Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Блок а. а. - Гражданственность поэзии а. л. блока



    Стихотворение 'Фабрика', написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как точка поворота на творческом пути Александра Блока. В образе кого-то 'неподвижного' и 'черного' поэт, впервые непосредственно обратившись к социальной теме, попытался выразить свое (тогда еще смутное) представление о 'правопорядке', обрекающем человека на 'томления рабьих трудов'.
    Подъем освободительного движения в России не прошел бесследно и для Блока. В обстановке революционных событий 1904-1905 годов прежнее равнодушие его к общественно-политической жизни сменилось жадным интересом к широко развернувшейся народной борьбе за свободу. Он участвовал в революционных манифестациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя. Революционные события отразились в целом ряде произведений Блока. На его стихах о городе лежат багровые отсветы, символизирующие все сильнее овладевавшую им тревогу. Багрово-красный цвет, которым в представлении поэта окрашен внешне нарядный, а внутри подгнивший мир 'сытых', воспринимается как символ революции:
    И казался нам знаменем красным
    Распластавшийся в небе язык ...
    Революция 1905 года была глубоко пережита Блоком и сыграла громадную, можно сказать — решающую роль в его жизни и судьбе. Она вывела поэта из состояния уединения и созерцательности, в котором он долго пребывал, показала ему лицо быстро меняющейся жизни, пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело.
    На смену мистическим видениям в таинственных храмах приходят реальные, неприукрашенные картины человеческого горя:
    Мы встретились с тобою в храме
    И жили в радостном саду,
    Но вот зловонными дворами
    Пошли к проклятью и труду.
    Мы миновали все ворота
    И в каждом видели окне,
    Как тяжело лежит работа
    На каждой согнутой спине...
    Внимание Блока все больше привлекают 'новые люди', поднимающиеся на арену истории 'из тьмы погребов', — люди-труженики, творцы завтрашнего дня. В поэте просыпается чувство общественной активности. Сам он ищет гражданской отваги, 'отважной красоты' и гневно обличает тех, кто остается слеп и глух к запросам жизни.
    Я вижу: ваши девы слепы,
     У юношей безогнен взор.
     Назад! Во мглу! В глухие склепы!
     Вам нужен бич, а не топор!
    Блок не шадит и самого себя — за то, что и ему не хватает отваги, за то, что, искренне скорбя о ниших и бедных, он и хочет и не смеет 'убить'—
    Отомстить малодушным, кто жил без огня,
    Кто так унижал мой народ и меня!
    Кто запер свободных и сильных в тюрьму,
    Кто долго не верил огню моему,
    Кто хочет за деньги лишить меня дня,
    Собачью покорность купить у меня...
    Поражение первой русской революции Блок воспринял крайне тяжело, говорил, что оно подорвало 'лучшие надежды'. Однако временное торжество реакции он все же правильно оценил как 'случайную победу' палачей народа и не потерял спасительной веры в будущее.
    Эй, встань, и загорись, и жги!
     Эй, подними свой верный молот,
     Чтоб молнией живой расколот
    Был мрак, где не видать ни зги!
    С таким призывом обращался поэт к русскому рабочему в 1907 году, в обстановке развернувшегося в стране жестокого контрреволюционного террора. И этой своей позиции он никогда не сдавал. В ряде статей и публичных докладов Блок звал интеллигенцию к сближению с народом, утверждая, что только с ним, с народом, 'все пути', что народ является единственным источником всякой 'жизненной силы', в том числе и творческой силы художника, поэта. В самое глухое время реакции у Блока складывается представление о 'живой, могучей и юной России', которая 'мужает' в 'сердце русской революции'. Он характеризует эту революционную Россию как 'грозу', с которой 'никакой громоотвод не сладит'.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru