Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Некрасов н. а. - В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных. н. а. некрасов.



В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, 'сеятеля и хранителя' богатств страны, 'чьи работают грубые руки'.
Труд - основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии - прежде всего хороший и умелый работник. Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна. В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений - знаменитая 'Железная дорога'. Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих: Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.
Слышишь ты пение?.. 'В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!'
В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу - стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров: Да не робей за отчизну любезную
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет всё, что господь ни пошлёт!
Вынесет всё - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев - бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, что. В мире есть царь: этот царь беспощаден,/Голод названье ему.
Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобио-графической поэме 'На Волге' поэт описал то, что потом всю жизнь 'забыть не мог': Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки
Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит: Когда бы зажило плечо,/Тянул бы лямку, как медведь,/
А кабы к утру умереть -/ Так лучше было бы ещё.
Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка - богатырского сложения, здоровенный детинушка, Савушка - росту большого, рука, что железная, плечи - косая сажень.'Трудничество'- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатыркое деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме 'Мороз, Красный нос' уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю: Большие, с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо - и до рук борода
Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина 'голосящие' родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:
Родителям был ты советник,/ Работничек в поле ты был
Эту же тему подхватывает в ' Кому на Руси жить хорошо' Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:
Ты думаешь, Матренушка,/ Мужик - не богатырь?/ И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана/ В бою - а богатырь!
Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли - о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме 'Мороз, Красный нос' автор рисует образ 'величавой славянки'. Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде. Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая 'много работает', признаком красоты будет 'необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку'. Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости. Красавица, мира на диво,/ Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,/ Во всякой работе ловка.
Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно помечает это в своих стихах: Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни.
С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали 'забота и нужда', на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, 'высыхали' в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение 'Плач детей'. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:
Целый день на фабриках колеса/ Мы вертим - вертим - вертим!
Бесполезно плакать и молиться,/ Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри - проклятое вертится,/ Хоть умри - гудит - гудит - гудит!
Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение 'Плач детей' - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.
Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме 'Дедушка' он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. 'Гор-сточка русских', сосланных в 'страшную глушь', бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет: Воля и труд человека/ Дивные дива творят!
Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность. Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru