Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Философия Бердяева

Работа из раздела: «Философия»

                     'О культуре' по работе Н.А.Бердяева
                           'Философия неравенства'

      Значение культуры.
      В жизни  общественной  духовный  примат  принадлежит  культуре.  Не  в
политике  в экономике ,а в культуре осуществляются цели общества. И  высоким
качественным    уровнем   культуры   измеряется    ценность    и    качество
общественности.

      Культура  и
      цивилизация.
      Происхождение и
      сущность культуры.
      Культура и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из культа.
Вокруг  храма  зачалась она и была связана с жизнью религиозной. Так было  в
великих древних  культурах, в культуре греческой, в культуре  средневековой,
в культуре раннего   возрождения.  Культура  -  благородного  происхождения.
Культура имеет  религиозные   основы.  Это  нужно  считать  установленным  с
самой позитивно-научной точки зрения.
        Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от
культовой  символики. В культуре не реалистически, а  символически  выражена
духовная жизнь...  В   ней  даны  не  последние  достижения  бытия,  а  лишь
символические его знаки. Такова   же и природа культа ...    Цивилизация  не
имеет такого благородного происхождения. ...  В ней нет связи  с  символикой
культа.  Ее  происхождение  мирское.  Она  родилась  в   борьбе  человека  с
природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз,    путь  ее
аристократический. Цивилизация  идет  снизу  вверх,  путь  ее  буржуазный  и
демократичекий.   Культура   есть   явление   глубоко    индивидуальное    и
неповторимое.  Цивилизация же есть явление общее  и  повсюду  повторяющееся.
Культуры древних  народов очень  своеобразны  и  неповторимо  индивидуальны.
Переход от варварства к  цивилизации имеет общие  признаки  у  всех  народов
(напр. употребление железа).  Культура  имеет  душу.  Цивилизация  же  имеет
лишь методы и орудия.
                 Культура всегда гордится древностью  своего  происхождения,
неразрывной связью  с великим прошлым.  Культура  ...  более  всего  дорожит
своей преемственностью... В   культуре  происходит великая  борьба  вечности
с временем, великое  противление  разрушительной  власти  времени.  Культура
борется   со   смертью...   Ей    дорого     увековечение,    непрерывность,
преемственность, прочность культурных творений и памятников.
            Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она  не  ищет
древних и глубоких источников. Она  гордится  изобретением  сегодняшнего.  У
нее нет предков.  Цивилизация всегда имеет такой  вид,  точно  она  возникла
сегодня или вчера.  Цивилизация,  в  отличие  от  культуры,  не  борется  со
смертью, не хочет вечности.  Цивилизация футуристична.  В  цивилизации  есть
хамизм зазнавшегося parvenu  (выскочки). Этот хамизм сообщается и  культуре,
которая хочет быть окончательно  безрелигиозной.
      В  культуре  действуют  два  начала  -  консервативное,  обращенное  к
прошлому,  и   поддерживающее  с  ним  преемственную  связь,  и  творческое,
обращенное к будущему и  созидающее новые ценности. Но в культуре  не  может
действовать начало  революционное, разрушительное. Революционное  начало  по
существу  враждебно   культуре  ,  антикультурно.  Дух  революционный  хочет
вооружить себя цивилизацией,  присвоить себе ее утилитарные завоевания ,  но
культуры он не хочет.  И  революционеры с  легкостью  готовы  разрушить  все
памятники великих культур, все  творческие их ценности  во  имя  утилитарных
целей, во имя блага народных масс.

      Источники европейской
      культуры. Культура и
      религия.
      Вся европейская культура связана с  преданиями  античности.  Настоящая
культура и  есть античная греко-римская культура. Античная культура вошла  в
христианскую  церковь, и церковь была  хранительницей  преданий  культуры  в
эпоху варварства и тьмы.
      Культ церковный насыщен культурой, и вокруг  него  творилась  и  новая
культура старой   Европы.  В  ней  есть  неразрывная  связь  с  античностью.
Культура  имеет  религиозные  основы,  она  полна   религиозной   символики.
Невозможна и низка совершенно безрелигиозная  культура,  но    невозможна  и
онтологически (суще) религиозная культура. Культура явилась  дифференциацией
 культа , она явилась уже в результате  выделения  из  храма,  отделения  от
религиозного   центра.  Культура  религиозна  по  своему   происхождению   и
религиозна по своему  заданию. И в самых классических  и  совершенных  своих
достижениях, в самых строгих   своих  формах  она  теряет  религиозный  свой
характер.

      Революция и
      культура.
       Социализм не несет с собой в мир никакого нового типа культуры. Новой
культуры вы  не можете создать,  потому  что  вообще  нельзя  создать  новой
культуры, не имеющей  никакой  преемственной связи с прошлой  культурой,  не
почитающей  предков.  Нельзя   делать  культуру  приложением   к   какому-то
существенному,  основному  делу,  чем-то   вроде  воскресного   развлечения.
Культуру можно творить лишь тогда, когда она сама   считается  существенным,
основным  делом.  Социалисты  хотят  направить  волю  и   сознание  человека
исключительно на материальную, экономическую сторону жизни.    Применение  к
культуре   чисто  экономических   оценок  мешает  войти  внутрь  культуры  и
узнать   ее   таинственную   жизнь.    Революционные    демократические    и
социалистические  движения отбрасывают назад в сфере культуры   и  ослабляют
интерес к  проблеме   культуры.  ...'Пролеткульты'  означают  лишь  то,  что
культура пролетает мимо вас и вы  мимо нее.
      Культура  есть  неотвратимый  путь  человека  и  человечества.  Нельзя
миновать его.  Человечество обречено культуре. Но в нем  действуют  и  силы,
враждебные    путям    совершения   культуры,   силы    нигилистические    и
анархические. Нигилистическое и   анархическое  отношение   к   культуре  не
имеет оправдания. Нигилистическое и  анархическое восстание против  культуры
никогда не ведет к выходу за пределы  культуры, оно лишь  отбрасывает  назад
 и требует новой работы культуры.



      Студент          группы          ИУ          2          -           11
                                     /Сидоров А.Г./




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru