Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Афанасий фет - Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике ф. и. тютчева и а. а. фета


    Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается.
    Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет - совсем другой.
    Его поэзия не только иррациональна, она импрессионистична. В стихах Фета и Тютчева философия совершенно различна. Возьмем, например, мотивы дня и ночи, которые противопоставлены. С одной стороны, и у Фета, и у Тютчева истина открывается человеку ночью, но, с другой стороны, — истина эта разная. У Фета ночь сияет:
    Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
    Лучи у наших ног в гостиной без огней.
    У Тютчева ночь открывает человеку хаотичность природы, но этим не исчерпывается:
    Лишь жить в себе самом умей
    Есть целый мир в душе твоей
    Таинственно-волшебных дум;
    Их оглушит наружный шум,
    Дневные разгонят лучи...
    Истина Фета — с крыльями, у нее есть свет... А вот у Тютчева день — это обнаружение природы мира, и человек может наслаждаться мгновенной красотой. Для Фета ночь не только не отменяет человеческого существования, но и позволяет ему чувствовать себя освобожденным. Ночь -момент соединения человека с миром: “сердце цветет” ночью. Ночь и день для Фета едины.
    На заре ты ее не буди,
    На заре она сладко так спит...
    В лирике Фета герой всегда стремится к прекрасному, независимо от того, несет это прекрасное радость или трагедию. И мгновение прекрасного, импульсы его- как “свет звезды”. Ему (Фету) хочется, чтобы свет лился все время. “А счастье где? Не здесь...”, и все-таки- “за ним, за ним”. В его стихах сохраняется не только потребность, но и надежда на возможность присоединиться к миру, который дает счастье.
    У Тютчева же человек всегда на краю бездны, в которую он вглядывается. Это одновременно безмерная бездна космоса и таинственная жизнь Вселенной. Поэта интересует сознание человека, находящегося на границе между жизнью и смертью, сном и пробуждением. Его интересует промежуточное состояние в жизни человека или природы, когда смешиваются краски; что было ясно - ставится под сомнение. Такое промежуточное, неустойчивое состояние он показывает в стихотворении “Тени сизые смесились”:
    Тени сизые смесились,
    Цвет поблекнул, звук уснул —
    Жизнь, движенье разрешились
    В сумрак зыбкий, в дальний гул...
    Очень часто лирику Тютчева называют натурфилософской, так как возникает целая система символов, которые связывают мир человека с миром природы (ветер, радуга, фонтан). Характер описываемой природы часто совпадает с настроениями лирического героя, Тютчев наделяет ее человеческими чувствами. Например, в стихотворении “Фонтан” поэт описывает низвержение воды и параллельно ведет философские рассуждения.
    Во многих стихотворениях природа у Тютчева одушевлена; она живет и действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит. Так, весенние воды в одноименном стихотворении “бегут и будят сонный брег”, “гласят во все концы”, а зима “злится”, “хлопочет”, “ворчит”.
    Природа занимает такое же большое место и в лирике Фета. Он воспринимает ее как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в ее состоянии:
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря...
    Создается впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, различает полутона, блики. Изменения “милого лица” и изменения в природе — такой параллелизм типичен для фетовских стихов. У Фета нет живых и вполне определенных образов, а есть привлекательные, но почти всегда бледные, неясные очертания:
    Уноси мое сердце в звенящую даль,
    Где, как месяц за рощей печаль....
    При всей трагичности многих стихов Фета ощущение счастья бытия для поэта близко. У Фета - при всей дерзости его метафор - перед нами мир, все объединяющий. Образуется как бы бездна мира и счастья. Для Фета характерна тесная связь между природой и любовью, потому что выразить свои чувства, впечатления, с точки зрения его философии, можно только говоря о прекрасном и вечном: любви и природе.
    Образы и темы лирических стихотворений Тютчева и Фета во многом схожи. Их объединяет тонкое восприятие природы, мельчайших ее оттенков и переливов. Оба они выступили и как знатоки человеческой души и сердца. Но в то же время можно отметить и различие в подходе к изображению мира, Вселенной, человека.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru