Смысл жизни по С.Л. Франку
Работа из раздела: «
Философия»
Смысл жизни по Франку.
Вступление.
2. Истинная жизнь и ее сущность.
3. Поиски смысла жизни.
4.
1. Вступление.
Семен Людвигович Франк. Годы жизни: родился в 1877 году в Москве,
умер в 1950 году в Лондоне.
С.Л. Франк продолжил фундаментальное исследование мировоззренческих
проблем в уже сложившейся русской философии. Франк был философом, который
пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека.
Философское учение Франка было высоко религиозно. Он был одним из тех
философов XX века, кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности
пришел к выводу, что таковым является христианство, выражающее
общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Сам же
Франк говорил: 'Я не богослов, я философ'.
Франк называл свою концепцию: 'метафизическим (философским)
реализмом'. Его философия- реалистичная философия духовности, высоко
поднимающая проблему человека и нацеливающая на достижение духовного
единства всего человечества.
2. Истинная жизнь и ее сущность.
В своем учении Франк говорит об истинной жизни и смысле жизни.
'Истинная жизнь есть жизнь во всеобъемлющем единстве, неустанное служение
абсолютному целому; мы впервые подлинно обретаем себя и свою жизнь, когда
жертвуем собой и укрепляем существо в ином- в Боге, как первоисточнике
всячекой жизни.' Но тем, самым по мнению Франка, мы связываем себя со всем
живущем на Земле, и прежде всего- с нашими ближними и их судьбой: 'Любовь
есть основа человеческой жизни, само ее существо.' Жить истинной жизнью,
жить в вере значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком
жить в настоящем, жить 'полным', 'большим' сознанием того, что любой
предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности,
значительности, таинственной глубине. По мнению Франка: 'Это есть подлинный
труд, подлинная борьба, подлинное творчество, в котором мы усилием
творческой воли преображаем в реальность, творим нечто совершенно иное,
небывалое- именно преображенную реальность нашего существа, нового
человека…' Исходя из этих соображений Франк пытается определить смысл
жизни.
Он определяет основной труд человеческой, жизни, как 'религиозное
внутреннее делание, аскетичную борьбу с самим собой.' Этот труд закладывает
фундамент жизни. 'Все внешние человеческие дела, все способы внешнего
устроения и упорядочения жизни опираются на внутреннее дело- на осмысление
жизни через духовное делание, через взращивание в себе сил добра и правды,
через действенное вживание человека в первоисточник жизни- Бога.'
3. Поиски смысла жизни.
'Смысл жизни', пишет Франк- 'в ее утвержденности в вечном, он
осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало. Лишь
поскольку наша жизнь и наш труд соприкасается с вечным, живет в нем,
проникается им, мы можем рассчитывать вообще на достижение смысла жизни.'
При этом он выводит противоречие: 'Чтобы существенно изменить нашу жизнь и
исправить ее, мы должны усовершенствовать ее сразу, как целое; а во времени
она дана лишь по частям, и, живя во времени, мы живем лишь в малом,
переходящем ее отрывке.'
Поиски смысла жизни- укрепление в себе веры, которая представляет
собой напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни. В
глубине человека совершается творческое и плодотворное дело, являющееся
основным делом человека. То есть внутри человека совершается творческое и
плодотворное дело, являющееся его основным делом. Оно состоит в действенном
утверждении себя в первоисточнике жизни, в молитвенном подвиге, в обращении
человеческой души к богу, в аскетическом подвиге борьбы с мутью и слепотой
наших чувственных страстей, нашей гордыни и эгоизма.
4. Вывод.
Сами поиски смысла жизни уже дают осмысленность нашему существованию.
Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным и утвержденным в
бытие. Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо
от нас есть либо мертвое, либо чуждое и нам непригодное. Смысл жизни должен
быть живым, так как он- смысл нашей жизни, он находится внутри, а не во
вне нас.
Список использованной литературы:
1. Франк С. Л . Сочинения. Москва ,1990
2. Лосский Н.О. 'Духовные основы общества.' Москва ,1991
3. Русская Философия. Малый энциклопедический словарь. Москва ,1995