Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Сознание как отражение и деятельность

Работа из раздела: «Философия»


                                    План



1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации
и преобразования мира, инструмент познания реальности.   3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи.    7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного
и бессознательного в психики человека.  10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание
12
Список литературы.     16



1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной  ориентации
и преобразования мира, инструмент познания реальности.


       Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как
в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и  фантазии,  творческим
решением практических и теоретических проблем,  наконец,  воплощением  самых
дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно  искали
разгадку тайны феномена сознания.
      Сознание - это высшая,  свойственная  лишь  человеку  форма  отражения
объективной действительности, способ его отношения к миру и к  самому  себе,
который  представляет  собой   единство   психических   процессов,   активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и  своего  собственного
бытия и определяется не непосредственно его  телесной  организацией  (как  у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими  людьми  навыками
предметных действий. Сознание  состоит  из  чувственных  образов  предметов,
являющихся ощущением или представлением и  поэтому  обладающих  значением  и
смыслом,  знания  как  совокупности  ощущений,  запечатленных  в  памяти,  и
обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности,  мышления
и языка. Таким  образом,  сознание  является  особой  формой  взаимодействия
человека с действительностью и управления ею.
      В течение многих веков  не  смолкают  горячие  споры  вокруг  сущности
сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают  сознание  как
крохотную искру  величественного  пламени  божественного  разума.  Идеалисты
отстаивают мысль о первичности сознания  по  отношению  к  материи.  Вырывая
сознание из  объективных  связей  реального  мира  и  рассматривая  его  как
самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты  трактуют
сознание как нечто изначальное:  оно  не  только  не  объяснимо  ничем,  что
существует вне его, но само из себя призвано объяснить все  совершающееся  в
природе,  истории  и  поведении  каждого  отдельного  человека.  Единственно
достоверной   реальностью   признают   сознание   сторонники    объективного
идеализма.
      Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то  материализм
ищет общность,  единство  между  явлениями  сознания  и  объективным  миром,
выводя духовное из материального. Материалистическая философия и  психология
исходят  в  решении  этой  проблемы  из  двух  кардинальных  принципов:   из
признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Гельвеций говорил:
      “Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя
главными  средствами  исследования:  наблюдением  природы,  размышлением   и
экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их  комбинирует;  опыт
проверяет результат комбинаций...
...всякое наше ощущение влечет за собой  суждение,  существование  которого,
будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего  внимания,  тем  не
менее реально”[1].

      Данный  фрагмент  может  служить   иллюстрацией   теории   ассоциаций,
приверженцем которой являлся Гельвеций  и  на  основе  которой  он  объяснял
природу сознания. Ее суть:  последовательно  возникающие  в  мозгу  ощущения
накладываются друг на  друга  и  образуют  “пучок  ощущений”.  Эти  ощущения
являются образами объективной действительности, а возникающий на  их  основе
логический мыслительный процесс закономерно отражает  объективную  причинную
связь вещей и явлений.
Мнение З.Фрейда:
      “Быть сознательным -  это  прежде  всего  чисто  описательный  термин,
который опирается на самое  непосредственное  и  надежное  восприятие.  Опыт
показывает нам далее,  что  психический  элемент,  например,  представление,
обыкновенно  не  бывает  длительно   сознательным.   Наоборот,   характерным
является то, что состояние сознательности быстро проходит;  представление  в
данный момент сознательное, в следующее мгновение  перестает  быть  таковым,
однако может  вновь  стать  сознательным  при  известных,  легко  достижимых
условиях. Каким  оно  было  в  промежуточный  период,  мы  не  знаем;  можно
сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно  в
любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно  было
бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это  бессознательное  в
такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...
       Понятие бессознательного мы, таким  образом,  получаем  из  учения  о
вытеснении.   Вытесненное   мы    рассматриваем    как    типичный    пример
бессознательного.  Мы  видим,  однако,  что  есть  двоякое  бессознательное:
скрытое, но способное стать сознательным, и  вытесненное,  которое  само  по
себе  и   без   дальнейшего   не   может   стать   сознательным...   Скрытое
бессознательное,  являющееся  таковым  только  в  описательном,  но   не   в
динамическом    смысле,    называется    нами    предсознательным;    термин
(бессознательное(  мы  применяем   только   к   вытесненному   динамическому
бессознательному;   таким   образом,   мы   имеем   теперь   три    термина:
(сознательное(   (Bw),   (предсознательное(   (Vbw)   и    (бессознательное(
(Ubw)”[2].

      Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение
материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой  проблемы
обнаруживается уже  в  том,  что  вид,  к  которому  принадлежим  мы,  люди,
обозначают как человек разумный. Исходя из  этого,  можно  с  полным  правом
сказать, что философский анализ сущности сознания  исключительно  важен  для
правильного понимания места и роли человека в  мире.  Уже  поэтому  проблема
сознания изначально привлекала  самое  пристальное  внимание  философов  при
выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.
      При этом рассмотрение отдельных  аспектов  сознания  как  специфически
человеческой формы регуляции взаимодействия человека с  действительностью  в
рамках различных дисциплин  всегда  опирается  на  определенную  философско-
мировоззренческую установку  в  подходе  и  сознанию.  Это  придает  решению
вопроса о природе сознания  с  философских  позиций  особый,  дополнительный
смысл и значение. При этом философия, в отличие от  других  наук,  исследует
общую природу сознания, изучает его прежде всего  под  углом  зрения  своего
основного вопроса.
      Идеалистический подход фактически  мистифицирует  сознание,  поскольку
рассматривает его в качестве  продукта  души,  превращая  сознание  в  нечто
таинственное и недоступное рациональному, с  научных  позиций  исследованию.
Материализм, напротив, снимает с сознания покров  таинственности  и  исходит
из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает  сознание  как
отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с  материалистической
точки  зрения  оно  является  продуктом  развития  материального  мира.  При
подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности  вовсе  не
является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.
      Действительно,  значительный  материал  о  физиологических  основаниях
сознания могут дать исследования  физиологии  высшей  нервной  деятельности,
поскольку сознание органически  связано  с  материальными,  физиологическими
процессами в мозгу, выступает как  специфическая  сторона.  Обширные  данные
для понимания сознания дает  исследование  человеческой  деятельности  и  ее
продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и  чувства
людей. Наряду с этим сознание проявляется  в  познании,  вследствие  чего  и
этот  источник,  изучение  познавательного  процесса,  открывает   различные
стороны сознания.
      Наконец, очень тесно можно сказать, органически  связаны  между  собой
сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления,  как  язык  во
всей  его  многосложности,  немаловажен  для  осмысления  сущности,  природы
сознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в  том,
что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит». Сознание,  как  и
материя,  это  реальность.  Но  если  материя  это  объективная  реальность,
характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью,  то  сознание  -
это реальность субъективная, это субъективный образ объективного  мира.  Оно
не существует само по себе, а имеет  основание  в  ином,  в  материи.  Иными
словами, диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из  примата
бытия по отношения к сознанию, что не только не исключает,  а  предполагает,
что сам способ бытия человека  в  мире  всегда  предполагает  сознание,  что
человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не  существует.
Но бытие - более  широкая  система,  и  сознание  выступает  как  условие  и
средство для  того,  чтобы  человек  мог  вписаться  в  эту  более  широкую,
целостную системы бытия.
      Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве
свойства высокоорганизованной материи и одновременно  как  продукт  эволюции
материи, усложнения форм отражения в ходе этой  эволюции,  начиная  с  самых
элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм  отражения
определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений  носителей
отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие  реализуется  в
практически  -   преобразующей   деятельности,   осуществляемой   в   рамках
определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция  мозга,  оно  -
общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо  видна  в  его
органической связи с языком и в особенности - с практической  деятельностью,
в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает  сознанию
объективный характер, направленность на внешний мир с целью  не  только  его
отражения, познания, но и его  изменения.  К  тому  же  сознание  не  только
изначально формировалось в первичных  формах  общества,  но  и  сегодня  оно
закладывается и развивается у каждого нового  поколения  только  в  обществе
через деятельность и общение с себе подобными.
      Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов
природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания.  Для
этого субъект  должен  быть  включен  в  более  сложную  систему  социальной
практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот  мир,
наследует духовную  культуру,  которую  мы  должны  освоить,  чтобы  обрести
собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.
      Общественное  сознание  возникло   одновременно   и   в   единстве   с
возникновением   общественного   бытия.   Природе   в   целом    безразлично
существование человеческого разума, а общество  не  могло  бы  без  него  не
только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и  часа.
В  силу  того,  что  общество   есть   объективно-субъективная   реальность,
общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены”  друг  другом:
без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
      Сознание  реализуется  в  двух  ипостасях:  отражательной  и  активно-
творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит,  что  оно  может
отражать общественное  бытие  только  при  условии  одновременного  активно-
творческого преобразования  его.  Функция  опережающего  отражения  сознания
наиболее  четко  реализуется  в  отношении  общественного   бытия,   которое
существенным образом связано с устремленностью в будущее.  Это  неоднократно
подтверждалось  в  истории  тем  обстоятельством,  что  идеи,  в   частности
социально-политические, могут опережать наличное состояние общества  и  даже
преобразовывать  его.  Общество   есть   материально-идеальная   реальность.
Совокупность  обобщенных  представлений,  идей,  теорий,   чувств,   нравов,
традиций и т.п., то  есть  того,  что  составляет  содержание  общественного
сознания  и  образует  духовную  реальность,  выступает   составной   частью
общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
      Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного  сознания,
нельзя забывать и их различие, специфическую  разъединенность.  Историческая
взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их  относительной
самостоятельности реализуется таким  образом,  что  если  на  ранних  этапах
развития общества общественное сознание формировалось  под  непосредственным
воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие  приобретало  все  более
опосредованный  характер  -  через   государство,   политические,   правовые
отношения и др., а обратное  воздействие  общественного  сознания  на  бытие
приобретает,   напротив,   все   более   непосредственный   характер.   Сама
возможность такого непосредственного воздействия общественного  сознания  на
общественное бытие заключается в  способности  сознания  правильно  отражать
бытие.
      Итак, сознание как отражение  и  как  активно-творческая  деятельность
представляет собой единство  двух  нераздельных  сторон  одного  и  того  же
процесса: в своем влиянии на бытие оно может  как  оценивать  его,  вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать, так и через  практическую  деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание  эпохи  может  не
только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В  этом  и
заключается  та  исторически  сложившаяся  функция  общественного  сознания,
которая делает его объективно необходимым и реально  существующим  элементом
любого общественного устройства.
      Тот факт, что общественное сознание  включает  в  себя  разные  уровни
(обыденно-житейское, теоретическое,  общественную  психологию,  идеологию  и
т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие  отражается  по-
разному, как раз  и  составляет  реальную  сложность  в  понимании  феномена
общественного сознания. И  поэтому  нельзя  рассматривать  его  как  простую
сумму понятий “сознание” и “общественное”.
      Обладая  объективной  природой  и  имманентными   законами   развития,
общественное сознание может как отставать, так и опережать  бытие  в  рамках
закономерного для данного общества  эволюционного  процесса.  В  этом  плане
общественное сознание может играть роль активного стимулятора  общественного
процесса, либо механизма  его  торможения.  Мощная  преобразовательная  сила
общественного  сознания  способна  воздействовать  на  все  бытие  в  целом,
вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы.  В  этом  плане  оно
отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности)  конечного  и
ограниченного   отдельным   человеком   индивидуального   сознания.   Власть
общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном  принятии
индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения  действительности,
тех способов  и  средств,  с  помощью  которых  осуществляется  производство
духовных  ценностей,   того   смыслового   содержания,   которое   накоплено
человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.


2.Материальные предпосылки возникновения  сознания.  Качественное  изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи.


      Положение Маркса о том, что  нельзя  отделить  сознание,  мышление  от
материи,  которая  мыслит,  о  том,  что  сознание  производно  от  материи,
предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых,  в  расшифровке,  а
во-вторых, в обосновании. И первое,  что  следует  решить  -  это  вопрос  о
предпосылках  возникновения  сознания  в  природе,  а  точнее  -  в  неживой
природе, в самом фундаменте материи.
      Действительно, если мы утверждаем,  что  не  дух  породил  материю,  а
материя породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а  есть  ли  на
самом  фундаменте  материи,  в  неживой  природе  какие-либо  основания  для
порождения сознания? Эта  проблема  стояла  и  перед  старым  материализмом,
однако не была решена им.  Одна  часть  материалистов  просто  обходила  эту
сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма  (от  греч.  Гиле-
материя, зоо - жизнь), наделяла  вопреки  фактам  всю  материю  способностью
чувствовать и даже мыслить и по  существу  снимала  вопрос  о  возникновении
сознания и о необходимых для  этого  предпосылках.  На  позициях  гилозоизма
стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в  то  же  время
ближе других подошел к  реальному  решению  проблемы.  Наделяя  всю  материю
свойством чувствительности,  он  считал,  что  неживой  материи  свойственна
пассивная, а живой - активная чувствительность.
      Ясно одно: найти материальные  предпосылки  возникновения  сознания  в
самих основаниях материального  мира,  значит,  подвести  под  материализмом
надежный и прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок  найти  не
удастся,  то  возникновение  сознания  придется  признать  чудом  и   здание
материализма  просто  рухнет.  Однако  такие  опасения   излишни:   реальные
предпосылки для порождения сознания в самом  фундаменте  материального  мира
имеются. Они были установлены  Лениным.  И  решающей  предпосылкой  является
открытое им и присущее  всей  материи  свойство  отражения.  Наличие  именно
этого свойства у всех видов материи, в том числе и нежимой,  неорганической,
образует объективную основу для возникновения в процессе развития все  новых
и притом все более сложных форм отражения  вплоть  до  его  высшей  формы  -
человеческого сознания. Но что  представляет  собой  это  всеобщее  свойство
материи?
      Отражение - это свойство материальных систем, объектов  воспроизводить
в ходе взаимодействия с другими  системами,  объектами  в  изменениях  своих
свойств и состояний  их  различные  особенности  и  характеристики.  Простые
примеры  отражения:  отпечаток  предмета  на  воске,  объект  и  негатив  на
фотопластинке, изменения в приборах,  фиксирующие  перемену  силы  тока  или
атмосферного  давления,  и  т.д.  Практически  все   измерительные   приборы
базируются на использовании  свойства  отражения.  Уже  в  пределах  неживой
природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи  к
другой  и  выступает  в   виде   механического,   физического,   химического
отражения.
      Вместе с тем отражение, начиная  с  простейших  форм,  характеризуется
рядом  свойств:  1)  оно  предполагает  не  просто  изменения  в  отражающей
системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение  зависит
от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3)  отражение  зависит  от
среды и особенностей  отражаемой  системы,  играющей  в  процессе  отражения
активную  роль.  Эти  особенности  отражения  находят  свое  наиболее  яркое
проявление на уровне сознания. При этом отражение  в  неживой  природе  есть
лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции  более  высокой  формы
отражения - отражения биологического. Дело в том, что  отражение  в  неживой
природе  (исключая  некоторые  технические  средства)  не   становится   для
отражающего  предмета  каким  бы  то  ни  было  ориентиром  его  собственной
активности.  Напротив,  в  биологических  системах   результаты   отражения,
несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве  ориентиров,
определяющих активность  этих  систем,  их  целесообразное  реагирование  на
внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным  использованием
результатов внешних воздействий, можно назвать  информационным,  причем  под
информацией в  данном  случае  понимается  свойство  явлений  способствовать
активной ориентации в окружающем мире.
      Отражение приобретает на уровне живого  по  меньшей  мере  две  важные
особенности.  Во-первых,  дальнейшее  развитие  приобретает  избирательность
отражения, активность отображающей системы: оно  ориентировано  на  жизненно
важные для нее факторы внешней среды;  во-вторых,  отражение  выступает  как
важнейшее средство приспособления организма к условиям  среды,  предполагает
целенаправленное реагирование на  содержащуюся  в  отражении  информацию.  В
этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно  выступает  в  качестве
источника данных для  управления  живыми  системами,  их  поведением.  Можно
поэтому сказать, что извлечение жизненно  важной  информации  об  окружающей
среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения  живых
организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение  на
уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.
      Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е.
способность живого реагировать на воздействия  извне  процессом  внутреннего
возбуждения, обеспечивающим  целесообразную  реакцию  на  раздражитель.  Эта
форма возникает с самого начала существования живого, еще  до  возникновения
нервной  системы  и  специализированных  органов  отражения.  Более  высокой
ступенью является  чувствительность,  т.е.  способность  к  ощущениям.  Если
раздражимость свойственна и растениям, то  чувствительность  специфична  для
живого мира. При этом ощущения, информация, которую  они  несут,  становятся
материалом   для   внутренней   работы   организма   с    целью    выработки
соответствующей  реакции.  Для  этого   в   живых   организмах   формируются
специфические органы по подобной переработке информации - нервные  ткани,  а
затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге  поднимается  на  следующую
ступень  -  нейрофизиологического   отражения,   присущего   только   высшим
животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на  раздражитель,  а
в целой системе расчлененной,  организованной  последовательности  действий,
лишь  в  конечном  счете  подчиненной  жизненно  важной  цели,  в   активной
реализации в столкновении  с  внешней  средой  своей  внутренней  программы,
«видового опыта» организма.
      Таким  образом,  на   этой   стадии   отражение   выступает   в   виде
диалектического единства воздействия внешней среды и  реализации  внутренних
целей, установок, программ  живого  существа  в  процессе  построения  схемы
поведения, отвечающей как  реальной  ситуации,  так  и  внутренним  целям  и
потребностям. Это единство  внутренней  активности  и  внешнего  воздействия
находит свое  более  полное  выражение  на  стадии  психического  отражения,
свойственного высшим  животным  с  достаточно  развитой  и  централизованной
нервной системой.
      Психическое отражение возникает там и тогда, где  и  когда  ресурсы  и
механизмы   нейрофизиологического   отражения   с   характерным   для   него
автоматизмом оказываются недостаточными и  необходим  активный  поиск  того,
что требуется организму для решения вставшей перед  ним  задачи,  необходима
ориентировочная  деятельность  в  обследовании  реальной   ситуации.   Здесь
становятся  необходимыми  психические  образы,   формирующиеся   на   основе
реального ориентировочного движения в действительности.  Через  образ  живое
существо прослеживает новые для  него  отношения  и  связи  между  явлениями
внешнего  мира,  используемые  для  решения  стоящей   перед   ним   задачи.
Психический  образ   выступает   как   отражение   объективной   реальности,
сформировавшееся в  процессе  активной  поисковой  деятельности  и  служащее
схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах.
      Развитие психической формы отражения и  подготовило  тот  качественный
сдвиг, который ознаменовал  переход  к  человеческому  сознанию.  Дальше  мы
подробнее остановимся на  происхождении  сознания,  здесь  же  отметим  лишь
некоторые специфические черты отражения на  уровне  человеческого  сознания.
Во-первых, отражение наряду с чувственно  -  образным  приобретает  характер
абстрактно  -  понятийного.  В  итоге  в   громадной   степени   расширяется
информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие  отражает  один
предмет,  понятие  же  замещает  огромное  количество  предметов.  Благодаря
образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении  с  животными
формами психики, связанными  с  чувственно-индивидуальными  представлениями,
возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в  себя  и
неизмеримо большее количество информации  и  оперировать  им.  Во-вторых,  с
возникновением  абстрактного  мышления  психика  человека   перестала   быть
привязанной к непосредственным чувственным  образам,  появилась  возможность
отлета мысли от непосредственно  данного,  возможность  не  только  отражать
действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить  новую
действительность,   т.е.   формируется   творчески-конструкторская   функция
сознания. Активная роль отражения,  опосредованного  практикой,  поднимается
на новый уровень. Правда, следует признать,  что  с  развитием  абстрактного
мышления  появилась  и   возможность   «больной   фантазии»,   преувеличения
относительной  самостоятельности  мысли,  ее  отрыва  от   действительности,
формируются религия, а затем и идеализм.
      Наконец, отражение приобретает социально - детерминированный характер.
Это находит свое выражение прежде всего  в  общественной  природе  сознания,
что проявляется, в частности, в возникновении языка и  в  нерасторжимом  его
единстве с мышлением. Наряду  с  этим  социальная  обусловленность  сознания
обнаруживается в его зависимости  от  общественных  отношений,  в  том,  что
сознание людей меняется с развитием общества,  а  общественное  сознание,  о
чем  мы  подробно  будем  вести  речь  в  дальнейшем,  является   отражением
общественного бытия.
      Мы рассмотрели вопрос об отражении и  эволюции  его  форм  в  процессе
развития материального мира. Уже усложнение форм отражения тесно  связано  с
уровнем организации материи, особенно с  усложнением  нервно-физиологических
систем. Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание присуще  не
всей  материи,  а  лишь  особым  образом  организованной  материи,  человеку
разумному.  Этот  аспект  соотношения  материи  и   сознания   и   предстоит
рассмотреть дальше.



3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь  сознательного
и бессознательного в психики человека.


       Уже анализ развития  психики  животных  показывает,  что  уровень  ее
развития, а значит, и степень развитости форм  отражения  являются  функцией
сложности их поведения, а главное - сложности организации органов  отражения
внешнего мира, центральной нервной системы.
       Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы
отражения и центральная нервная система,  присуща  только  раздражимость.  С
усложнением организации, с  формированием  у  животных  центральной  нервной
системы и специализированных органов чувств отражение поднимается  на  более
высокую  ступень.  В  ходе  развития   над   раздражимостью   надстраивается
чувствительность, затем – нервно  -  физиологическое  отражение  и  далее  -
психика  животных.  Наконец,  у  человека  наибольшей  сложности   достигает
структура центральной нервной  системы,  прежде  всего  головного  мозга,  и
соответственно отражение  выступает  в  наиболее  сложной  форме  -  в  виде
человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет  собой
сложнейшее материальное образование объемом  в  среднем  в  1400  куб.см  (у
приматов мозг по объему  в  3-4  раза  меньше),  состоящее  из  10-14  млрд.
нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами.
       Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное
«разделение труда» между его отделами.  Наиболее  простые  формы  анализа  и
синтеза внешних раздражений и  регуляции  поведения  осуществляются  низшими
отделами  центральной   нервной   системы   -   спинным,   продолговатым   и
промежуточным  мозгом,  а  самые  сложные  верхними  этажами,  прежде  всего
большими полушариями головного мозга, особенно их корой.
       Уже то, что богатство и содержательность форм  отражения  связаны  со
сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации,  само
по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция  мозга.
Этот тезис надежно подкрепляется и данными  физиологии  и  патологии  высшей
нервной деятельности, в  частности,  тем,  что  нарушения  в  психике  часто
связаны с повреждением определенных участков мозга.
        Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый -  как
соотносятся явления сознания, психическое с  физиологическими  процессами  в
мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема.  И  второй  аспект,
тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального.
       Остановимся   последовательно   на   каждой    из    этих    проблем.
Психофизиологическую проблему материализм и и  идеализм  всегда  решали  по-
разному. Правда, и среди представителей идеализма нет  полного  единообразия
в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними  и  представители
дуализма решают ее в форме психофизиологического  параллелизма:  психические
и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от  друга
и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.
         Второе  решение  выступает  в   виде   идеи   психофизиологического
взаимодействия,  хотя  вопрос,  как   могут   взаимодействовать   идеальное,
психическое  и  материальное,  физиологические   сторонники   этой   позиции
оставляют   открытым.   Третьим,    крайним    вариантом    является    идея
психофизиологического тождества, сведения физиологического  к  психическому,
идея, свойственная субъективному идеализму. Так,  махист  Авенариус  отрицал
всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не  есть  обитатель
или повелитель, половина или сторона и т.д., но  и  не  продукт  и  даже  не
физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако  и  в  материализме
психофизиологическая  проблема  не  нашла  единого  решения.   Представители
вульгарного материализма,  отвергая  идеализм,  впали  в  другую  крайность,
отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной.  Так,  Бюхнер,
Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг  так  же  выделяет
мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего  столетия  наблюдался  рецидив
подобных  воззрений  в  связи  с   успехами   электрофизиологии:   отдельные
физиологи  и  психологи  стали   приравнивать   мысль   к   электромагнитным
колебаниям.
       Эту позицию и в наши дни занимают  отдельные  философы  и  психологи.
Несостоятельность подобного взгляда в том,  во-первых,  что  его  сторонники
смазывают   качественное   своеобразие   сознания   как   идеально-образного
отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма  и
идеализма,   поскольку   вслед   за   идеализмом   признается    возможность
самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.
       Действительно,  материалистическое   решение   проблемы   соотношения
психического и физиологического состоит  в  признании  психофизиологического
единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс,  а
психическое,  идеальное   составляет   его   внутреннюю   сторону,   сторону
отражения. В конечном  счете  именно  эта  мысль  просматривается  в  хорошо
известном высказывании К.  Маркса:  «...Идеальное  есть  не  что  иное,  как
материальное, пересаженное в голову и  переработанное  в  ней».  (Маркс  К.,
Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).
Древняя Индия– мнение:
       “В философской системе (Йога Патанджали( бессознательное трактовалось
как высший момент познания - интуиция.  Причем  бессознательное   понималось
не  как  форма  познания,  предшествующая   сознанию,   а,   напротив,   как
сверхсознательное,  на  основе  которого   осуществляется   высшая   степень
проникновения в сущность вещей.
       Однако у (Йога Патанджали( понятие бессознательного  употребляется  и
для  характеристики  причин  Вселенной,  первоначального  продукта  развития
(пракрити( - великого, включающего  в  себя  интеллект,  самосознание  и  ум
((читта().  (Он  ((читта()  в  сущности   бессознателен,   хотя   становится
сознающим, благодаря отражению (Я(, которое в нем находится(”[3].
      Шеллинг утверждает, что предусмотренная  гармония  между  идеальным  и
реальным   мирами   является   результатом   как   сознательной,    так    и
бессознательной деятельности. При этом имеется в  виду,  (что  деятельность,
которая в нашем поведении сознательно продуктивна, в своем  порождении  мира
продуктивна  бессознательно(.  Этим  постулируется  наличие  сознательной  и
бессознательной деятельности в субъективном, то есть  в  самом  сознании,  а
объективный   мир   представляется   не   чем   иным,   как   первоначальной
бессознательной (поэзией абсолютного духа(“[4].
      Исходя  из  данной  цитаты,  можно   заключить,   что   для   Шеллинга
бессознательное  является  отправной  точкой,   отрицательным   стимулом   к
развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет  место
бессознательное хотение и  действование,  в  результате  которого  возникает
природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают  как  определенные
формы бытия и сознания мирового духа.   Таким  образом  происходит  развитие
путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.
       Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не  единственная,
поскольку последняя включает  в  себя  и  бессознательное.  Особое  внимание
вопросу о природе бессознательного уделял в  свое  время  австрийский  врач-
психиатр и философ З. Фрейд.  Он  высказал  ряд  важных  положений  о  сфере
бессознательного.
       Вместе   с   тем   З.   Фрейд   преувеличил   его   значение,   отдал
бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет  и
сознание, и все поведение  человека,  причем  особое  значение  он  придавал
врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых  считал  половой  инстинкт.
Не соглашаясь с  подобной  абсолютизацией  места  бессознательного  в  жизни
человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать  и  тем  более  отрицать
его роль в познании и поведении людей.
       Само бессознательное имеет три основных уровня. К  первому  относится
не-  осознанный  психический  контроль  человека  за  жизнью  своего   тела,
координацией  функций,  удовлетворением  простейших  нужд  и   потребностей.
Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы  и  состояния,
которые могут реализоваться в пределах сознания,  но  могут  перемещаться  в
сферу  бессознательного  и  осуществляться  автоматически  и  т.д.  Наконец,
третий,  высший  уровень  бессознательного  проявляется  в   художественной,
научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах  творчества.
Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием,  с  творческой
энергией чувств и разума человека.
    Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она
существует,  поступает  в   мозг,   перерабатывается,   и   на   ее   основе
осуществляются    многие    действия.    Неосознанное    отражение,    играя
вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации  наиболее  важных,
творческих  функций.  Так,  многие  привычные  действия  мы  выполняем   без
контроля сознания, бессознательно,  а  сознание,  освобожденное  от  решения
этих задач, может быть направлено на иные предметы.

4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание
    Одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне  явились
существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.
      Мимико-жестикулярные и  звуковые  средства  взаимного  общения  прежде
всего высших животных и послужили  биологической  предпосылкой  формирования
человеческой речи. Развитие труда способствовало  тесному  сплочению  членов
общества.  У  людей  появилась  необходимость  что-то  сказать  друг  другу.
Потребность   создала   орган   -   соответствующее   строение    мозга    и
периферического  речевого  аппарата.  Физиологический  механизм  образования
речи - условно-рефлекторный: произносимые в той  или  иной  ситуации  звуки,
сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими  предметами  и
действиями, а затем с  идеальными  явлениями  сознания.  Звук  из  выражения
эмоций превратился в средство обозначения образов предметов,  их  свойств  и
отношений.
    В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя  общественная  природа
сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и  сознание  представляют
собой органическое единство, не исключающее, однако,  и  противоречий  между
ними.
    Сущность языка обнаруживает себя в его  функциях.  Прежде  всего,  язык
выступает как средство общения, передачи мыслей,  выполняет  коммуникативную
функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета  и  поэтому
не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В  роли
материальной, чувственной оболочки мысли  и  выступает  слово  как  единство
знака, звучания и значения, понятия.
    Речь представляет  собой  деятельность,  сам  процесс  общения,  обмена
мыслями, чувствами и т.п.,  осуществляемый  с  помощью  языка  как  средства
общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления,  средство
выражения и оформления  мыслей.  Дело  в  том,  что  мысль,  понятие  лишены
образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее  в  словесную
форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя,  мы  мыслим,  отливая  мысль  в
языковые формы. Выполнение языком этой  своей  функции  обеспечивается  тем,
что слово - это знак особого рода: в  нем,  как  правило,  нет  ничего,  что
напоминало бы о конкретных свойствах  обозначаемой  вещи,  явления,  в  силу
чего оно и может выступать  в  роли  знака  -  представителя  целого  класса
сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.
    Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления  знаний,  развития
сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли  приобретают
материальное бытие и благодаря этому могут  стать  и  становятся  достоянием
других людей.
    Итак, сознание и язык органически связаны друг с  другом.  Но  единство
языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие  как
значение слова есть отражение объективной реальности, а  слово  как  знак  -
средство выражения и  закрепления  мысли,  средство  и  передачи  ее  другим
людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам  и
формам интернационально, а язык по его грамматическому  строю  и  словарному
составу - национален.
     Наконец, отсутствие тождества языка и  мышления  просматривается  и  в
том, что порой мы понимаем все слова, а  мысль,  выраженная  с  их  помощью,
остается для нас недоступной, не говоря уже о  том,  что  в  одно  и  то  же
словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают  далеко  не
одинаковое смысловое содержание.
    Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в
живой речи, и в речи письменной. Естественные языки  -  главное  и  решающее
средство общения между людьми, средство организации нашего мышления.  Вместе
с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду  с  языками,
начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые  системы.  В
конечном счете, все  они  так  или  иначе  связаны  с  естественным  языком,
дополняя  его  и  расширяя  его  диапазон  и  возможности.  К  числу   таких
неязыковых знаковых систем можно  отнести  системы  знаков,  используемых  в
математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения  и  т.д.
Больше того, формируются  искусственные  языки  -  язык  математики,  других
наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.
      Язык и сознание  образуют  противоречивое  единство.  Язык  влияет  на
сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у  каждого  народа,
в одном и том же объекте оттеняют  различные  признаки.  Однако  зависимость
мышления от языка не является абсолютной. Мышление  детерминируется  главным
образом своими связями с действительностью,  язык  же  может  лишь  частично
модифицировать форму и стиль мышления.
      Состояние  проблемы  соотношения  мышления  и  языка  еще  далеко   до
завершения,   оно   содержит   еще   множество   интересных   аспектов   для
исследования.
      Физиологические  механизмы   психических   явлений   не   тождественны
содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности  в
виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция  сознания
не совместима ни с  идеалистическими  воззрениями,  отрывающими  психические
явления от мозга, ни со взглядами так называемых  вульгарных  материалистов,
отрицающих специфику психического.
      Отражение вещей, их  свойств  и  отношений  в  мозгу,  разумеется,  не
означает их перемещения в мозг или образования их  физических  отпечатков  в
нем наподобие отпечатков на воске. Мозг  не  деформируется,  не  синеет,  не
холодеет, когда на него оказывают  воздействие  твердые,  синие  и  холодные
предметы.  Переживаемый  образ  внешней  вещи   есть   нечто   субъективное,
идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся  вне
мозга, ни к тем физиологическим процессам,  которые  происходят  в  мозгу  и
порождают  этот  образ.  Идеальное  есть  не  что  иное,  как  материальное,
“пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.
      Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни
обнаружить  какими-либо  приборами  или  химическими  реактивами.  В   мозгу
человека  никто  еще  не  нашел  непосредственно  ни  одной  мысли:   мысль,
идеальное не имеет  существования  в  физическом  и  физиологическом  смысле
этого слова. Вместе с тем, мысли,  идеи  реальны.  Они  существуют.  Поэтому
нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее  действительность,
реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше  личное,
индивидуальное сознание, а также  весь  мир  “надличной“  духовной  культуры
человечества, то есть внешне объективированные  идеальные  явления.  Поэтому
никак нельзя сказать,  что  реальнее  -  материя  или  сознание.  Материя  -
объективная, а сознание - субъективная реальность.
      Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не
существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение,  мысль,  идея
есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа  -
это отнюдь не произвольное  привнесение  чего-то  от  субъекта:  объективная
истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное  выступает
и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
      Содержание  мысленного  образа  предмета  определяется   не   анатомо-
физиологической организацией  человека  и  не  тем,  что  познающий  субъект
находит непосредственно в природе на основе  своего  индивидуального  опыта.
Его содержание  представляет  собой  синтетическую  характеристику  объекта,
полученную в ходе предметно - преобразующей деятельности.  Этим  открывается
принципиальная возможность объективного изучения сознания:  оно  может  быть
познано   через   формы   своего   выявления    в    чувственно-практической
деятельности.
      Субъективный   образ   как   знание,   как   духовная   реальность   и
физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно  разные
явления. Непонимание  этой  качественной  специфики  порождало  механическую
тенденцию  их  отождествления.  Абсолютизация  же  специфики  сознания   как
субъективного  образа  порождает  тенденцию  противопоставлять  идеальное  и
материальное и доводить противопоставление  до полного распада мира  на  две
субстанции - духовную и материальную.
    Сознание и объективный мир -  противоположности,  образующие  единство.
Основой его является  практика,  чувственно-предметная  деятельность  людей.
Именно она и порождает необходимость  психического  сознательного  отражения
действительности. Необходимость  сознания,  и  при  этом  сознания,  дающего
верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.
    Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей  все  остальные  его
компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
    Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало
в нем. Самосознание - это сознание человеком своего  тела,  своих  мыслей  и
чувств, своих действий, своего места в  обществе,  проще  говоря,  осознание
себя как особой и единой личности.
    Самосознание  -  исторический  продукт,   оно   формируется   лишь   на
определенной,  притом  достаточно  высокой  стадии   развития   первобытного
общества.  А  наряду  с  этим  оно  является  и  продуктом   индивидуального
развития: у ребенка его основания закладываются примерно  в  возрасте  2-4-х
лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня.  Первый  -
уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию  своего  тела  и
его включенности в  систему  окружающих  человека  вещей.  Именно  благодаря
этому человек не только выделяет  себя  из  предметного  мира,  но  и  имеет
возможности свободно ориентироваться в нем.
    Второй   уровень   самосознания   реализуется   в    осознании    своей
принадлежности к тому или иному  сообществу,  к  той  или  иной  культуре  и
социальной  группе.  Самый   высокий   уровень   развития   самосознания   -
возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже  на
«Я» других людей, но одновременно неповторимо,  причем  способно  не  только
совершать поступки, но и нести  ответственность  за  них,  что  предполагает
необходимость и возможность как контроля за  своими  действиями,  так  и  их
самооценки.   Таким   образом,   самосознание   характеризует   не    только
самопознание, но и сопоставление себя с некоторым  идеалом  «Я»,  а  значит,
контроль  и  самооценку,  а  также  возникновение  на  этой  основе  чувства
удовлетворенности или неудовлетворенности собой.  При  этом  само  осознание
человеком   своего   «Я»   опять-таки   может   реализоваться   лишь   через
сопоставление себя с другими людьми.
     Это лишний  раз  свидетельствует  об  общественной  природе  сознания,
формирующегося в ходе коллективной  деятельности  и  человеческого  общения.
Самосознание   характеризуется   двумя   взаимосвязанными    свойствами    -
предметностью  и   рефлективностью.   Первое   свойство   дает   возможность
соотносить наши ощущения,  восприятия,  представления,  мысленные  образы  с
предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания  на
внешний мир.  Рефлексия  же  -  это  такая  сторона  самосознания,  которая,
напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.
    В  ходе  рефлексии  человек  осознает  свое   «Я»,   анализирует   его,
сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к  жизни,  закрепляя
или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках  и
самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь  возможны  при
условии  внимательного  отношения  к  оценкам  других   людей   и   трезвого
сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание  не  есть  некая
константа, оно не только возникает  в  процессе  совместной  деятельности  и
общения с другими людьми, но и  постоянно  проверяется  и  корректируется  в
процессе углубления и расширения межличностных отношений.

      В   заключение   рассмотрения   темы   необходимо   резюмировать   все
вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
     1)  Сознание  -   высшая   форма   отражения   действительного   мира,
        свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной  речью,
        логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
     2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
     3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
     4) Необходимость труда в процессе  общения  вызвала  появление  языка.
        Труд и язык оказали решающее влияние на  становление  человеческого
        сознания.
     5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы
        - человеческого мозга.
     6) Сознание имеет многокомпонентную структуру,  тем  не  менее  оно  -
        единое целое.
     7) Сознание обладает возможностью  воздействовать  на  окружающую  его
        действительность. Оно активно.



Список литературы.



1. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. -  М.:
   Высшая школа, 1991. - 287с.
2. А.Г.  Спиркин.  Основы  философии:  Учебное  пособие  для  вузов.  -  М.:
   Политиздат, 1988. - 592с.
3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под  общ.  ред.  И.Т.
   Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
4.  Анисимов   О.С.   Методологическая   версия   категориального   аппарата
   психологии. - Новгород: НЗКШ, 1990.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
6. Общая психология. Под  ред.,  Петровского  А.В.  -  Москва:  Просвещение,
   1986.
7. Философский словарь. М.:Политиздат, 1987
8. Мир философии. М.,1991. Ч.1.
9. История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994.
10. Антология мировой философии. М.:1970. Т.2.
11. Современная западная философия. М.:Политиздат, 1991.
12. Проблема сознания в современной западной философии. М.:1989
13. Платон. Сочинения в 3-х тт. М., 1971. Т.3.
14. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии  и  конкретных  науках.
   Киев: “Вища Школа”, 1978.
15. Быкова Г.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.:1990.
16. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. 1981.
17. Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993.
18. Лем С. Формула Лимфатера. М.:”Знание”, 1963.
-----------------------
[1] Цит.по: Бойко А.Н. Проблема бессознательного в  философии  и  конкретных
 науках. Киев: “Вища Школа”, 1978. С.47
[2] Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 1989. С.371-372
[3] История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994. С.20-21
[4] Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии  и  конкретных  науках.
 Киев: “Вища Школа”, 1978. С.25

-----------------------

                 ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


                              ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО


                            Юридический факультет



                             Контрольная работа

                               по дисциплине:
                                 «Философия»
               на тему: Сознание как отражение и деятельность.
                                             Выполнил студент
                                             2-го курса
                                             заочного отделения
                                             группы 22
                                             Синицын Борис
                                             Игоревич
                                              Рецензент работы:
                                             Граневский Виктор
                                              Викторович

                                             Работа защищена
                                             на оценку ________



                               Тирасполь 2001.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru