Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Толстой л. н. - Мысль семейная в романе л. н. толстого «война и мир»


Семья – это кристалл общества
В. Гюго

Роман-эпопея «Война и мир» рассказывает об исторических событиях начала XIX века. Но это произведение не только об истории, о жизни общества, но и о людях. Не случайно автор на протяжении всего романа рассказывает читателю о жизни целых семейств. Например, семьи Курагиных, семьи Болконских, Ростовых. Семьи, как и герои Толстого, во многом противопоставлены друг другу. Именно от семьи, как считает автор, зависит, каким станет человек в будущем, что выберет для себя жизненными принципами, жизненными идеалами. Одни живут лишь для себя, другие – для ближнего, готовы пожертвовать самым дорогим ради семейного счастья.
Уже в первом томе мы знакомимся с главными героями. В салон А.П. Шерер приезжает семья Курагиных. Князь Василий – один из представителей того общества, того пустого света, которое так ненавидит автор. В его движениях, жестах, речи отсутствует индивидуальность: внешне он одинаково мило общается со всеми. В душе же Василий Курагин – карьерист, он мечтает лишь об обогащении собственной семьи, не имея твердых моральных принципов. Какими же могут вырасти его дети? Конечно, такими же расчетливыми эгоистами.
Дочь Элен – светская красавица, звезда. Но кроме внешности, в ней нет ничего привлекательного. Элен – лишь пустая кокетка, мертвая статуя, не способная к живым, человеческим переживаниям. В свете у нее – дурная репутация. Но отец мечтает о выгодном браке для своей дочери. Узнав, что все наследство графа Безухова переходит его незаконнорожденному сыну Пьеру, Курагин женит его на своей дочери. Для Элен важен не сам Пьер, нескладный и некрасивый, а его огромное состояние. И мы видим, как страдает Безухов, попав в сети великосветских интриг.
Сын князя Василия Анатоль Курагин – под стать своей сестре. И для него, великолепного красавца, отец подыскивает богатую партию – княжну Марью Болконскую. Однако эта девушка отказывает Анатолю, понимая, что он женится на ней лишь из-за денег. Честолюбивый Анатоль пытается сделать блестящую карьеру военного, и наказан за это: в одном из боев он теряет ногу. Эгоизм и тщеславие для автора неприемлемы.
Совсем по-другому на страницах романа выглядя семьи Ростовых и Болконских. Здесь воспитание строится на других принципах, и они намного ближе к сердцу автора. Именно в такой семье вырос сам граф Толстой.
С семьей Ростовых мы знакомимся на именинах Наташи. Как сильно отличается обстановка этого дома от лжи и лицемерия салона А.П. Шерер, дома Курагиных! Здесь все просто и искренне, вместо французской речи звучит русская. Родители воспитывают своих детей, руководствуясь другими принципами: честность, порядочность, доброта – вот что отличает семью Ростовых.
Николай Ростов – порядочный человек, у него нет того честолюбия, как у Анатоля Курагина. Он идет на войну по долгу службы. В романе есть эпизод, когда Ростов струсил, испугался боя. Однако герой делает усилие, чтобы переломить себя, не уронить честное имя русского офицера.
Николай сумел под внешней некрасивостью Марьи Болконской разглядеть ее душевную теплоту и красоту, ее кротость, порядочность. Конечно же, читателю жаль Соню, кузину Ростовых, которой он предпочел княжну Марью. Но Болконская ближе ему по духу, по своим нравственным качествам. Вот что привлекает в ней Николая, а вовсе не ее богатство.
Милая и непосредственная Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. За ее внешней некрасивостью – богатый внутренний мир. Наташа восхищена красотой ночи в Отрадном, она счастлива в простом доме у дядюшки, счастлива на своем первом балу. Потеряв князя Андрея, страдает, и готова все ему простить, лишь бы вернуть возлюбленного.
В эпилоге Наташа и Пьер Безухов создают новую семью. И я думаю, что здесь будут такие же принципы воспитания детей, как и в доме Ростовых.
Читателям безумно жаль столь рано погибшего Петю Ростова, столь же милого и непосредственного, как его брат и сестра. Петя живет по принципу любви ко всем людям, окружающим его, и эта бесконечная любовь – из его семьи. Война приносит горе в любой дом, и очень жаль семью Ростовых, потерявших самого младшего и любимого сына.
Андрей и Марья Болконские очень схожи с Ростовыми. Андрею тесно в мире пустых сплетен, он мечтает вырваться из него на войну. Конечно же, Андрея нельзя считать только положительным героем. И ему присуще честолюбие, и он мечтает о славе. Однако, пройдя через жизненные испытания, герой преображается, становится другим. И теперь его жизненный принцип – жить для людей, быть полезным. Не случайно солдаты в полку называют его «наш князь».
Его сестра княжна Марья – образец для подражания. Для нее жизнь – это самопожертвование. Марья получила хорошее образование, у нее богатый внутренний мир. Она очень религиозна, строит свою жизнь по библейским заповедям. Марья очень любит своего отца и живет с ним в Лысых Горах, несмотря на то, что могла бы стать светской дамой Петербурга. Она искренне любит свою невестку, и после ее смерти заменяет сыну Андрея мать. Для нее страшно известие о смерти брата, и его она так же самоотверженно любит, как и остальных близких. И именно за эту доброту и самопожертвование полюбил ее Николай Ростов.
На страницах романа Толстого судьбы различных семей пересекаются. И все же нам понятно то, что является для автора самым дорогим в людях, семье. Это честность, порядочность, любовь к ближнему, душевное благородство, самопожертвование, умение признавать свои ошибки и учиться на них. Вот чем нам дороги его герои, и многому у них, на мой взгляд, можно учиться.



В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой изобразил русское общество, начиная с низов, с народа, и заканчивая различными представителями дворянства. Среди последних он изображает две совершенно противоположные среды: омертвевший, живущий искусственной жизнью высший свет и московское дворянское общество, нарисованное автором с искренней симпатией. Характеристику различных слоев дворянства Толстой дает по семьям, родовым гнездам. И то, что писатель считает положительным, отмечено крепкими семейными отношениями. Мысль семейная становится своеобразным критерием нравственности и морали его героев.

В романтических и поэтических тонах рисует автор облик московского патриархального дворянства, яркими представителями которого выступают семейство Ростовых и любящая все простое и русское Марья Дмитриевна Ахросимова. Ростовы привлекают писателя своими крепкими нравственными основами, дружескими и любовными отношениями между членами семьи, простым и добрым восприятием людей. Счастливый семейный быт этой семьи является для Толстого главным моральным критерием. Писатель показывает, что предпосылкой для нравственного развития и семейного счастья Ростовых была вовсе не дворянская патриархальность, а дружба, любовь, доверие, которые царили в этой семье. Но автор не скрывает и недостатков, присущих им, проявления крепостнических замашек, помещичьего практицизма, изображая постепенную смену поэтической атмосферы в семействе Ростовых суровой прозой жизни.

И все же такие семьи, как Ростовы и Болконские, вызывают искреннюю симпатию и уважение автора. Душевная чистота, стойкость Николая Ростова, которая стала залогом их счастливой семейной жизни с Марьей Болконской; внутренняя красота самой Марьи, заставляющая забыть о ее некрасивой внешности; чуткость, теплота и искренность Наташи, ее материнское чувство, сделавшие героиню настоящим нравственным идеалом Толстого — все это не могло не восхищать писателя.

Удивительно ярко и рельефно изображает Толстой смену поколений, различие в интеллектуальном и психологическом облике, в стремлениях и интересах. Это все касается как стариков, представителей уходящего века, так и только приобщающихся к жизни подростков. Так, в старом князе Болконском автор воплотил те прогрессивные и положительные черты, которые были присущи старинному русскому барству XVIII века. Он представитель родовой русской аристократии, и, несмотря на то что эпоха Екатерины

отходила в прошлое, заслуженно пользовался почтением и уважением. Причудливо сочетаются в старом князе- нравы властного вельможи, перед которым трепещут все домашние, аристократа, гордящегося своей родословной, и черты демократического человека большого ума. В образе молодых — Пети Ростова и Николеньки Болконского писатель очень точно воссоздает черты лучшей части дворянского общества. Идеал Пети — лихой гусар Денисов. Юный Ростов геройски гибнет за родину, осуществив свою мечту, — стать настоящим офицером. А героический романтизм, честность и правдивость Николеньки, его душевная чистота морально сближает его с участниками декабристского движения. Все положительные качества молодого поколения, проявления которых мы видим на страницах романа-эпопеи, переданы им семьей, воспитаны семейными традициями, атмосферой, в которой формировались их характеры. Не случайно, как бы в подтверждение этой мысли, в эпилоге перед Николенькой Болконским встает образ отца, и он торжественно восклицает: «Отец, отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен».

Оценивая свое произведение, сам Л. Н. Толстой отмечал, что ему «хотелось захватить все» в избранной им теме, не ограничивая ее каким-либо куском жизни. А описание мирной жизни, в первую очередь, заключается в сценах частной жизни семей. Как бы ни были значительны исторические события, жизнь людей с их интересами, мыслями, проблемами всегда остается на первом месте. И для Толстого мысль семейная имела очень важное значение, потому что именно из этого «семейного мира» люди попадают в круговорот бурных исторических событий.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru