Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Зарождение философской традиции (Доклад)

Работа из раздела: «Философия»


           Московская Государственная Академия Водного Транспорта



                                   ДОКЛАД

                                ПО ФИЛОСОФИИ
                            На тему: «Зарождение
                            филосовской традиции»

                            студента группы СМ-51

                               Комардина Д.В.



                                   Москва
                                    2000
     Древнеиндийская культура –  ровесница  древних  культур  Месопотамии  и
Египта, у нее свои  колоритные  особенности  и  свои  непреходящей  ценности
приобретения, которые  позволяют  нам  говорить  о  том,  что  она  в  своем
начальном  духовном  развитии  уже  в  давние  времена  пошла  дальше  своих
«сестер», а ее разностороннее значение для  мировой  цивилизации  далеко  не
исчерпано до сих пор.
     Первым среди дошедших до нашего времени литературных  памятников  Индии
— это же и первый памятник  религиозно-философской  мысли  —  были  Веды.  В
периоде с санскритского языка на русский это  слово  означает  «знание»,  но
это знание особого рода — оно подразумевает откровение,  то  есть  сообщение
для посвященных. Это собрание гимнов, молитв, жертвенных формул,  заклинаний
и т. п.
     Веды распадаются на четыре сборника:
   . «РИГ-ВЕДА» (обычно пишется слитно) — Беда гимнов,  то  есть  хвалебных
     стихов, обращенных преимущественно  к  богам  («риг»,  или  «рич»,  на
     санскрите — песнь, гимн; «риши» — легендарные собиратели и составители
     Вед, стихотворцы, мудрецы);
 . «САМА-НЕДА» — Веда песен, то есть  ритуальных  песнопений,  канонических
   ритуальных   текстов,   расположенных   в   определенном   порядке   для
   литургических целей и снабженных  ритуальной  нотацией  (почти  все  они
   совпадают с текстами «Ригведы», но оснащены необходимыми комментариями в
   соответствии с религиозно-нормативными требованиями);
 . «ЯДЖУР-ВЕДА» —  Веда  жертвоприношений,  собрание  жертвенных  молитв  и
   формул в стихах и прозе, а также ритуальных указаний;
 .  «АТХАРВА-ВЕДА»  —  Веда  заклинаний,  собрание  представленных  стихами
   заговоров,  заклинаний  против  болезней  и  злых  духов,  проклятий   и
   благословений, а также правил лечения травами.

     Совокупность религиозно-философских представлений и  правил  ритуальных
обрядов, охватываемых этими сборниками, и составляет содержание ведизма  как
особой формы миропонимания и священнодействия.
     Отсюда и выражения: «ведическая культура»,  «ведическая  литература»  —
как  конкретный  этап  в  духовной  истории  Древней  Индии.  Важнейшими  из
сборников считаются первый и последний.
     Самая ранняя по времени составления (1200— 1000 гг. до н. э.)  и  самая
большая по объему из Вед — «Ригведа», содержащая 1028 гимнов, более  10  500
стихов. Она делится на десять книг (мандал, что означает  буквально  «круг»,
«цикл»). Основное содержание —  восхваление  богов  и  сил  природы,  причем
последние тоже представали как божества мудрые,  милосердные,  всеведущие  и
справедливые. К ним обращались с просьбами и мольбами, а чтобы  умилостивить
их, приносились им жертвы;  считалось,  что  все  человеческое  благополучие
зависит от этих жертв.
     Гимны создавались, очевидно, в отдельных  родо-  племенных  группах  и,
возможно, поначалу представляли собой  плод  коллективного  творчества.  По-
видимому, понадобилось пройти многим столетиям, чтобы составленные в  разное
время и в разных местах «риги», как говорится, отстоялись и были  сведены  в
особые сборники:
   . САМХИТЫ.
      Затем   тексты   стали   обрастать   комментариями,   толкованиями   и
дополнениями ритуального, магического и  философского  порядка  и  появились
следующие сборники:
   . БРАХМАНЫ — своего рода руководства к выполнению обрядов; здесь  же  мы
     находим и наставления  домохозяевам,  а  также  множество  преданий  и
     исторических  рассказов,  сведения  о  развитии  городов  и   ремесел,
     укреплении кастовой системы, начатки грамматических и  астрономических
     знаний и т.д.,
   . АРАНЬЯКИ (от «аранья» — лес) — тексты со специальными толкованиями для
     отшельников, обитавших в лесах и горах, и
   . УПАНИШАДЫ — собственно философская часть Вед; это собрания философских
     размышлений  на  разные  темы  разных  авторов  в  разное  время)  они
     охватывают довольно большой исторический период, и их обычно делят  на
     «ранние» и «поздние», дав им свои названия.

     Словосочетание «упанишада» в переводе означает «сидящий рядом», как  бы
намекая на ученика, сидящего рядом со своим  наставником  и  слушающего  его
поучения; в самих текстах «упанишады» часто означают «тайное  учение»  —  не
потому  ли,  что  содержание   казалось   малопонятным   и   нуждающимся   в
разъяснении? Или в этом намок на  дозволенность  чтения  лишь  определенному
социальному слою?
     Заметим, что словом «брахманы» называли также одну из  крупнейших  каст
в Древней Индии – исполнителей  жертвоприношений,  знатоков  и  толкователей
Вед. Этим словом в древнеиндийских  религиозном  умозрении  и  исходящих  из
него учений обозначали высшую  объективную  реальность,  безличное  духовное
начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится.
     Самхиты, брахманы, араьяки и упанишиды вместе образуют целостный  канон
ведического философско- религиозного сознания, подобно Библии у  христиан  и
Корану у мусульман.
     По отношению к ним в Индии употребляется  выражение  «шрути»,  то  есть
«услышанное» - это свидетельствует о том, что ведийские тексты долгое  время
не записывались и не читались, а произносились и слушались.
     Действительно, хотя  санскритская  письменность  существовала  уже,  по
крайней мере, к началу второй  половины  I  тысячелетия  до  н.э.,  в  своей
религиозной   функции   Веды   передавались   по   памяти    и    изначально
распространялись среди исповедующих их догмы только в устной форме.
     Составители первых самхит руководствовались  желанием  сохранить  гимны
от искажения или забвения.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru