Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Шпора по философии-2

Работа из раздела: «Философия»

                  7.1. Условия возн и распрост христианства
       Ситуация во взаимоотношениях  между  религией  и  философией  начала
существенно меняться после возникновения и утверждения в общественной  жизни
христианства, что произошло в 1  веке  нашего  летоисчисления.  Качественным
отличием является служение философии целям религии и теологии.
  Прежде всего отметим стремление  использовать  философию  для  укрепления
позиций только-только появившегося христианства, которое и  концептуально  и
организационно нуждалось в такой  поддержке.  Не  меньшим  препятствием  для
утверждения христианства, как  это  ни  покажется  парадоксальным,  являлась
античная философия со своими  идеями  о  сущности  мироздания  и  путях  его
познания. Ранние христианские идеологи, такие как, например,  живший  во  II
веке Климент Александрийский, стремились  к  синтезу  эллинской  культуры  и
христианской веры, а в действительности — подчинению философии  христианской
религии.
      В последующие столетия «отцы  церкви»  предпринимали  соответствующие
шаги, чтобы использовать достижения философии в укреплении  позиций  религии
и церкви. Прежде всего это проявилось в широком  использовании  философского
наследия  Платона  и  Аристотеля  для   «научного»   обоснования   церковных
догматов.
      Неоплатонизм становится важнейшим исходным  материалом  для  развития
средневековой философии и христианства.
      Начиная с XIII века, христианство  с  целью  доктринального  усиления
своих  позиций,  расширения  и  углубления  своей  веры  начинает   усиленно
использовать аристотелевскую философию, которая до этого лишь частично  была
им известна и одновременно из-за  своей  рационалистичности  л  эмпиричности
ими игнорировалась.
        Использование  философского  наследия   Аристотеля   осуществлялось
главным образом в двух направлениях. Прежде  всего  в  рамках  христианского
теизма происходило своеобразное сочетание философских идей «отцов церкви»  и
в частности, наиболее известного и влиятельного из них Аврелия  Августина  и
аристотелизма. Одновременно шла борьба  за  использование  философских  идей
для усиления позиций богословия. В конечном итоге победила вторая  тенденция
и достижения аристотелевской философии в области учения о бытии, познании  и
человеке. Наибольший вклад в дело использования аристотелевской философии  с
целью усиления религиозной доктрины внес Фома Аквинский (1225—1274).
      Несмотря на доминирующее положение в общественной жизни в  это  время
религии,  философия  продолжает  не  только  существовать,  но  и   получает
определенное развитие.
             7.2. Формирование патристики как ранней христ фил.
  Патристика  –  обозначает  совокупность  теологических,   философских   и
политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2  -  8  веков,  так
называемых  отцов  церкви.  Четырех  деятелей  называют  докторами  Западной
церкви - Святого Амвросия, Иеронима, Августина, Папу Григория Великого.

Расцвет деятельности Амвросия, Иеронима и  Августина  приходится  на  период
между  победой  католической  церкви  в   Римской   Империи   и   варварским
нашествием.
  Их авторитет почитался на протяжении всего средневековья; больше, чем кто
бы то ни был, они способствовали  определению  того  вида,  который  приняла
церковь.

Амвросий - обосновал церковную концепцию взаимоотношений  между  церковью  и
государством (независимость церкви).

Иероним - дал западной церкви латинскую библию, от него исходила  инициатива
монашеского движения.

Августин - выработал теологию церкви, действовавшую  вплоть  до  реформации.
Он пытался согласовать философию  со  священным  писанием,  чего  не  делали
более ранние христианские философы. Лучшее его  произведение  -  'Исповеди'.
Августин утверждал, что мир был сотворен не из материи, а из  ничего,  в  то
время, как греческая философия утверждала, что мир не  может  быть  сотворен
из ничего. Эти воззрения в христианские времена приводили к  пантеизму:  бог
и мир неотделимы. Августин пытался соотнести эти  две  теории.  Он  говорил,
что  бог  вечен  и  существует  вне  времени.  Он  не  предшествует   своему
собственному  творению  времени,  т.к.  он  пребывает  вне  потока  времени.
Прошедшее и будущее могут быть осмыслены  только  как  настоящее:  прошедшее
может быть отождествлено с воспоминанием, а  будущее  с  ожиданием,  но  они
являются фактами, относящимися к настоящему, т.е.  время  является  аспектом
наших мыслей.
  Патристика 5 - 6 веков.
  5 век -  это  время  варварских  нашествий  и  падения  западной  Римской
Империи. После смерти  Св.  Августина  (430  г.),  философская  мысль  почти
угасла.
  В 6 веке - Боэций, Юстиниан, Григорий Великий.

Боэций:  несовершенство  -  есть  недостаток,  предполагающий  существование
совершенного образа. Зло - в отсутствии положительного начала. Блаженство  и
бог, являются высшими благами,  потому  тождественны,  следовательно  каждый
счастливый - есть бог. Добродетельные люди могучи, дурные немощны.


                          7.3. Философия Августина
Августин 354 - 430  гг.  Гениальный  мыслитель,  заложил  прочный  фундамент
религиозно-философской   мысли   средневековья.   Он    был    вдохновителем
разнообразных идей и течений в области философии,  науки,  этики,  эстетики,
истории. По  Августину  все  сущее  -  есть  благо.  Зло  не  субстанция,  а
недостаток, порок и повреждение формы. Бог -  есть  источник  бытия,  чистая
форма. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его  Богом  вновь.  В
мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

А. считал достойным познания такие  объекты  как  бог  и  душа:  бытие  бога
возможно вывести из самосознания человека, а  бытие  вещей  -  из  обобщения
опыта. Он анализировал идею бога в соотношении с человеком, а человека  -  в
отношении к богу. Душа - не материальная субстанция, отличная от тела, а  не
простое свойство тела. Она бессмертна.

Мировоззрение А. теоцентрично: в центре  духовных  устремлений  -  бог,  как
конечный пункт размышлений. Проблема бога и его отношения к  миру  выступает
у А. как центральная.

А. рассматривает бога как вне материальный абсолют, соотнесенный с  миром  и
человеком как своим творением. Бог - сверхприроден. Мир природы  и  человек,
будучи результатом его творения, зависит от творца.

Утверждал принципы: бестелесности бога, бесконечности божественного начала.
Опираясь  на  тексты  Св.  Писания,  где  говорится  о  доброте  творца,  А.
доказывает, что все сотворенное им в той или  иной  мере  причастно  к  этой
абсолютной доброте,  ведь  всевышний  осуществляет  творение,  запечатлел  в
сотворенном определенную меру, вес и порядок. В них вложены  неземной  образ
и смысл. В меру этого а природе,  в  людях,  в  обществе,  заключено  добро.
Подобно тому, как тишина - есть отсутствие шума, так и зло - это  отсутствие
добра, а не нечто существующее само по себе. Этими рассуждениями А.  пытался
снять ответственность бога за зло в мире.  Нужно  учитывать  относительность
зла и воспринимать его как ослабленное добро и  как  необходимую  ступень  к
добру.  Бывает  и  так,  что  мучающее  человека  зло   в   конечном   итоге
оборачивается добром ( наказание за преступление ).
                       8.2. Философия Аквинского 13 в.
  Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики  был  монах
доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 -  1274),  ученик  знаменитого
средневекового теолога,  философа  и  естествоиспытателя  Альберта  Великого
(1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался  обосновать  основные  принципы
христианской теологии, опираясь на учение  Аристотеля.  При  этом  последнее
было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие  с
догматами творения мира из ничего и  с  учением  о  богочеловечестве  Иисуса
Христа. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего  мир,  как
о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность, Фома  тем  не
менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их  общий
корень.
  В зависимости от реализации формы Фома выделяет  четыре  слоя  бытия.  На
низшей  ступени  бытия  форма,  согласно  Фоме,  составляет   лишь   внешнюю
определенность  вещи  (неорганические  стихии  и  минералы).  На   следующей
ступени форма - конечная причина вещи,  которой  поэтому  внутренне  присуща
целесообразность таковы растения. Третий уровень - животные, здесь  форма  -
действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и  начало
деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному  привходит  в
материю, организуя и одушевляя  ее.  Наконец,  на  четвертой  ступени  форма
предстает  уже  не  как  организующий  принцип  материи,  а  сама  по  себе,
независимо  от  материи.  Это  дух,  или  ум,  разумная  душа,   высшее   из
сотворенных сущих.
  Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих
способностей, видя и в самой воле, прежде  всего  ее  разумное  определение,
каковым он считает способность различать добро и зло.
      Учение Фомы пользовалось большим  влиянием  в  средние  века,  римская
церковь официально признала его. Фома выдвигает 5 доказательств бытия Бога:
1.    Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель.
2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина.
3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.
4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы).
5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью.
  В мире Фомы подлинно сущими оказываются  в  конечном  счете  индивидуумы.
Этот  своеобразный   персонализм   составляет   специфику   как   томистской
онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого -  действие
индивидуальных 'скрытых сущностей' - 'деятелей', душ, духов, сил.



                          8.3. Поздняя схоластика.
  Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующийся соединением
теолого-догматических предпосылок с рационалистической  методикой.  Получила
наибольшее развитие в Западной Европе в средние века.  К  этому  направлению
философии относились Обеляр, Ф. Аквинский, Скот.
  Одним из представителей поздней схоластики 13-14 веков был Скот.
Для него был главным вопрос об отношении  богословия  к  философии,  веры  к
знанию. Он считал, что предмет богословия  -  бог,  а  предмет  философии  -
бытие. Философия может постигать бога на в качестве бога, а лишь в  качестве
бытия.  Однако  и  в  этом  смысле  философское  познание  бога  ограничено:
человеческий ум  постигает  в  бытии  лишь  то,  что  он  может  отвлечь  от
чувственных  данных,  поэтому  у  человека   не   может   быть   понятия   о
нематериальных субстанциях,  таких  как  бог  или  ангелы.  Категории  бытия
последнее мыслится как  нечто  запредельное  и  неопределенное.  В  телесных
вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью. Лишь  благодаря
соединению с различными формами она способна  принимать  конкретные  способы
бытия. Душа едина и ее отдельные способности различны не сами по себе, а  по
различию предметов на которые они направлены:  способности  направленные  на
чувственные предметы называются чувственными, направленные на  умозрительные
- мыслительными. Связь души с телом осуществляется посредствам особой  формы
- телесности, которая отличается от самой души.

В   учении   о   познании   Скот   подчеркивал   активность   познавательной
деятельности:  знание  не  есть  ни  чистая   восприимчивость,   ни   чистая
активность - оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из  того,
что идет от познаваемого предмета.
                9.1. Причины формир и сущ нового мировззрения
  Возрождение - период в культурном и идейном  развитии  стран  Западной  и
Центральной Европы.
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в  системе  ценностей,  в
оценке всего сущего и отношении к нему.
  Отличительные черты идеологии Возрождения:

1.антифеодальная направленность
2.светский характер (против церкви)
3.гуманистическое мировоззрение
4. обращение к культурному наследию античности

Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.

Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как  личности,
его  права  на  свободное  развитие   и   проявление   своих   способностей.
Утверждение блага человека, как критерия оценки  общественных  отношений.  В
эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека -  'микрокосмоса',
богоравного существа, создающего и творящего самого себя.
Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные  и  философские
учения, отождествляющие бога  и  мировое  целое.  Пантеистические  тенденции
проявлялись в еретической мистике средних  веков.  Пантеизм  характерен  для
натурфилософии   Возрождения   и   материалистической    системе    Спинозы,
отождествившего понятие 'бог' и 'природа'.

Подобное  отношение  к  человеку  знаменовало   возникновение   новых   форм
самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на  этических
проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру  и  общему
благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума.
  В Гуманизме с самого начала были  заключены  натурфилософские  тенденции,
получившие  особое  развитие  в  16  веке.  Главная   проблема,   занимавшая
натурфилософов  -  соотношение  бога  и  природы.   Рассматривая   ее,   они
стремились преодолеть дуализм  средневекового  мышления,  понимали  мир  как
органическую связь материи и духа.
  Таким образом, в философских системах эпохи  Возрождения,  сформировалась
пантеистическая  картина  мира.  Представление  о  всеобщей   одушевленности
вселенной   ставили   под    сомнение    существование    сверхнатурального,
потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным,  природным,
потенциально  познаваемым:  стоило  его  открыть  и   объяснить,   как   оно
переставало быть чудесным.
  В  целом,  понимание  природы  как  внутреннего   мастера,   действующего
самостоятельно, живущего по своим законам, означало  разрыв  с  устоявшимися
средневековыми представлениями о  боге-творце  и  вело  к  зарождению  новой
естественной  религии.  В  основе  этого  идеологического  переворота  лежал
подъем производительных сил, материального производства, науки и техники.



                          8.2. Гуманизм Возрождения
  Термин «гуманизм» происходит от  латинского  «humanitas»  (человечность),
употреблявшегося еще в I в. до н.э.  известным  римским  оратором  Цицероном
(106—43 до н. э.).  Для  него  humanitas  —  это  воспитание  и  образование
человека,  способствующее  его  возвышению.  В  совершенствовании   духовной
природы человека основная роль отводилась  комплексу  дисциплин,  состоящему
из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.
  Гуманисты вырабатывают новый  подход  к  пониманию  человека,  в  котором
огромную роль играет понятие деятельности.  Ценность  человеческой  личности
для них определяется не происхождением  или  социальной  принадлежностью,  а
личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
  Однако было бы неправильным  идеализировать  гуманизм,  не  замечать  его
индивидуалистических  тенденций.  Подлинным  гимном   индивидуализму   можно
считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В  главном  своем  философском
сочинении   «О   наслаждении»   неотъемлемым   свойством   человека    Валла
провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом  же  нравственности  у  него
выступает личное благо.
  Гуманистическая мысль второй половины XV в.  обогатилась  новыми  идеями,
важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на  особые
свойства человека по сравнению с другими существами и особое  его  положение
в мире.
  Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме)  не  создал  человека  по
своему образу и подобию,  но  предоставил  ему  возможность  творить  самого
себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится  мысль  Пико
о том, что достоинство человека заключено в  его  свободе:  он  может  стать
тем, кем пожелает.
  Прославляя мощь человека и  его  величие,  восхищаясь  его  удивительными
творениями, мыслители эпохи  Возрождения  неизбежно  приходили  к  сближению
человека с Богом.
Если христианское мировоззрение  утверждало,  что  на  первом  месте  должен
стоять Бог, а затем  —  человек,  то  гуманисты  выдвигали  на  первый  план
человека, а затем говорили о Боге.
  Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей
Возрождения предполагало вместе с тем критическое  отношение  к  церкви  как
социальному  институту.  Гуманистическое   мировоззрение,   таким   образом,
включает и антиклерикальные взгляды, т. е.  воззрения,  направленные  против
притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
                       9.3. Натурфилософия Возрождения
  Философия эпохи возрождения -  философия  нового  класса  -  капитализма,
класса более прогрессивного чем класс  феодалов.  Новый  класс  нуждается  в
новой философии. И его запросам  отвечало  прежде  всего  материалистическое
мировоззрение.
      Николай Кузанский (1401-1464) -  один  из  характерных  представителей
ренессансной  философии.  Кузанский,  разделяющий   принципы   христианского
монизма, отвергает античный  дуализм  и  заявляет,  что  'единому  ничто  не
противоположно'. А отсюда он делает характерный вывод: 'единое есть  все'  -
формула, звучащая пантеистически  и  прямо  предваряющая  пантеизм  Джордано
Бруно.
      Кузанский  делает  вывод,  что  единое  тождественно   беспредельному,
бесконечному. Бесконечное - это  то,  больше  чего  ничего  не  может  быть.
Кузанский называет его 'максимумом'; единое же - это  'минимум'.  Кузанский,
таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей  -  максимума  и
минимума. Этот методологический принцип  делает  Кузанского  родоначальником
новоевропейской диалектики.
      По отношению к строению мира Кузанский говорит, что центр и окружность
космоса - это Бог, а потому, хотя  мир  не  бесконечен,  однако  его  нельзя
помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми  он  был
бы замкнут. Вслед за Кузанским  Коперник  (1473-1543)  пользуется  принципом
относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.
      Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало  бытия  как
тождество  противоположностей  (единого  и  бесконечного)  была  результатом
пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением.
      Развитие  философии  Возрождения  подготовило  почву   для   появления
выдающихся ученых, внесших большой вклад в развитие науки.
      Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Новый тип мышления - материалистический.
2. Философская мысль становится светской.
3. Предметом философии становится реальная жизнь людей.
4. Впервые в рассмотрение попадает воля человека.
      Меняется  статус  самого  человек.  Человек  возрождения  это  человек
созидающий, активный, творческий свободный в своих поступках,  свободный  от
догматов церкви.



                       8.4. Соц-полит идеи Возрождения
      Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные  к
проблемам государства: основанные на реалистических  принципах  политические
теории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540)  и
социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).
  Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк  и
государственный деятель Никколо Макиавелли
      Средневековую  концепцию  божественного   предопределения   Макиавелли
заменяет идеей фортуны, признавая  силу  обстоятельств,  которые  заставляют
человека считаться с необходимостью. Но  судьба  лишь  наполовину  властвует
над человеком, он  может  и  должен  бороться  с  обстоятельствами.  Поэтому
наряду  с  фортуной  движущей  силой  истории  Макиавелли  считает  вирту  —
воплощение человеческой энергии, умения, таланта.
      Подлинным  воплощением  свободы   человеческой   воли   является   для
Макиавелли  политика,  в  которой  существуют   «естественные   причины»   и
«полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности,  предвидеть  ход
событий и принять необходимые меры.  Задачу  политической  науки  Макиавелли
видит в том,  чтобы,  исследовав  реальные  качества  человеческой  природы,
соотношение  борющихся  в  обществе  сил,  интересов,  страстей,   объяснить
действительное  положение  вещей,  а  не  предаваться  утопическим   мечтам,
иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли  решительно  разорвал  узы,  которые  в
течение   столетий   связывали   вопросы   политики    с    нравственностью:
теоретическое  рассмотрение  политики  было  освобождено   от   абстрактного
морализирования.
  Освобождая  политику  от  морализирования,  Макиавелли  наносил  удар  по
религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию  черной  гвардии  римских
пап.
      Макиавелли если и освобождает политического  деятеля  от  непременного
следования моральному закону, то  это  происходит  в  силу  необходимости  и
объясняется противоречиями социальной действительности.
      Творческое  наследие  Макиавелли  не  свободно  от  противоречий,   но
несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с  высот
заоблачного  лицемерия  на   реальную   почву,   превратил   ее   в   объект
беспристрастного анализа, тем  самым,  возвысив  ее,  с  одной  стороны,  до
науки, с другой — до искусства возможного.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru