Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения

Работа из раздела: «Физкультура и спорт»



                                 «Движение может по своему действию заменить
                                    любое средство, но все лечебные средства
                                  мира не могут заменить действия движения.»
                                                                       ТИССО

  Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним
из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а
также эффективным средством предупреждения обострений при правильном
построении  занятий и всего комплекса.
  Цель этой работы  указать физиологические основы для применения ЛФК при
данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную
структуру занятий и основные упражнения.
  Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают
в центральную нервную систему , сигнализируя об интенсивности
функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение
рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные
(патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в
организме человека.
  Болезнь  подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное
условие нормального формирования и функционирование  любого живого
организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных
процессов.
   Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений,
сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров
подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов,
вызывает положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное
влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-
психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация
выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы. Следует
отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию
пищеварительного аппарата.
  При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе
физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы ,
увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение
организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это
приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к
повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь
благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на
трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).
  Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем
применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные
функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные- угнетают.
  Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что
также расширяет функциональные возможности организма и повышают его
реактивность.
  В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных
возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как
обычно в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий
(общеразвивающий) оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду
придерживаться его.
  К противопоказаниям к занятиям относят:
Свежая язва в остром периоде.
Язва ,осложненная кровотечением.
Преперфоративное состояние.
Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.
Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.

  ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью
оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях:
 Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре
головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании
соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное
функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.
 Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и
пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической  сферы
больного.
 Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах,
способствовать нормальному течению трофических процессов.
 Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим
быть при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и
др.).
  Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры  при данном
заболевании обязателен.

                         ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ
                              РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ
  Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии
жалоб на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении
состояния. Сроки назначения - через 20-26 дней.
  Целевая установка - Восстановление адаптации больного к нагрузкам
расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов,
воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре
головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с
застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам
в  желудочно-кишечном тракте.
  Содержание режима - При относительном щажении области живота проводят
тренирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений
в крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом
случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена
исходных положений. Исключаются резкие движения.
  Характеристика применяемых физ.упражнений. Из исходных положений лежа, на
боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных
суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц
брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и
с исключением резких движений.
  Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность
выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и
межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в
сегментах D 6-9. Можно применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи
весом не более 2-3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с
застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании из
различных исходных положений, которое доводится до большой глубины,
чередующееся с грудным и полным дыханиями; помогает также более частая
смена и.п., упражнений , игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в
занятия включаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность занятий
при этом остается не выше среднего.
  Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и
отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом
индивидуальных реакций продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в
курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает
продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке.
  В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги
достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать ,что нарушения
со стороны желудка незначительны и легко поправимы( психологическое
воздействие ).
  ЛФК эффективна только при условии длительного , систематического
проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них,
так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для
достижения подобающих результатов .
  Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии
язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт - каждый
тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою,
непохожею на все остальные курсы, специфичную  тактику и методику
упражнений.

  Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация
являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно
учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического
течения, сопутствующие заболевания и физ.подготовленность учащихся.
  Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно
участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а
  это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.
  Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают
систематически выполнять физические упражнения, это становится его
повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой,
становятся потребностью человека и после выздоровления.
     Лечебная физкультура при  гастрите
В противорецедивное лечение целесообразно включать также и лечебную
физкультуру. Физкультура тонизирующе влияет на весь организм, улучшает
обмен веществ, нормализует нервные реакции, изменяет внутрибрюшное
давление, улучшает кровообращение в брюшной полости.
Лечебная физкультура для больных хроническим гастритом, протекающим с
секреторной недостаточностью должна быть умеренной и направленной на
укрепление мышц брюшного пресса, общеукрепляющей. Рекомендуются прогулки, а
также дозированная ходьба.
У больных с повышенной секрецией нагрузка на занятиях должна быть
значительно большей -- на уровне субмаксимальной мощности работы, но число
упражнений для мышц брюшного пресса должно быть ограниченно и выполняться
они должны с умеренной нагрузкой. При сочетании диетического питания,
приема минеральной воды и лечебной физкультуры наиболее целесообразно при
хронических гастритах с повышенной секрецией пищеварительных желез
минеральную воду пить перед занятиями физкультурой, а пищу принимать через
15--20 минут после занятий.
При гастритах с пониженной секрецией пить минеральную воду следует после
физкультурных занятий за 15--20 минут до еды.
Соблюдение правильного режима питания, борьба с курением и злоупотреблением
алкоголем, выявление и лечение других заболеваний органов пищеварения,
санация полости рта -- все эти мероприятия предупредят возникновение и
прогрессирование хронического гастрита.
Бег способствует нормализации кислотности желудочного сока. Так при
пониженной секреции желудочного сока перед бегом выпейте стакан
намагниченной воды -- это усилит секреторную функцию желудка. Бегайте не
менее 30 минут и не более часа.

Когда секреция повышенная или нормальная, можно перед бегом выпить стакан
овсянки или геркулеса для нейтрализации повышенной кислотности.



                             ПРИМЕРНАЯ  СХЕМА  В
                             ПЕРИОДЕ   РЕМИССИИ

|№   |?????????? ?????            |????????? ?   |?????? ????????        |
|    |                            |???????       |                       |
|1   |Ходьба простая и усложненная|5-10          |Постепенное втягивание |
|    |(сочетает движения рук и    |              |в нагрузку, развитие   |
|    |ног). Ритмично, в спокойном |              |координации движений.  |
|    |темпе.                      |              |                       |
|2   |Упражнения для рук и ног в  |7-14          |То же, постепенное     |
|    |сочетании с движениями      |              |увеличение             |
|    |корпуса и дыхательными      |              |внутрибрюшного         |
|    |упражнениями в положениями  |              |давления. Усиление     |
|    |сидя.                       |              |кровообращения в       |
|    |                            |              |брюшной полости.       |
|3   |Стоя. Упражнения в метании и|10-15         |Обще физиологическая   |
|    |ловле мячей, эстафеты.      |              |нагрузка. Создание     |
|    |Чередование с дыхательными  |              |условий для развития   |
|    |упражнениями.               |              |положительных эмоций.  |
|    |                            |              |Развитие функций       |
|    |                            |              |полного дыхания.       |
|4   |Упражнения на развитие      |10-15         |Общетонизирущее        |
|    |равновесия в чередовании с  |              |воздействие на нервную |
|    |упражнениями на             |              |систему, развитие      |
|    |гимнастической стенке типа  |              |статико-динамической   |
|    |смешанных висов.            |              |устойчивости.          |
|5   |Лежа. Элементарные          |5-7           |Снижение нагрузки.     |
|    |упражнения для конечностей в|              |Развитие полного       |
|    |сочетании с глубоким        |              |дыхания.               |
|    |дыханием.                   |              |                       |
|    |                            |ВСЕГО 37-61   |                       |



                                 ЛИТЕРАТУРА



    1. Гишберг Л.С. Клинические показания к применению
        лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних
        органов., СМОЛГИЗ, 1948
    2. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних

        болезней., М.,1952
    3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: Лечебная физкультура при стационарном лечении.,
       М.,1962
    4. Яковлева Л.А. Лечебная физкультура при хронических заболеваниях
       органов брюшной полости., Киев 1968


-----------------------
                Министерство образования Российской Федерации
           Хабаровский Государственных Педагогический Университет



                                   Реферат


                                    Тема:

                          «Лечебная физкультура при
                                заболеваниях
                            органов пищеварения»



                      Выполнил: студент I курса 213 гр.
                        Лагойко Евгений Владимирович
                           Проверил преподаватель:
                                                           Ушаков Степан
                                Владимирович



                                г. Хабаровск
                                  2002 год




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru