Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Дзен-буддизм 58.8 Кб.
  2. Дзен-буддизм 16.9 Кб.
  3. История дзен-буддизма 31.9 Кб.
  4. Дзен-буддизм в США 38.1 Кб.
  5. Основные идейные принципы дзен-буддизма 37.3 Кб.

Дзен-буддизм

Работа из раздела: «Философия»


                                Дзэн-буддизм

Дзэн – буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь , который нельзя свести к
какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не
философия , не психология и не наука .
Это образец того ,что в Индии и Китае называют «путь освоения» и здесь дзэн-
буддизм родственен даосизму , веданте и йоге . Будучи формой буддизма одной
из систем Махаяны , учение дзэн делало акцент на методе , а не на доктрине
. Так по дзэн , истина – непознаваема с помощью рассудочной деятельности и
не выразима словом . Дзэн-буддизм отрицает «слово» как средство передачи
истины . Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов ,
призванных пробудить интуицию ( неожиданные прикосновения , щипки , толчки
, удары кулаком или палкой ) использовался в процессе коллективных бесед
учеников с наставником .
Главный приём , с помощью которого наставник добивался эффекта – ориентация
на шок , так называемая шоковая терапия .
«Путь освобождения» не поддаётся положительному определению. Его можно
описать лишь косвенно ,указав чем он не является , подобно тому ,как
скульптор раскрывает образ ,удаляя лишние куски мрамора или камня . В
историческом отношении Дзэн является результатом развития двух древних
культур : Китая и Индии и он носит скорее китайский ,чем индийский характер
.
С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое
развитие .
Дзэн-буддизм – это ценнейший дар Азии миру.
Дзэн связал своё происхождение как с даосизмом так и с буддизмом и так как
он обладает ярко выраженной китайской спецификой , лучше начать или изучать
его китайские истоки и на примере даосизма показать что такое «путь
освобождения» .
Большинство затруднений и мистификаций , возникающих при изучении Дзэн
связано с незнанием китайского мышления . И следовательно основная задача
заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках
мысли и в самом методе мышления . Именно эти клише , совершенно непригодные
для таких явлений , как Даосизм и Дзэн , создают впечатление , что
«восточный склад ума» представляет собой нечто мистическое , иррациональное
и непостижимое . Но нельзя сказать , что эти чисто китайские и японские
материи не имеют ничего общего с нашей культурой .
Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге «Дзэн в
английской литературе» было показано , что основные прозрения Дзэн носят
универсальный характер.
Основной причиной , по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для
европейского ума – заключается в ограниченности представления европейцев о
человеческом познании .Европейцы считают знанием , лишь то , что Даос
назвал бы условным , минимальным ,конвенциальным знанием:


  «Мы не чувствуем , что знаем нечто до тех пор , пока не можем определить
это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе , выражая их
в математических или музыкальных символах . И такое знание называется
конвенциальным , условным потому ,что оно является  предметом общественного
соглашения (конвенции) – договорённости относительно средств общения .
По другому Дзэн называют Чань ( по японский) .
Признаки отличающие Дзэн(Чань)– буддизм от других направлений буддизма
трудно различимы .
Дзэн обладает вполне определённым и присущим только ему духом . Хотя само
слово Дзэн ( дхиана ) означает медитацию , другие школы буддизма придают
медитации больше значения .
Но характерной особенностью для Дзэн является то , что для Дзэн вовсе не
обязательны упражнения в форменной медитации .
Принцип Дзэн : « нечего больше сказать» – не оригинален также как и
убеждение в том , что истина невыразима словами . Это было в Мадхьямике и в
учении Лао-Цзы :
              Знающие не говорят,
              Говорящие не знают.
Дух Дзэн обладает определённой прямотой .
В других школах буддизма пробуждение (бодхи)  представлялся чем-то далёким
, почти сверхчеловеческим , достижимым лишь после многих и многих
существований , полных терпеливого усилия .
В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение , будто пробуждение – нечто
вполне естественное , почти осязаемое , и которое может произойти в любой
момент.
Если его трудно достичь , то лишь потому , что всё слишком просто . Та же
прямота характеризует и методы обучения Дзэн : он указывает истину прямо и
непосредственно , не отвлекаясь игрой в символы . Прямое указание ( чжи-чжи
) означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических действий или
слов . Многим они могут показаться странными , а порой бессмысленными . В
ответ на вопрос о природе буддизма учитель произносит какие-то пустые слова
о погоде , о явлениях или  производит обыкновенное впечатление (действие) ,
внешне не связанное с философскими или духовными материями .
До середины династии Тан дзэн не достиг зрелости .

Ещё характерным признаком  Дзэн является внезапное (мгновенное) пробуждение
(дунь-у) без какой-либо предварительной подготовки ,то следовательно
предпосылки этого принципа надо искать в Индии .
Ланкаватара Сутра :
    «Существуют как постепенные и внезапные (югапат) достижения
просветления :
1. Очищение загрязнённых устоев или проекций ума
2. Внезапный переворот в глубинах сознания , при котором исчезает
   дуалистический взгляд на мир (паравритти)
Тогда сознание уподобляется зеркалу , мгновенно отражающему любые
появляющиеся перед ним формы и образы .
По принципу Ваджрачхедика или Сутры Алмазного меча – «достигнуть побуждения
равно тому что ничего не достигнуть» .
То есть если нирвана действительно возможна только здесь и сейчас , так что
искать её – означает её потерять и следовательно постепенное приближение к
ней вряд ли уместно . Достичь её можно только сейчас непосредственно .
Возникновение Дзэн вполне естественно объясняется знакомством Даосов и
Конфуцианцев с основными принципами буддизма Махаяны .
И возникновение традиций , близких Дзэн , наблюдается почти сразу , как
только прославленные сутры Махаяны стали известны в Китае .
Вималакирти Сутры оказала значительное влияние на Дзэн Вималакирти ,
отвечающий «громовым молчанием» – является любимой темой художников - дзэн-
буддистов .
Основное значение этой сутры для Дзэн – состоит в том что совершенное
просветление не противоречит занятиям каждодневной жизни , что высшим
достижением человека является – «вступить в просветление , не истребив
омрачения (клеша)».
Такой взгляд импонировал и конфуцианскому и даосскому складу ума . В дзэн
придавалось особое значение выражению буддийского духа в формально светских
сферах во всех видах искусства , в ручном труде , в любви к миру природы .
Большую роль в развитии Дзэн сыграли две разработанные Шен-Чжао (384-414)
молодой монах , один из лучших учеников Кумараджива , который был
переписчиком конфуцианских и даосских текстов ), концепций : его взгляд на
время и перемены и идея о том , что «праджня» - это «знание» .
«Прошлое- находится в прошлом и не проистекает из настоящего . Настоящее –
находится в настоящем и не проистекает из прошлого ».
По Дзэн : каждый момент жизни «содержит сам себя и неподвижен» .
Дзэн-буддистская «естественность» расцветает лишь в том , кто расстался с
самоутверждением и самосознанием в любом виде . Но этот дух приходит и
уходит как ветер , и учредить его или удержать абсолютно невозможно .
К 845-му году Дзэн-буддизм стал расцветать , но популярность почти
неминуемо ведёт к снижению качества и превращаясь из неофициального
духовного движения в стабильный общественный институт , Дзэн подвергался
изменениям . Так , возникла необходимость в «стандартизации» его методов и
в создании средств , обеспечивающих воздействие учителя на большие массы
слушателей .
В этих новых условиях первой задачей стала проблема дисциплины .
Дзэн – суровая палочная дисциплина . Хотя  Дзэн – и является эффективным
методом освобождения , он в основном занят дисциплинарным режимом , который
«закаляет характер» .
Дзэнский тип человека – прекрасен , насколько вообще могут быть прекрасными
типы .
Это человек уверенный в себе , с чувством юмора , опрятный и аккуратный
донельзя , деятельный без суетливости , и твёрдый как сталь , с тонким
эстетическим вкусом , в них нет жестокости и их «на лопатки» уложить
практически невозможно .
X-XI век – полоса процветания Дзэн  , которая породила ощущение «утраты
духа» и это дало толчок тщательному изучению термина дух .
Дзэн не так жесток , чтоб подвергать человека принципу : «не ешь , так как
всё равно умрёшь» или «не чеши там , где чешется».
Дзэн против иллюзорности , в частности против погони за добром , которая не
влечёт за собой зло .
«Выбирать – абсурдно , ибо выбора нет».
На первый взгляд может показаться , что Дзэн как фатализм отрицает свободу
выбора , но это не фатализм , так как имеет место подчинение судьбе .
Так как подчинение судьбе подразумевает того , кто подчиняется ей , то тот
кто подчинился  оказывается беспомощной игрушкой в руках ситуаций и
обстоятельств, а для Дзэн такая личность неприемлема.
Жизнь в Дзэн начинается с раздробления несуществующих целей : таких как -
нет хорошего без плохого ; удовлетворение «Я» представляющей собой лишь
идею ; забота о «завтра» , которое не наступает .
То есть это всё призраки –символы , которые только притворяются реальностью
.
Стремиться к ним – всё равно , что попытаться пройти сквозь стену , на
которой мелом нарисована дверь .
Дзэн начинается там , где уже не к чему стремиться , нечего приобретать .
Все трудности Дзэн состоят в повороте от абстрактного к конкретному , от
символики к истине , и поэтому Дзэн выработал метод «прямого указания»
именно для того , чтобы ткнуть монаха или простолюдина носом прямо в
реальное .
Хотя Дзэн не предписывает действиям никакой определённой направленности ,
так как не имеет цели , ни мотивов , он не колеблясь обращается к тому делу
, которое возникает перед ним как необходимое .
Сознание , функционирующее без затора , без колебаний между альтернативными
( мо-чжи-чу ) и в обучении Дзэн много места занимают упражнения , когда
ученика ставят перед диалемой (выбором) , которую он должен решить , не
застревая на обдумывании и выборе .
И при этом реакция на вопрос должна быть мгновенной , как искра  за ударом
кремня или как звук после хлопка в ладоши .

В целом появление дзэн тесно связано с Махакашьяпой , который был одним из
учеников будды .
Если верить историческим хроникам то Хуэй-нэн является основоположником
дзэн и был шестым патриархом дзэн (638-713);первым патриархом был
Бадхидхарма .Линия развития дзэн может быть прослежена в буддийской
канонической литературе , нно лишь Хуэй-нэн выразил её в чисто китайской
мысли .
Окончательное оформление дзэн-буддизма происходит в период с VIII-IX веках
. В этот же период были разработаны  правила поведения для монахов этого
течения .
По правилам Дзэн человек должен был заниматься повседневной работой в поле
, а в случае неподчинения человек был вынужден ложиться спать на голодный
желудок .Махалнисттские тексты – были ключом к овладению техникой дзэн .
Первейшими считаются Ваджрачхедика (Алмазная сутра) и Махапраджняпарашита-
хрдал - сутра (сердечная сутра) , следом идут Гуань-инь Цзын (Сутра об
Аволокитешваре) , Ланкаватара Сутра, Сурантама - Сутра , Вималакирти-
нирдеша , Юань-чю-Цзин (сутра о полном просветлении), Лю-цзю-тань-цзин
(Алтарная сутра 6-го порядка).
Дзэн-буддисты высмеивают любые логические аргументы учеников , их ссылки на
священные писания и авторитеты .
Дзэн открывает третий глаз – глаз мудрости .
Дзэн ничего не объясняет , не обобщает , не осуждает и единственной
характерной чертой является следствие за фактами , а не за логикой .
Эгоцентризм – это главная преграда на пути к просветлению , то есть
склонность человека оценивать факты с собственных позиций .
Задачи Дзэн вырисовываются прежде всего в дисциплинировании и реконструкции
характера .
Д.Судзуки отмечает , что сатори – это и есть дзэн .
Всего существует 8 важнейших черт сатори :
    1. Иррациональность , необъяснимость , непередаваемость
    2. Интуитивное проникновение в сущность природы
    3. Авторитетность сатори , которое трудно опровергнуть , не испытав
       этого состояния
    4. Ощущение необычности состояния сатори
    5. Саттори не относится к моральным ценностям
    6. Невыраженность сатори в цвете , запахе , звуке , образе . Судзуки
       отмечал , что сатори приходит в сером цвете , без запаха и в крайне
       непривлекательной обстановке.
    7. При этом испытывается чувство восторга , как результат
       самоудовлетворения , при реализации чего-то неосознанного ,
       подсознательного
    8. Краткость , внезапность , мгновенность сатори
В результате логики человек искажает истинную картину бытия , а истинность
бытия проявляется в единстве субъекта и объекта , в восприятии компонентов
бытия без искажения их форм .
Основные краткие диалоги дзэн написаны в коанах .
С точки зрения дзэн , любой вопрос является абсурдным , так как тот ,
который спрашивает , искажает факт , извлекая его из единства бытия .
Ответ наставника столь же абсурден и появляется такое ощущение , что он
отвечает невпопад .
Всего существует 1700 коанов .
По Судзуки противником дзэн является интеллект , стремящийся отделить
субъект от объекта .
Чтобы появилось сознание дзэн , необходимо нарушить стремление интеллекта
анализировать .
Одним из толкователей дзэн был Цзын-ми , который был пятой главой школы
Хуань (*Аватамсака*) (780-841) ; он опирался на наследие древних выдающихся
мыслителей этого направления , в том числе Ду-шуня , Фа-цзана , Чжэнь-гуаня
.
Он рассмотрел 3 учения дзэн:
         . Первое учение

Учение о совершенствовании сознания и устранения иллюзий. Он говорит , что
все должны знать ,что заслуги и добродетели простолюдинов и мудрецов
различны и внешние объекты ( вишая , цзин) и внутреннее сознание ( читта ,
синь) разделены между собой и ограждены друг от друга .

Следовательно надо поворачиваться спиной к объектам и созерцать своё
сознание , приостанавливать и и уничтожать свои иллюзии .
Когда мысли больше не возникают , наступает просветление , в котором нет
ничего не познанного .
Эта практика подобно зеркалу на которой есть пыль .
При очищении поверхности зеркала от пыли , поверхность зеркала очищается и
не будет ничего , чего бы оно не отразило .
Второе учение
Учение полного отрицания и отсутствие опоры в сознании .
Это учение гласит , что все ничего не имеют в качестве своего основания .
Они изначально пусты и успокоены , а такое отсутствие субстанциональности
дхарм – вечно .
Но и мудрость , познавшая отсутствие также не может быть приобретена .
Всякое действие является заблуждением ,а всякая истина является иллюзией .
Таким образом нужно постигнуть изначальное отсутствие вещей (бэнь лай у –ши
) , сознанию будет не на что опереться в ментальном конструировании и оно
тем самым избежит возникновения ложных представлений .
Это изначально и называлось освобождением .
Третье учение
Учение о непосредственном проявлении сознания и исторической природы .
Оно гласит , что всё множество дхарм , реальны они или пусты , есть не что
иное как истинная природа (бхутататхата) . Истинная природа не имеет
свойств и не является причинно - обусловленной  . Сознание , которое
определяет умение говорить , возможность к действию , возникновению
жадности , гнева , сострадания и терпения , и созданию благой и неблагой
кармы и восприятию хорошего и дурного является природой Будды .
Познав эту небесную истину человек обретает естественность .
Следовательно невозможно , возбуждая сознание , совершенствоваться в пути ,
так как путь и есть сознание .
Нельзя , основываясь на сознании , вернуться к сознанию.
Не пересекая неблагое и не совершенствуясь пребывать в естественности – это
и есть освобождение .
Природа сознания в дзэн как пространство , которое не возрастает и не
умаляется .
Таким образом путь просветления заключается в приостановлении кармической
деятельности и спонтанном осознании тождества с Буддой .
И чтобы достичь просветления надо достичь состояния «не-различения» ,
которое является условием следования по пути совершенствования и
непривязанности , так как в этом состоянии исчезает всё неблагое и
аффективное , в том числе и привязанность к просветлению .


И в заключение я хочу в качестве примера показать беседы наставника с
учениками  или другими персонажами :



Кто-то спросил :
-Чью мелодию вы , наставник поёте ? Последователем какой школы дзэн Вы
являетесь ?
Наставник отвечал:
-Когда я был у Хуан-бо я трижды обращался к нему и трижды был избит .
Монах колебался .
Тогда наставник произнёс «кхэ» , потом ударив его палкой сказал : «В
пустоту не вобьёшь гвоздя».



Какой-то монах спросил :
      -В чём состоит основной смысл Дхармы Будды ?
      Наставник произнёс «кхэ» .
      Монах низко поклонился .
      Наставник сказал :
-Этот почтенный монах очень хорош как          собеседник .



Наставник поднялся в Зал .
Монах ( его ученик ) спросил его :
-Как обстоит дело с лезвием меча ?
Наставник :
-Ужасно , ужасно .
Монах заколебался и тут наставник избил его .



Использованная литература:

В.И. Корнев «Буддизм и его роль в      общественноё жизни стран Азии»
Москва : «Наука» 1983 год .


 Алан Уотс В. «Путь Дзэн»
   Киев «София» 1993 год .


Буддизм : история и культура .
Москва : «Наука» 1989 под ред.Вертоградова.


Буддизм в переводах . Альманах .
СПГУ 1992 год .


Чань(дзэн)-буддизм и культура психической деятельности в средневековом
Китае .
Новосибирск 1983




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru