Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Пушкин а. с. - Дружеская и любовная лирика.


Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. 'Дружество' для него - это целый круг людей, близких 'по судьбе', это 'братство', 'наш союз', сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы - строфа из '19 октября' 1825 г., Михайловское:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз...
Дружбу Пушкин понимал и как 'сладостный союз', связывающий между собой поэтов. 'К Языкову', 1824, основа этого союза - тв-во, вдохновение:
Они жрецы единых муз,
Единый пламень их волнует,
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.
В стихах о дружбе неизменно присутствует философский мотив судьбы ('19 окт').
Размышления о друзьях подталкивали поэта к анализу собственной судьбы, создавали психологический и философский фон многих его стихотворений. Лицеисты, разбросанные по всему свету, как бы соединялись в лирическом мире Пушкина.
Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина - высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг ('И.И.Пущину'). Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточенья - такова главная мысль поэта.
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, давало ему мощный источник вдохновения, лишая его свободы, подчиняя 'страстям мятежным'.
Ц в шедеврах Пушкинской любовной лирики ('К***', 'Я помню чудное мгновенье...'(25), 'Я вас любил...'(29), 'На холмах Грузии...'(29)) говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях поэта, связывавших его с возлюбленными.
Любовь Пушкина-лирика - предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской 'прозы'. Стихи Пушкина - вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.
В лирике Пушкина оживают его 'любви пленительные сны'. Это стихи-воспоминания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, стремится выразить в слове психологическую уникальность и в то же время сходство своих любовных переживаний.
Говорить о любимой поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщины создаются с помощью сравнений и аналогий ('Я помню...', 'Мадонна').
Любовь, 'замыкая' перечисление того, что заставляет душу поэта 'пробудиться', как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь - символ духовного возрождения. Даже сама надежда на 'позднюю' любовь способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, - самая высокая и светлая надежда Пушкина. ('Элегия' 30)
'На холмах Грузии': любовь оживает не только потому, что поэт вспомнил о любимой. В ней источник новых ярких переживаний, она - искра, зажигающая сердце, которое не может не любить. Последние строки ('И сердце вновь горит и любит - оттого, / что не любить оно не может') особенно важны для понимания стихотворения и той концепции любви, которой вдохновлена лирика Пушкина: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии. Даже чужая, неведомая любовь способна наполнить душу поэта 'мечтою странной', воскресив целый рой воспоминаний о своей и 'чужой' молодости, о красоте и счастье ('Цветок' 28).



ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru