Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма 10.5 Кб.
  2. М. Вебер Протестантская этика и дух капитализма 10.5 Кб.
  3. Протестантская этика и дух капитализма 10.3 Кб.
  4. Анализ М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма". Конспект книги Ф. Шаму "Эллинистическая цивилизация" 92.3 Кб.

Протестантская этика и дух капитализма

Работа из раздела: «Философия»
                                  М. Вебер
                  ' Протестантская этика и дух капитализма'

    М. Вебер ( 1884   -  1920  )  -виднейший  немецкий  социолог.  Одной  из
основных его работ считается ' Протестантская этика и  дух  капитализма',  в
продолжении которой Вебер написал  сравнительный  анализ  наиболее  значимых
религий и проанализировал взаимодействие экономических  условий,  социальных
факторов  и  религиозных  убеждений.  Впервые   данное   произведение   было
опубликовано в 1905 г. в Германии и с  тех  пор  является  одной  из  лучших
работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
      В начале своей знаменитой книги М.  Вебер  проводит  детальный  анализ
статистических данных, отражающих распределение протестантов и  католиков  в
различных социальных слоях.  На  основание  данных,  собранных  в  Германии,
Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают  среди
владельцев  капитала,  предпринимателей  и  высших  квалифицированных  слоев
рабочих.
      Кроме того, совершенно очевидны  различия  в  образовании.  Так,  если
среди католиков преобладают  люди  с  гуманитарным  образованием,  то  среди
протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к  'буржуазному'  образу  жизни
больше людей с  техническим  образованием.  Он  объясняет  это  своеобразным
складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
      Так же Вебер замечает, что католики,  не  занимая  ключевых  постов  в
политике и коммерции,  опровергают  тенденцию  о  том,  что  национальные  и
религиозные меньшинства, противостоящие в  качестве  подчиненных  какой-либо
другой 'господствующей'  группе  ….  концентрируют  свои  усилия  в  области
предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России  и  Пруссии,  с
гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
      Он  задается  вопросом,  с  чем  связанно  столь  четкое   определение
социального статуса во взаимосвязи с религией.  И,  не  смотря  на  то,  что
действительно  существуют   объективно-исторические   причины   преобладания
протестантов  среди  наиболее  обеспечнных  слоев  населения,  он   все   же
склоняется к  тому,  что  причину  различного  поведения  следует  искать  в
'устойчивом внутреннем своеобразии', а  не  только  в  историко-политическом
положении.
      Далее  следует  попытка  дать  определение   так   называемого   'духа
капитализма', вынесенного в заглавие  книги.  Под  духом  капитализма  Вебер
понимает  следующие:  '  комплекс  связей,   существующих   в   исторической
действительности, которые мы в понятии объединяем в  одно  целое  под  углом
зрения их культурного значения.
      Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который  является
неким пропагандистом философии скупости. В его понимании  идеальный  человек
-  '  кредитоспособный,   добропорядочный,   долг   которого   рассматривать
приумножение своего капитала как самоцель'. На первый  взгляд  речь  идет  о
чисто  эгоистичной,  утилитарной   модели  мира,  когда  'честность  полезна
только потому, что дает кредит'.  Но высшее благо этой этики в  наживе,  при
полном  отказе  от  наслаждения.  И,  таким  образом,  нажива  мыслится  как
самоцель. В данном случае речь идет не  просто  о  житейских  советах,  а  о
некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая  позиция  является
прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер  считает,
что честность, если она приносит  кредит  столь  же  ценна  как  и  истинная
честность.
      Вебер замечает такую характерную особенность, что  если  рассматривать
капитализм с точки зрения марксизма, то  все  его  характерные  черты  можно
обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не  хватало
именно духа современного капитализма.   Там  всегда  была  жажда  к  наживе,
деление   на   классы,    но   не   было   нацеленности   на    рациональную
организованность труда.
      Так, южные штаты Америки были  созданы  крупными  промышленниками  для
извлечения наживы, но там  дух  капитализма   был  менее  развит,  нежели  в
позднее образованных проповедниками северных штатах.
      Исходя из  этого,  Вебер  разделяет  капитализм  на  'традиционный'  и
'современный',  по  способу   организации   предприятия.   Он   пишет,   что
современный капитализм повсюду натыкаясь  на  традиционный,  боролся  с  его
проявлениями. Автор приводит пример с введением  сдельной  оплаты  труда  на
сельскохозяйственном предприятии в Германии.  Так  как  сельхозработы  носят
сезонный  характер,  и  во  время  уборки   урожая   необходима   наибольшая
интенсивность   труда,   то    была    проведена    попытка    стимулировать
производительность труда за  счет  введения  сдельной  заработной  платы,  и
соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение  заработанной  платы
привлекало  человека,  порожденного  'традиционным'  капитализмом,   гораздо
менее  чем  облегчение  работы.  В  этом   сказывалось   докапиталистическое
отношение к труду.
      Вебер  считал,  что  для  развития  капитализма,  необходим  некоторый
избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы.  Но
низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду  Даже  чисто
в количественном отношении производительность труда падает  в  тех  случаях,
когда не обеспечивает потребностей  физического  существования.   Но  низкая
заработная плата не  оправдывает  себя  и  дает  обратный  результат  в  тех
случаях, когда речь идет о квалифицированном  труде,  о  высокотехнологичном
оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство  ответственности,
и такой строй мышления, при котором  труд  становился  бы  самоцелью.  Такое
отношение к  труду  не  свойственно  человеку,  а  может  сложиться  лишь  в
результате длительного воспитания.
      Таким образом, радикальное различие между традиционным  и  современным
капитализмом не в технике, а  в  человеческих  ресурсах,  точнее,  отношении
человека к труду.

|Традиционный человек            |Современный протестант          |
|Работает, чтобы жить            |Живет, чтобы работать           |
|Профессия –бремя                |Профессия- форма существования  |
|Простое производство            |Расширенное производство        |
|Не обманешь- не продашь         |Честность -лучшая гарантия      |
|Основной вид деятельности –     |Основной вид деятельности -     |
|торговля                        |производство                    |

Идеальный  тип  капиталиста,  к  которому  приближаются  некоторые  немецкие
промышленники  того  времени,  Вебер  обозначал  так:  'ему  чужды  показная
роскошь и расточительство, упоение властью, ему  присущ  аскетический  образ
жизни,  сдержанность  и  скромность'.  Богатство  дает  ему   иррациональное
ощущение хорошо исполненного долга.
Поэтому этот тип поведения так часто  осуждался  в  традиционных  обществах,
'неужели  нужно  всю  жизнь  напряженно  работать,  чтобы  потом  все   свое
богатство унести в могилу ?'
      Далее Вебер анализирует современное общество и  приходит  к  выводу  о
том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того  или
иного религиозного учения и видит в  любом  (  если  это  возможно)  влиянии
церкви  на  хозяйственную  жизнь  такую  же  помеху,  как  и   регламентация
экономики  со  стороны  государства.   Мировоззрение   теперь   определяется
интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи,  когда
капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему  опору.  Подобно  тому,
как  он  в  свое  время   сумел   разрушить   старые   средневековые   формы
регламентирования   хозяйства   только    в    союзе    со    складывающейся
государственной  властью,  он,  может   быть   использовал   и   религиозные
убеждения. Ибо едва ли  требует  доказательство  то,  что  концепция  наживы
противоречит нравственным воззрениям целых эпох.
      Отношение носителей новых  веяний  и  церкви  складывались  достаточно
сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь  относилась  достаточно
сдержано, считая то,  что  они  делают  в  лучшем  случае  только  терпимым.
Торговцы же, в свою очередь,  опасаясь  грядущего  после  смерти,  старались
задобрить Бога, посредством церкви, подарками в  виде  крупных  сумм  денег,
передаваемых как при жизни, так и после смерти.
      Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов  на  занятие  мирской
деятельностью  предреформенной  церкви.  Он  сразу  же  оговаривается,   что
программа этических реформы никогда не стояла в  центре  внимания  кого-либо
из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью  их  жизни
и  деятельности.  Этические  воздействия  их  учений  были  лишь  следствием
религиорзных  мотивов.  Вебер  считает,  что  культурные  влияния  реформ  в
значительной своей части были  непредвиденными  и  даже  нежелательными  для
самих реформаторов.
      Вебер проводит морфологический разбор слова  призвание  в  немецком  и
английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее  оно  обрело
свое значение во всех светских языках народов,  исповедующих  протестантизм.
Новое в этом понятии то, что выполнение долга  в  рамках  мирской  профессии
рассматривается  как  наивысшая  нравственная  задача   человека.   В   этом
утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики  в
противу католицизму, отвергающий  пренебрежение  мирской  нравственностью  с
высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских  обязанностей  так,
как они определены для каждого  человека  его  местом  в  жизни.  Тем  самым
обязанность становится его призванием. Т. е.  декларируется  равенство  всех
профессий перед Богом.
      Основные значимые догматы протестантизма:

     1. Человек изначально грешен
     2. До начала жизни все предопределено
     3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в
        своей профессии.
     4. Послушание властям
     5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
     6. Примирение со своим местом в мире.

      Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения  Бога  и
человека  были  определены  предельно  жестко  -  есть  избранные   и   есть
неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя  избранным.
Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять  свой  профессиональный
долг, а во вторых, избегать  наслаждений  -  и  в  совокупности  это  должно
обеспечить  рост  богатства.  Так  появился  веберовский  предприниматель  -
трудолюбивый, инициативный, скромный в  потребностях,  любящий  деньги  ради
самих денег.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru