Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Солженицын а. и. - "затеряться в самой нутряной россии"


Трудно и непросто сложилась судьба А.И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего 'архипелага ГУЛАГ'. В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Рассказ 'Матрёнин двор' Напечатан в 1963 году. Он полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево Купловского района Владимирской области.

По многочисленным деталям (лагерная телогрейка, задержка с возвратом 'годков на десять', привычка есть 'дважды в день, как на фронте', неприязнь к ночным приходам людей в шинелях) нетрудно догадаться, что рассказчик - человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Не случайно он стремится 'затесаться и затеряться в самой нутряной России', обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. Поэтому он хочет удалиться от железной дороги и радио, чтобы порвать связь с миром цивилизованной лжи. Но несмотря на то, что он во многом разделил судьбу своего народа, его представления о народной жизни весьма далеки от реальности. В благословенном уголке России с возвышенным названием Высокое Поле 'не пекли хлеба', 'не торговали ничем съестным'. Жизнь деревенской, 'нутряной России' оказывается разъеденной ложью, жестокостью. И только в избе Матрёны герой ощутил нечто родственное своему сердцу. 'Жребий мой был поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом'. Матрёна оказывается 'самим символом нутряной России'. И одинокая женщина почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему она рассказывает о своём горьком прошлом, только её открывает он, 'что много провёл в тюрьме'. Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Как и Матрёну, жизнь научила Игнатича 'не в еде находить смысл повседневного существования'; как и хозяйка, постоялиц склонен к ограничению. Потому её нехитрый быт становился и его бытом: 'Комнату мы не делили'. В Матрёне всё просто, всё человечно, а значит - красиво. Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз. 'У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью'. Даже после страшной гибели героини её 'лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое'. Несмотря на все жизненные трудности, она сохранила в себе добрую, отзывчивую душу. Всё её хозяйство - это колченогая кошка, коза, фикусы и мыши. В смысле всего остального: она 'не имела', у неё 'не было', она ни за чем 'не гналась'. Матрёна не ощущает своего одиночества, потому что день её заполнен делами, помощью другим, причём бескорыстной. Она 'праведница'. У неё совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она 'не гналась за нарядами', 'не скопила имущества к смерти'. В ней нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают её золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие её скудное имущество. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания. Матрёна была больна, но 'не считалась инвалидом', она лишена пенсии, так как четверть века проработала не на заводе, а в колхозе, зарплаты ей не платили, получала она лишь палочки трудодне'. Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему - она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: 'Надо будет помочь колхозу'; 'Завтра Матрёна придешь мне пособить'. Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрёна остаётся в своей деревни абсолютно одинокой. Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои 'доброжелательные слова'. 'Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках'.

Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

Солженицын утверждал истинное величие, в основе которого, как писал Л. Толстой, - 'простота, добро и правда'. В своих поисках 'нутряной России' герой не находит 'идеального' народа с его патриархально - праведным укладом бытия, но он встречает личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни горд, ни вся земля, - личность праведника. Ведь недаром исходное название рассказа - 'Не стоит село без праведника'.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru