Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Пушкин а. с. - Свободолюбивая лирика пушкина


Свобода - ключевое понятие у П-на. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменяет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись. На раннее творчество П-на оказала влияние особая атмосфера Лицея. Там внушали высокие принципы, проповедовали естественное право каждого человека на свободу, независимость суждений и поступков. Под влиянием этих идей в 1815 году П пишет стихотворение "Лицинию". Судьба Рима представляет для поэта большой интерес. Через его историю он пытается понять общие законы развития человечества. В этом произведении П пишет: "Свободой Рим возрос, а рабством погублен". Очень важна для понимания творчества раннего П-на ода "Вольность" (1817 г). В этом произведении П говорит о том, что такие понятия, как Свобода и Закон, неотделимы друг от друга. В 1818 году П пишет стихотворение "К Н.Я. Плюсковой", в котором изложит своё политическое кредо тех лет: "Свободу лишь учася славить… я не рожден царей забавить… любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа". В творчестве юного П-на определяющими являются гражданские мотивы. Он часто размышляет о России, о её исторической судьбе, о русском народе. В 1819 году под впечатлением от поездки в Михайловское П пишет стихотворение "Деревня", которое делится на две части. В первой он описывает красоту природы, её гармоничность. Лицезрение этих спокойных, мирных картин умиротворяет его душу, служит источником вдохновения. Во второй части стихотворения "Деревня" поэт показывает, как человек разрушает гармоничность природы, нарушая её закон - каждый человек рождается свободным. Перед ним возникают картины "рабства тощего" и "барства дикого": Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея. Поэтому стихотворение заканчивается мучительным вопросом: "Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный…" В 1823 году П переживает глубокий кризис, выражение которого мы находим в стихотворении "Свободы сеятель пустынный…". В отличие от декабристов, П понял всю преждевеременность своих призывов к свободе, которые не были и не могли быть услышаны забитым народом: Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды… Поэт осознал безнадежность устремлений будущих декабристов и отошел от образной системы их поэтики. Исчерпав её возможности, он перестал интересоваться прежним, более узким понятием свободы. Теперь главным предметом его забот становится осознание своего гения, своего "я", то есть стремление самому строить свою жизнь независимо от общества и государства, чтобы человек сам мог воплотиться и развиться. П-ну нужна была не столько политическая свобода, сколько личная независимость. И с 1826 года прежних гимнов свободе в его творчестве мы не найдем. Однако П не мог не откликнуться на те важные для России события, которые произошли 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов застало поэта в Михайловском, в ссылке, но он искренне переживал за своих друзей и поддерживал их в своих произведеиях. В 1827 году он пишет стихотворение "Арион". В этом стихотворении П-н размышляет о своей судьбе, которая уберегла его от каторги и смерти, ибо он - поэт. Погибли все ("и кормщик и пловец"), лишь он, "таинственный певец, на берег выброшен грозою" и "гимны прежние" поет. Это идеалы свободы, не оставлявшие его никогда. Постепенно в лирике П-на темы свободы и рабства становятся более философскими. Из них исчезает прямая социальная и политическая окраска. Стихотворение "Анчар" (1828 г) сознательно лишено поэтом всяческих конкретных примет места и времени, но в рабе, который "послушно в путь потек" и покорно умер "у ног непобедимого владыки", мы видим русский народ, его трагичекую судьбу. П остро чувствовал ту истину, которую сформулировал Герцен: "Невозможно освободить человека извне, пока он не свободен изнутри". И понятие свободы у поэта с годами становится именно понятием внутренней, духовной свободы. Особенно это ярко выражено в стихотворении "Из Пиндемонти" (1836 г). В этом произведении утверждается независимость и самоценность нравственной жизни человека. Его интеллектуальная и духовная проблематика заключается в размышлениях над темой политической, моральной, личной и духовной свободы. К этому времени поэт понял, что даже полная свобода слова бессмысленна в обществе, где отсутствует мораль, совесть и страх перед Богом. Всякая попытка государственного служения в ситуации морального зла, господствующего в обществе, оказывается смешной. Представление о счастье у П-на теперь ассоциируется с возможностью "по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам…". "Вот счастье! вот права…" - восклицает П в конце стихотворения. Так П изобразил концепцию идеального пути и идеальной свободы.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru