Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Пушкин а. с. - Художественное своеобразие прозы а. с. пушкина


    В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихотворным находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства.
    Процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина русской художественной прозы, которая стояла бы на уровне его достижений в области стиха, был начат им, когда он принялся за работу над историческим романом 'Арап Петра Великого'.
    Пушкин несколько романтизировал облик героя — своего прадеда по матери Ганнибала. Но в то же время он сумел на крайне ограниченном пространстве дать правдивую и вместе с тем необыкновенно красочную и остро выразительную картину жизни и быта петербургской эпохи — периода ломки всего старого, отжившего и создания новой русской государственности. Однако взыскательный художник был не удовлетворен своим начальным прозаическим опытом и оставил работу над ним.
    Цикл 'Повестей Белкина' явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и роман в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина и своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. 'Повести и романы читаются всеми и везде', — отмечал он.
    В бесхитростный пересказ разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей, Пушкин сумел внести столько глубокого гуманного чувства, меткой наблюдательности, тонкого юмора и мягкой иронии и вместе с тем столько жизненной правды, широких типических обобщений, что его 'Повести Белкина' являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.
    В повестях Пушкин существенно расширяет, демократизирует круг явлений действительности, входящих в сферу его творческого внимания. Наряду с картинами поместной жизни ('Метель', 'Барышня-крестьянка') перед нами развертывается быт армейского офицерства ('Выстрел'), городских ремесленников ('Гробовщик'), мелкого чиновничества ('Станционный смотритель'), наконец, жизнь крепостного крестьянства ('История села Горюхина').
    'Повести Белкина' отличаются предельной экономией художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей.
    Если в 'Арапе Петра Великого' Пушкин снял с ходулей крупного исторического деятеля, то в 'Станционном смотрителе' он приподнял своего маленького, приниженного героя, явив в этой повести, как и вообще в 'Повестях Белкина', поистине 'натуральную' действительность, жизнь, которая 'живет', как восторженно твердил устами одного из своих героев Достоевский. Этим объясняется огромное значение, которое имел 'Станционный смотритель' в дальнейшем развитии литературы. Образ смотрителя был прямым предшественником Башмачкина из 'Шинели' Гоголя и всех тех 'бедных людей', которые вскоре начали заполнять страницы по вестей и романов писателей 'натуральной школы' — колыбели русского реализма второй половины XIX века.


ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru