Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Антропологический материализм Фейербаха

Работа из раздела: «Философия»


          Тема15: Антропологический материализм Л.Фейербаха.


                                                       План.

1.    Введение.
2.   Антропологический материализм.
2.1. Материализм  Фейербаха.
2.2. Антропологический принцип.
3.   Атеизм Фейербаха.
4.  Вывод.

                                                 1.  Введение.

      Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил
основу единства всей системы знания. В результате произошло  никогда  прежде
с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир  природы  и
мир   человека.   Это   разделение    последовательно    осуществил    Кант,
основоположник  немецкого   идеализма.   Видным   представителем   немецкого
идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь от философии Канта,  он  в  то
же время  подверг  пересмотру   его  понятие  трансцендентального  субъекта,
предложив рассматривать в качестве такового историю  человечества  в  целом.
Гегель создал на объективно-идеалистической  основе  систематическую  теорию
диалектики. Последователем Гегеля первоначально  был  Фейербах  (1804-1872),
но затем 1839 году подверг критике гегелевский идеализм, показав  его  связь
с религией. Фейербах выдвинул в центр своей философии человека,  трактуемого
как биологическое существо, абстрактный индивид.

                     2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

       В середине XIX века с острой  критикой  идеализма  выступил  немецкий
философ Людвиг Фейербах. С точки зрения  Фейербаха,  идеализм  есть  не  что
иное, как рационализированная религия, а философия и религия  по  самому  их
существу, считал Фейербах,  противоположны  друг  другу.  В  основе  религии
лежит вера в догматы, тогда как в  основе  философии  -  знание,  стремление
раскрыть действительную природу вещей. Поэтому  первейшую  задачу  философии
Фейербах видел в  критике  религии,  в  разоблачении  тех  иллюзий,  которые
составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней  по  духу
идеалистическая философия возникают,  по  мнению  Фейербаха,  из  отчуждения
человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов,  которые
в действительности принадлежат самому человеку.
       Согласно  Фейербаху,  для  освобождения  от  религиозных  заблуждений
необходимо понять, что человек - не  творение  бога,  а  часть  -  и  притом
наиболее совершенная - вечной природы.
      2.1. Материализм  Фейербаха  существенно  отличается  от  материализма
XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую  реальность
к механическому движению и рассматривает природу не как механизм,  а  скорее
как организм. Он характеризуется как антропологический,  так  как  в  центре
внимания Фейербаха - не  отвлеченное  понятие  материи,  как  у  большинства
французских материалистов, а человек как психофизическое единство,  единство
души и тела. Исходя из такого понимания  человека,  Фейербах  отвергает  его
идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде  всего
как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз  и
составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке  не  может
быть отделено от телесного,  дух  и  тело  -  две  стороны  той  реальности,
которая  называется  организмом.  Человеческая   природа,   таким   образом,
толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный  индивид  для
него -  не  исторически-духовное  образование,  как  у  Гегеля,  а  звено  в
развитии человеческого рода.

     Началом нового,  материалистического  периода  в  творчестве  Фейербаха
следует считать 1839 год. Именно в этом  году  он  окончательно  порывает  с
гегелевской философией и становится материалистом.
             Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи  недоволен
абстрактным  мышлением,  Фейербах  апеллирует  к  чувственному   созерцанию.
Полагая, что ощущение  составляет  единственный  источник  нашего  познания.
Только то, что  дано  нам  через  органы  чувств:  зрение,  слух,  осязание,
обоняние,  -  обладает,  по  Фейербаху,  подлинной  реальностью.  С  помощью
органов  чувств  мы  познаем  как  физические  объекты,  так  и  психические
состояния других  людей.  Фейербах  не  признавал  никакой  сверхчувственной
реальности и отвергал возможность  чисто  отвлеченного  познания  с  помощью
разума, считая последнее изобретением     идеалистической спекуляцией.

        Знаменитая книга Фейербаха  «Сущность  христианства»,  написанная  в
1841году, была уже настоящим  триумфом  материалистической  философии.  Цель
этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии».  Религия
как проблема проходит красной нитью через творчество  Фейербаха.  Он  пишет,
что его первой мыслью был бог, второй –  разум,  а  третьей  и  последней  –
человек. Фейербаха интересует не  идея  человечества,  а  реальный  человек,
который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То  есть
идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека.  Теизм
неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога.  Фейербах  в
этой  работе  провозгласил  материализм  и  атеизм,  признал,  что   природа
существует независимо от сознания, что она есть  основа,  на  которой  вырос
человек, что вне природы и человека нет ничего,  и  что  созданное  религией
божественной  существо  есть  лишь  фантастическое  отражение   человеческой
сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха  стало  для
того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.
      После «Сущности христианства» Фейербах  выпускает  в  свет  целый  ряд
произведений: «Основные положения философии  будущего»  (1843г.),  «Сущность
религии» (1845г.) и другие. В этих произведениях он дает стройное  изложение
и обоснование своих материалистических взглядов.
      Но труды Фейербаха, вышедшие после революции  1848-49  годов,  уже  не
оказывали такого влияния и  глубокого  воздействия  на  читателей,  как  его
первые материалистические сочинения. И его  работа  «Теогония»  не  оставила
почти никакого значимого следа  в  этот  период  времени.  В  1867-69  годах
Фейербах  пишет  свое  главное  этическое  произведение  –  «Эвдемонизм»,  в
котором утверждает, что стремление к  счастью  является  двигательной  силой
поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не  был,  однако,
опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.
          2.2.  Антропологический  принцип  Фейербаха  в   теории   познания
выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”.  По
Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в  опыте  человеческого
общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой  человек,
”Ты”.  Именно  любовь  к  другому  человеку  есть  путь  к   признанию   его
объективного существования, а тем самым  к  признанию  существования  вообще
внешних вещей.
       Из внутренней связи людей, основанной  на  чувстве  любви,  возникает
альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна  встать  на
место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому  философу,
есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

                             3.Атеизм Фейербаха.

  Материализм Фейербаха, как и всякий материализм вообще,  тесно  связан  с
атеизмом,  ибо  материалистические  основоположения  уже  содержат  в   себе
атеистический смысл. Но эволюцию атеистических  взглядов  Фейербаха,  как  и
любого материалиста, нельзя сводить  только  к  развитию  его  материализма,
затушевав антирелигиозный  аспект  его  философии.  Кроме  того,  необходимо
иметь в виду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться  еще
до его прихода к материализму. У Фейербаха атеизм и  материализм  неразрывно
связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи.

  Фейербах видел центральную тенденцию, в борьбе разума с  верой,  науки  с
религией,  философии  с  теологией.  Этой  борьбой,   показывает   Фейербах,
пронизана вся философия  нового  времени  —  Бэкона  и  Гоббса,  Гассенди  и
Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах  отмечал  стремление
каждого из  этих  мыслителей  освободить  человеческий  ум  от  религиозного
влияния и их несомненный вклад в это дело. Но никто из них, по  его  мнению,
не освободился полностью от дуализма  веры  и  разума.  «Философы  новейшего
времени признавали веру, но так, как законная  жена  признается  в  качестве
уполномоченного  лица  мужа,  когда  он  уже  внутренне  с  ней  разошелся».
Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности  в  этом  вопросе.
Срывая с божества его таинственность,  Фейербах  вначале  еще  полагал,  что
человеческое мышление, как таковое,  обладает  самостоятельным  бытием.  Под
влиянием гегелевского принципа тождества  субъекта  и  объекта,  мышления  и
бытия он на место сверхчувственного бога  поставил  сверхчувственный  разум,
мышление.

  Следует подчеркнуть, что для Фейербаха  атеизм  не  сводился  к  простому
отрицанию бога. Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII  вв.
Таким   образом,   Фейербаха   не   удовлетворял   негативный   атеизм   его
предшественников.  Атеизм  Фейербаха  требует   положительного   утверждения
человека  в  противоположность  его  религиозному,  фиктивному  утверждению.
Утверждение человека должно быть не  только  реальным,  но  и  всесторонним,
охватывающим все сферы его бытия.  Фейербах  понимал,  что  немногого  стоит
забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если «желудок не  в
порядке» и «основа человеческого  существования  повреждена.  По  Фейербаху,
для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым  он  относил  и
религиозную идеологию, необходимо  решение  проблемы  «желудка».  Тем  самым
Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамками просветительства. Так как  к
материализму философ пришел через критику религии, а  в  свою  очередь,  эта
критика становилась более глубокой и убедительной по мере  формирования  его
материалистических взглядов. Каковы же  идейные  и  теоретические  источники
атеизма и материализма Фейербаха?

  Историко-философские  взгляды  Фейербаха  возникли   и  сформировались  в
определенных  исторических  условиях  на  основе   определенного   историко-
философского багажа. Важнейшим идейным  источником  материализма  и  атеизма
Фейербаха   были   ростки   атеистической   и    материалистической    мысли
предшествующих  эпох.  В  новых  исторических  условиях  Фейербах  развил  и
продолжил материализм и  атеизм.  Фейербах  глубоко  и  обстоятельно  изучил
идейное наследие своих предшественников ссылался на них,  считая  их  атеизм
поверхностным и неглубоким.



                                  4.Выводы.

  Изучение историко-философских сочинений  Фейербаха  показывает,  что  его
путь к материализму и атеизму  не  был,  как  выражался  он,  «случайным»  и
«произвольным», но «органическим»  и  «необходимым»  и  пролегал  через  его
сочинения 30-х годов. Каждое из этих сочинений было ступенью в его  духовной
эволюции, а от  последнего  из  них,  монографии  «Пьер  Бейль»,  переход  к
«Сущности христианства», по словам самого Фейербаха, уже был нетруден.


                                      ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

1.Антропологизм-взгляд  на  человека  как   на   высшее   и   совершеннейшее
произведение  природы  познания  которого  дает  ключ  к  ее  тайнам,т.к.  в
органическом  единстве  телесных   отправлений  человека  участвуют  все  ее
продуктивные   силы.Подчеркивание   единства   человека   и   природы   было
направленно  против  идеализма  и  против  дуалистического  разрыва  души  и
тела.Антропологизм в материализме 17-18 в.в.был частью идейного  обоснования
буржуазной революции провозгласивший  несовместимость  феодального  строя  и
религии с подлинной природой человека.

2.Атеизм-система  взглядов  отрицающих  веру   в   сверхъестественное(духов,
богов, загробную жизнь и  т.д.)отрицание  всякой  религии.Атеизм  неразрывно
связан  с  материалистическими  воззрениями  на  природу.Атеизм   возник   в
рабовладельческом обществе.Большое значение  в  подрыве  господства  религии
имел буржуазный атеизм представителями которого  являются  Спиноза,Файербахи
др.

3.Материализм-начальное философское направление противоположность  идеализму
Различают материализм как стихийную уверенность  всех  людей  в  объективном
существование внешнего мира и  как  философское  мировозрение,  представляет
собой   научное   углубление   и   развитие    точки    зрения    стихийного
материализм.Философский Материализм утверждает первичность  материального  и
вторичность духовного, идеального, что означает извечность,  несотворенность
мира, бесконечность его во времени и пространстве.Считая сознание  продуктом
материи,  материализм  рассматривает  его  как   отражение   внешнего   мира
утверждая таким образом позноваемость природы.



                             Список литературы.

1. Фейербах Л. Сущность религии // Избранные философские  произведения.  М.,
  1955.
2. Л. История философии «Мысль» М, 1974.

  И.Т.Фролова”Философский словарь”<Политическая литература>М,1980.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru