Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Чехов а. п. - Рецензия на рассказ а. п. чехова “тоска”


Ознакомившись с рассказом А.П. Чехова “Тоска”, я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении “Тоска”.

Чехов повествует нам о трудовом дне бедного труженика Иона Потапова. Работая кучером, он встречается с разными людьми и проводит с ними большую часть времени. Нам может показаться, что это человек, которого не преследует проблема одиночества. Но

заглянув в глубину строк, читатель может увидеть плачевное состояние души Иона. Не

имея жены, потеряв сына, Потапов остался наедине со своей искалеченной душой, ноющей от тоски, и с лошадью. Тоска его поедает. Наплевательское отношение пассажиров друг к другу и к самому Иону является горстью соли, насыпанной на его душевную рану. Столкнувшись с проблемой одиночества в рассказе А.П. Чехова “Тоска”, хочется призвать человечество к доброте, милосердию, взаимопониманию.
Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в

своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней

развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. Главным героем рассказа является Иона Потапов — бедный извозчик, совсем недавно похоронивший своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. Конечно, его горе трудно понять людям, у которых никогда не болело сердце и не

немела душа. С какой доверчивой беззащитностью открывает старик Иона свою душу всем тем, кому в тот день нужен был извозчик. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.

Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.
С творчеством А.П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по

школьной программе. И сразу замечаем, что отличительной чертой его творчества

является краткость. Сам Чехов говорил: “Умею коротко писать о длинных вещах”. Об одной из таких “длинных вещей” писатель повествует в рассказе “Тоска”. В нем А.П.

Чехов поднимает вечную проблему человечества — проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение

тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия

рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов

окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение

вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли. Иона потерял сына,

и боль этой потери он не в силах держать в себе, ему надо выговориться, рассказать

кому-то о своей беде. Но он сталкивается с черствостью людей, равнодушием и

непониманием. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не

обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах

людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади. К великому позору людей,

Иона предпочел животное человеку. К несчастью, люди часто забывают

об окружающем мире, погружаясь в свои проблемы, они не замечают жизни вокруг себя.

Но любой из них может оказаться на месте Ионы и получить то же самое, что дал когда-то

другому — равнодушие и непонимание.
Мне довелось познакомиться с произведениями Антона Павловича Чехова. Это великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: “Писать талантливо, то есть коротко”, “Умею коротко говорить о длинных вещах”. Последняя формула наиболее точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. За его

пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали,

за короткими диалогами и монологами, маленькими подробностями, за которыми

читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

Вот и сейчас в его рассказе “Тоска” достаточно нескольких предложений, чтобы понять

атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром ложатся

сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который “пластом ложится на крыши, плечи,

спины, шапки”. Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности,

пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном

пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом

перемолвиться, В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с

бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе — о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с

бабами лучше разговаривать на эту тему, “те хоть и дуры, но ревут от двух слов”. Однако

его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому

горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, “тоска громадная, не знающая

границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила...”

Вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив “Тоски”. Извозчик не находит понимания у людей. Он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и родным существом после смерти сына. В ней он видит родственную душу, как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем “увлекается и рассказывает ей все”. Потому, что в этой пустоте и безмолвии, в этом “бездушном” городе — это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло. Эта тема актуальна и для нас, мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru