал о тоске и муке затертого лживой жизнью, выбитого из колеи, измучившегося человека. Беспокойная совесть, гуманизм, стихийное демократическое чувство — все это вдохнуло в поэта желание средствами своего искусства бороться за человека, за его будущее:
    Пусть день далек — у нас все те ж
     Заветы юношам и девам.
    Презренье созревает гневом:
    А зрелость гнева — есть мятеж...
    Блок вдохновенно мечтал о рождении 'нового человека' с мужественным, волевым, героическим характером, 'человека-артиста', способного 'ладно жить и действовать'. И вот что особенно важно: Блок понимал, что такой человек может родиться лишь в процессе революционного переустройства общества. Только революция, призванная испепелить старый мир и изменить весь облик жизни, способна переродить вялого и отчаявшегося человека в героя и творца. Это была одна из заветных мыслей Блока.
    Тема 'нового человека' не получила в творчестве Блока достаточного развития, но без учета ее представление о поэте будет неполным. Программное значение в этом смысле имеет небольшая поэма 'Соловьиный сад' — одно из самых глубоких и художественно совершенных созданий Блока. В основе поэмы лежит мысль о том, что единственное настоящее призвание человека — труд и борьба и что человек никогда, ни при каких условиях не должен изменять жизнь, сколь бы тяжела и сурова она ни была, ради своего уединенного, личного, маленького, отдельного счастья. Если человек обладает сильной волей и верен своему долгу, никакие сладостные 'соловьиные песни' не могут заглушить для него грозный, но призывный рокот волн житейского моря. И напротив: жизнь жестоко мстит за измену ей — мстит отчаянием, душевной опустошенностью, непоправимой утратой своего места в мире. Вот главная идея поэмы.
    Не только 'Соловьиный сад', но и многие другие стихи зрелого Блока говорят о призрачности красивой, но бесплодной мечты, уводящей человека от суровой действительности. Ключом к пониманию таких стихов могут служить следующие слова поэта: '...я ведь никогда не любил 'мечты', а в лучшие свои времена, когда мне удается более или менее сказать свое, настоящее, — я даже ненавижу 'мечту', предпочитаю ей самую серую действительность'. Это говорит поэт-романтик.
    И это вовсе не означает, что Блок сдает свои романтические позиции. Бесплодной мечте (недаром Блок поставил это слово в кавычки) он противопоставляет другую — 'свободную мечту', которая не уводит ни в 'соловьиные сады', ни в 'елисейские поля', а, напротив, влечет в самую гущу жизни и заставляет чутко прислушиваться к биению ее сердца:
    Да, так велит мне вдохновенье:
     Моя свободная мечта
     Все льнет туда, где униженье,
     Где грязь, и мрак, и нищета...
    Вдохновение приказывало Блоку и другое: 'Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен...' Эта мысль лежала в основе отношения поэта-романтика к миру. Случайные черты, искажающие облик жизни, не смогли закрыть перед взором Блока ее извечной прелести и радости. Поэтому он признавался, что 'страстно любит' все, что просвечивает сквозь 'случайные черты', любит 'весь трепет этой жизни бедной':
    И я люблю сей мир ужасный:
    За ним сквозит мне мир иной,
    Обетованный и прекрасный
    И человечески-простой...


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru