Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Историческая наука

Работа из раздела: «Философия»

Давно уже известно, что и камни говорят, если это камни истории.
Доказательность выводов – обязательная черта научного знания. История как
наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в
истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из
исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой
жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре
основные группы исторических источников:
   1. Вещественные;
   2. Письменные;
   3. Изобразительные;
   4. Фонические.
Прошлое не исчезает,  а  продолжает  жить  в  накопленном  опыте  социальной
жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого  опыта  -  первейшая
задача истории.
«История - наставница  жизни»,-  говорили  древние.  И  действительно,  люди
всегда, особенно в  переломные  периоды  жизни  человечества,  в  гигантской
лаборатории мирового  социального  опыта  пытаются  найти  ответ  на  жгучие
вопросы  современности.  На  исторических  примерах  люди  воспитываются  на
уважении  к  вечным,  непреходящим  человеческим  ценностям:  миру,   добру,
справедливости, свободе, равенству, красоте.
Выдающийся   русский    историк,    профессор    Московского    университета
В.О.Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей,  что,
хотя и говорят о том,  что  история  никого  и  ничему  не  научила,  жизнь,
однако, еще больше мстит тому,  кто  совсем  не  знает  истории.  Знаменитый
ученый писал: «Не цветы виноваты в том, что  слепой  их  не  видит.  История
учит даже тех, кто у нее не  учится:  она  проучивает  их  за  невежество  и
пренебрежение».  Хотелось  бы  напомнить   еще   один   афоризм:   «Ложь   в
истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и  готовит  катастрофу
в будущем».
 История -  одна  из  важнейших  форм  самосознания  людей.  Опытом  истории
стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками  на
историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или  иных
исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба  различных  идей  и
мнений.
Заинтересованность  людей  в  результатах  изучения  своего  прошлого   дает
определенные основания для скептического отношения к истории  как  к  науке,
объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто  можно
услышать слова  о  том,  что  история  используется  для  обоснования  целей
политической  борьбы,  что  каждое  поколение,  каждая  партия  переписывают
историю заново, что это «политика,  опрокинутая  в  прошлое».  Высказывается
точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь  изолировавшись  от
современности. Скептики  также  утверждают,  что  в  век  научно-технической
революции  история  только  тогда  станет  наукой,  когда  примет  методы  и
математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве  аргумента  о
несостоятельности  истории  как  науки  приводится  мысль  о   невозможности
реконструкции    безвозвратно     исчезнувшего     из     прошлого     из-за
непрезентативности (непредварительности) сохранившихся источников о  реально
происходивших событиях.
И все-таки, несмотря на плюрализм как при  интерпретации  отдельных  фактов,
существует объективная истина. Не обвинять,  а  изучать  прошлое,  объяснять
его  -  задача  научного  знания.  Поиски  истины  в  истории,  историческое
познание  -  сложный,  трудоемкий  и  интересный  процесс,   требующий   как
понимания    особенностей    этого    познания,    так    и    определенного
профессионального мастерства.
Историк не может писать без гнева и пристрастия, но  он  не  имеет  прав  на
обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение  истины  во  все
времена  являлись  главной   целью   науки.   Являясь   социальной   памятью
человечества, копилкой  его  социального  опыта,  история  передает  его  от
одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает  его  достоянием
современности. Вопреки мнениям скептиков роль  исторической  науки  в  жизни
людей возрастает. Историки изучают  прошлое  не  для  того,  чтобы  уйти  от
настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и  давая
материал для прогнозирования будущего.
Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса  в
единстве всех его характеристик. В этом она не отличается  от  других  наук.
Как и в других науках, в истории идет накопление и  открытие  новых  фактов,
совершенствуется теория с учетом развития  других  отраслей  знания,  методы
обработки  и  анализа  источников.  Многие  факты,  события,  явления  нашей
истории с  открытием  новых  источников,  с  расширением  нашего  кругозора,
совершенствованием теоретического  знания  сегодня  оценивается  иначе,  чем
пять –  десять  лет  назад.  Все  это  –  свидетельства  того,  что  историю
переписывают не  только  из  политической  конъюнктуры,  но  и  в  ответ  на
расширение палитры наших знаний о прошлом.
Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое,- это знали люди во  все  времена.
Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры  прошлого
делает нас богаче и умнее, щедрее и  проницательнее  в  мыслях  и  делах,  в
планах и свершениях. Все это  свидетельствует  в  пользу  того,  что  знание
истории позволяет яснее понять современность, но  и  современность,  в  свою
очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого,  что
имеет не только нравственную, но и практическую ценность.
Великий русский ученый-энциклопедист М.  В.  Ломоносов  писал,  что  история
«дает  государям  примеры  правления,  подданным  –  повиновения,  воинам  –
мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым –  сугубую
твердость в советах, каждому – незлобивое увеселение с  несказанною  пользою
соединенное». Говоря о роли истории  в жизни людей, «птенец гнезда  Петрова»
В. Н. Татищев писал:  «Можно кратко сказать, что никакой  человек,  ни  един
стан,  промысл,  наука,  ниже  какое-либо  правительство,   меньше   человек
единственный без знания оной совершен, мудр и полезен быть не может».

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru