Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Природное и социальное в человеке

Работа из раздела: «Философия»

2. Природное и социальное в человеке.
       Человек  –  существо  социальное.  Но  в  то  же   время   и   высшее
млекопитающее, т.е. существо биологическое.
       Как  и  всякий  биологический  вид,  Homo   sapiens   характеризуется
определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из  этих  признаков  у
разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах.  На
проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные
процессы. Так, например,  нормальная  продолжительность  жизни  человека  в
настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того,  что  он  не  страдает
наследственными заболеваниями и не будет  подвергаться  пагубному  внешнему
воздействию,  такому  как  инфекционные  заболевания,  дорожно-транспортные
происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида,  которая,  однако,
изменяется под воздействием социальных закономерностей.
       Подобно  другим  биологическим  видам,   человек   имеет   устойчивые
разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о  человеке,  понятием
«расы». Расовая дифференциация людей  связана  адаптацией  различных  групп
людей, населяющих различные регионы планеты, и  выражается  в  формировании
специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но,
несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель
любой расы  относится к единому виду Homo sapiens и обладает  свойственными
всем людям биологическими параметрами.
       Каждый человек по своей природе  индивидуален  и  неповторим,  каждый
имеет  свой  собственный  набор  генов,  наследуемых   им   от   родителей.
Уникальность человека усиливается  и  в  результате  влияния  социальных  и
биологических факторов в процессе развития,  ибо  каждый  индивид  обладает
уникальным жизненным опытом.  Следовательно,  род  человеческий  бесконечно
многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

       Индивидуализация – общебиологическая  закономерность.  Индивидуально-
природные  различия  у   человека   дополняются   различиями   социальными,
обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией  социальных
функций,  а  на  определенном  этапе  общественного  развития  –  также   и
различиями индивидуально-личностными.
       Человек включен сразу в два мира: мир природы  и  мир  общества,  что
порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.
       Аристотель называл человека политическим животным,  признавая  в  нем
сочетание  двух   начал:   биологического   (животного)   и   политического
(социального). Первая проблема заключается  в  том,  какое  из  этих  начал
является доминирующим, определяющим в  формировании  способностей,  чувств,
поведения, действий человека и  каким  образом  осуществляется  взаимосвязь
биологического и социального в человеке.
       Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая,  что  каждый
человек уникален, своеобразен и неповторим, мы,  тем  не  менее,  постоянно
группируем людей по  различным  признакам,  одни  из  которых  определяются
биологически,  другие  –   социально,   а   некоторые   –   взаимодействием
биологического и социального. Возникает  вопрос,  какое  значение  в  жизни
общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и  группами
людей?
       В  ходе  дискуссий  вокруг  этих  проблем  выдвигаются,  подвергаются
критике и переосмысливаются теоретические концепции,  вырабатываются  новые
линии    практического    действия,    способствующие     совершенствованию
взаимоотношений между людьми.
       К.Маркс   писал:   «Человек    является   непосредственно   природным
существом. В качестве природного существа…  он…наделен  природными  силами,
жизненными  силами,  являясь  деятельным  природным  существом;  эти   силы
существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…»[1] Такой
подход нашел обоснование и развитие  в  трудах  Энгельса,  который  понимал
биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для
объяснения истории и самого человека.
       Марксистско-ленинская  философия   показывает   значение   социальных
факторов наряду с биологическими – те, и другие играют  качественно  разные
роли  в  определении  человеческой  сущности  и  природы.  Она   раскрывает
доминирующее  значение  социального,  не  игнорируя  биологическую  природу
человека.
       Пренебрежительное отношение  к  биологии  человека  недопустимо.  Тем
более что  биологическая  организация  человеческого  существа  есть  нечто
самоценное, и никакие социальные цели не могут  оправдать  ни  насилия  над
ней, ни евгенических проектов ее переделки.

-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1 С.262-263


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru