Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Островский а. н. - Александр николаевич островский



семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже - английский, итальянский, испанский языки.
В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 и поступил на юридический факультет Московского университета (1840 - 1843). Слушал лекции таких передовых профессоров, как Т.Грановский, М.Погодин. Стремление к литературному творчеству совпадает со страстным увлечением театром, на сценах которого выступали в то время великие актеры М.Щепкин и П.Мочалов. Островский оставляет университет - юридические науки его перестали интересовать, и принимает решение всерьез заняться литературой. Но, по настоянию отца, поступил на службу в Московский совестный суд.
Работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес.
Весной 1848 года семья переезжает в Щелыково. Щелыково - сельцо в Кинешемском уезде Костромской губернии было куплено отцом драматурга Николаем Федоровичем Островским в 1847 году, так как он после выхода на пенсию хотел вернуться в родные края - он был родом из Костромы. И хотя Александр Николаевич жил уже отдельно от отца, он едет вместе с родными посмотреть приобретенное отцом имение, пожить в деревне. Впечатления первого знакомства с Костромским краем не изгладились из памяти драматурга с годами, напротив сюда до конца дней своих с надеждой и верой в целительное и вдохновляющее влияние 'милого Щелыкова' стремился А.Н.Островский. Могучая русская река Волга также властно вошла в творчество Островского: во многих его произведениях отразилась не только её красота и величие, но и жизнь и обычаи, нравы и песни, язык обитателей поволжских городов.
В 1849 была написана комедия 'Свои люди - сочтемся!', принесшая признание автору, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена Николаем I, а Островский был отдан под надзор полиции). Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый 'театр Островского', включающий 47 пьес различных жанров.
В 1850 Александр Николаевич становится сотрудником журнала 'Москвитянин', входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны 'Утро молодого человека', 'Неожиданный случай' (1850). В 1851 Островский ушел со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству. Продолжая гоголевские обличительные традиции, он пишет комедии 'Бедная невеста' (1851), 'Не сошлись характерами' (1857). В 1853, отказываясь от 'жесткого' взгляда на русскую жизнь, пишет Погодину: 'Пусть лучше русский
человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас'. Последовали комедии: 'Не в свои сани не садись' (1852), 'Бедность не порок' (1853), 'Не так живи, как хочется' (1854). Н.Чернышевский упрекал драматурга в идейной и художественной фальши его новой позиции. На дальнейшее творчество Островского оказало участие в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856). Совершил поездку по Волге, от истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вел подробные
записи, изучал жизнь местного населения.
В 1855 - 60, в предреформенный период, сближается с революционными демократами, приходит к некому 'синтезу', вернувшись к обличению 'властителей' и противопоставляя им своих 'маленьких людей'. Появляются пьесы: 'В чужом пиру похмелье' (1855), 'Доходное место' (1856), 'Воспитанница' (1858), 'Гроза' (1859). Добролюбов восторженно оценил драму 'Гроза', посвятив ей статью 'Луч света в темном царстве' (1860).
В 1860-е Островский обращается к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники 'Тушино' (1867), 'Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский', психологическая драма 'Василиса Мелентьева'(1868).В 1870 годы рисует жизнь пореформенного дворянства: 'На всякого мудреца довольно простоты', 'Бешеные деньги' (1870), 'Лес' (1871), 'Волки и овцы'(1875). Особое место занимает пьеса 'Снегурочка' (1873), выразившая лирическое начало драматургии Островского.
В последний период творчества была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870 - 80: 'Последняя жертва', 'Бесприданница', 'Сердце не камень', 'Таланты и поклонники', 'Без вины виноватые' и др.
Умер А.Островский 14 июня 1886 в имении Щелыково.


ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru