Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Тютчев ф. и. - Психологизм лирики ф. и. тютчева


Психология — это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием. Вспоминается Порфирий Петрович из романа Достоевского “Преступление и наказание”, который был искусным психологом и смог, ловко воздействуя на сознание Раскольникова, разоблачить его. Тютчева тоже можно назвать своеобразным психологом, в своих стихотворениях он изображает душу как реально существующую материю, он живет мыслями о ней.
Чуть ли не в каждом стихотворении Ф. И. Тютчева мы встречаем тему души, несмотря на то что часто психологизм скрыт под пеленой таинственности. Эта тема очень волновала поэта. А теперь рассмотрим психологизм лирики Тютчева на конкретных примерах.
Наиболее часто мотив души у Тютчева ассоциируется с состоянием природы. Недаром мы, изучая поэму Гоголя “Мертвые души”, говорили о том, что сад — это метафора души. У Тютчева природа берет на себя эту функцию. Состояние природы — состояние поэта. В качестве примера мы можем взять стихотворение “Тени сизые смесились...”:
...Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
В этом отрывке упоминается мотив полета, мотив бабочки, а бабочка — это душа, поэтому мы можем говорить о полете души. В этом отрывке с точки зрения эвфонии преобладает звук “у”, что создает настроение тоски.
...Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утиши...
Эта строфа, по сравнению с вышеприведенными строками, более спокойна, все становится на свои места, сумрак поглощается. Душа все утихомиривает, спасает мир. Здесь преобладают такие звуки, как “т”, “и”, “у”, что создает ощущение гнева, зависти и в то же время нежность, ласку.
Тютчев, как и любой творческий человек, был неуравновешенным. Это состояние поэта наложило свой отпечаток на его творчество, в особенности на психологические стихотворения.' Например, стихотворение “Еще земли печален вид...”:
Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
В этом примере душа изображается очень беспокойной, можно предположить, что в тот момент, когда поэт писал это стихотворение, душа его не была на месте, что-то ее волновало, тревожило. Человеческую душу всегда что-нибудь тревожит, она не может находиться в покое. Человек все время придумывает себе какие-либо заботы, в его голове всегда формулируются какие-либо странные мысли. Душа человека всегда терзается и при жизни ее носителя, и после смерти.
Мотив души, психологизм наиболее часто встречаются в стихотворениях о временах года. Самым печальным временем является осень. Осень — это не только время года, но и этап в жизни человека, это самая унылая пора. Вот стихотворение “Осенний вечер”, где можно увидеть мотив души:
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Здесь нет конкретного упоминания о душе и даже нет слова “душа”, но ее присутствие мы видим в “кроткой улыбке увяданья”. В этом отрывке душа тоже страдает. Страдания, боль, тоска всегда являются причиной, по которой люди души роняют слезы. Самыми горькими и мучительными слезами являются слезы горя:
...Слезы людские, о, слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, —
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.
В этом стихотворении Ф. И. Тютчева “слезы людские” льются из-за мучений, терзаний “в осень глухую” — пору тоскливую, пору, когда терзаются души. С точки зрения поэтической техники в этом стихотворении мы встречаем такие приемы, как анафора: .
Льетесь...
Льетесь...
….
Льетесь...
Это нам указывает на мучительные страдания, здесь слезы — не просто капли из глаз, а слезы, как “струи дождевые”. Это стихотворение окружено печалью, горестью, быть может, это и есть типичное состояние Ф. И. Тютчева.
Хотя душа такая же несчастная, как и мы — люди, но все же душа безжалостна по отношению к нам. Например, стихотворение “Она сидела на полу...”:
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
Человек не умирает, это просто душа покидает его тело. Жизнь человека обречена на смерть. Он не может жить вечно, а душа, покинувшая тело, продолжает существовать. В этом отрывке можно предположить, что душа смеется над “брошенным телом”. Эти строки заключают в себе великое пространство, гнев, зависть, печаль, боязнь.
Завершить наше путешествие по лирике Ф. И. Тютчева хотелось бы стихотворением “Видение”. В этом стихотворении душа предстает перед нами как часть хаоса. Возникает вопрос: “Почему душа относится к хаосу?”В хаосе все неопределенно, как писал Лаврецкий: “Хаос, по Тютчеву, — бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая, бурная основа Мира”. В душе тоже все сумбурно, непонятно. В душе человека всегда присутствует смятение, непонятость. Поэтому душа, как хаос — что-то бесформенное и беспорядочное.
Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
В этом стихотворении “Видение” душа изображена как нечто нетронутое, девственное, как младенец, который делает первые шаги. Этот отрывок наполнен нежностью, лаской и в то же время великолепием, великим пространством.
Таким образом, рассмотрев некоторые примеры психологической лирики Ф. И. Тютчева, мы можем сделать вывод, что мотив души выражается через природу, ее состояние, через мотив времен года и состояние самого человека, через мотив двойного бытия, а также через полет, полет души. Лаврецкий писал о Тютчеве: “Личное, как хрупкое, как совершенно нереальное, по сравнению с вечной материей, — нечто противоположное ей, непреходящей и всемогущей”. То есть противопоставляется личное, хрупкое Ф. И. Тютчева хаосу, которого поэт боится.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru