Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Что такое философия, ее предназначение, социальные функции и роль в жизни человека

Работа из раздела: «Философия»


                                 Оглавление
1.                                                                  Введение
                      .       3 стр.
2.                               Основная                              часть
                       4-8 стр.
1.                   Что                   такое                   философия
                4-5 стр.
2.          Предмет          философии,          ее           предназначение
  5-6 стр.
3.                Социальные                функции                философии
     6-7 стр.
4. Роль философии в развитии и жизни человека и общества        7-8 стр.
3.                                                                Заключение
                             9 стр.
3.                             Список                             литературы
                      10 стр.



                                  Введение

         Многое из того, что окружает человека, он  впускает  в  собственную
душу безотчетно, без какой - либо критической  оценки,  принимая  окружающий
мир таким, как он  есть,  не  задумываясь  о  его  природе.  Обычно  человек
старается  жить  просто  и  не  испытывает  потребности  в  последовательном
размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души,  и  он  открывает  в
себе  способность  продвигаться  к  истине,  открывать   тайны   реальности,
открывать тайны реальности, пытается ответить  на  вопросы,  которые  как  -
будто не имеют значения для него лично. Откуда  взялся  мир?  Куда  движется
история? Каково предназначение  человека?  Но  люди  навсегда  размышляют  о
будущем человечества с достаточной глубиной и встревоженностью.  Современное
человечество  располагает огромным  объемом  информации  и  знаний  о  мире,
созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало  намного  мудрее.  А
между тем обретение мудрости - одна  из  главных  задач  человечества,   для
обеспечения дальнейшего  существования  и  попытки  разобраться  в  вопросах
поставленных человечеством еще на  заре  цивилизации  и  нерешенных  по  сей
день.



                           2.1 Что такое философия
         Что такое философия? Термин  «философия»  происходит  от  греческих
слов phileo - любовь и sophia -  мудрость  и  означает  любовь  к  мудрости.
Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и  является
важным  условием,  чтобы  стать  философом.  Философия   есть   определенная
способность думать о вечных вопросах,  о  человеческой  жизни  и  смерти,  о
предназначении человека, и в таком своем  качестве  она  возникла  вместе  с
появлением  человеческого  рода,  Философия  имеет   дело   с   предельными,
вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить  относительно
целостную картину мира. Но она погружена в  конкретности,  решает  множество
частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она  задумывается,
размышляет над универсальными проблемами.
          Первым,  кто  объяснил  слово  «философ»,  был  Пифагор.  Согласно
Пифагору,  смысл  философии  -  в  поиске  истины.  Разделял  это  мнение  и
древнегреческий философ Гераклит.
          Однако  совсем  другого  мнения  придерживались  софисты.  Главная
задача философа, считали они, - научить своих  учеников  мудрости.  Мудрость
они отождествляли не с достижением истины, а с умением  доказывать  то,  что
каждый  сам  считает  правильным  и   выгодным.   Для   этого   признавались
приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.
         Знаменитый древнегреческий мыслитель  Платон  полагал,  что  задача
философии заключается в познании вечных и абсолютных  истин,  что  под  силу
лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.
         По мнению Аристотеля, задача философии  -  постижение  всеобщего  в
самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.
         Таким образом одни мыслители  видели  суть  философии  в  отыскании
истины,  другие  -  в  том,  чтобы  ее  утаить,  исказить,  приспособить   к
собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на  землю;
одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что  философия
самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и  человеку.
Все  это  доказывает,  что  философию  отличает  разнообразие   подходов   и
пониманий  к  своему  собственному   предмету   и   свидетельствует   о   ее
множественном характере.
         Философию можно определить как учение  об  общих  принципах  бытия,
познания и  отношений  человека  и  мира.  Прежде  всего,  философия  всегда
оформляется в виде  теории,  формулирующей  свои  категории  и  их  систему,
закономерности,  методы  и  принципы  исследования.  Специфика   философской
теории заключается  в  том,  что  ее  законы,  категории  и  принципы  носят
всеобщий  характер,  распространяются  одновременно  на  природу,  общество,
человека и само мышление.

                   2.2 Предмет философии ее предназначение
         Круг вопросов изучаемых философией называется предметом  философии.
Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела:
  а) Исследование наиболее общих вопросов бытия, то есть  проблема  бытия  в
универсальном смысле. Бытие  и  небытие;  бытие  материальное  и  идеальное;
бытие природы общества и  человека.  Философское  учение  о  бытие  получило
название антологии.
  б) Анализ наиболее общих  вопросов  познания.  Познаваем  или  непознаваем
мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается  сущность
самого познания  и  что  есть  истина;  каков  субъект  и  объект  познания.
Философское учение о познании получило название гносеологии.
  в) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития  общества.
Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется  социальной
философией.
  г) Исследование наиболее общих и существенных  вопросов  человека.  Именно
человек является исходным и  конечным  пунктом  философствования.  Творит  и
действует не абстрактный  дух,  а  человек.  Философия  человека  называется
философской антропологией. Философское знание позволяет  понимать  глубинные
основы бытия, проникать в сущность предметов и  явлений,  ориентироваться  в
потоке сложных и противоречивых событий. Философия  выступает  как  духовное
рационально - теоретическое  освоение  действительности.  Несмотря  на  свою
относительную абстрактность, философия изначально практична  и  гуманна,  ее
предназначение  -  научить  человека  самостоятельно  и  творчески  мыслить,
понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и  роль  в  мире,
определить направление деятельности не только в  отношении  ближайшей  цели,
но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
         Философия формирует мировоззрение не  только  отдельных  личностей,
но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил  его
идеалы, устремления, цели и задачи. В  истории  общества  переход  к  новому
уровню  философского   мышления   всегда   является   подготовкой   глубоких
социальных и политических перемен.

                      2.3 Социальные функции философии
          Предмет  и  специфику  философии  нельзя  раскрыть  в  достаточной
степени полно, не затрагивая вопрос о ее функциях.
         Одной из функций является  социальная,  которая  является  довольно
многоплановой  по  своему  содержанию   и   охватывает   различные   аспекты
общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить  двуединую
задачу - объяснять социальное бытие и  способствовать  его  материальному  и
духовному   изменению.   В   общественной   жизни   социальные    изменения,
эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде  чем
пытаться  изменить  социальный  мир,   нужно   предварительно   его   хорошо
объяснить.  И  именно  философии  принадлежит   прерогатива   в   разработке
всеобъемлющих концепций интеграции и  консолидации  человеческого  общества.
Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели  и  направить
усилия на организацию коллективных  действий  по  их  достижению.  При  этом
степень  жизненности  философской  концепции  определяется  тем,   насколько
каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно,  несмотря  на  свой
всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована  каждому  человеку.
Социальная функция призвана объяснить общество, причины  его  возникновения,
эволюцию, современное состояние, его  структуру,  элементы,  движущие  силы;
вскрыть  противоречие,   указать   пути   их   устранения   или   смягчения,
совершенствования   общества.   Все    функции    философии    диалектически
взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или  иначе  включает
их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция  философии.
Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль  для  каждого
человека, способствовать формированию гуманистических ценностей  и  идеалов,
утверждению позитивного  смысла  и  цели  жизни.  Социально  -  гуманитарные
функции призваны  осуществлять  функцию  интеллектуальной  терапии,  которая
особенно важна в периоды нестабильного  состояния  общества,  когда  прежние
кумиры и идеалы исчезают, а новые не  успевают  сформироваться  и  завоевать
авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и  небытия,
и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

          4  Роль философии в развитии и жизни человека и общества
философия по  самому  своему  предназначению  пытается  проникнуть  в  самое
существо мироздания и в своих  исканиях  соприкасается  со  всеми  областями
науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании  мира  и  самого
себя. Современная философия получила новую форму  за  счет  расширения  всех
своих основных функций, придания им актуального творческого и  практического
содержания.   Важнейшими   достижениями   современной   философии   является
цивилизованный подход к анализу  общественных  явлений  и  мировоззренческий
принцип, содержанием которого является понимание мира в связи  с  включением
в него человека как сознательно - деятельного фактора. В развитии  философии
проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а  в  настоящее
время она играет решающую роль в понимании современного мира.
         Современный  мир  уходит  от  капитализма  и  социализма,  но  надо
сохранить все позитивное, что создали люди  на  предыдущих  этапах  развития
общества, обогатить анализом новых реалий жизни.
         Человек как мыслящая  материя  все  глубже  осознает  себя  активно
действующим фактором социальной и  окружающей  его  природной  среды,  всего
бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление  о  человеке  как
сознательном  соучастнике  мировой   эволюции,   делает   ответственным   за
результаты своей деятельности, предъявляет повышенные  требования  к  уровню
субъективного фактора в целом, выдвигает на  первый  план  профессиональные,
нравственные   и   духовные   качества   личности.   Возрастающее   значение
приобретают  его  самопознание  и   самосознание,   определение   механизмов
регулирования  и  саморегулирования  духовной  сферы,   овладение   знаниями
функционирования интеллекта, установление  контроля  за  результатами  своей
деятельности.
         Формирующаяся современная научная картина мира включает  в  себя  и
достижения технических наук,  которые  в  настоящее  время  дают  наибольший
прирост новых знаний. Достижения технических наук в  области  информационных
процессов,   микроэлектроники,   кибернетики   искусственного    интеллекта,
биотехнологии и других современных  научных  направлений  отражают  глубокую
структурную революцию не только  в  технике  и  технологии,  но  и  во  всей
системе материальной и духовной культуры.  Научно  -  технический  прогресс,
определяя  качественно  новое  состояние   науки   в   целом,   одновременно
характеризует и становление новой формы философского мышления -  современной
философии. Овладение  современной  философской  культурой  повышает  уровень
профессиональных знаний, дает ориентир  в  научной  деятельности,  позволяет
вырабатывать механизмы реализации деятельности  общества  в  соответствии  с
требованиями времени.
          Переход  человечества  на  качественно  новый  виток  развития   в
социальном, духовном, культурном  отношениях  -  на  сегодняшний  день  лишь
реальная возможность выхода  его  из  глобального  кризиса,  но  далеко  еще
нереализованное  состояние.  Трудности  и  опасности  в  осуществлении  этой
задачи  проистекают  в  основном  от  самого  человека:  невысокого   уровня
сознания,  непонимания  обществом  причин  и   механизмов   функционирования
природных, антропологических и социальных явлений в  их  взаимодействии  как
специфически особых элементов единого мирового  бытия.  Человечество  должно
овладеть в полном объеме достижениями духовной  культуры,  наукой  разумного
управления и регулирования мировыми процессами. Эта  задача  не  может  быть
решена вне современного философского знания о мире.



                                 Заключение

         Если человечество вдруг лишится философии,  ее  утрата  приведет  к
непоправимым последствиям. Развивая философию, люди не просто  шлифуют  свой
разум. Они мобилизуют свои  интеллектуальные  ресурсы  для  понимания  судеб
человечества, и у них нет другого более надежного, чем  философия,  средства
кристаллизации знаний, метода  сомнений  и  поиска  наиболее  продуманных  и
универсальных ответов на те вопросы, которые ставит человечество. В XX  веке
философы сделали  множество  открытий,  которые,  безусловно,  отразятся  на
судьбе человечества. Это касается  не  только  различных  сфер  философии  -
теории познания или логики, философской  антропологии  или  эстетики,  этики
или истории философии. Именно в XX  столетии  философы  проникли  в  глубины
сознания  и  научились  распознавать  многие  протекающие  в  нем  процессы,
осознали неисчерпаемость  потенциала  человеческой  психики.  Они  буквально
вчувствовались в безбрежный опыт человеческого бытия, выразив его  в  формах
прежнего  и  тревожного   человеческого   самосознания.   Человек   сказался
осмысленным  по  -  новому,  чему  содействовали  философская  антропология,
психоанализ. Наука, история культура,  человек  подверглись  неожиданному  и
глубинному постижению.



                              Список литературы

1. Введение в философию. Ч. 1, М., 1989.
2. Гуревич П. С. Основы философии. М. 2000.
3. Добрынина В. И. Философия XX века. М. 1997.
4. К. Ясперс Введение в философию. Минск 2000.
5. Лавриненко В. Н. Философия. М. 2001.
6. Основы современной философии. М. 1996.
7. Солонин Ю. Н. Основы современной философии. С.- Петербург 2001.
8. Философия и история культуры. М. 1985.
9. Философия и ценностные формы сознания. М. 1984.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru