Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Роль финансов в социально-экономическом развитии общества

Работа из раздела: «Финансы»

                         Министерство образования РФ
                        Электромеханический техникум



                                 Дисциплина:

                       «Финансирование и кредитование»

                                  На тему:
         «Роль финансов в социально-экономическом развитии общества.
                 Влияние финансов на общественный прогресс»



                              г. Н-Ломов 2000 г

                                 содержание:

Роль финансов в революционных преобразованиях………………………………….3
Основные закономерности развития финансов в переходных
условиях…………………………………………….7
Социальные реформы и финансы……………………………………………12
Заключение………………………………………..15



                Роль финансов в революционных преобразованиях



  Общественный прогресс предполагает две формы  развития  –революционную  и
эволюционную. Можно привести  много  примеров  революционного  перехода  от
низших социально-экономических  формаций к высшим.


Определённую  роль  в  формировании  революционной  ситуации  и  проведении
революционных преобразований играют финансы.


  Финансы способствуют  развитию  объективных  и  субъективных  предпосылок
революции. Их  воздействие  достигается  стимулированием  ускорения  темпов
роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском  хозяйстве,
строительстве и других отраслях  народного  хозяйства,  прямым  участием  в
финансировании   строительства   предприятий,   новых   отраслей.   Финансы
обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их  результатов  в
производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной
производительной силы общества –его работников.


   Финансы  воздействуют  на  ускоренное  развитие  производительных   сил,
изменение структуры общественного производства, усиление его концентрации и
централизации капитала. Новое состояние получает рабочая сила: меняется его
квалификация, структура, потребности. Эти изменения в сфере производства  и
его кадровом обеспечении  означают,  что  финансы  способствуют  достижению
производительными силами такого уровня,  когда  неизбежен  переход  к  иным
общественным формам организации экономической и социальной жизни  человека.
Финансы создают материальные предпосылки для такого перехода.


  Финансы способствуют появлению  новых  политических  движений  и  партий,
обеспечивают эффективное их участие  в  общественной  жизни,  революционном
преобразовании страны. Любой партии необходимо  финансовая  база,  так  как
партия  использует  систему  доходов  и  расходов  для  укрепления   своего
организационного  единства,  широкого  распространения  своих   программных
взглядов среди различных социальных групп и общественных движений.


  Кроме подготовки объективных и субъективных  факторов  революции  финансы
играют важную роль в обострении противоречий (экономических,  социальных  и
политических), ускоряющих революционные  процессы.  Объективно  способствуя
зарождению и развитию прогрессивных явлений  во  всех  сферах  общественной
жизни,  финансы  не  обеспечивают  полной  автоматической  реформации   или
отмирания устаревших экономических  и  государственных  структур,  передачи
власти другим общественным силам и политическим  партиям.  На  этой  основе
обостряются старые и появляются новые противоречия. Способом их  разрешения
при непримиримо враждебных обстоятельствах является социальная революция.


  Революция –это определённая совокупность  политических,  экономических  и
социальных  мероприятий,   направленных   на   радикальное   переустройство
общественной жизни и  закрепление  победы  более  совершенной  общественно-
экономической системы. Важным элементом экономических преобразований в ходе
революции  является  финансовая  программа   действий   политических   сил,
пришедших к власти. Эта финансовая программа направлена на создание прочной
финансовой базы новой политической  надстройки,  обеспечивающей  не  просто
функционирование создающихся государственных структур, но и  финансирование
революционных мероприятий пришедших  к  власти  политических  сил  во  всех
сферах общественной жизни.


    Финансовая   программа   революции   должна   обеспечить    радикальные
преобразования  экономической  основы  жизни  страны.  Для  этого   в   ней
необходимо  предусмотреть  такие  изменения  в  области  финансов,  которые
создавали бы возможность формирования финансового капитала,  стимулирующего
ускоренное развитие  прогрессивных  экономических  форм.  Данная  программа
нацелена на переустройство социальной структуры общества.


   Финансовая  сторона  жизни  общества   является   в   руках   победивших
революционных сил мощным рычагом коренных  преобразований  во  всех  сферах
общественной  жизни.  При  этом  часть  положений  программы   меняется   в
зависимости  от  исходных   финансово-экономических   условий,   конкретной
финансовой ситуации, в которой завершается  революция  (финансовый  кризис,
относительно  благополучное  финансовое  положение  старого   политического
режима и т.п.).


  Финансовая  программа  социальной  революции  направлена  на  решительную
демократизацию  финансовой  системы.  В  ходе  революции  предусматриваются
глобальные изменения  в  налоговой  политике  и  расходах  государственного
бюджета; происходит укрепление и развитие  местных  бюджетов,  упорядочение
отношений  в  области  государственного  кредита,  демократизация  финансов
государственных    предприятий;    система    имущественного    страхования
ориентируется на обслуживание потребностей хозяйственных  организаций  всех
отраслей народного хозяйства  и  форм  собственности,  развивается  система
социального и пенсионного страхования в интересах трудящихся.


  Налоговая политика пересматривается в  направлении  обеспечения  большого
участия в формирования  доходов  бюджета  состоятельных  слоёв  общества  и
предоставлении  определённых  льгот  малоимущим  группам   населения.   При
недостаточности регулярных  налоговых  поступлений  возможно  использование
чрезвычайных  налогов.  В   области   расходов   государственного   бюджета
упраздняются  статьи  затрат,   происходит   переориентация   расходов   на
хозяйственные и социальные потребности за  счёт  сокращения  инвестиций  на
непроизводительные цели. На основе роста  поступления  доходов  и  строгого
соблюдения режима экономии в  расходах  достигается  бюджетное  равновесие.
Принимаются меры к развитию местных бюджетов, чётко определяются  источники
их доходов и бюджетные права местных органов власти.


  Пересматривается кредитная политика государства в направлении ограничения
операций,  служивших  обогащению  отдельных  классов.  Принимаются  меры  к
вовлечению свободных  денежных  средств  населения  и  предприятий  систему
государственного кредита для финансирования преобразований экономической  и
социальной структуры общества.


  В  области  страхования  принимаются  меры  по  страховой  защите  новых,
«малодоходных»  сфер и отраслей деятельности, повышению  уровня  страхового
возмещения  и  введению  новых  отраслей  социального  страхования  и   его
распространению на все категории трудящихся.


   Реализация  финансовой   программы   революции   способствует   развитию
финансовой системы на новых началах  и  позволяет  использовать  финансы  в
качестве  активного   рычага   преобразований.   Важнейшими   инструментами
использования финансов с целью регулирования и стимулирования экономических
и социальных процессов являются налоги,  государственные  расходы,  местные
бюджеты, государственные займы, страховые тарифы.


   Финансовая  политика  государства  в  революционный   период   постоянно
корректируется,  так  как  революционные  преобразования  ведут  к  быстрым
переменам в экономической, политической и социальной сферах  общества.  Для
того,   чтобы   финансы   не   стали   тормозом   общественного   развития,
государственные структуры должны проводить анализ направления и степени  их
воздействия на все стадии воспроизводства и вносить поправки в  организацию
финансовых отношений в целях предотвращения неблагоприятных последствий  их
функционирования.



      Основные закономерности развития финансов в переходных условиях.



  Реальный  опыт  нашей  страны  и  стран  Восточной   Европы  в  переходных
условиях  позволяет  выделить  основные  тенденции  становления  и  развития
финансов. Некоторые из этих тенденций  не  получили  должного  воплощения  в
практике   финансового   строительства,   значение   других    необоснованно
преувеличивалось, третьи вообще не имели права на существование.


  К числу общих  направлений  развития  финансовых  отношений  в  переходных
условиях относились в  первую  очередь  формирование  классового  подхода  в
использовании  финансов,   превращение   их   в   орудие   захвата   частной
собственности,  соблюдение  интересов  тех  классов,  которые   поддерживали
революционные преобразования.


  Новое  классовое  содержание  финансов  появилось  сразу  после  свершения
Октябрьской революции  в  России.  Сначала  это  реализовалось  в  отдельных
чрезвычайных мерах  новой  власти  по  отношению  к  имущим  классам.  Затем
классовый  переход  в  использовании  финансов  углублялся   и   расширялся,
пронизывая всю финансовую деятельность государства.


  Финансовыми средствами  изъятия  капитала  являлись  чрезвычайные  налоги,
специальные налоги на прирост стоимости имущества за военные  годы,  изъятие
военных прибылей и т.п. Аннулировались  дореволюционные  долги,  проводились
денежные реформы с ограничением обмена старых денег на новые.


   Государство  использовало  финансы  для   поддержки   общественных   форм
хозяйствования:   финансировалось    развитие    государственного    сектора
экономики, развивалось народное образование, здравоохранение и  другие  виды
социальной инфраструктуры.

  Важная закономерность финансового  строительства  состояла  в  том,  чтобы
сначала использовать старые финансовые  инструменты,  а  затем  заменить  их
новыми формами финансовых отношений.
  Не  имея  возможности  сразу  создать  финансовую  систему,  принципиально
отличающуюся  от  прежней  (для  этого  необходимы  время,  экономические  и
организационные  предпосылки),  революционное   правительство   использовало
старые финансовые инструменты. Так происходит с государственным  бюджетом  и
всеми его атрибутами, социальным и имущественным страхованием.
  Однако прежние формы быстро  наполнились  новым  содержанием.  Так,  путём
повышения акцизов на товары не первой необходимости перестройке  подверглась
система косвенного обложения. Некоторые налоги отменялись в связи с  утратой
объектов обложения (например, земельный налог, налог на денежные  капиталы).
Одновременно появлялись новые формы обложения.
  Анализ опыта революционных преобразований в нашей стране  показывает,  что
новые  формы  финансовых   отношений   подчас   необоснованно   развивались,
неоправданно быстро были забыты.
   Общей  тенденцией  развития  финансов   явилось   проведение   финансовой
централизации,  которая  выразилась  в  создании  новой  бюджетной  системы,
введении  государственной  монополии   на   страхование,   слиянии   бюджета
социального страхования с государственным бюджетом.
   Финансовая   централизация   сыграла   положительную   роль   в   решении
экономических,  социальных,  военно-политических  задач   начального   этапа
переходного   периода.   Однако   постепенно   усиливалась    тенденция    к
демократизации финансовой системы. Но  из-за  бюрократической  централизации
принимаемых решений в области финансов  местные  органы  власти  и  трудовые
коллективы  так  и  не  получили  возможности   раскрыть   свой   потенциал.
Государственное  страхование  на  долгие  годы   задержалось   в   развитии,
ограничив  сферу  своей  деятельности  в  основном  имущества  хозяйственных
кооперативов,  населения  и  личным  страхованием.  Серьёзно  отставало   от
потребностей жизни социальное страхование.
  Ещё одна тенденция  это  формирование  финансов  предприятий  как  основы,
исходного  звена  всей  финансовой  системы.  Путь  к   этому   был   открыт
национализацией основной массы средств производства, в  большинстве  случаев
насильственным    объединением    крестьянства    в     сельскохозяйственные
кооперативы. Постепенно государственные и  кооперативные  предприятия  стали
занимать доминирующие положения в экономике.  Финансы  хозяйственных  единиц
стали основой всей финансовой системы, а отчисления от  их  прибылей  начали
играть ведущую  роль  в  доходах  государственного  бюджета  страны.  Однако
преждевременный  отказ  от  многоукладности  экономики  переходного  периода
устранил здоровую конкуренцию между предприятиями, обрёк  государственные  и
кооперативные предприятия на многолетний застой.
  По мере укрепления государственного бюджета за бюджетом закреплялась  роль
основного  финансового  плана  страны,  пронизывающего  своим  влиянием  всю
экономику. В  этом  состояла  ещё  одна  существенная  особенность  развития
финансов в переходный период. Однако с утверждением  планирования  бюджетно-
налоговые, финансовые методы регулирования хозяйственной  жизни  всё  больше
стали согласовываться и увязываться с планами экономического  и  социального
развития. Планирование всё глубже проникало в сферу социального,  личного  и
имущественного    страхования,    государственного    кредита,    финансовой
деятельности предприятий.
   В  результате  финансовые  методы  стимулирования  экономики  были  почти
полностью заменены плановыми, централизованными установками. Была  подорвана
хозяйственная  инициатива  трудовых  коллективов,  появились  иждивенство  и
безразличие к конечным результатам их деятельности.  Постепенно  утрачивался
опыт   использования   финансовых   методов    воздействия    на    интересы
производителей.
   Октябрьская  революция  проходила  в  условиях  финансового   банкротства
прежних   режимов.   Чрезвычайная    финансовая    ситуация    обусловливала
необходимость принятия чрезвычайных мер по выходу из кризиса.  Важное  место
среди них занимала политика всемерного сокращения  расходов  на  управление,
военных  и  других  непроизводительных  затрат.  В  условиях  ограниченности
финансовых  ресурсов  государство  вынуждено  было   выбирать   приоритетные
направления использование средств, подлежавшие полному финансированию.
  Следовательно, развитие в условиях переходного периода  выявило  ещё  одну
характерную  черту  этой  эпохи   –проведение   жёсткого   режима   экономии
финансовых   средств.   Так,   при   оздоровлении   советского   бюджета   и
осуществлении денежной реформы 1922-1924 годов было проведено  десятикратное
сокращение армии, резкое  уменьшение  государственного  аппарата,  снятие  с
государственного обеспечения мелких и средних  предприятий.  Такие  меры  не
только обеспечили решение финансовых проблем, но и  способствовали  экономии
средств для развития машинной индустрии.
  Однако в течении  непродолжительного  времени  лозунг  всемерной  экономии
финансовых средств превратился в реальную политику экономии  в  расходах  на
жизненно  важные  потребности  трудящихся   (здравоохранение,   просвещение,
жилищное  строительство,  пенсионное  обеспечение  и  т.п.).  В  тоже  время
партийно-государственный аппарат не ограничивал себя  в  средствах  с  целью
создания для  своих  нужд  материальных  благ  и  привилегий.  В  результате
экономика  и  финансы  страны  постепенно  истощались,   кризис   становился
неизбежным.
  В связи  со  сложившийся  обстановкой  появилась  потребность  в  создании
специального органа, способного  проводить  волю  нового  режима  в  области
финансов.  Поэтому   старая   система   финансовых   учреждений   заменяется
Министерством финансов, которому подчинялась система  местных  органов.   Во
избежание  чрезмерного  влияния  старых  идей      ограничивается  доступ  в
финорганы «буржуазных» профессионалов, их место занимают  новые,  не  всегда
профессионально подготовленные, но преданные революции кадры. Эта  тенденция
была определяющей  в  кадровой  политике,  что  нанесло  значительный  ущерб
финансовой системе.
  На основе  реального  опыта  строительства  общественной  жизни  на  новых
экономических и политических принципах можно  сделать  вывод  о  желательных
направлениях и тенденциях развития финансов в переходный период. К их  числу
относятся следующие:
  проведение в  области  финансов  политики  установления  классового  мира,
стимулирование инициативы, опыта общества с целью достижения  экономического
и социального прогресса;
   всемерное  использование  проведённых   мировой   практикой   эффективных
рычагов,  в  числе  которых  можно  назвать  полноценный  финансовый  рынок,
налоги, самостоятельные местные бюджеты;
  стремление к установлению такого финансового режима, который  бы  создавал
простор для инициативы любых хозяйственных форм, добросовестную  конкуренцию
и позволял бы добиваться  роста  экономической  и  социальной  эффективности
общественного производства;
  стремление к достижению такого состояния общества, когда  бы  материальное
благополучие  каждого  человека  определялось  его  вкладом  в  общественный
прогресс, а не занимаемой должностью или  партийной  принадлежностью,  когда
бы важнейшим требованием к работникам стала их  профессиональная  подготовка
и     умение     применять     их     опыт      во      благо      общества.



                        Социальные реформы и финансы


  Попытки революционного преобразования общества в нашей  стране  и  странах
Восточной Европы не дали обнадёживающих результатов. В тоже  время  движение
по   пути   социальных   реформ   ряда   стран,   представило   убедительные
доказательства   эффективности   избранного   ими    пути.    Преимуществами
эволюционного  развития  общественного  прогресса  являются:  замена  старых
общественных  форм  новыми;   отсутствие   вооружённой   классовой   борьбы;
возможность  избежать   бессмысленных   разрушений   в   период   революции;
возможность  проведения  реформ  в  условиях  благоприятной   идеологической
обстановки.
  Преемственность  финансовых  отношений  обеспечивает  плавный  переход  от
отживающих форм финансовых отношений к  прогрессивным  способам  организации
финансов. При этом можно постепенно осуществлять  переподготовку  финансовых
кадров, изменять методы работы.
  Парламентские,  мирные  формы  борьбы  политических  сил  и  идей  требуют
значительных   финансовых   затрат,   отвлекают   людей   от   созидательной
деятельности,  затягивают  процесс  реформирования  общества.  В  результате
страна несёт определённые потери. Однако они бесконечно малы по сравнению  с
материальными и финансовыми  издержками,  сопутствующими  ведению  классовой
вооружённой борьбы. Гражданская война требует огромных  военных  расходов  и
подрывает  нормальные  источники  доходов,  что  приводит  к   чрезвычайному
расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий.
   Расстройство  финансов  приводит  к   разрушению   денежного   обращения,
инфляции, натурализации хозяйственных связей и в конечном  счёте  к  резкому
падению уровня жизни  населения.  Последствия  финансового  кризиса  в  годы
войны ещё долго отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства.
  Вооружённая борьба обременяет общество не только затратами  на  содержание
и вооружение армии, ведение боевых действий, но и связана  со  значительными
разрушениями  производственных,  социально-культурных  объектов   и   других
элементов созданного национального богатства. Естественно, что по  окончании
гражданской   войны   восстановление   этих   объектов   требует    огромных
материальных, трудовых и финансовых ресурсов на протяжении нескольких лет.
  Общество,  осуществляющее  реформы,  как  правило,  не  проводит  массовых
компаний по разрушению до основания  старых  структур,  чтобы  на  их  месте
построить  новые.  Финансовые  потери  в  обществе,   которое   осуществляет
реформы,  неизбежны,  но  они  минимальны  и  не   влекут   катастрофических
последствий.   Чрезмерная    идеологизация    общественных    отношений    в
революционном  обществе,  игнорирование  мнения  оппозиционных  сил  заводят
страну в тупиковую ситуацию. Так  произошло,  например,  в  нашей  стране  в
конце двадцатых и тридцатые годы,  когда  проводились  «реформы»  в  области
государственного кредита.
  Движения к общественному прогрессу по пути реформ характерно  колоссальной
экономией материальных, трудовых и финансовых  ресурсов  и  на  этой  основе
–ускоренное  движение  к  новому  состоянию   общества,   характеризующемуся
материальным и духовным благополучием большинства своих граждан.
   Для  осуществления  реформ  в  обществе   должны   быть   объективные   и
субъективные предпосылки, в формировании  которых  финансы  принимают  самое
непосредственное участие. Механизм этого участия во многом  идентичен  тому,
который был показан в отношении предпосылок социальной революции.
  Финансовые рычаги проведения  реформ  в  основном  те  же,  что  и  рычаги
осуществления  социальной  революции:   налоги,   государственные   расходы,
процент по государственным  ценным  бумагам,  процент  по  вкладам,  местные
бюджеты,   страховой   тариф.   В    реформируемом    обществе    невозможна
дифференциация налогов, страховых платежей, процента  по  вкладам  и  других
финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в  зависимости  от
классовой или партийной  принадлежности.  Все  должны  находиться  в  равных
условиях,  ко  всем   предъявляются   одинаковые,   социально   справедливые
требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина  или
юридического лица гарантируется исключительно добросовестным  и  эффективным
трудом.



                                 Заключение

  Осуществляемая перестройка общественной  жизни  в  нашей  стране  со  всей
полнотой   показала   важную    роль    финансового    аспекта    социальных
преобразований.  Она  убедительно  подтверждает   такую   мысль,   что   при
отсутствии  успехов  в  финансовой  политике  всякие   радикальные   реформы
обречены на неудачу.
    Для   современной   финансовой   политики   характерны    неуверенность,
непоследовательность, отсутствие чёткого  плана  действий.  А  её  состояние
такого, что без решительных, быстрых и радикальных  изменений  в  финансовой
политике,  способных  резко  ограничить  бюджетный  дефицит,  изъять  лишние
деньги  из  обращения,  обеспечить  финансовую  самостоятельность   трудовых
коллективов  и  органов  власти  всех   уровней,   разбудить   хозяйственную
инициативу каждого члена общества –без  этих  поправок  финансовой  политики
дальнейшее движение по пути реформ не возможно.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru