Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Социально-экономические проблемы НТР и способы их решения

Работа из раздела: «Экономика»

      Социально-экономическое положение различных стран мира накануне НТР.
                           Предпосылки начала НТР.
    Научный и  технический  прогресс  впервые  начали  сближаться   в  16-18
веках, когда мануфактурное производство , нужды мореплавания и торговли
потребовали теоретического и эксперементального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение  приняло,  начиная  с  конца  18  века,
всвязи  с  развитием  машинного  производства   ,   что   было   обусловлено
изобретением Д. Уаттом. парового двигателя. Наука и техника начали взаимно
стимулировать друг друга , активно влияя  на  все  стороны  жизни  общества,
радикально преобразуя не только материальную , но и духовную жизнь людей.
    Двадцатый  век  человечество встретило  с новыми видами транспорта :
самолетами, автомобилями,  огромнейшими  параходами  и  все  более  быстрыми
паровозами; трамвай и телефон были  в диковинку лишь жителям отдаленной
глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в  быт   передовых
стран.  Но  в  то  же  время  в  колониях  сохранялась  ужасающая  нищета  и
отсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не  так  благополучно.
Всвязи с развитием техники и транспорта мир познал что такое  безработица  и
кризис перепроизводства , засилье только что появившихся монополий.  К  тому
же, ряд государств ( к примеру Германия ) не успели к разделу  колоний  ,  и
начало  крупномасштабных  войн  было  лишь  вопросом   времени   .   Научно-
технический  прогресс  встает  на  службу  военно-промышленному   комплексу.
Создаются все более разрушительные виды  вооружений,  которые  сначала  были
опробованы в локальных конфликтах ( таких как русско-японская война  )  ,  а
затем применены во время Первой Мировой Войны .
   Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании.
Всеобщий оптимизм начала  хх  века  под  влиянием  ужасов  войны,  понижения
уровня жизни, тяжести повседневного труда,  стояния  в  очередях,  холода  и
голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа  самоубийств,
падение значения духовных ценностей - все это  было  свойственно  не  только
Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам .
      Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен  после  войны
и революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.
Однако  вскоре  мир  постигла  очередная  беда   :   Великая   Депрессия   .
Неправильная экономическая политика приводит многие страны  мира  сначала  к
биржевому , а затем к банковскому  краху.  По  глубине  и  продолжительности
этот кризис не имел себе равных : в США за  4 года производство  сократилось
на  треть,  а  каждый  четвертый  стал  безработным  .  Все  это  привело  к
очередному  всплеску  пессимизма  и  разочарования.  Демократическая   волна
уступила  место  тоталитаризму  и  росту  государственного  вмешательства  .
Фашистские режимы, установившиеся  в  Германии  и  Италии,   увеличив  число
военных  заказов,  избавили  свои  страны  от  безработицы,  чем   завоевали
огромную  популярность  в  народе.  Униженная  Германия  увидела  в  Гитлере
лидера, способного поднять страну с колен .  Окрепший Советский  Союз  также
начал  активную  милитаризацию  и  был  готов   ликвидировать   унизительные
последствия Брестского мира . Таким образом, очередной  глобальный  конфликт
был неизбежен .
    Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества.
 В 1939-1945 годах   погибло  по  разным  оценкам  от  55  до  75  миллионов
человек,  то есть  в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую.   Ее  последствия
еще долго будут  влиять на жизнь  последующих  поколений,  но,  как  это  не
пародоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-
1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму , именно с изобретения
разрушительного  оружия  началась  новая  прогрессивная   эра   в   развитии
человечества .

                 Научно-техническая революция и ее значение.
                       Ускорение экономического роста.
    Научно-техническая  революция  -  это  качественно  новый  этап  научно-
технического  прогресса  .   НТР   привела   к    коренному   преобразованию
производительных сил  на основе превращения науки в ведущий фактор  развития
производства . Начавшись в середине двадцатого века под влиянием  крупнейших
научных и технических открытий , возросшего взаимодействия науки с  техникой
и производством ( к примеру значительное продвижение в изучении структуры  и
свойств атомных ядер привело в 1954  году  к  созданию  первой  промышленной
атомной электростанции в г. Обнинске ) , она  оказала  значительное  влияние
на все стороны жизни  общества  .  Главные  направления  НТР  :  комплексная
автоматизация  производства,  контроля  и  управления  на  основе   широкого
применения ЭВМ (  сегодня уже никого не удивишь  компьютером,  а  между  тем
лет 30 назад они привлекали  всеобщее  внимание  );  открытие  и  применение
новых видов энергии ( начиная от строительства  атомных  ,  геотермальных  и
приливных  электростанций  и  кончая  новейшими   разработками   в   области
использования энергии ветра , солнца и магнитного поля Земли) ;  создание  и
применение новых видов конструкционных материалов        (  взглянув  вокруг
мы можем увидеть  ,  что  различные  пластики  активно  вытесняют  металл  и
древесину  )
       Резко  возросли  требования  к  уровню  образования,  квалификации  и
организованности работников . Об  этом  свидетельствуют  следующие  факты  :
численность ученых в мире  удваивается  каждые  10-15  лет  и  к  2000  году
достигнет 10 миллионов человек ; в настоящее время  в  вузах  обучается   70
миллионов студентов .  Информационный динамизм сегоднешнего  мира  привел  к
регулярному  устареванию   знаний  ,  что  породило  новую   образовательную
концепцию , известную как  непрерывное  образование  .  Также  тенденцией  в
области образования становится его  гуманизация  .  Это  во  многом  вызвано
заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства  и
его переориентировкой на более творческие виды деятельности.
    В результате  НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста  ВНП  в  1945-
1970 годах обьясняется ростом производительности труда  и  лишь  32%  ростом
трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического  роста
(см .табл. на стр №3) .   Во многом  именно  благодаря  этому   фактору   на
западе смогли построить  так  называемое  государство  благоденствия,  когда
при  сохранении  демократических  прав  и  свобод   и   рыночной   экономики
гражданам гарантируется  определенный  уровень   социального  обеспечения  и
благосостояния . Во многих  капиталистических странах  мира  это  привело  к
росту роли государства, которое  по  мнению,  сформировавшемуся  в  обществе
после войны должно взять заботу о своих  нуждающихся гражданах на себя
|       |       |         |        |        |       |
|среднег|       |         |        |        |       |
|одовые |       |         |        |        |       |
|темпы  |       |         |        |        |       |
|роста  |       |         |        |        |       |
|ВНП , %|       |         |        |        |       |
|       |США    |Германия |Я пония |Англия  |Франция|
|1900-19|3,5    |1,9      |4,4     |1,4     |2,1    |
|50     |       |         |        |        |       |
|1950-19|3,9    |6,7      |9,6     |2,8     |5,3    |
|70     |       |         |        |        |       |


  Крупномасштабные  компании  борьбы  с  бедностью,  строительство  дешевого
жилья, пособия по безработице тяжелым бременем  ложились  на  госбюджет,  но
именно благодаря им заметно повысилось качество жизни рядовых граждан .  НТР
привела развитые страны к эпохе  массового  потребления.  Вещи  одноразового
потребления  также  стали  спутником  современного  человека   Это   создало
дополнительные  удобства,   но   привело  к   дополнительной   нагрузке   на
окружающую среду(  к  примеру,  одноразовые  пластиковые  бутылки,   которые
просто не  могут   разложиться   в  природных  условиях  ,оставаясь  надолго
лежать на многочисленных  свалках  ) К числу отрицательных  последствий  НТР
следует отнести  существовавшую  до  распада  СССР  гонку  вооружений:  ведь
именно благодаря НТР появилось  смертоносное  оружие,  способное  уничтожить
все живое на Земле  Однако следует признать, что бомбы  сбрасывают  политики
и военные ,а не ученые,  и не их вина, что  великие  открытия  используют  в
военных целях .К счастью, теперь вероятность атомной войны самая  низкая  за
последние пять десятилетий .
   Несмотря на все положительное,  что  было  создано  благодаря  НТР,   она
породила новые и усугубила ряд старых  глобальных    социально-экономических
проблем . С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор  не  решило
большинство из них . В чем заключаются эти  эти  проблемы,   в  чем  состоит
их сложность и каковы  наиболее  вероятные  пути  их  решения,  я  попытаюсь
обьяснить далее Итак:

                              Проблема первая:
                           Демографический взрыв.
    В 40-х и  50-х   годах  шло  активное  изобретение  новых  лекарственных
препаратов ( к примеру в их числе класс препаратов-антибиотиков ), что  было
успехом целого спектра наук, начиная от биологии и кончая химией .  Примерно
в то же время  были  предложены  новые  способы  промышленного  производства
вакцин и лекарств, что сделало многие  лекарства  дешевыми  и  доступными  .
Благодаря этим успехам НТР  в  области  медицины  отступили  такие  страшные
болезни как столбняк, полиомелит  и сибирская язва, значительно  сократилась
 заболеваемость туберкулезом и проказой .
    После второй мировой войны во  многих  странах  Азии  и  Африки  молодые
независимые государства начали внедрять  медицинское  обслуживание  Массовые
дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены  привели  к  резкому
росту средней продолжительности жизни и сокращению смертности  Но  в  Европе
смертность сокращалась постепенно на  протяжении  XIX   века  .  Рождаемость
приходила в соответствие смертности,  и это  не  привело  к  очень  сильному
демографическому буму. К  тому  же,  население  Европы   составляло  меньшую
часть в народонаселении мира, и рост числа ее жителей  отразился   на  общей
численности населения не очень сильно.
       Другое  дело демографический взрыв, начавшийся в  середине  ХХ  века.
Резкое  сокращение смертности и сохранение рождаемости на прежнем  уровне  в
странах третьего мира ( а  это,  ни  много  ни  мало,   почти  четыре  пятых
жителей   современного   мира   )   привело  к  небывалому  за  всю  историю
человечества росту народонаселения ( см. таблицу )
|     Динамика |       |         |        |           |
|роста         |       |         |        |           |
|населения по  |       |         |        |           |
|категориям    |       |         |        |           |
|стран,млн.    |       |         |        |           |
|чел.          |       |         |        |           |
|              |1900   |1950     |1975    |2000(прогно|
|              |       |         |        |з)         |
|Весь мир      |1656   |2513     |4033    |6200       |
|Развитые      |506    |751      |985     |1152       |
|страны        |       |         |        |           |
|страны Азии   |950    |1379     |2318    |3611       |
|Лат. Америка  |64     |164      |323     |608        |
|Африка        |130    |219      |406     |828        |


  Сейчас человек потребляет более половины   биологических  ресурсов  Земли.
Очевидно ,что рост не может быть бесконечным в конечном  пространстве  .Если
темпы роста населения  сейчас хоть медленно,  но  снижаются,  то  абсолютный
прирост населения растет : в 1988 году прирост составил  86  млн.человек,  а
уже в 1991 90млн. В наше время переживает  второе  рождение  мальтусианство,
которое  рисует   мрачные   картины   грядущего    истощения   ресурсов    и
экологической катастрофы ( Вот пример, подтверждающий  выводы  мальтусианцев
: сбор зерновых в мире, выросший с 1950 по 1984 годы в 2.6 раза и  достигший
максимального значения на душу населения ( 346 кг ),  с  тех  пор  почти  не
растет, составляя 1,6-1,7 млрд. т .А в расчете на душу населения он упал  на
9% )
    Поскольку решать проблему обеспечения населения путем дальнейшего  роста
потребления  ресурсов  просто  самоубийственно   (   этот   путь   ведет   к
экологической катастрофе ), то  очевидно,  чтобы  избавить  мир  от  нищеты,
необходимо   стабилизировать   уровень   народонаселения   на   каком-нибудь
определенном уровне.
  Так как естественная стабилизация населения  наступит  нескоро,  по  моему
мнению, рано или поздно придется создать, к примеру на базе ООН  или  другой
международной  организации,  некий  комитет  по  контролю  рождаемости.  Тем
более, что эффективную политику снижения рождаемости можно получить  ,изучив
пример Китая. Я считаю, что развивающиеся страны не стали бы  препятствовать
деятельности этого комитета (  им  не  выгоден  рост  нищеты  в  собственных
странах ), а развитые страны, желая оградить себя от волны   иммигрантов  из
бедных стран 3-его мира,  профинансировали бы его.     Правда,  здесь  могут
сыграть соображения религиозного и политического характера,  так  что  очень
важно повышение уровня образования в развивающихся странах.
     Существенной  особенностью  современной  демографической  картины  мира
является то, что 90% прироста населения приходится на страны  3-его  мира  ,
и, как следствие, это тормозит рост уровня жизни в этих странах Но  не  надо
думать, что  все   беды   человечества  происходят  из-за  быстро  растущего
населения  развивающихся  стран  и  ,как  следствие,   роста   давления   на
экосистему Земли.  Если  средний  американец  потребляет  в  40  раз  больше
ресурсов Земли, чем средний сомалиец, и в 75 раз больше мяса, чем  индиец  ,
кошка в Англии потребляет в 2  раза  больше  белков,  нежели  африканец,  то
виновниками возможных экологических  и  социальных  катастроф  будут  прежде
всего развитые страны (загрязняющие окружающую среду и  непомогающие  бедным
странам )  и  отсталость  стран  3-его  мира   Именно  нищета  и  отсталость
порождают во многом  демографический рост.

                              Проблема вторая:
                            Нищета и отсталость .
                Их причины , влияние на демографический рост
                               и пути решения.
  Смотря голливудские фильмы,  пользуясь  такими  благами  цивилизации,  как
видеомагнитофон,  телевизор  и автомобиль, многие из  нас  наивно  полагают,
что большинство населения  мира,  за  исключением  небольшого  числа  людей,
регулярно пользуются  этими  приборами  в  быту.  Но  реально  картина  мира
совершенно иная ,ибо более половины человечества живет в нищете и  бедности,
а два  миллиарда человек имеют на одежду и  пропитание  менее  1  доллара  в
день . От голода умирает ежегодно 40 млн. человек,  а  это  население  такой
страны, как Испания . В США на стрижку газонов тратится  сумма,  равная  ВНП
Танзании - страны с 23 миллионами жителей ! Разрыв между богатыми и  бедными
странами составляет 10 - 20  раз  .  Вот  некоторые  данные  характеризующие
диспропорции развития стран :
|      |          |       |           |        |            |      |
|Показа|          |       |           |        |            |      |
|тели  |          |       |           |        |            |      |
|социал|          |       |           |        |            |      |
|ьно-эк|          |       |           |        |            |      |
|ономич|          |       |           |        |            |      |
|.     |          |       |           |        |            |      |
|Развит|          |       |           |        |            |      |
|ия в  |          |       |           |        |            |      |
|конце |          |       |           |        |            |      |
|80-х  |          |       |           |        |            |      |
|годов |          |       |           |        |            |      |
|страна|ВНП на    |продолж|дет.смертно|Грамотно|Потребление |кг    |
|      |душу      |ит.жизн|сть на 1000|стьвзрос|калорий на 1|нефти |
|      |населения,|и,лет  |рожд.      |лых ,%  |чел.        |на    |
|      |дол       |       |           |        |            |1чел. |
|США   |17480     |75     |11         |99      |3682        |7193  |
|Бразил|1810      |67     |60         |78      |2675        |830   |
|ия    |          |       |           |        |            |      |
|Индия |290       |57     |94         |43      |2126        |208   |
|Эфиопи|120       |51     |116        |5       |1704        |21    |
|я     |          |       |           |        |            |      |

Так в чем же причины  нищеты и отсталости третьих стран ?
  Во  многом  отсталость   развивающихся  стран  обусловлена   историческими
факторами . Колониальное  прошлое  наложило  глубокий  отпечаток  на  страны
третьего мира  .  Монокультурная  направленность  сельского  хозяйства  (  к
примеру выращивание  сахарного тростника на Кубе, какао-бобов  в  Гане  )  ,
отсутствие  промышленности  национальных  кадров  и  недостаточное  развитие
инфраструктуры  - эти факторы до сих пор играют  свою отрицательную  роль  в
развитии бывших колоний . К  тому  же,   весьма  заметное  влияние  внешнего
фактора в лице США и СССР , а  также  проведение  политики  неоколониализма,
очень  часто  замедляло  темпы  развития  или  приводило  к   кровопролитным
конфликтам ( Корея, Вьетнам ) . Во всех развивающихся странах ( кроме  стран
Латинской Америки ) сыграла свою роль  и   цивилизационная  несовместимость,
когда   общемировые,   европейские   по   своему   происхождению,   ценности
противоречили местным патриархальным устоям .
      Из числа внутренних причин нищеты и отсталости  следует  прежде  всего
выделить  перенаселенность . Прямая связь между  нищетой  и  демографическим
взрывом видна в глобальном масштабе  . Африка  -  континент,  находящийся  в
самом тяжелом эколого-экономическом положении - имеет  самые  высокие  темпы
роста населения ,и, в отличие  от  других  континентов,   они  там  пока  не
снижаются  .  При  среднегодовых  темпах  роста  населения  3%  производство
продовольствия  там  растет   лишь  на  2%  в  год  .  Если  учесть,  что  в
большинстве стран не так давно  закончились  социалистические  эксперименты,
вызвавшие спад промышленного производства, и, как следствие,  каждый  третий
в африканском городе безработный,  то  становится  понятна  глубина  кризиса
охватившего континент.
     Нам,  живущим  в  стране,  в  которой  вследствие   кризиса   население
сокращается на 1  млн  .  человек  ежегодно,  непонятно,  как  нищета  может
вызвать рост населения . Но дело в том, что  Россия  и  Африка  относятся  к
разным цивилизационным системам и уровню социально-экономического  развития,
и  одни  и  те  же  предпосылки  могут  привести   к  прямо  противоположным
результатам . В Африке  нищета  не  уменьшает,  а  усиливает  стимулы  иметь
большее число детей . Дети - важная часть семейной  рабочей  силы  .  Они  с
малолетства собирают хворост,  пасут  скот,  нянчат  младших  детей,  делают
множество другой домашней работы . Как это  на  первый  взгляд  ни  странно,
детям в условиях  тяжелой безработицы проще найти работу ,чем взрослым,  так
как их труд оплачивается  гораздо  дешевле  .  При  отсутствии  какого  либо
социального обеспечения  со  стороны  государства  ,дети-  это  единственная
опора родителей в старости .   Так  замыкается  порочный  круг  :  нищета  -
быстрый рост населения - деградация основных систем жизнеобеспечения .
    На момент обретения независимости отсталые страны не имели  технического
и научного потенциала ,грамотность  была  уделом  ,в  лучшем  случае,  одной
трети населения . Не сильно изменилась ситуация, и  сейчас  неграмотность  -
одна из проблем стран 3-его мира  .  Развивающиеся  страны  с  75%  мирового
населения выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых затрат  на  эти
цели . В эпоху НТР ,когда  наука  превратилась  в  ведущий  фактор  развития
производства ,низкий уровень  образования,   отсутствие  инженеров,  врачей,
учителей в развивающихся странах  сильно тормозит развитие промышленности  и
 сельского хозяйства , медицины и культуры .
   Также одной из причин  отсталости  является  тот  факт,  что  большинство
развивающихся стран по структуре своей экономики остались  аграрными  .  Для
сравнения : в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти  населения,  а
в США - 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы  хозяйствования
,связанные с применением  удобрений  ,  различной   спецтехники  и  новейших
достижений селекции и генетики, а в отсталых странах   сохраняется  мотыжное
земледелие  ,то   США   являются  крупнейшим   в   мире   производителем   и
экспортером сельскохозяйственной продукции,  а,  к  примеру,  страны  Африки
могут обеспечить лишь 80% своих потребностей в продовольствии .  Но  НТР  не
обошла стороной и ряд стран третьего  мира  :  благодаря  комплексу  мер  по
мелиорации, механизации и внедрению новых  видов  с/х  культур,  получившему
название « зеленая революция  », в таких странах как Индия, Китай и  Таиланд
 отступила угроза голода .
   Тенденцией мировой экономики является то, что  в основном цены  на  сырье
в долгосрочной переспективе растут медленнее, чем цены на продукцию  высоких
технологий ,в  результате  чего  страдают  в  первую  очередь  развивающиеся
страны.Впрочем  ,бывают  и  исключения  :  предпринятое  организацией  стран
-экспортеров нефти ( ОПЕК )   в 1973  и в 1979 годах повышение цен на  нефть
привело к резкому росту доходов  этих  стран  .  Однако  более  всего  от  «
нефтяного кризиса »  пострадали не развитые страны, а  другие  страны  3-его
мира ,поскольку сокращение спроса на сырье больнее всего ударило  именно  по
ним. .Это привело к  тому,  что  внешний  долг  этих  стран  начал  расти  .
Огромная  внешняя  задолженность-  одна  из  причин  отсталости,  так   как,
выплачивая огромные проценты по займам (к примеру  на  выплаты  по  внешнему
долгу Гондураса уходит 60% гос. бюджета  этой страны), развивающиеся  страны
не могут
|Некотор|                |                       |
|ые     |                |                       |
|страны |                |                       |
|с      |                |                       |
|крупным|                |                       |
|внешним|                |                       |
|долгом |                |                       |
|(конец |                |                       |
|80-х   |                |                       |
|годов) |                |                       |
|страна |Размер внешнего |отношение внеш. Долга к|
|       |долга           |ВНП,%                  |
|Бразили|111             |32                     |
|я      |                |                       |
|Мексика|102             |63                     |
|Чили   |21              |101                    |
|Филиппи|28              |66                     |
|ны     |                |                       |


  направить  значительные  средства  на  развитие  медицины  и   образования
,вынуждены  повышать  налоги,  что   замедляет   экономический   рост.   Это
подтверждает статистика : если  в  среднем  в  конце  80-х  в  развивающихся
странах темпы экономического роста составили 3,9% то  в  странах  с  большой
задолженностью этот показатель составил лишь 1,1%  .
     Все эти проблемы  (  неграмотность,  аграрность  стран  3  -  его  мира
,проблема внешней задолженности ), по моему мнению ,  развивающимся  странам
можно решить  лишь  при  помощи   развитых  стран  и  устранении  всех  форм
дискриминации стран 3-его мира ( например ,они обладают  лишь  одной  третью
голосов  в  различных   международных  экономических  организациях  )  .  Да
,конечно, новые  индустриальные  страны  смогли  преодолеть  отсталость  без
благотворительности развитых стран,  но  чего  бы  стоили  эти  «  азиатские
драконы »  без  многомиллиардных  иностранных  инвестиций  .  Но  к  примеру
большинство стран Африки просто не в состоянии  в  ближайшее  время  создать
условия для  инвесторов, такие как политическая  и социальная  стабильность,
дешевая ,но образованная рабочая сила,  низкие  налоги  и  свобода  рыночной
экономики . То есть ,без значительной помощи развитых стран не обойтись .  В
настоящее  время  страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП, но,  учитывая
,что в США на видеоигры тратится 10 млрд долларов ,что равно  всему  размеру
американской помощи бедным странам, то это не намного меняет  ситуацию  .  И
если  в богатых странах откажутся от откровенных излишеств,  то можно  будет
сломить цепь препятствий к  построению мира без экономических  и  социальных
диспропорций между странами .

                               Проблема третья:
                                Война и Мир.
   Взрыв атомной бомбы  над  Хиросимой  ознаменовал  начало  новой  эпохи  в
истории человечества .  Благодаря  новейшим  достижениям  науки  в  изучении
природы атомного ядра было убито 200 тысяч человек ,40% зданий превращено  в
пепел  ,а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости .
  С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз .  Этого
достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле . Но, к счастью,  после
бомбардировки двух японских городов у человечества хватило  благоразумия  не
применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США  и  СССР
,а также по причине распада последнегo, угроза ядерной  войны  снизилась  до
самой  низшей  отметки  за  последние  50  лет  .  Но  я  думаю   ,что   над
человечеством  еще  нависнет  эта  угроза,   учитывая,   что   число   стран
обладательниц атомного оружия увеличится , ведь  его  ,при  желании  ,уже  в
состоянии получить Иран,,Пакистан, Израиль  и  Индия  .  Из  них  наибольшую
угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с  фанатиками-исламистами  у
власти . Выход же я опять вижу во всеобщей интеграции  стран и  контроле,  к
примеру ООН, за всеми разработками в этой области .
   Но угрозу представляет не только  и  не  столько  ядерное  оружие,  но  и
усовершенствованные   «  классические  »  виды  вооружений  .  После  второй
мировой войны резко выросло число локальных конфликтов, причем  95%  из  них
- в развивающихся странах,  что привело не только  к  массовым  человеческим
жертвам, но и к усугублению проблем отсталости . Но сейчас ,по-моему,  после
прекращения гонки  вооружений  и  все  более  возрастающего  понимания  роли
мирового сообщества в  урегулировании локальных конфликтов ,  следует  путем
введения в район нестабильности  «  голубых  касок  »  пресекать  набирающие
обороты  сепаратизм и межнациональные столкновения.
    Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все  более  утверждаются
демократические ценности ,то в долгосрочной переспективе военные  перевороты
и гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену  придут  политические
методы борьбы . Но все это возможно лишь при повышении  уровня  политической
культуры, а это опять упирается в проблему отсталости .



                                 Проблема четвертая:
                           Рукотворные катастрофы.
                             Плата за сложность.
   26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС .  В  спокойные
ночные  часы  здание  потряс  страшный  взрыв  .  Стены  ядерного   реактора
,защищавшие  все  живое  от  губительного   излучения,    были   моментально
разрушены . На свободу вырвались цезий  стронций  плутоний  -  радиоактивные
элементы ,которые невозможно обезвредить никакими  способами  .  Переносимые
ветром и дождями ,они  покрыли  территорию  площадью  более  100  тысяч  кв.
километров с населением не менее 800 тысяч человек !
   Так кто виноват в случившейся трагедии ? Кто виноват в смерти 30  человек
,погибших сразу и тысячах заболевших  и умерших затем  ?  Кто  виноват,  что
стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира ?
    Виноваты были люди . Физики, инженеры ,создавшие далеко  не  совершенный
реактор ,операторы,  отключившие  систему  аварийной  защиты,  чиновники  из
минатома,  подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею .  Говоря
конкретнее , виноваты были все мы .
   На  протяжении  всей  своей  истории  человек  сталкивался  с  природными
катастрофами  - цунами ,смерчами ,землетрясениями ,чумой  .  Но   26  апреля
1986 года стало ясно -  человек  способен  создать  катастрофу  в  1000  раз
сильнее любого природного катаклизма . Мы уже привыкли к постоянным  взрывам
метана в шахтах, падениям самолетов и  столкновениям  поездов,  но  зачастую
человек может стать даже причиной наводнения ( закованный в бетон  Рейн,  не
справляясь с ледоходом,  регулярно обрушивает  свои воды на  густонаселенные
районы Европы ) или землетрясения  (из-за  образования  подземных  пустот  в
результате добычи нефти в  Калифорнии  активизировалась  подвижность  земной
коры ) . Человек -  царь  природы  .  Это  «мудрое  »  изречение  привело  к
осушению Арала и  наступлению  пустынь  .  В  1950-2000  годах  человечество
потеряет 1/5 плодородного  слоя   земли  .  Наступление  пустыни  привело  к
появлению  миллионов экологических беженцев  ,а  всего  от   этого  процесса
пострадал 1 миллиард человек.
    Но  причины  рукотворных  катастроф  не  только  в  неумелом  управлении
природой . В Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами . В 1984  году
во Франции компьютер ,установленный на плотине водохранилища в  долине  реки
Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2,5  млн
кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины .
    В декабре 1985 года в  индийском  городе  Бхопал  произошла  катастрофа,
которая по числу непосредственно погибших  считается  крупнейшей  в  истории
промышленности . В результате технического сбоя  из  резервуаров  завода   в
воздух было выброшено вреднейшее химвещество,  вызывающее  удушье  и  потерю
зрения . Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья  2000 человек .
  Причиной этих катастроф явилась созданная  человеком   искуственная  среда
обитания . Машины, в силу  их  сложности,  не  в  состоянии  не  ломаться  .
Казалось бы ,это единичные случаи, но  сбой  в  сети  компьютеров   компании
АТ&Т в 1990 году ,когда миллионы человек слышали в телефонной трубке  сигнал
«занято» ,показал, что машины могут «сойти с  ума»  сразу  во  всем  мире  .
Избавившись от угрозы быть сьеденным  тигром,  человек,  попав  в  столь  же
чуждую ему городскую среду ,может попасть под колеса автомобилей . В  России
на автодорогах гибнет в 4 раза  больше человек  ,чем  погибло  за  все  годы
войны в Афганистане ! По подсчетам специалистов  в  техногенных  катастрофах
и авариях погибает больше людей ,чем  во  всех  стихийных  бедствиях  вместе
взятых .

                               Что же дальше ?
     Так что же ожидает человечество далее :  решение проблем  НТР  или   их
усугубление ? Здесь нельзя дать однозначного ответа  .  Но  можно  с  полной
уверенностью  утверждать  ,что  будет  продолжаться  демографический  взрыв,
благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в  отсталых  странах  .   По
прогнозам специалистов население  стабилизируется   только  к  середине  ХХI
века на уровне 10 - 12 млрд  человек . Вопрос состоит  в  том  ,выдержит  ли
Земля такое  число обитателей  без  сползания  к  необратимой  экологической
катастрофе.
Я считаю, что, чем быстрее человечество внедрит  современный  уровень  жизни
среди большинства жителей стран 3 - его мира ,тем быстрее  они  перейдут  от
традиционного  режима  воспроизводства   (высокая   смертность   -   высокая
рождаемость )  к современному ( низкая смертность - низкая рождаемость )   .
А пока на переходный период следует ,во  избежание  необратимых  последствий
перенаселенности,  ввести  адинистративно   -   репрессивный   контроль   за
рождаемостью ( по китайскому образцу  ) .
     Следует  также  отметить  ,что  выравнивания  диспропорций  в  развитии
различных стран мира не следует  ожидать  в  ближайшем  будущем  .  Причиной
этого является то, что отсталость  -это как бы  пересечение всех  глобальных
проблем  НТР, и разрубить  гордиев узел  этих  проблем  пока  не  удается  :
темпы развития  развитых  стран  превосходят  темпы  развития  развивающихся
стран, и пропасть между этими странами увеличивается .
       По моему  мнению,  также  следует  ожидать  некоторого  спада   числа
межгосударственных   конфликтов  ,но   роста   сепаратизма   и   конфликтов,
связанных с ним . Это во многом связано с ростом национального  самосознания
народов .   Однако интеграционные процессы (подобные происходящему в  Европе
)  также будут  укрепляться . Эти два  взаимообратных  процесса  приведут  к
тому ,что  вскоре мир будет состоять из  небольшого  числа   конфедераций  (
наподобие  ЕЭС  )  ,состоящих   из   стран   обьединенных    в   таможенный,
экономический, политический союз с единой валютой, но автономных в  вопросах
культуры ,религии и внутренней политики .
     В промышленности будет развиваться  дальнейшая  автоматизация,  но  все
более    ,всвязи    с    истощением    ресурсов,    будут     использоваться
ресурсосберегающие и экологически чистые  технологии  .  Компьютерные  сети,
все более внедряясь в  жизнь  людей,  приведут  к  созданию  информационного
общества, когда ИНТЕРНЕТ заменит библиотеки и даже  частично  живое  общение
( как это сделал не так давно телефон ) .
   В общем, я представляю себе будущее,  не  лишенное  проблем,  но  все  же
представляющее более высокую ступень развития ,чем сейчас   .   Но  это  при
условии , что мир не придет к  экологической  или  социальной  катастрофе  .
Именно возможность таких катастроф ,а также глобальность многих процессов  -
вот  отличительные  признаки  эпохи  НТР,  и  то,   что   человек   пытается
контролировать эти процессы ,глобально  означает, что  мы  сейчас  находимся
на  пути   от   традиционных   взаимоотношений   природы   и   общества   их
противопоставления (Человек - царь природы ) к ноосфере  -  взаимоотношениям
на основе разума и целостности всего мира .



                                 Литература:
1) География . Серия « Энциклопедия  для детей » под редакцией С.Исмайловой

Москва . Аванта+. 1994
2)Биология . Серия « Энциклопедия  для детей » под редакцией С.Исмайловой .
Москва . Аванта+. 1994
3)Экономикс.Р.Макконнел , Л.Брю .11-е издание . Москва .Издательство
«Республика» . 1995
4)Д.Долан.Макроэкономика .Санкт-Петербург . Литера плюс .1996
5)Страны мира . Справочник под редакцией Р.Иванова .Москва .
Политиздат.1989
6)Человек и Общество .Современный мир .Учебник для 11 класса . Под
редакцией В.И. Купцова .Москва . Просвещение .1994
7)Материалы газеты «Известия» за октябрь-декабрь 1997




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru