Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Философское учение о бытии и материи

Работа из раздела: «Философия»



      «Утверждаю»
      начальник кафедры №4
      подполковник          В. Грабарь.
      «__» ________ 1999г.



                                 Лекция №5.

                    Философское учение о бытии и материи.



                                         Лекция  обсуждена  и  одобрена   на
                                         заседании ПМК «Философия».
                                         Протокол №        от
                                         «__» ________ 1999г.



                                Пермь 1999г.


           Тема : Философское учение о бытии и материи.Вопросы  :  Проблема
       бытия  в  философской  картине  мира  Философское  учение  о  материи
       Движение  как  атрибут  материи  Пространство  и  время   как   формы
       существования материи.Литература :Введение в философию в  2-х  ч.  М.
       ч2.Гл.Философия ( под редакцией Кохановского В.П. Ростов,1996 )Основы
       философии  (  под  ред.   Попова   Е.В.   Москва,   1997   )В.А.Канке
       Философия.М.1997Философия ( курс лекций) М.1997Алексеев  П.В.,  Панин
       А.В. Философия М.1997Смирнов И.Н. Титов В.Ф. Философия. М. 1997Основы
       философии  в  вопросах  и  ответах.  Ростов.   1997ВВЕДЕНИЕ.Настоящей
       лекцией  мы  открываем  2  раздел  курса  “  Человек  во   вселенной.
       Философская, религиозная и научная картина мира. ”  ,  в  которой  мы
       рассмотрим проблемы бытия  и  материи  в  философской  картине  мира,
       выделив её из религиозной, мифологической картин, рассмотрим проблемы
       сознания и развития мира и мышления.
           Тем  самым  мы  приступаем  к  изучению   философского   знания,
       называемого онтологией ( онтос – сущее, логос – знание ) – учением  о
       бытии.

           Раскрытию содержания лекции  “  Философское  учение  о  бытии  и
       материи ” посвящены 4 вопроса
    1.   Проблема бытия в философской  картине мира.
    2. Философское учение о материи
    3. Движение как атрибут материи
    4. Пространство и время как формы существования материи


                                  1 ВОПРОС

            Вопрос  вопросов  для  человечества  –  это  определение  места
         человека в природе и его отношение к  Космосу.  Человек  по  мнению
         А.Энштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира.
         Этим   занимается   и   художник,   и   поэт,    и    философ,    и
         естествоиспытатель, но каждый по-своему.
            Другими  словами,  определение  места  человека   во  вселенной
         связано с построением картины мира как  упорядоченной  целостности,
         объединяющей разнообразные  знания,  на  основе  системообразующего
         начала  (  принципа  или  идеи  ),    задающего   мировоззренческую
         установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем  самым  картина
         мира всегда мировоззренчески окрашена.
            Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и
         помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ  вселенной  и
         человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей.
            Мы рассмотрим мифологическую, религиозную, научную, философские
         формы миропонимания, оставив обыденную и эзотерическую картины мира
         для дальнейшего изучения. Каждая из них дает свою  версию  “  каков
         мир на самом деле ”, отчасти они взаимодополняют, но и противоречат
         друг другу.
            Мифологическое   постижение   мира,   как   целостности   имеет
         созерцательное основание и предстает в виде  конкретно-чувственного
         образа, в котором воспринимаемое  и  воображаемое  человеком  слиты
         воедино,  а  сам  образ  мира  включает  человека  во  все  стороны
         космического целого.
            Религиозная картина мира  обобщает  религиозный  опыт  людей  и
         делает главным предметом своего внимания  соотношение  повседневной
         эмпирии  и  потустороннего.  Земное  и  небесное,  человеческое   и
         божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир
         божественного определяет людей и в их физическом бытии, и  в  бытии
         духовном. Центральный пункт религиозной картины мира –  образ  Бога
         (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает  иерархическую
         упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в  нем,  в
         зависимости от его отношения к Богу.
            Научное миропонимание упорядочивает определенную сферу  явлений
         мира   как   целостность   по   правилам   определенной   науки   с
         использованием её особого языка. Но такие  локальные  картины  дают
         мозаичную панораму, и чаще всего физическую картину мира  принимают
         за наглядный образ мира в целом.
            Философская  картина  мира  осмысливает  мироздание   в   плане
         взаимоотношений человека и мира во всех  ракурсах   онтологическом,
         познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские
         картины мира не похожи одна на другую.  Их объединяет и отличает от
         религиозной  и  мифологической  картин  мира,  то,  что   философия
         относится к  теоретическому  способу  освоения  мира.  Этот  способ
         характеризуется  тем,  что  человек   познает   мир   в   понятиях,
         умозрительно ( в мысли, в слове ). Философское знание,  это  знание
         или взгляд живого  человека.  Поэтому  наряду  со  знанием  о  мире
         философия формирует и ценностное отношение к нему.
            Философия отдает  отчет  в  том,  что  мир  бесконечно  сложен,
         необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь  -  понять
         мир не 'вширь', а 'вглубь', не в  многообразии  его  явлений,  а  в
         единстве его сущности.
            Тогда философская  картина  мира  осмысливается  как  системно-
         рационализированную совокупность  представлений  о  мире  в  целом,
         включая в него и самого человека.
            Системообразующим принципом философской картины  мира  вступает
         понятие бытия. В этой категории фиксируется  убеждение  человека  в
         существовании  окружающего  его  мира  и  самого  человека  с   его
         сознанием.
            Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в
         целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается  от  всех
         конкретных различий вещей, предметов и процессов,  кроме  одной  их
         черты - их существования, что задает миру  исходную  целостность  и
         гарантирует миру устойчивое существование.
            Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает  мир
         серьезным и ответственным, предсказуемым.  Вощздерживаясь  от  темы
         бытия,  или  отрицая  ее,   философия   порождает   нигилистическое
         мировоззрение. Действительно,  если  нет  бытийной  опоры,  то  все
         теряет надежду, все 'суета сует'. Потеря веры в вечный и неизменный
         абсолют приводит  к  тому,  что  человек  начинает  действовать  по
         собственному произволу.
            Таким образом категория бытия обозначает  реально  существующий
         мир, лежащий в основе всех  вещей  и  явлений  и  гарантирующий  их
         существование.
            И один из первых вопросов,  возникающих  на  пути  философского
         осмысления мира является вопрос  о  многообразии  способов  и  форм
         бытия.
            Основные формы бытия:
      1.  Бытиё вещей (тел), процессов, которое в свою  очередь  делится  на
         природное бытие во всем его  многообразии,  и  материальное  бытие,
         созданное человеком;
      2.  Материальное бытиё человека, в  котором  можно  выделить  телесное
         существование человека как части природы  и существование  человека
         как мыслящего и одновременно социально- исторического существа;
      3.  Духовное бытиё. Включающее в себя индивидуализированную духовность
         и общечеловеческую духовность;
      4.  Бытиё общества или иначе, социальное бытиё.
            Природное бытие - есть бытие вещей, независимых от  человека  и
         его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является её
         объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.
            Материальное  бытие,  произведенное  человеком,   или   'вторая
         природа' - это, не  что  иное,  как  предметно-  вещественный  мир,
         созданный людьми и окружающий нас  в повседневной жизни. Это  бытие
         возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него
         жизнью. К элементам 'второй природы' относится и бытие  техники,  в
         том числе и военной. Особенность  бытия  техники  в  том,  что  она
         выступает   как    совокупность    содеянным    человеком    вещей.
         Рассматриваемые в качестве  химических,  физических,  биологических
         они не  отличаются  от  природных  явлений,  но  как  искусственные
         объекты,  они  являются  результатом  опредмечивания   человеческой
         деятельности.  Следовательно,  техника   бытийствует   в   качестве
         природного и социального объекта. Человек  и  техника  находятся  в
         противоречивом  единстве.  Используя  технику  человек   изменяется
         физически  и  духовно,  сила  его  интеллекта   реализуется   через
         технологию, через целенаправленное использование  техники.  Однако,
         есть и отрицательные  последствия, они ослабляют человека. Конечно,
         человек никогда  не  откажется  от  своих  технических  завоеваний,
         поэтому  необходимость  оптимального   сочетания   бытия   человека
         остается необходимым условием его выживания.
            Во взаимоотношении между  1  и  2  природой  определяющая  роль
         принадлежит первой, как основы создания второй. Вместе с тем вторая
         природа  обладает  способностью  разрушения  'первого'  бытия,  что
         делает ( при известных обстоятельствах )  физическое  существование
         человека невозможным.
            В рамках  природного  бытия  необходимо  выделить  человеческое
         бытие. В нем пересекаются 1).  бытие  человека  в  мире  вещей  как
         мыслящей  вещи,   2).   бытие   человека   как   индивида,   особи,
         принадлежащей роду HOMO SAPIENS, 3). бытие человека как социального
         существа в рамках бытия общества.
            Человек, как целостность, есть единство физического, природного
         и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют
         его существование.
            Духовный мири человека характеризуется двояким  существованием.
         Его  можно  подразделить  на  субъективный   и   объективный   дух,
         реализуемый   через  бытие  индивидуального   духовного   и   бытие
         общественного сознания. Индивидуальное духовное  реализуется  через
         бытие сознания индивида (  идеи,  убеждения,  ценности,  установки,
         мотивы,   мысли,   впечатления,   чувства,   переживания   ),   его
         бессознательное  (   желания,   сны,   побуждения,   патологии)   и
         неосознанное ( интуиции, наития, откровения).
            Бытие    общества    понимается    как     реальный     процесс
         жизнедеятельности людей, центральным  моментом  которого  выступает
         практика.
            В различных философских воззрениях различаются формы бытия и их
         взаимоотношения.  Материализм  считает  основой  природное   бытие,
         субъективный идеализм - субъективное бытие, объективный идеализм за
         основу берет объективный дух.
            Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: что же
         объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно
         многообразного мира.
            Идея такого единства приводит к представлению об общей   основе
         всего  существующего,  обозначаемой  категорией   субстанция.   Эта
         категория  фиксирует  внутреннее  единство  всех  вещей,   явлений,
         процессов, первооснову, не от чего  независящую,  причину  всего  и
         вся, единство сущности и существования.
            Философские учения, объединяющие единство мира, исходя из одной
         субстанции относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая
         трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций.  В
         зависимости от того, какой сфере  бытия  приписывается  первичность
         (природа   или    дух,    материя    или    сознание),    различают
         материалистический и идеалистический монизм, а философов относят  к
         материалистам или идеалистам. Оба течения имеют  в  равной  степени
         имеют фундаментальное философское обоснование. Поэтому  современная
         мысль, осмысливая по-новому идею  субстанции  приходит  к  принципу
         целостности всего материально-духовного процесса.  В  нем  потенции
         субстанции  актуализируются  в  процессе  развития   мира.   Однако
         общечеловеческий опыт, принцип научности при его усвоении позволяют
         выделить философское понятие 'материи'.

                                  2 ВОПРОС

            Вопрос о сущности понятия 'материя' затрагивает  основы  любого
         развитого мировоззрения.
            Понятие 'материя' прошло несколько этапов в своем  историческом
         развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления
         в  древнегреческих  философских  учениях  (   Фалеса,   Анаксимена,
         Гераклита и др.). В основу мира полагались  те или  иные  природные
         стихии: вода, воздух,  огонь  и  т.п.  Все  существующее  считалось
         модификацией этих стихий.
            Второй этап  -  этап  вещественно-субстрактного  представления.
         Материя отождествлялась с веществом, с атомами,  с  комплексами  их
         свойств, в том числе со свойством  неделимости  (  Бекон,  Локк  ).
         Наибольшее  развитие  такое   физикалистское    понимание   материи
         достигло  в  трудах  французских  материалистов  18   в.   Ламетри,
         Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17 -  18
         в.  Трансформировала  понятие  'бытия'  в  понятие   'материя'.   В
         условиях, когда наука  поколебала  веру  в  Бога,  как  Абсолюта  и
         гаранта бытия озабоченность человека  об  основаниях  существования
         мифа снималась в категории 'материя'.   С помощью ее обосновывалось
         как истинно сущее  бытие  природного  мира,  который  был  объявлен
         самодостаточным,  вечным,  несотворимым,  не  нуждающимся  в  своем
         обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженность,
         непроницаемости,  тяжести,  массой,  как  субстанция  -  атрибутами
         движения, пространства времени,  и  наконец  способностью  вызывать
         ощущения ( Гольбах ).
            Третий  этап  -  философско-гносеологическое  представление   о
         материи. Сформировалась оно в  условиях  кризиса  естествознания  в
         начале ХХ века. Рентгеновские  опровергли  идеи  о  непроницаемости
         материи; электроизлучение  урана;  радиоактивный  распад  атомов  -
         разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия  'поля'
         описывало новое состояние материи отличное от вещества.
            Идея неделимого атома,  первокирпичика  -  рухнула.  Разрушение
         атомистическо-механической картины мира было  названо  'кризисом  в
         физике'.  Рушиться  наука,  поскольку  'материя  исчезает'  считали
         ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, рушиться не
         наука, а старый предел понимания мира.  Картина  мира  усложнилась,
         следовательно   наука   испытывает   кризис,    а    с    него    и
         материалистическая философия.
            Выход нашелся в образе  квантово-механической  картины  мира  в
         естествознании и диалектико-материалистического  понимания  материи
         философии.
            Материя стала трактоваться как  всякая  объективная  реальность
         как  данная  человеку  в   его   ощущениях,   которые   копируются,
         фотографируются,   отображаются   нашими   ощущениями,    существуя
         независимо  от  них.  В  этом  определении  признак   существования
         отдается исключительно  самим  конкретно-чувственным  веществам.  А
         такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и
         то  же  понимание  бытия:  оно  отождествляется  с   существованием
         чувственных вещей, а функция  обоснования  их  бытия  приписывается
         материи. В этом и методологическое значение определения.  Названная
         нами формулировка определения материи называется  гносеологическим,
         поскольку  содержит  элемент   связи   объективной   реальности   с
         сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом такое
         понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко  с
         конкретным  строением  материи,  но  и  неспособна   охватить   все
         многообразие  понятия  материи.   Такое   многообразие   раскрывает
         рассмотрение материи в субстанциональном аспекте.
            В этом случае атрибутами  (  неотъемлемыми  свойствами  материи
         являются:  структурность,   системность,   воздействие,   движение,
         самоорганизация, пространства, время и отражения ).
            Все объекты материального мира,  как  и  духовного  могут  быть
         рассмотрены  как  системы.  Материальные  системы  -  это   системы
         предметов, объекты вещей. Духовная система - это система  ценностей
         идеалов.
            Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.
            Материальный мир делится на три сферы : неживая природа,  живая
         природа и социум ( или типы материальных систем  :  неорганическую,
         органическую и социальную).
            Неживая природа представлена уровнями :
            а) субмикроэлемнтарный;
            б) микроэлементарный;
            в) ядерный;
            г) атомарный;
            д) молекулярный;
            е) макротел ( соизмеримых человеку величин);
            ж) планет;
            з) систем планет;
            и) галактик;
            к) систем галактик;
            л) метагалактик;
            м) вселенной, мира в целом.

            Живая природа имеет свои уровни :
            а) доклеточный (ДНК,РНК,белки);
            б) клеточный – клетки;
            в) многоклеточный – многоклеточные организмы;
            г) надорганизменный – виды популяции, биоценозы, биосфера.

            В  рамках   биосферы   начинает   развиваться   свободный   тип
         материальной системы – человеческое общество.
            Социум представлен такими уровнями :
            а) индивид;
            б) семья;
            в) коллективы;
            г) социальные группы;
            е) этносы, нации, племена, расы;
            ж) государства;
            з) союзы государств;
            и) общества, человечество в целом.

            На разных  уровнях  материи  мы  сталкиваемся  с  особенностями
         проявления просранственно-временных  отношений,  различными  видами
         движения.

                                  3 ВОПРОС

            Философов всегда волновал  вопрос  о  бесконечном  многообразии
         материальных форм.  Откуда  и  как  оно  произошло?   Высказывалось
         предложение,  что  это  многообразие  есть   результат   активности
         материи.  Большинство   мыслителей   идеалистического   направления
         объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.
            Материалистическая философия не признает наличие души в материи
         и объясняет ее активность взаимодействием  вещества  и  полей.  Но,
         термин “движение” обыденное сознанием понимает как пространственное
         перемещение   тел.   В   философии   такое   движение    называется
         механическим.  Существуют   и   более   сложные   формы   движения:
         физическая, химическая, биологическая, социальная  и  другие.  Так,
         например,  процессами  микромира  характеризуются  взаимодействиями
         элементарных   частиц    и    субэлементарными    взаимодействиями.
         Галактические взаимодействия  и  расширение  Метагалактики  –  есть
         новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.
            Все  формы  движения  материи  взаимосвязаны.  Так,   например,
         механическое движение  (  самое  простое),  обусловлено  процессами
         взаимопревращения     элементарных      частиц,      взаимовлиянием
         гравитационных  и  электромагнитных   полей,   сильных   и   слабых
         взаимодействий в микромире.
            Что же такое  движение  вообще?  Философское  понятие  движения
         обозначает любые  взаимодействия,  а  так  же  изменение  состояний
         объектов, вызываемых этим взаимодействием.
                  Движение – это изменение вообще.
              Оно характеризуется тем, что
            1.   неотделимо  от  материи,  поскольку  является  атрибутом  (
               неотъемлемым существенным  свойством  объекта,  без  которого
               объект  не  может  существовать  )  материи.  Нельзя  мыслить
               материю без движения, как и движение без материи;
            2.  движение объективно, изменения в материю может  внести  лишь
               практика;
            3.  движение  –  есть  противоречивое  единство  устойчивости  и
               изменчивости, прерывности и непрерывности,
            4. движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой –  это
               тоже  движение   ,но   такое   при   котором   не   нарушатся
               качественная   специфика   предмета   (   особое    состояние
               движения);
            Типы движения, наблюдаемые в объективном  мире,  условно  можно
          разделить на количественные и качественные изменения .
            Количественные изменения связаны с переносом материи и  энергии
          в пространстве.
            Качественные   изменения   всегда   связаны   с    качественной
          перестройкой внутренней структурой объектов и  превращением  их  в
          новые объекты, обладающие новыми свой  свойствами.  По  сути  речь
          идет  о  развитии.  Развитие   –   это   движение,   связанное   с
          преобразованием качества предметов, процессов или уровней  и  форм
          материи. Развитие разделяется  на  динамическое  и  популяционное.
          Динамическое  –  осуществляется  как  усложнение  объектов,  через
          раскрытие  потенциальных  возможностей  скрытых  в  предшествующих
          качественных состояниях , причем превращения не выходят  за  рамки
          существующего вида материи ( развитие звезд ).  При  популяционном
          развитии  осуществляется  переход   от   качественных   состояний,
          характерных для одного уровня материи, к  качественному  состоянию
          следующего  (переход  от  неживой  природы  к  живой  ).   Истоком
          популяционного движения служит самодвижение материи,  по  принципу
          ее  самоорганизации.  Проблема  самоорганизации  решается  научной
          дисциплиной – синергетикой ( Г.Хакен , И. Пригожин, И. Стенгерс ).
            Перечисленные формы  движения  материи  и  их  связь  с  видами
          материи и их развитием схватывается в следующих принципах :
    1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая  форма
       движения;
    2. Между формами движения существует  генетическая  связь,  т.е.  высшие
       формы движения возникают на базе низших;
    3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.
              Многообразие видов движения  получает  единство  через  такие
          всеобщие формы, как пространство и время.

                                  4 ВОПРОС

              Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени  ведется
          с древности.  Во  всех  спорах  стоял  вопрос  в  каком  отношении
          относятся пространство и время  к  материи.  По  этому  вопросу  в
          истории философии сложилось две точки зрения. Первую, мы  называем
          – субстанциональной концепцией; пространство и время  трактовались
          как самостоятельные сущности, существующие  наряду  с  материей  и
          независимо от нее ( Демокрит, Эпикур, Ньютон ).  То  есть  делался
          вывод о независимости свойств пространства и времени от  характера
          протекающих материальных процессов. Пространство  здесь  –  пустое
          вместилище вещей и событий, а время  –  чистая  длительность,  оно
          одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит.
              Вторую концепцию называют реляционной ( relatuo  –  отношение
          ).  Её  сторонники  (  Аристотель,  Лейбниц,  Гегель  )   понимали
          пространство и  время  не  как  самостоятельные  сущности,  а  как
          систему отношений, образуемых движущейся материей.
              В наше время реляционная концепция  имеет  естественнонаучное
          обоснование в виде созданной А.Энштейном  теории  относительности.
          Теория относительности, специальная ее часть, гласит  пространство
          и время зависит от движущейся материи, в природе существует единое
          пространство – время ( пространственно-временной  континиум  ).  В
          свою   очередь   общая   теория   относительности   утверждает   :
          пространство и время не  существует  без  материи  их  метрические
          свойства  (  кривизна  и  скорость  течения  времени  )  создаются
          распределением и взаимодействием тяготеющих масс.
              Таким образом, согласно реляционной концепцией:
              Пространство – это форма бытия  материи,  характеризующая  ее
          протяженность,  структурность,  сосуществования  и  взаимодействия
          элементов во всех материальных системах.
              Понятие пространства имеет смысл  постольку,  поскольку  сама
          материя дифференцирована,  структурована.  Если  бы  мир  не  имел
          сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а  те  в
          свою очередь на элементы  ,  связанные  между  собой,  то  понятие
          пространства не имело бы смысла.
              Но    материальный    мир    не     просто     состоит     из
          структурнорасчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении,
          они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные
          качественные состояния, сменяющие  одно  другое.  Сравнение  между
          собой качественно различных измерений  дает  нам  представление  о
          времени.
              Время  –  форма  бытия   материи,   выражающая   длительность
          существования  материальных   систем,   последовательность   смены
          состояний и изменений этих систем в процессе развития.
              Понятие пространства и времени  соотносительны  не  только  с
          материей, но и друг с другом: в  понятии  пространства  отражается
          структурная координация различных объектов в один и тот же  момент
          времени, а в понятии времени – координация длительности  сменяющих
          друг друга объектов  и  их  состоянии  в  одном  и  том  же  месте
          пространства.
              Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея
          качественного  многообразия  пространственно-временных   структур:
          развитие материи  и  проявления  новых  форм  ее  движения  должно
          сопровождаться   становлением   качественно   специфических   форм
          пространства и времени.
              В неорганической природе свойства материи варьируются в микро-
          макро и мега-мире. В живой природе проявляется  резкое  проявление
          левизны, что оценивается как  особое  биологическое  пространство.
          Специфично  и  временная   организация   живого,   речь   идет   о
          биологических часах. Они  позволяют  приспособиться  к  ритмичному
          чередованию факторов внешней среды.
              Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом,
          социально  значимыми  характеристиками  –   техника,   архитектура
          городов  формируется  людьми  и  несут  на  себе  их  ценности   в
          определенные исторические эпохи. Социальное время  является  мерой
          изменчивости социальных процессов,  и  мы  видим,  что  социальное
          время постоянно ускоряется.

                                   ВЫВОДЫ

    1. На основании категории бытия  возможно  понимание  места  человека  в
       мире. Бытие – все реально сущее.
    2.  Гносеологическое  определение  материи  как  объективной  реальности
       дополняется субстанциональным аспектом и позволяет  удовлетворительно
       объяснять окружающий мир.
    3.  Материя  обладает   атрибутом   движения,   пространства,   времени,
       структурирована.
    4. Знание категорий бытия, материи и  ее  атрибутов  позволяет  грамотно
       подходить к научному исследованию в качестве инженера и ученого.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru