Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Государство Платона 30.2 Кб.
  2. Государство Платона 18.3 Кб.
  3. Идеальное государство Платона 25.5 Кб.
  4. Государство Платона Том 3, гл. 8 12.8 Кб.
  5. Идеальное государство Платона 42.6 Кб.
  6. Идеальное государство Платона как нереализуемый идеал 35.1 Кб.
  7. Идеальное государство Платона 24.5 Кб.

Государство Платона

Работа из раздела: «Философия»

                  Нижегородский Государственный Университет
                              им. Лобачевского.



                            КОНСПЕКТ ПО ФИЛОСОФИИ
                                   Платон
                                   8 глава
                                «ГОСУДАРСТВО»



                                                    Выполнил студент 1 курса
                                                     Финансового  факультета
                                                                    Гр. 1315
                                                                 Емелин Пётр



                               Нижний Новгород
                                   1999 г.


V Как считал Платон,  в  образцово  устроенном  государстве  царями  должны
  быть люди, наиболее отличившиеся в философии и в военном  деле.  В  таком
  государстве не должно быть частной собственности, а «все у всех общее»:
   жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего  приобретать.
   Военные за свою службу должны   получать  вознаграждение  в  виде  запаса
   продовольствия на год, их  обязанность  –  заботиться  о  государстве.  А
   царями надо всем этим должны быть наиболее  отличившиеся  в  философии  и
   военном деле…
 V У всех всё общее, ни у кого нет ничего собственного.


            Четыре вида извращённого государственного устройства.



 V По мнению Платона, существует  четыре  вида  порочного  государственного
   устройства. Это те виды,  которые  пользуются  известностью  во  времена
   Платона.  Большинство  одобряет  критско-лакедемонское  устройство.   На
   втором месте, менее  одобряемая  стоит  олигархия:  это  государственное
   устройство, преисполненное множество зол. Из неё возникает  отличная  от
   неё  демократия.  Прославленная  тирания  отлична  от  них  всех  –  это
   четвёртое и крайнее заболевание государства.  Может  быть,  есть  какая-
   нибудь иная идея государственного устройства, которая  ясно  проявлялась
   бы в каком—либо виде? Ведь  наследственная  власть  и  приобретаемая  за
   деньги царская власть, а также  другие,  подобные  этим  государственные
   устройства занимают среди указанных устройств  промежуточное  положение.
   Государственные  устройства  рождаются  от   тех   нравов   людей,   что
   наблюдаются в государствах. У  различных  людей  существует  столько  же
   видов духовного склада, сколько существует государственного устройства.


    Ещё о соответствии пяти складов характера пяти видам государственного
                                 устройства.


 V Раз видов государств пять,  то  и  у  разумных  людей  должно  быть  пять
   различных устройств души:
1. Человек, соответствующий правлению лучших – аристократическому – хороший
   и справедливый.
2. Худшие люди, соперничающие между собой и честолюбивые – соответственно
   принадлежат лакадемонскому строю, демократическому, олигархическому и
   тираническому.


Тимократический строй.


V Государственный строй,  основывающийся  на  честолюбии,  назван  Платоном
  «тимократией» или «тимархией».  Изменения  в  государстве  обязаны  своим
  происхождением раздорам, возникающим внутри той части,  которая  обладает
  властью. Трудно пошатнуть  государство  с  аристократическим  правлением.
  Однако, раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой  строй  не
  сохраниться вечно, но подвергается  разрушению.  Означать  же  это  будет
  следующее: урожай и неурожай бывает не только на то, что на ней  обитает,
  - на души и на тела, всякий раз как круговращение приводит  к  завершению
  цикла:  у  недолговечных  существ  этот  цикл  краток,  у  долговечных  –
  наоборот.
 V 2 рода: одни влекли к наживе, приобретению земли и дома, а также золота и
   серебра, другие, не бедные, но, наоборот, по своей природе богатые,  вели
   души к добродетели и древнему  устроению.  Борясь  и  соперничая  друг  с
   другом, они пришли наконец к  чему-то  среднему:  согласились  установить
   частную собственность на землю и дома, распределить  их  между  собою,  а
   тех, кого  они  до  той  поры  охраняли  как  своих  свободных  друзей  и
   кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из  них  сельских  рабочих  и
   слуг,  сами  же  занялись  военным  делом  и  сторожевой  службой.  Такой
   государственный строй нечто среднее между аристократией и олигархией.
 V Защитники страны должны были  воздерживаться  от  земледельческих  работ,
   ремёсел и остальных видов  наживы,  в  устройстве  совместных  трапез,  в
   телесных упражнениях и воинских состязаниях – во всём подобном этот строй
   будет подражать предшествовавшему.
 V Там побоятся ставить мудрых людей на  государственные  должности,  потому
   что там нет подобного  рода  простосердечных  людей,  а  есть  лишь  люди
   смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом,
   а также и тех, что попроще – скорее рождённых для войны,  чем  для  мира;
   там будут в чести военные уловки  и  ухищрения:  ведь  государство  будет
   вечно воевать. Такого рода люди будут жадны  до  денег…они,  как  дикари,
   почитают золото и серебро, у них заведены кладовые и домашние  хранилища,
   чтобы всё это прятать, свои жилища они окружают  оградой  и  там,  прямо-
   таки, как в собственном логове, они тратятся, не считаясь с расходами, на
   женщин и на кого угодно других.
 V В таком государственном строе зло полностью смешалось с добром.
 V Одно только там бросается в глаза – соперничество и честолюбие,  так  как
   там господствует яростный дух.

«Тимократический» человек.

V Он жестокий, и хотя ценит образованность и охотно  слушает  других,  сам,
  однако, нисколько не владеет словом.  С  рабами,  такой  человек  жесток,
  хотя не презирает их; учтив в обращении со свободными людьми, с  властями
  послушен. По мнению такого человека, основанием  власти  должно  быть  не
  умение  говорить,  а  военные  подвиги.  В  молодости  такой  человек   с
  презрением относится к деньгам, но чем  старше он становится, тем  больше
  он их любит.

Олигархический строй.

 V Олигархией Платон называет строй, основывающийся на имущественном  цензе,
   у власти стоят богатые, бедные не участвуют в правлении.
 V Переход из  тимократии  в  олигархию  осуществляется  следующим  образом:
   Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию;  они,  прежде
   всего выискивают, на что бы его употребить, и для  этого  перетолковывают
   законы, мало считаясь с ними; так поступают и  сами  богачи  и  их  жёны.
   Затем они уподобляют себе и всё население. Чем больше они  ценят  дальней
   шес продвижение по пути наживы,  тем  меньше  почитают  они  добродетель.
   Кончается  это  тем,  что  вместо  стремления  выдвинуться  и  удостоится
   почестей, развивается наклонность к стяжательству и  наживе,  и  получают
   одобрение богачи –  ими  восхищаются,  их  назначают  на  государственные
   должности, а бедняк там не пользуется почётом.
 V  Установление  имущественного   ценза   становится   законом   и   нормой
   олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем более  высок
   ценз...  Такого   рода   государственный   строй   держится   применением
   вооружённой силы или же был ещё прежде установлен путём запугивания.
 V Такое государство не будет единым, а в нём как бы будут два  государства:
   одно государство бедняков, другое богачей. Хотя они и будут населять одну
   и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга. Там
   чуть ли не все бедны, за исключением правителей. Но возможно продать  всё
   своё имущество  –  оно  станет  собственностью  другого,  -  а  продавши,
   продолжать жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному  из  его
   сословий, то есть, не будучи ни дельцом, ни всадником, ни  ремесленником,
   но тем, кого называют бедняком или неимущим.
 V Богатый человек, расходующий свои деньги в государстве и не правитель,  и
   не подданный, а попросту расточитель готового.
V  В  таком  государстве  много  преступников,   которыми   становятся   по
  необразованности, вызванной дурным воспитанием и скверным государственным
  строем.
V Платон считает, что  если  бы  в  таком  государстве  существовал  закон,
  который  предписывал  бы  гражданам  большую  часть  добровольных  сделок
  заключать на свой страх и риск, стремление  к  наживе  не  отличалось  бы
  таким бесстыдством и в государстве было бы  меньше  зол.  Государство,  в
  котором строем является олигархия, заболевает и воюет  само  с  собой  по
  малейшему поводу.


«Олигархический» человек.

 V Переход от тимократического склада  к  олигархическому  происходит  из-за
   превращения любви к почестям в любовь к деньгам.  Олигархический  человек
   бережлив и деятелен. Он не допустит никаких иных соображений, имея  ввиду
   лишь умножение своих скромных средств. Кроме богачей и  богатства,  ничто
   не будет вызывать у него восторга и почитания,  а  его  честолюбие  будет
   направленно лишь на стяжательство и на всё то,  что  к  этому  ведёт.  Он
   чрезвычайно ценит деньги. Он  бережлив  и  деятелен,  удовлетворяет  лишь
   самые насущные свои желания, не допуская других трат  и  подавляя  прочие
   вожделения как пустые.
 V Он недостаточно воспитан. Такой человек укрощает свои дурные  наклонности
   не по разумным соображениям, а в силу необходимости,  из  страха,  потому
   что дорожит за судьбу собственного имущества.  У  него  из-за  недостатка
   воспитания появляются наклонности трутня  –  отчасти  нищенские,  отчасти
   преступные, хотя он всячески их сдерживает из предосторожности.
 V Такой  человек  всё  же  приличнее  многих,  хотя  подлинная  добродетель
   душевной гармонии и невозмутимость весьма от него далека.
 V  Причиноа перехода от олигархии к демократии    в  ненасытной  погоне  за
   предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что  надо  быть  как  можно
   богаче.
 V При олигархии правители, стоящие у  власти,  будучи  богатыми,  не  хотят
   ограничивать законом распущенность молодых людей и запрещать им расточать
   и губить своё состояние; напротив правители будут  скупать  их  имущество
   или давать им  под  проценты  ссуду,  чтобы  самим  стать  ещё  богаче  и
   могущественнее.
 V В таком государстве эти люди сидят без дела, но зато у них есть и жало, и
   оружие; одни из них кругом в долгах, другие лишились гражданских прав,  а
   иных постигло и то и другое; они  полны  ненависти  к  тем,  кто  владеет
   теперь их имуществом, а также и к прочим и замышляют переворот.

Демократический строй.

 V Демократия по мнению Платона появляется  тогда,  когда  бедняки,  одержав
   победу,  некоторых  из  своих  противников  уничтожат,  иных  изгонят,  а
   остальных уравняют в гражданских правах  и  в  замещении  государственных
   должностей, что при демократическом строе происходит  большей  частью  по
   жребию.
 V В государстве появится  полная  свобода  и  откровенность  и  возможность
   делать что хочешь и при таком  государственном  строе  люди  будут  очень
   различны.
 V В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие  в
   управлении, даже если ты к этому способен; не обязательно и  подчиняться,
   если ты не желаешь,  или  воевать,  когда  другие  воюют,  или  соблюдать
   подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки,  если
   какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты всё же можешь
   управлять и судить, если это придёт тебе в голову.
 V Демократический строй нисколько не озабочен тем,  от  каких  кто  занятий
   переходит к государственной  деятельности.  Человеку  оказывается  почёт,
   лишь бы он обнаруживал своё расположение к толпе.


«Демократический» человек.


V Он тоже будет усилием своей воли подавлять  в  себе  те  вожделения,  что
  ведут к расточительству, а  не  к  наживе.  Их  можно  назвать  лишёнными
  необходимости. В жизни такого  человека  нет  порядка,  в  ней  не  царит
  необходимость.
 V Те вожделения, от которых люди не в состоянии справится, можно было бы по
   справедливости назвать необходимыми, а также и те, удовлетворение которых
   приносит нам пользу: подчиняться как тем, так и другим неизбежно  уже  по
   самой нашей природе.
 V  Когда  юноша,  выросший,  без  должного  воспитания   и   в   обстановке
   бережливости, вдруг отведает мёда трутней и попадёт в общество опасных  и
   лютых зверей, которые способны доставить  ему  всевозможные  наслаждения,
   самые пёстрые и разнообразные, это-то и будет у него началом перехода  от
   олигархического типа человека к демократическому. Изо дня  в  день  такие
   люди  живут,  угрожая  первому  налетевшему  на  них  желанию.  Приятной,
   вольной,  блаженной  называют  они  эту  жизнь  и  так  всё  время  ею  и
   пользуются. Этот человек  так  же  разнообразен,  многолик,  прекрасен  и
   пёстр, как и его государство.

Три «части» демократического государства: трутни, богачи и народ.

 V Платон мысленно делит демократическое  государство  на  три  части.  Одну
   часть составляет подобного  рода  трутни:  они  возникают  здесь  хоть  и
   вследствие своеволия, но не менее,  чем  при  олигархическом  строе.  При
   демократии чуть ли не стоят  во  главе:  самые  ядовитые  из  трутней  из
   трутней произносят речи и действует, а остальные  усаживаются  поближе  к
   помосту, жужжат, и не допускают, чтобы кто-нибудь говорили иначе.  Другую
   часть составляют богачи – обычно богачей называют сотами трутней. С  них-
   то трутням всего удобней собрать побольше мёду. Третий разряд  составляет
   народ – те, что трудится своими руками, чужды делячества, да и  имущества
   у них немного, они всего многочисленнее и при демократическом строе всего
   влиятельнее, особенно когда соберутся вместе.
 V Когда появляется тиран, он вырастает именно из народного корня,  то  есть
   как ставленник народа.

Тиранический строй.

 V Переход из демократии в тиранию осуществляется тогда, когда из-за  полной
   свободы люди перестают считаться даже с законами, чтобы «ни у кого и ни в
   чем не было власти над ними». Все принудительное вызывает возмущение.  Из
   этого, как считает  Платон,  и  вырастает  тирания:  из  крайней  свободы
   возникает величайшее  и  жесточайшее  рабство.  Ненасытное  стремление  к
   одному и пренебрежение к  остальному  искажает  демократический  строй  и
   подготавливает нужду к тирании.
 V Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как ничего не  стоящих
   добровольных  рабов,  зато  правителей,   похожих   на   подвластных,   и
   подвластных, похожих на правителей,  там  восхваляют  и  почитают  как  в
   частном, так и в общем обиходе. Тирания проникает и в частные дома,  а  в
   конце концов неповиновение привьется даже животным.
 V Отец привыкает уподобляться ребёнку и страшиться своих сыновей, а  сын  –
   вести себя  наподобии  отца.  При  таком  порядке  вещей  учитель  боится
   школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих
   учителей и  наставников…Вообще  молодые  начинают  подражать  взрослым  и
   состязаться с ними в рассуждениях и делах…
 V Крайняя  свобода  для  народа  такого  государства  состоит  в  том,  что
   купленные рабы и рабыни ничуть не менее свободны, чем их покупатели.
 V Душа становится чувственной.
 V Кончат они тем, что перестанут считаться  даже  с  законами  писанными  и
   неписаными, - чтобы уже вообще ни у кого и ни в  чём  не  было  над  ними
   власти.
 V Та же болезнь, что развилась в олигархии и  её  погубила,  ещё  больше  и
   сильнее развивается здесь из-за своеволия – и порабощает демократию.
 V  Чрезмерная  свобода  и  для  отдельного  человека  и   для   государства
   оборачивается не чем иным, как  чрезвычайным  рабством  –  так  возникает
   тирания.

«Тиранический» человек.

 V Превращение такого  ставленника  происходит,  когда  он  начинает  делать
   примерно следующее: говорят, что, кто отведал человеческих внутренностей,
   мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных  животных,  тому  не  избежать
   стать волком.
 V Он тот, кто поднимает восстание против обладающих собственностью.
 V Если он потерпел неудачу, подвергся изгнанию, а потом  вернулся  –  назло
   своим врагам, то возвращается он уже как законченный тиран.
 V Если же те, кто его изгнали, не будут в состоянии  его  свалить  снова  и
   предать казни, очернив в глазах граждан,  то  они  замышляют  его  тайное
   убийство.
 V Общеизвестное требование со стороны тирании: чуть  только  они  достигнут
   такой власти, они требуют, чтобы народ назначил им телохранителей,  чтобы
   народный заступник был невредим.
 V  Тиран,  имея  в  руках  послушную   толпу,   станет   привлекать   своих
   соплеменников к суду по несправедливым обвинениям и привлекать к смертной
   казни, а между тем он будет сулить отмену задолженности и передел  земли.
   После этого у такого человека есть два пути: либо  он  погибнет  от  руки
   своих врагов, либо станет тираном. Граждане  обычно  замышляют  убийство,
   поэтому, достигнув власти, тиран нанимает телохранителей.
 V В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается всем, кто  бы
   ему ни встретился, а о себе  утверждает,  что  он  вовсе  не  тиран.  Так
   притворяется он милостивым и кротким, когда же он примирится кое с кем из
   своих  врагов,  иных  уничтожит,  первой  задачей  его  будет   постоянно
   вовлекать граждан в какие-  то  войны,  чтобы  народ  испытывал  нужду  в
   предводителе.
 V Если он заподозрит  кого-нибудь  в  вольных  мыслях  и  в  отрицании  его
   правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались
   неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить  всех
   посредством войны.
 V Чтобы сохранить за собой власть, тирану придётся их всех уничтожить,  так
   что в конце концов не останется никого ни из друзей ни из врагов.
 V Он по неволе враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не
   очистит от них государство.
 V Перед ним стоит выбор: либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех,
   кто его ненавидит, либо проститься с жизнью.
 V Он отберёт у граждан рабов, освободит их и сделает своими копейщиками.
 V Сподвижники тирана будут им восхищаться; порядочные люди будут ненавидеть
   и избегать его.
 V Тиран тратит на войско храмовые средства, если они имеются в государстве,
    пока их изъятием можно будет покрывать расходы, он  уменьшает  обложение
   населения налогами.
 V Тиран –  отцеубийца  и  плохой  кормилец  для  престарелых;  по-видимому,
   общепринято,  что  такого  свойство  тиранической  власти.  По  пословице
   «избегая дыма, угодишь в огонь», так  и  народ  из  подчинения  свободным
   людям попадает в услужение к  деспотической  власти  и  свою  неумеренную
   свободу меняет на самое тяжёлое и горькое рабство – рабство у рабов.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru