Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Региональная экономика 73.3 Кб.
  2. Региональная экономика 22 Кб.
  3. Региональная экономика 32.1 Кб.
  4. Региональная экономика Ярославской области 32.1 Кб.

Региональная экономика

Работа из раздела: «Экономика»


                                    ПЛАН



ВВЕДЕНИЕ    3

Концепция региональной политики   5

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального
развития    8

Региональная экологическая политика     11

Программные методы регулирования территориального развития    13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  17



      ВВЕДЕНИЕ

      Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло  на
фоне тяжелого экономического кризиса, в  котором  оказалась  наша  страна  в
1990-х  годов.  Россия  выбрала  новый  путь   своего   развития:   началось
построение современного правового демократического государства. Но  так  как
наша  страна  не  имеет  такого  исторического  опыта,   то   все   началось
практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы,  с
введением практически новых для страны различных демократических формаций  и
институтов.
      Одним из таких очень важных нововведений  стали  принципы  федерализма
(которые, правда, были провозглашены еще на советском этапе истории  страны,
в 1918 г., - что отразилось в названии  РСФСР,  -  но  они  так  и  остались
только на  бумаге  и  практического  развития  не  получили).  Только  после
распада  СССР  федеративные   отношения   стали   основой   государственного
устройства молодого российского государства.
      Прошедшие 6 лет показали, что федерация  -  единственно  возможная  на
данном   этапе   истории   форма   существования    такого    огромного    и
многонационального  государства  как   Россия.   Но   единство   и   будущее
процветание страны могут  быть  обеспечены  только  такой  формой  отношений
между федеральным центром и  субъектами  федерации,  которая  учитывает  как
интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно  это  и
призвана обеспечить региональная  политика,  которая  в  современной  России
приобрела чрезвычайно важное  значение,  стала  ведущей  в  развитии  нашего
государства.
      Мой интерес к этой теме, кроме всего вышеизложенного, объясняется  еще
и тем, что я - не москвич. Моя малая родина -  Приморье,  и  мне  интересно,
как  осуществляется  взаимодействие  между  федеральными  и  субфедеральными
органами государственной  власти,  как  это  влияет  на  развитие  отдельных
регионов и всей Российской Федерации в целом.  Приморский  край  -  один  из
субъектов РФ - как и вся страна, с  трудом  пытается  найти  выход  из  того
экономического и социального кризиса, в котором  оказалась,  но  этот  выход
невозможен без помощи и разумной региональной политики со стороны Москвы.



      Концепция региональной политики

      На  парламентских  слушаниях  в  Государственной  Думе  речь   шла   о
государственной   стратегии   регионального   развития   РФ,   о    единстве
национальной и региональной политик как условии территориальной  целостности
страны.
      Главная задача государственной стратегии и региональной политики  -  в
сохранении страны как единого федеративного государства. Т.о.,  региональная
политика   -   это   правовая,   экономическая,   социальная    деятельность
центрального  и  регионального  управления  по  оптимизации   взаимодействия
Федерации и регионов для достижения максимально  эффективного  развития  как
страны в целом, так и регионов.
      Современная региональная политика в  России  проводится  на  различных
уровнях:  государственная   стратегия   регионального   развития,   политика
регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.
      Государственная стратегия вырабатывается на федеральном  уровне  и  не
может быть обобщением политики  регионов.  Она  ориентирована  на  приоритет
общенациональных    интересов.    Сущность     государственной     стратегии
регионального  развития  заключается   в   деятельности,   направленной   на
согласование  интересов  государства,  регионов,  местного   самоуправления,
различных субъектов собственности, национально-территориальных  общностей  и
всех граждан России.
      Цели   стратегии:   сохранение   целостности   государства,   единство
экономического,    социального,    конституционно-правового    пространства,
обеспечение равенства граждан  и  народов  России  независимо  от  места  их
проживания,  ликвидация  фактического  социально-экономического  неравенства
субъектов  Федерации,  обеспечение   геостратегических   и   геополитических
интересов России в сфере регионального развития,  обоснование  и  разработка
принципов  рационального  природопользования  и  сохранения  среды  обитания
человека во всех регионах, эффективное использование  в  общегосударственных
интересах многообразия вариантов региональной модернизации.
      К традиционным задачам стратегии следует отнести  сочетание  поддержки
отдельных   регионов   с   государственным   стимулированием   экономической
активности на всей территории; развитие специализации хозяйств и регионов  с
одновременным   укреплением   единого   экономического   пространства    РФ,
государственную  поддержку   регионов   с   наиболее   сложными   социально-
экономическими  и  демографическими  условиями,   продолжение   формирования
территориально-производственных комплексов и промышленных узлов  в  северных
и восточных районов России.
      Среди   новых   задач   -   осуществление   функций    экономического,
политического,   правового    характера,    обеспечивающих    конституционно
зафиксированную  самостоятельность  регионов,  становление  региональных   и
общероссийских   рынков;   приведение   социально-экономического    развития
регионов  в  соответствие  с  новыми  геополитическими  реальностями  и   их
фактической  ролью  в   достижении   стратегических   интересов   Федерации;
преодоление претензий отдельных республик на роль  субъектов  международного
права; обеспечение прав национальных  меньшинств,  коренных,  аборигенных  и
многочисленных народов РФ.
      Говоря о механизмах реализации государственной стратегии регионального
развития  и   региональной   политики   субъектов   РФ,   следует   выделить
общегосударственные  и  другие  программы,  включая  федеральные   программы
помощи депрессивным регионам, развития приграничных районов,  а  также  зоны
Севера. Основу этих  программ  должна  составить  государственная  концепция
социально-экономического развития  и  экологической  безопасности  названных
регионов.  Одним  из  обязательных  инструментов  государственной  стратегии
регионального  развития  и  региональной  политики  субъектов  РФ   является
рациональное социально-экономическое  районирование  страны,  которое  может
служить  основой  административно-территориального  деления  и  инструментом
региональной   политики.   Несоответствие   административно-территориального
деления   объективным   границам   социально-экономических    районов    при
несовершенстве федеративных отношений ведет к  экономическим,  политическим,
межнациональным коллизиям и государственным потрясениям.
      Для  улучшения  взаимодействия  федеральных,  региональных  и  местных
органов  власти  необходимо  укрепить  нормативно-правовую  базу;   провести
изменение бюджетно-налоговой системы путем разделения  источников  налоговых
поступлений  между  федеральным,  региональным  и  муниципальным   уровнями;
корректировку статуса территорий,  осуществляемую  на  основе  рационального
районирования  страны,  как  функции  Федерации,  призванной  способствовать
совершенствованию   организации   народного    хозяйства.    Главная    цель
региональной политики в социальной области состоит в существенном  улучшении
качества и уровня жизни граждан России.
      Региональная  политика  призвана  способствовать  развитию  интеграции
субъектов   Федерации   в   едином   экономическом   пространстве   при   их
хозяйственной  самостоятельности,  выравниванию  их   развития.   Необходима
поддержка недостаточно развитых регионов, использование фонда  регионального
развития, сочетания имущественных интересов Федерации и регионов.
      В конечном итоге направление социально-экономической  политики  должно
быть подчинено  повышению  благосостояния  населения,  которое  возможно  на
основе устойчивого экономического развития  страны  при  объединении  усилий
всех регионов.


      Государственное регулирование и селективная поддержка регионального
      развития

      Государственное  регулирование  регионального   развития   -   главное
средство  реализации  региональной  политики.  Государство  в  лице  органов
власти Федерации и ее субъектов, используя свои конструкционные  полномочия,
действуя в пределах законодательных норм и принимая  законы,  а  также  иные
нормативные   акты,   обязано    устанавливать    степень    территориальной
децентрализации  во  всех  сферах  жизнедеятельности  общества   и   вводить
механизмы   ее   реализации   в   интересах   целостности   государства    и
самостоятельного развития регионов.
      Эта абстрактная, на первый взгляд,  формула  на  самом  деле  отражает
истинный смысл и  содержание  государственного  регулирования  регионального
развития.  Федеративное  государство  призвано  не  управлять  регионами,  а
осуществлять  регулирующее  воздействие:   определять   общие   условия   их
самостоятельной  деятельности,   согласование   пропорции   федерального   и
регионального, общенациональные  интересы  приоритеты  развития  территорий.
Основное   содержание   такого   регулирования    составляет    упорядочение
территориальной организации отношений  по  поводу  собственности,  природных
ресурсов и финансов, причем регулирование отношений  по  поводу  каждого  из
них отличается и процедурно, и сущностно.
      В структуре государственного  регулирования  развития  можно  выделить
несколько качественно различных отношений. Во-первых,  это  общеполитическое
регулирование,  находящееся   в   русле   государственной   региональной   и
национальной политики. Оно определяет  сферы  самостоятельных  и  совместных
действий,  полномочия  и  ответственность  органов  власти   Федерации,   ее
субъектов и административно-территориальных  образований  по  всем  аспектам
развития регионов.  Во-вторых,  -  общее  экономико-правовое  регулирование,
осуществляемое  через  установление  общефедеральных  правил,   процедур   и
конкретных   норм   федерально-регионального    разделения    собственности,
природных  ресурсов,  финансов  (в  т.ч.  налогов)  как   базового   условия
формирования  собственных  источников  регионального   развития   и   единых
федеральных источников для  частичного  межрегионального  распределения.  В-
третьих,   -   государственная   селективная    (избирательная)    поддержка
регионального развития, реализуемая  по  каналам  формульного  распределения
соответствующих статей  федерального  бюджета  между  нуждающимися  в  такой
поддержке  регионами,  а  также   посредством   финансирования   федеральных
программ, путем принятия  федеральных  нормативных  актов  о  дополнительных
мерах оказания государственной помощи тому или иному  региону.  В-четвертых,
- косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая  в
связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и т.п.
      Государственная  финансовая  поддержка  регионов  относится  к   числу
наименее  формализованных  и  наиболее  гибких  направлений  государственной
региональной политики. Именно здесь сталкиваются явные  и  скрытые  интересы
государства и  регионов,  тут  наиболее  заметны  субъективизм,  связанность
политической конъюнктурой и региональное лоббирование принимаемых решений.
      Государство делится с  регионами  не  только  путем  прямых  бюджетных
инъекций через федерально-отраслевые или федерально-региональные  финансовые
каналы. Надо иметь в виду и  государственные  решения  об  установлении  все
более  регионально  ориентированных  пропорций   распределения   федеральных
налогов, о различных налоговых, тарифных, лицензионных льготах, о  выделении
средств  на  разовые  акции  финансовой  поддержки  отдельных  регионов,   о
разработке и реализации региональных программ и т.д.
      В этой связи целесообразно считать реальной государственной финансовой
поддержкой регионов все виды передаваемых на региональный уровень  бюджетных
и внебюджетных средств, а  также  все  происходящие  но  федеральном  уровне
перераспределения  финансовых  средств  и  установления   льготных   режимов
хозяйствования в пользу отдельных территорий, по каким  бы  каналам  они  ни
осуществлялись.

      Региональная экологическая политика

      Сама постановка о  региональной  экологической  политике,  которая  не
только осуществляется, но и вырабатывается не ''сверху'' -  из  пресловутого
центра, а именно местными, региональными органами власти,  такая  постановка
вопроса  об  экологической  политике  в  нашей  стране  о   ее   объективной
необходимости все еще нова - она еще не овладела по-настоящему ни  сознанием
масс, ни сознанием политических сил и субъектов власти на всех уровнях.
      По  старой   традиции,   все   еще   делаются   попытки   осуществлять
экологическую политика на общероссийском уровне - из центра. Очевидно,  что,
сильно  ограничив  такой  подход  необходимо  сохранить  для  решения  особо
масштабных проблем - таких, которые по самому  своему  существу  заслуживают
названия государственных или даже межгосударственных  (например,  сохранение
популяции  уссурийского  тигра,  спасение  Байкала).   Очевидно,   в   таких
программах речь должна идти  о  государственной  экологической  политике,  и
соответствующие общегосударственные  органы  управления  должны  располагать
необходимыми правами, полномочиями и ресурсами.
      Попытки же региональных органов  власти  выработать  на  своем  уровне
экологическую политику  характеризуются  обычно  сохранением  многочисленных
недостатков, сложившихся  еще  в  предыдущие  годы.  Это  прежде  всего  еще
недостаточные  правомочия  региональных  органов  в  решении   экологических
проблем - эти правомочия ''центр'' отдает  все  еще  очень  неохотно,  да  и
собственно  региональные  проблемы  в  области  финансирования,  управления,
деятельности  природоохранных  органов  и  т.д.   В   силу   этого   попытки
региональных  органов  власти  выработать  на  своем  уровне   экологическую
политику обычно  характеризуются  бессистемностью,  чрезмерным  почтением  к
ведомственным приоритетам и декларативностью ''экологических'' принципов.
      Формирование  обоснованной,  согласованной  с   соседями,   финансово-
обеспеченной и встроенной в механизм управления  региональная  экологическая
политика - это процесс,  который  на  территории  РФ  будет  происходить  не
только неравномерно, но и со всевозможными искривлениями и даже  уродствами.
В современных условиях для надлежащей постановки  такой  политики  необходим
учет  социально-экономической  ,  технико-технологической  и   экологической
обстановки на местах, учет интересов местного населения,  которое  и  должно
стать одним из основных субъектов региональной экологической политики, а  не
ее  пассивным  объектом.  Видимо,  базой   для   формирования   региональной
экологической   политики   должно   четкое   понимание   той   экологической
обстановки, которая объективно существует  на  данный  момент  в  конкретном
регионе, и инерционных тенденций ее развития. Прежде всего  требует  анализа
структура  экономики  региона  -  в  ходе  такого   анализа   выявляются   и
ранжируются основные причины неблагополучия в экологии региона,  степень  их
распространенности,  становятся  более  очевидными   пути   устранения   или
нейтрализации этих причин.
      Однако,  чтобы  региональная   экологическая   политика   была   верно
ориентированной,  достаточно  системной   и   последовательной,   необходимо
разработать концепцию, систему  стратегических  целей,  задач,  принципов  и
механизмов природопользования в регионе.

      Программные методы регулирования территориального развития

      Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой
программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и  честно
назвать его цену. Региональная проблематика  в  связи  со  своей  социально-
экономической направленностью имеет  определенную  специфику,  учет  которой
приводит к целесообразности раздельно осуществлять  оценку  эффективности  и
оценку результативности программ. Речь идет о том, чтобы выявлять,  с  одной
стороны меру оправданности затрат, а с другой, -  то,  насколько  реализация
программных   мероприятий   будет    обеспечивать    достижение    ожидаемых
результатов.  Под  эффективностью,  в   свою   очередь,   логично   понимать
экономическую   выгодность,   эффективность   предложенных    в    программе
специальных механизмов (стимулов,  льгот),  экономию  затрат  в  программном
варианте по сравнению с периодом, когда подобная программа не применялась.
      Используемые методы  государственного  регулирования  территориального
развития  и  селективной  поддержки  регионов  исходят  не   из   системного
представления о  критических  региональных  ситуациях,  а  исключительно  из
бюджетной обеспеченности отдельных субъектов Федерации, из  их  квалификации
в качестве ''нуждающихся'' или ''особо нуждающихся''. Целевые  же  программы
как механизм быстрого и эффективного решения  острой  региональной  проблемы
(а не как способ безвозвратного финансирования из федерального  бюджета),  к
сожалению, применяется  очень  редко.  Поэтому  было  бы  полезно  составить
перечень  потенциальных  зон  программного   регулирования,   включив   сюда
ограниченное число локальных территорий. Такие зоны  следовало  бы  объявить
сферами  приоритетного   программного   финансирования   с   предоставлением
гарантий государственного участия и  с  приданием  соответствующим  расходам
статуса защищенных статей бюджетов всех уровней.
      При этом имеющееся правообеспечивающие разработки федеральных программ
как  формы  удовлетворения  государственных  нужд  необходимо  дополнить   и
переориентировать на  решение  приоритетных,  преимущественно  социальных  и
экологических задач территориального развития.
      Главная задача региональной политики - сохранении страны  как  единого
федеративного государства, что достигается разными  путями  (экономическими,
социальными и политическими). Экономическая сторона  региональной  политики,
в  основном,  сводятся  к   необходимости   государственного   регулирования
размещения инвестиций ради более  полного  использования  ресурсов  (рабочей
силы, природных ресурсов, неосвоенных земель  и  т.п.).  Социальная  сторона
региональной  политики,  непосредственно  выражается   в   таких   принципах
демократического  общества  как  социальная  справедливость  и   равноправие
граждан. С этой точки зрения, сбалансированное региональное развитие  должно
гарантировать, что качество жизни не зависит от  региона,  в  котором  людям
довелось жить  и  работать.  Таким  образом,  характерная  для  региональной
политики 'дискриминация' регионов, с социальной  точки  зрения,  может  быть
оправдана   необходимостью   избежать   дискриминации    граждан    по    их
местожительству  (или,  по  крайней  мере,  сократить  ее).  Соответственно,
региональная   политика   должна    быть    направлена    на    выравнивание
межрегиональных  различий   в   доходах   населения,   уровне   безработицы,
социальной  инфраструктуре,  транспортной  сети,  коммуникациях,   состоянии
окружающей среды и т.п.
      Политическая сторона региональной политики отражает  естественное  для
каждого  государства  желание  обеспечить  свою   внешнюю   безопасность   и
территориальную целостность. Последнее особенно важно для  многонациональных
государств, в которых напряженность в отношениях  между  регионами  и  между
центром и регионами может привести к росту регионального сепаратизма.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Региональная политика - очень важная  составляющая  практически  любой
политики как на федеральном, так и  на  субфедеральном  и  местном  уровнях.
Хотя говорить о региональной политике только как о части  какой-либо  другой
политики неверно. Региональная  политика  -  самостоятельная  и  необходимая
часть политической и правовой основы общества и всего государства.
      Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей
стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и  учитывающей
интересы государства,  регионов  и  населения  региональной  политике  можно
вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей  страны.  К
сожалению, современная  региональная  политика  Российской  Федерации  редко
отвечает хотя бы одному из этих критериев.
      Поэтому  назрела  необходимость   проведения   не   только   различных
экономических и социально-экономических реформ в нашей стране,  но  также  и
единой и комплексной ''региональной'' реформы.  В  перспективе  эта  реформа
должна  быть  направлена   на   сохранение   единого   как   в   социальном,
экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание  уровней
развития регионов, повышение уровня  жизни  населения,  дальнейшее  развитие
региональных и общегосударственной экономик, превращение России  в  развитое
правовое демократическое федеративное государство.
      Как мне кажется, федеральный центр в России должен выступать не только
как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации,  но
скорее как координирующий отношения между регионами  и  являющийся  гарантом
сохранения  единого   экономико-социально-политико-правового   пространства.
Регионы же не  должны  ограничиваться  только  своими  сугубо  региональными
проблемами, но должны играть активную роль в  политической  и  экономической
жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа  государственной
власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов  Федерации  из
фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать  реальностью,
а разделение страны по фактическим правам  на  ''республики'',  ''области'',
''округа'' - анахронизм, место которому  в  истории.  Федеральный  центр  не
должен бояться передать некоторые права и свои функции в  ведение  субъектов
Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).
      Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и  Запада,
а также огромная территория  не  позволяют  применить  в  полной  мере  опыт
других стран. Поэтому нужно искать не универсальную  ''формулу''  выхода  из
кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная  политика
должна во многом способствовать этому.


      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru