Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Удвоение ВВП – реальная возможность по повышению уровня и качества жизни россиян

Работа из раздела: «Экономика»

Министерство образования и науки  Российской федерации

                   Пензенский государственный университет


                         Кафедра «Мировая экономика»



                                   Доклад


      Тема: «Удвоение ВВП – реальная возможность по повышению уровня и
                           качества жизни россиян»



                                       Выполнил:  ст. гр. 02РА1 Заонегин


                                                  Антон Александрович


                                       Проверила:



                                 Пенза 2005



Введение


    «Удвоение внутреннего валового  продукта  страны»  -  такую  задачу  на
ближайшее  десятилетие  поставил  президент  России  В.  В.  Путин  в  своем
Послании к  Федеральному  Собранию  РФ.  Что  кроется  за  этим  амбициозным
планом? Каким образом эту задачу  собирается  решать  Правительство  РФ,  и,
главное, как отразиться на жизни рядового  гражданина  Российской  Федерации
удвоение ВВП?


Удвоение ВВП?


    ВВП  или  внутренний  валовой  продукт  –  термин,  вошедший   в   нашу
повседневную жизнь 2 года назад. Конечно, термин ВВП не  нов,  но  именно  с
середины 2003 года он стал частым гостем СМИ, благодаря плану Президента  по
удвоению внутреннего валового продукта страны за 10 лет. Такая  задача  была
поставлена В. В. Путиным его в ежегодным обращении к  Федеральному  Собранию
РФ 16 мая 2003 года.


    «…За десятилетие мы  должны  как  минимум  удвоить  валовой  внутренний
продукт страны.


    Убежден, в России уже есть все  условия  для  постановки  и  реализации
подобных задач. Есть возможности реально заняться масштабным  строительством
современной и сильной экономики.


    …Такое возможно только в условиях устойчивого и быстрого роста.  Роста,
базирующегося  на  использовании  всех  факторов,  внутренних   и   внешних,
традиционных и современных, отечественных и зарубежных».


    Что послужило поводом для  постановки  такой  серьезной,  'системной  и
масштабной задачи', решение  которой  заключено  в  достаточно  короткий,  в
масштабах огромной страны, срок? Ведь её воплощением должен стать  суммарный
рост ВВП страны на 7% в год, что для развитой экономики  достаточно  высокие
темпы роста.


    Базой для подобного заявления могли служить несколько факторов.


    Конечно же, главный   -  это  «благоприятная  мировая  конъюнктура»,  а
именно – высокие цены на нефть. Огромные  доходы  от  нефтегазового  сектора
позволяют  Правительству   строить   достаточно   оптимистические   прогнозы
развития страны.


    Однако эксперты видят  в  новом  лозунге  и  обратную  сторону.  Многие
считают, что  задача  удвоения  ВВП  не  является  системной.  В  ней  видят
простую, привлекательно звучащую и  удобную  для  цитирования  политиками  и
комментаторами идею. Таким образом, считают они, за ярким фасадом  «удвоения
ВВП»  правительство  сможет  провести  ряд  жестких  и  непопулярны  реформ,
которые, по всеобщему мнению, навряд ли найдут понимание у народа.


Программа развития


    После официального объявления новой «десятилетки»  глава  Правительства
Михаил Фрадков поручил министру экономического развития и  торговли  Герману
Грефу в кратчайшие  сроки  разработать  проект  программы  развития  России.
Впрочем, сенсации не состоялось. К концу 2004 года, когда появился  на  свет
проект Программы социально-экономического  развития  России  до  2008  года,
всем стало ясно, что никакого удвоения ВВП ни к 2010,  ни  к  2012  году  не
будет.


    В  целом  среднесрочная  программа,  разработанная   минэкономразвития,
'предполагает выработку инструментов экономического роста,  удовлетворяющего
четырем критериям: осуществляется  высокими  темпами,  обеспечивая  удвоение
ВВП за 10 лет; сопровождается прогрессивными структурными сдвигами (то  есть
обеспечивает  диверсификацию  экономики)  и  повышает  конкурентоспособность
страны;  демонстрирует  высокие  темпы  в   среднесрочной   и   долгосрочной
перспективе, то есть является устойчивым; обеспечивает сближение  по  уровню
экономического развития с наиболее развитыми странами (то  есть  темп  роста
является более высоким, чем среднемировой или  чем  темп  роста  в  наиболее
развитых странах)'.


    Причем, как полагают авторы  документа,  'нарастает  критическая  масса
факторов, которая может привести к существенному замедлению роста'. К  таким
факторам  они  отнесли  высокую  долю  нефтегазового  сектора  в  экономике,
отсутствие незагруженных  производственных  мощностей,  а  также  исчерпание
запаса ценовой конкурентоспособности, возникшей после кризиса 1998 года.


    Следовательно, делается вывод в программе, 'при сохранении  сложившейся
структуры экономики и ожидаемом падении  экспорта  российская  экономика  не
сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше чем 4-5%  в  год,  даже  при
высоких мировых ценах и благоприятной динамике импортозамещения'.


    В документе рассмотрены три основных сценария экономического  развития.
Базовый или традиционный сценарий отражает сложившиеся  тенденции  изменения
конкурентоспособности  и   эффективности   экономики   и   не   предполагает
реализации новых масштабных национальных  проектов  или  стратегий.  Второй,
инвестиционный и экспортно-ориентированный сценарий развития,  опирается  на
реализацию   ряда   стратегических   проектов   в   нефтегазовом    секторе,
транспортной инфраструктуре, а  также  в  инновационной  высокотехнологичной
сфере.  Третий,   инновационно-ориентированный   сценарий,   характеризуется
интенсивными   структурными   сдвигами   в    пользу    высокотехнологичного
информационного сектора и ослаблением  зависимости  от  сырьевого  экспорта.
Темп роста ВВП в этом  случае  практически  не  уступает  второму  сценарию,
однако показатели диверсификации экономики оказываются выше.


    Все три варианта исходят из одинаковых внешнеэкономических  условий.  В
базовом варианте рост ВВП в 2005--2007 годах будет на уровне 4,7% в  год,  в
2008--2011-м --  4,4%,  затем  4,2.  Этот  вариант  развития  можно  назвать
бесперспективным,  не  удовлетворяющим  требованиям  удвоения  ВВП.  В  двух
других вариантах в 2005-2007 годах - 6,1%, затем наблюдаются  незначительные
расхождения. Так, в 2008-2011-м по второму варианту будет 6,2%, по  третьему
- 6,1%. Зато в  более  отдаленной  перспективе  третий  вариант  оказывается
более  оптимистичным  -  7,2  против  7,1  во  втором.  Хотя   среднесрочная
программа ориентирована на 2005-2008 годы, многие  из  намеченных  реформ  и
стратегий дадут свой результат уже после 2010 года, отмечают в МЭРТ.


    Таким образом, в случае воплощения проекта в жизнь, Переломным рубежом,
по оценке минэкономразвития, может стать период 2008-2011  годов,  когда,  с
одной    стороны,    обнажатся    барьеры,    связанные    с     недостатком
конкурентоспособных мощностей и продуктов и  при  этом  завершится  действие
ряда защитных мер внутреннего рынка, предусмотренных переходным  периодом  в
рамках вступления в ВТО. С другой стороны,  отмечается  в  документе,  может
существенно ухудшиться мировая конъюнктура. 'Если  зависимость  от  экспорта
сырья и топлива к этому времени в достаточной мере не  ослабнет,  неизбежной
станет пауза роста, сопровождаемая значительными социальными издержками',  -
считают экономисты.


    Из программы следует, что удвоение ВВП можно  ожидать  не  раньше  2015
года и только в том случае, если в  стране  будут  проведен  ряд  реформ,  к
которым  относятся:  административная  реформа,   ускорение   реформирования
отраслей  естественных  монополий,  вступление  в  ВТО,   реформа   жилищно-
коммунального хозяйства, а также реформирование сети бюджетных  организаций,
дерегулирование экономики, валютная либерализация, банковская реформа.


Реально ли?


    Реально ли выполнить программу министерства экономического  развития  и
торговли? На этот счет существует две,  естественно  противоположные,  точки
зрения.


    Первая и, самая оптимистичная, говорит о том, что ничего  невыполнимого
в плане удвоения ВВП за 10  лет  нет.  В  принципе,  это  официальная  точка
зрения Правительства. Так министр  финансов  Алексей  Кудрин.  считает,  что
поставленная президентом РФ задача по удвоению ВВП за десять  лет  достижима
уже к 2010  году.  Об  этом  он  заявил  журналистам,  комментируя  послание
президента РФ Федеральному Собранию 2004 года.


    Он заявил, что для удвоения  ВВП  к  2010  году,  снижения  инфляции  и
конвертации  рубля  необходимо  'создавать  дополнительные   стимулы   роста
экономики,   и   параллельно   укреплять   финансовую    систему    страны'.
'Макроэкономическая политика должна вызывать доверие  к  рублю',  -  отметил
министр. Он подчеркнул, что 'к 2007 году инфляция будет остановлена'.


    Кудрин пояснил, что президент  России  предложил  считать  десятилетний
период работы по удвоению ВВП с  2000  года,  то  есть  считать  период  его
президентства. «У нас есть такая  возможность»,  -  заявил  он.  Под  «такой
возможностью» видимо следует понимать планы  Минфина  по  быстрому  снижению
уровня инфляции.  Так,  примерно  в  тоже  время  Кудрин  отметил:  «Снизить
инфляцию быстро, в один год, до  трех  процентов  можно».  «Это  связано  со
структурным изменением цен на энергоносители», - пояснил министр.


    «На один-два года сохранится рост цен  на  энергоносители,  превышающий
инфляцию, - сказал министр. - Реструктуризация  нефтяных  цен  завершится  к
2007 году, что расчистит нам площадку для того, чтобы инфляция стала  просто
монетарным фактором, элементом настройки макроэкономической политики»


    В свою очередь советник президента  по  экономическим  вопросам  Андрей
Илларионов также подчеркнул, что удвоение ВВП страны до 2010 года  абсолютно
реалистично. При этом он отметил, что речь идет не только  о  ВВП  страны  в
целом, но и о его удвоении на душу населения.


    Однако уже к концу 2004 года Кудрин признал, что не  все  так  радужно,
как  казалось  раньше.  'За  последние  пять  лет   наша   экономика   имела
беспрецедентные  исторические  темпы  развития,  которые  вряд  ли   удастся
повторить в ближайшие пять лет', - признал главный  финансист,  выступая  на
конференции,  посвященной  пятилетию   Центра   стратегических   разработок.
Подводя итоги первого квартала 2005 года,  Алексей  Кудрин  сообщил,  что  в
этом году инфляция в первом квартале составила  5,3%  против  3,5%  прошлого
года.  Как видно, ни о каких  3%  инфляции  речи  не  идет,  и  в  сложившей
ситуации идти не может.


    Как результат чрезмерных темпов инфляции  Минэкономразвития  предложило
поднять цену  отсечения  (средства,  полученные  по  нефтяным  поставкам  на
экспорт сверх этой планки,  направляются  в  Стабилизационный  фонд)  до  27
долларов за баррель, а не 22 доллара, как сейчас. Правда Кудрин уверял,  что
достаточно будет и 25 долларового уровня, но премьер-министр Михаил  Фрадков
поддержал предложение ведомства Германа Грефа.


    Таким образом, вторая точка зрения отражает мнение о том, что  удвоение
ВВП в столь короткие сроки в условиях постепенного спада в экономике  страны
и стремительного роста инфляции  осуществить  невозможно.  Многие  аналитики
утверждают, что реальной точкой удвоения ВВП может  служить  2017  или  даже
2018 год. И только в случае успешного приведения в жизнь проектов  и  реформ
министерства финансов и министерства экономического развития и торговли.


    Так, директор департамента стратегического  планирования  компании  ФБК
Игорь Николаев считает задачу удвоения ВВП не  более  чем  «высокой  целью»,
инструментом  более  политическим,   нежели   реальным   стимулом   развития
экономики страны.


    «Это же нонсенс,»- говорит Николаев – «когда  есть  четко  поставленная
цель - удвоение ВВП к 2010 году,  и  есть  официальные  показатели  прогноза
социально-экономического развития  Российской  Федерации,  по  которому  ВВП
будет расти: в 2004 году на 3,8 проц., в 2005 году - на 4,8  проц.,  в  2006
году - на 4,9 проц. Сейчас уже всем понятно,  что  с  такими  темпами  роста
поставленная цель абсолютно недостижима. И вариации с  более  оптимистичными
прогнозами (5,0 - 5,9 - 6,0 проц. соответственно)  этот  вывод  поменять  не
могут».


    Впрочем  есть  и  более  пессимистические  мнения.  Так,  выступая   на
четвертой  сессии  Российского  экономического  и   финансового   форума   в
Швейцарии, начальник экспертного управления администрации президента  России
Аркадий Дворкович  дал  свой  куда  более  драматичный  прогноз.  По  мнению
экономиста, уже в 2005  году  Россия  может  опуститься  до  4%  роста  ВВП.
Инфляция же, напротив, останется на уровне 2004 года и составит около 12%.


    Эксперт Дворкович отметил,  что  многие  макроэкономические  показатели
2004 года оказались менее  удачными,  чем  планировалось.  «Особенно  сложно
было второе полугодие 2004 года, когда динамика экономического роста  сильно
замедлилась», – сказал эксперт. По мнению Дворковича,  «пока  нет  оснований
ожидать, что динамика изменится, и  можно  предположить,  что  в  2005  году
темпы экономического роста упадут до 4–5%».


      Как  считает  руководитель  Высшей  школы  экономики  Евгений   Ясин,
демонстрируемые российской экономикой  во  втором  полугодии  2004  снижение
объемов  промышленного   производства   и   рост   темпов   инфляции   могут
свидетельствовать о  переходе  к  периоду  долгосрочной  стагнации.  По  его
подсчетам, в 2004 году только 20%  прироста  денежного  предложения  (против
43% в 2003 году)  поглощается  экономикой.  Снижение  же  спроса  на  деньги
отражает   снижение   деловой   активности,   которое   ведет   к    падению
экономического роста.


    Сами же авторы проекта Программы социально-экономического развития, все
более укрепляя общие и без того скептические настроения, говорят о том,  что
на пути решения задачи удвоения ВВП лежат не только  экономические  барьеры.
Заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов честно  признал,
что проблемы с ростом  -  результат  действий  властных  структур.  С  одной
стороны, сказал  чиновник,  нельзя  обвинять  государство  в  том,  что  оно
требует вернуть  неуплаченные  налоги.  С  другой  -  возникла  своего  рода
презумпция виновности. Каждый  предприниматель  ждет,  что  следующим  будет
либо он, либо его партнер.  Если  правительство  не  сможет  переломить  эту
тенденцию, то экономический рост скатится до 3--4%.


    С ним согласен и его недавний  коллега  по  Минэкономразвития,  научный
руководитель Центра  стратегических  разработок  Михаил  Дмитриев.  'Спад  в
экономике сейчас более глубок, чем когда-либо за последние  четыре  года,  и
если тенденция продлится еще 3-4 месяца (а анализ проводился на  конец  2004
года), темпы роста ВВП снизятся в полтора раза'. Он убежден,  что  экономику
тормозит не неправильная политика,  а  неправильные  сигналы  бизнесу.  'Для
бизнеса главное - невовлеченность государства  в  управление  ресурсами',  -
пояснил г-н Дмитриев. Когда бизнес видит, что  государство  наращивает  свое
влияние, он начинает воспринимать свою деятельность как  более  рискованную.
'Иногда бездействие может  быть  более  полезно,  чем  действие',  -  сказал
эксперт.


    О проблеме преодоления  «административных  барьеров»  говорил  Премьер-
министр РФ Михаил Фрадков, выступая в Госдуме 9 февраля этого года.


    Он отметил необходимость создания четких  правил  для  работы  бизнеса,
которые  не  должны  постоянно  изменяться.  'Для  решения   данной   задачи
правительство  сейчас  готовит  поправки  в  налоговое   и   антимонопольное
законодательства'.  М.Фрадков  добавил,   что   необходимо   решать   задачу
повышения эффективности рыночных институтов, делая  это  на  основе  доверия
между бизнесом и властью. Для этого  'необходимо  закрыть  белые  пятна',  в
сфере защиты прав собственности и антимонопольного законодательства.


    По  мнению  М.Фрадкова,  эффективность  созданных  рыночных  институтов
сейчас можно оценить, как низкую, так как сейчас они  зачастую  используются
не для обеспечения роста экономики,  а  для  вывода  капитала  из  страны  и
уклонения от налогов.


    Необходимо также исключить  возможность  использования  государственных
институтов в интересах одной из групп предприятий  против  другой.  'Принцип
равноудаленности государства от  бизнеса  должен  действовать  не  только  в
центре, но и на местах', - отметил премьер-министр.


    Впрочем, дальше «протокола о намерениях» дело пока не пошло. И остается
только надеяться, что  все  вышесказанное  со  временем  будет  воплощено  в
жизнь.


Как отразиться удвоение ВВП на жизни граждан РФ?


    Что интересует гражданина, когда он  слышит  об  экономических  задачах
страны? Конечно  же,  как  будут  меняться  его  доходы.  Так  вот,  с  этой
проблемой динамика ВВП связана крайне слабо. Просто потому, что сам по  себе
ВВП  показывает  лишь  суммарную  величину  того,   что   производится   или
добывается в стране, но ничего не говорит о том, на какие цели  направляются
полученные от этого доходы.


    Иначе говоря, двукратный рост ВВП вовсе не гарантирует  гражданам,  что
их доходы удвоятся. Если  даже  при  этом  удвоятся  доходы  государственной
казны - ничто не мешает правительству направить эти доходы  совсем  на  иные
цели. Например,  на  досрочные  выплаты  внешнего  долга,  или  на  создание
'финансового резерва', или на какие-нибудь 'проекты века'.  А  вовсе  не  на
повышение благосостояния своих граждан...


    Поставь президент задачу вдвое увеличить за 10 лет количество  товаров,
которые можно приобрести на зарплату среднего  россиянина,  -  это  было  бы
понятно. Или - задачу вдвое увеличить  долю  ВВП,  направляемую  на  выплату
пенсий. Или - задачу как  минимум  вдвое  увеличить  долю  фонда  заработной
платы в прибыли российских предприятий  (сейчас  в  России  этот  показатель
составляет около 10 процентов против 50 - 60 процентов  на  Западе).  Или  -
задачу вдвое снизить  налоговую  нагрузку.  Или  -  задачу  вдвое  уменьшить
разрыв в доходах между богатыми и бедными (все последние  годы  этот  разрыв
между 'верхними и нижними децилями' является  примерно  14-кратным).  Или  -
задачу вдвое увеличить долю доходов,  остающихся  в  распоряжении  регионов,
которые ежегодно 'обрезаются' в пользу федерального центра...


    Кроме того, стоит  повторить,  что  Программа  социально-экономического
развития страны требуют проведения целого ряда  реформ.  И,  как  показывает
практика, ни одна реформа, проведенная в нашей стране за  последние  10  лет
не прошла безболезненно. Кроме того, опасению вызывает и то, какой  характер
будут носить  реформы.  Будут  ли  это  реформы  «ради  реформ»,  скорейшего
достижения цели или это будет сбалансированный пакет программ, воплощение  в
жизнь которых реально улучшит жизнь россиян?


    Около трети населения России живет за чертой бедности. Как они встретят
новые реформы? Все мы видели какую волну протестов по  всей  стране  вызвала
монетизация льгот. А как будет встречена  100%  оплата  коммунальных  услуг?
Конечно  государство  компенсирует  часть  затрат  малоимущим  через   сферу
социальной поддержки населения, но навряд ли это будет покрывать  все  более
увеличивающиеся расходы. Любое увеличение доходов рядового гражданина,  будь
то увеличение пенсии  или  заработанной  платы  государственного  служащего,
немедленно поглощается стремительно растущей инфляцией.


    Отток капитала  на  новые  проекты  не  будет  оказывать  значительного
влияния на социальный сектор, но лишь до тех пор пока  не  будет  достигнуто
«дно финансирования монетизации», которое фактически на  прямую  зависит  от
мировых цен на нефть. Однако цены на «черное золото»  нестабильны  и  многие
эксперты предвещают их скорое падение.


Эпилог


    Удвоение ВВП не должно быть самоцелью, увлекшись  погоней  за  цифрами,
можно  забыть  о  других  проблемах:   административной   реформе,   сложной
демографической  ситуации,  структурной  и   пенсионной   реформе,   силовом
давлении на бизнес,  банковской  реформе  и  так  далее.  Только  решив  эти
задачи, требующие значительных усилий  всех  ветвей  власти,  страна  сможет
достичь внушительных  экономических  показателей,  о  необходимости  которых
говорил Президент.



Литература



    1. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ 2003, 2004 и  2005
       гг.


    2. Новостная лента Министерства финансов РФ.


    3. Информация новостного агентства «ИНТЕРФАКС-Москва».


    4. Информация новостного агентства «Прайм-Тасс».


    5. Газета «Время новостей»


    6.  Газета «Московские новости»



Содержание


    Введение     2


    Удвоение ВВП?     2


    Программа развития      2


    Реально ли?  4


    Как отразиться удвоение ВВП на жизни граждан РФ?   6


    Эпилог 7


    Литература   8


    Содержание   9




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru