Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Блок а. а. - Анализ стихотворения блока "о доблестях, о подвигах, о славе".


Анализ стихотворения Блока 'О доблестях, о подвигах, о славе' (адресовано жене).
I. Любовь - умиротворенность для души.
II. Анализ стихотворения.
1. Композиция стихотворения.
2. Жанр стихотворения.
3. Эпитеты, олицетворения, метафоры.
4 Параллель со стихотворением Пушкина.
III. Вера в любовь - спасение души.
Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в 'страшном мире'. Не чувствовал он её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них - 'О доблестях, о подвигах, о славе'.
Это стихотворение было написано в 1908 году. Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Стихотворение 'О доблестях, о подвигах, о славе' имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её.
Жанр стихотворения - любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему

встречалась лишь страсть:
Летели дни, крутясь проклятым роем
Вино и страсть терзали жизнь мою
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся 'проклятым роем'. Образ 'страшного мира' символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с 'синем плащом' прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет - измена):
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, нежная, ты, милая, нашла
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла.
Дни подобны ночи, жизнь кажется сном ('я крепко сплю').
В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: 'на горестной земле', 'заветное кольцо', 'проклятым роем', 'сырая ночь'. Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью: 'И звал тебя, как молодость свою', отражена в произведении такими эпитетами как: 'прекрасное лицо', 'ты, милая', 'ты, нежная'. Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: 'когда твоё лицо в простой оправе', 'передо мной сияло на столе', 'я бросил в ночь заветное кольцо', 'ты отдала свою судьбу другому', 'летели дни', 'вино и страсть терзали жизнь мою', 'я крепко сплю'.
Если внимательно читать стихотворение 'О доблестях, о подвигах, о славе', то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С. Пушкина 'Я помню чудное мгновенье'.
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе
У Пушкина мы видим сходные строчки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.
'И я забыл прекрасное лицо' - 'И я забыл твой голос нежный'. 'Летели дни' - 'шли годы'. Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта, именем которого мы гордимся и поныне.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru