Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Особенности конструкции и эксплуатации системы смазки двигателя автомобиля МАЗ-5551

Работа из раздела: «Транспорт»

/

Содержание

1. Введение

2. Техническая характеристика автомобиля МАЗ-5551

3. Конструктивные особенности системы смазки

4. Принцип действия системы смазки

5. Эксплуатационные материалы

6. Теория автомобиля

7. Мероприятия по охране труда и технике безопасности

8. Заключение

9. Список литературы и интернет-ресурсы

1. Введение

В автомобилях смазочной системой двигателя называется та, которая обеспечивает к трущимся деталям непрерывную подачу масла.

Система смазки служит для снижения трения и преждевременного износа деталей двигателя, а также для охлаждения и защиты от коррозии трущихся деталей и устранения с их поверхностей образовавшихся продуктов износа.

В автомобильных двигателях чаще применяется комбинированная система смазки различных типов.

Система смазки двигателя называется комбинированной, если осуществляет смазывание трущихся деталей двигателя под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос создает давление, а разбрызгивается масло коленчатым валом и другими быстровращающимися деталями двигателя.

В первую очередь под давлением смазываются наиболее подверженные трению (нагруженные) детали двигателя - это опорные подшипники распределительного вала, коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, а также подшипники вала привода масляного насоса.

В свою очередь разбрызгиванием смазываются внутренние стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, детали газораспределительного механизма (ГРМ), в зависимости от устройства двигателя его цепной или шестеренчатый привод и другие детали. В моторах со смазочной системой, не имеющей масляного радиатора, охлаждение масла, которое греется в процессе работы, почти полностью происходит в масляном поддоне.

Наличие в системе смазки масляного радиатора обеспечивает охлаждение масла не только в масляном поддоне, но и в масляном радиаторе, который активно включается в работу при продолжительном движении автомобиля на высоких скоростях и при эксплуатации автомобиля жаркую погоду.

В системе смазки двигателя, имеющей открытую вентиляцию картера, газы, которые состоят из горючей смеси, а также продуктов сгорания, удаляются в атмосферу.

С закрытой вентиляцией картера двигателя такие газы принудительно направляются в цилиндры мотора на догорание, тем самым предотвращая риск отравления организма человека, при попадании их в салон автомобиля или кабины грузового автомобиля и снижает выброс ядовитых веществ в атмосферу.

Для смазки автомобильных двигателей применяются специальные минеральные моторные масла, которые производят из нефти, а также синтетические. Разнообразие марок моторных масел весьма велико. Вязкость, маслянистость и чистота (что говорит об отсутствии механических примесей и кислот) являются их основными свойствами. Чистота масла, его текучесть, а также способность проникать в небольшие зазоры между трущимися деталями - характеризуется вязкостью. Маслянистость характеризует свойство моторного масла обволакивать трущиеся между собой детали масляной пленкой. С целью повышения качества моторных масел в них добавляют специальные присадки, способствующие повышению смазывающих свойств масел.

2. Техническая характеристика автомобиля МАЗ-5551

Самосвал МАЗ-5551 выпускается с 1988 г. на базе агрегатов и узлов МАЗ-53371. Кузов - цельнометаллический с автоматически открывающимся и закрывающимся задним бортом, разгрузка - назад [9]. На МАЗ-5551 предусмотрен обогрев днища кузова отработавшими газами двигателя. Кабина - двухместная, откидывающаяся вперед. Модификация - МАЗ-555101 исполнение ХЛ для работы в холодном климате до минус 60 °С. Допускается эксплуатация МАЗ-5551 с прицепом-самосвалом полной массой 10000 кг. Технические характеристики см. в табл. 1.

Таблица 1 - Технические характеристики автомобиля МАЗ-5551

Характеристика

Значение

Грузоподъемность, кг

8500

Снаряженная масса, кг

7580

на переднюю ось, кг

4130

на заднюю ось, кг

3450

Полная масса, кг

16230

на переднюю ось, кг

5980

на заднюю ось, кг

10250

Макс.скорость автомобиля, км/ч

83

время разгона автомобиля до 60 км/ч, с

50

Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем, %

25

Выбег автомобиля с 50 км/ч, м

850

Контрольный расход топлива автомобиля, л/100 км, при 60 км/ч, л

23,21

Радиус поворота:

по внешнему колесу, м

7,9

габаритный, м

8,6

Передаточное число ведущего моста (общее)

7,79

Объем кузова, м3

5,5

Время подъема груженого кузова при 1900 об/мин коленчатого вала двигателя, с

15

Время опускания порожнего кузова, с

10

Ширина автомобиля, мм

2500

Высота автомобиля, мм

2925

Шины: для МАЗ-5551 - 12,00 R-20 (320-R-508) мод. И-109Б, допускается установка шин 12,00-20 (320-508) модели ВИ-243.

Опрокидывающий механизм платформы гидравлический, с пневматическим дистанционным управлением. Гидроцилиндр - телескопический, трехступенчатый. Насос - шестеренный НШ-32У. Объем гидросистемы: 24 л, летом - масло индустриальное 20, зимой - масло индустриальное 12. Масса платформы (кузова) 1030 кг.

3. Конструктивные особенности системы смазки двигателя автомобиля «МАЗ-5551»

В систему смазки двигателя автомобиля МАЗ-5551 входят: масляный поддон картера, маслозаливная горловина, указатель уровня масла, масляный насос, масляная магистраль, редукционный, предохранительный, сливной и перепускной клапаны, фильтр предварительной очистки масла, фильтр тонкой очистки масла, масляный радиатор, система вентиляции картера, электрический указатель давления масла [8].

Система смазки смешанная с охлаждением масла в масляном радиаторе). Под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, толкателей, коромысел, сферические поверхности штанг толкателей, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.

Давление масла в прогретом двигателе в магистрали блока:

при номинальной частоте вращения - 400-700 кПа;

при минимальной частоте вращения, не менее 100 кПа.

Масляных фильтра два: полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки.

Масляный насос.

Масляный насос (рисунок 1) двухсекционный, шестеренчатого типа, служит для подачи масла к трущимся деталям двигателя под давлением. Он установлен на крышке переднего коренного подшипника. Насос состоит из двух секций: основной, нагнетающей масло в масляную магистраль, и радиаторной, нагнетающей часть масла в масляный радиатор. Основная и радиаторные секции имеют по две шестерни с прямыми зубьями, размещенные в корпусах, разделенных проставкой. Секции соединены между собой четырьмя болтами. Шестерни 1 и 9 основной секции имеют широкие зубья, а шестерни 6 и 7 радиаторной секции - узкие. Ведущие шестерни 1 и 6 основной и радиаторной секций закреплены на ведущем валике 2, вращающемся в двух бронзовых втулках. Ведомая шестерня 9 основной секции напрессована на ось ведомых шестерен, вращающуюся на двух втулках. Ведомая шестерня 7 радиаторной секции свободно насажена на ось. Масло в обе секции поступает по трубе, на конце которой укреплен маслоприемник неподвижного типа. Маслоприемник имеет сетчатый фильтр из стальной проволоки. Привод масляного насоса осуществляется от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню 5.

Рис. 1. Масляный насос: 1 - ведущая шестерня основной секции; 2 - ведущий валик основной и радиаторной секции; 3 - ведомая шестерня привода насоса; 4 - болт крепления промежуточной шестерни привода насоса; 5 - промежуточная шестерня привода насоса; 6 - ведущая шестерня радиаторной секции; 7 - ведомая шестерня радиаторной секции; 8 - предохранительный клапан; 9 - ведомая шестерня основной секции; 10 - редукционный клапан;

При вращении шестерен обеих секций их зубья захватывают масло и гонят его по стенкам корпуса насоса к выходным отверстиям масляной магистрали и к радиатору. Производительность насоса 140 л в минуту.

Для обеспечения нормальной работы системы смазки в ней установлены редукционный, предохранительный, сливной и перепускной клапаны.

Редукционный клапан 10 (см. рисунок 1) укреплен на корпусе основной секции. Он служит для ограничения давления масла в системе. Редукционный клапан открывается и перепускает масло в поддон при давлении на выходе из насоса более 7,0-7,5 кгс/см2. Регулировка клапана осуществляется при помощи установки под пружину со стороны колпачка регулировочных шайб.

Предохранительный клапан 8 (см. рисунок 1) установлен в корпусе радиаторной секции и служит для защиты маслопроводных трубок и масляного радиатора от повреждения при засорении трубок или при пуске двигателя в холодное время. Предохранительный клапан открывается при давлении на выходе из насоса 0,8-1,2 кгс/см2.

Масляный поддон картера служит для размещения в нем масла двигателя. Он изготовлен из листовой стали и прикреплен к нижней части блока цилиндров болтами через пробковую прокладку.

Масляный поддон разделен перегородкой на два отсека, которые сообщаются через отверстия в перегородке (рисунок 2). Перегородка служит для сохранения необходимого уровня масла для маслозаборника на спусках и подъемах. В каждом отсеке имеется пробка для слива отработавшего масла.

Рис. 2. Масляный поддон картера: 1 - картер масляный; 2 - прокладка пробки; 3 - пробка сливная; 4 - прокладка картера; 5 - прокладка; 6 - заглушка; 7 - шайба; 8, 9 - болт

Маслозаливная горловина служит для заливки масла в поддон картера. Она вварена в крышку головки блока цилиндров.

Указатель уровня масла служит для определения уровня масла в поддоне. Он установлен в передней части с левой стороны блока в трубке, приваренной к блоку. Метки на указателе В и Н указывают верхний и нижний пределы уровня масла в двигателе.

Сливной клапан предназначен для разгрузки системы в случае повышения давления в ней масла более 4,7-5 кгс/см2 (см. карту эскизов 1). Излишки масла при этом сливаются в поддон картера. Сливной клапан установлен на нижней плоскости блока и включен в канал подачи масла к коленчатому валу. Необходимое давление регулируется при помощи установки под пружину со стороны колпачка регулировочных шайб.

Фильтр предварительной очистки масла (рисунок 3) щелевого типа установлен в передней части двигателя с левой стороны и включен в систему смазки последовательно.

Рис. 3. Фильтр предварительной очистки масла: 1 - винт; 2 - гайка; 3 - шайба; 4 - шайба; 5 - шайба-изолятор; 6 - втулка уплотнительная; 7 - корпус пробки; 8 - контакт сигнализатора; 9 - болт; 10 - шайба; 11 - пробка; 12 - корпус фильтра; 13 - прокладка корпуса; 14 - штуцер корпуса; 15 - крышка замковая; 16 - элемент фильтрующий; 17 - колпак с пружиной; 18 - кольцо; 19 - прокладка; 20 - пружина; 21 - шайба; 22 - корпус сигнализатора; 23 - шток сигнализатора; 24 - пружина сигнализатора; 25 - пружина клапана

Фильтр состоит из корпуса, закрытого колпаком, и двух фильтрующих элементов - наружного и внутреннего. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан. В нижней части корпуса фильтра имеется пробка для спуска отстоя масла.

Перепускной клапан 25 (см. рисунок 3) установлен в корпусе фильтра предварительной очистки масла. Он включен параллельно фильтру при разности давлений до и после фильтра в 2,0-2,5 кгс/см2 вследствие загрязненности фильтра, большой вязкости масла, а также при больших оборотах коленчатого вала, когда пропускная способность фильтра недостаточна, клапан открывается и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.

Фильтр тонкой очистки масла центробежного типа установлен на левой стороне двигателя, включен в систему параллельно основной масляной магистрали (рисунок 4).

Рисунок 4. Фильтр тонкой очистки масла центробежного типа:

1 - шайба; 2 - гайка; 3 - прокладка; 4 - колпак фильтра; 5 - шайба; 6 - гайка; 7 - ротор; 8 - гайка; 9 - шайба; 10 - колпак ротора; 11 - отражатель; 12 - корпус ротора; 13 - жиклер; 14 - кольцо уплотнительное; 15 - ось ротора; 16 - корпус фильтра; 17 - фильтр центробежный; 18 - прокладка; 19 - шайба; 20 - болт.

Фильтр состоит из корпуса 16, колпака 4, отлитых из алюминиевого сплава, и ротора 7, свободно установленного на оси, вращающейся в двух латунных втулках, и на упорном шарикоподшипнике. В корпус ротора 7 запрессованы две маслозаборные трубки для подачи масла к двум жиклерам 13. Жиклеры 13 ввернуты в отверстия приливов нижней части корпуса ротора. Выходные отверстия сопел обращены в разные стороны. Принцип работы фильтра тонкой очистки заключается в выделении из масла твердых частиц под действием центробежной силы при вращении ротора.

Масло по вертикальному каналу в блоке цилиндров и полую ось ротора через имеющиеся отверстия попадает в полость ротора (см. карту эскизов 4). Заполнив полость ротора и пройдя через сетку, масло под давлением поступает в маслозаборные трубки, из которых оно через жиклеры сильными струями выбрасывается наружу и стекает в нижнюю полость корпуса фильтра. Далее масло самотеком поступает в поддон картера, смазывая при этом распределительные шестерни. Вращение ротора осуществляется за счет реактивной силы фонтанирующих из сопел в противоположные стороны струй масла. Скорость вращения ротора 5000-7000 об/мин. Под действием центробежной силы, имеющиеся в масле, твердые частицы отбрасываются к стенкам корпуса фильтра, на котором оседают плотным слоем. Фильтр тонкой очистки перепускает 10 л масла в минуту. Таким образом, через несколько минут все масло двигателя проходит тонкую очистку.

Вентиляция картера служит для снижения давления в картере и удаления из него отработавших газов, прорывающихся из цилиндров (рисунок 5).

Рисунок 5. Вентиляция картера:

1 - крышка головки цилиндра; 2 - прокладка; 3 - крышка; 4 - крышка; 5 - прокладка; 6 - сапун с патрубком;7 - цепочка; 8 - сапун; 9 - кольцо уплотнительное; 10 - патрубок сапуна; 11 - экран сапуна; 12 - болт

Вентиляция картера осуществляется через сапун, расположенный в задней части левого ряда цилиндров и сообщающий картер двигателя с атмосферой.

Масляный радиатор (рисунок 6) воздушного охлаждения трубчатого типа, служит для охлаждения масла. Он расположен впереди радиатора системы охлаждения двигателя. Включается при температуре воздуха 15°С и выше с помощью краника, установленного на левой стороне блока цилиндров двигателя. Главным охлаждающим элементом радиатора является его сердцевина, состоящая из тонких латунных трубок и пластин.

Рисунок 6. Масляный радиатор:

1 - шланг отводящий; 2 - шланг подводящий; 3, 9, 10, 14 - кронштейны; 4, 19 - гайки; 5, 6, 17 - шайбы; 7, 16, 27 - болты; 8 - кронштейн верхний; 11 - радиатор; 12 - кронштейн нижний; 13, 18 - хомуты; 15, 20, 26 - кляммеры; 21 - шланг L = 1500 мм; 22, 24 - фланцы; 23 - кран; 25 - шланг L = 1300 мм; 28 - прокладка

4. Принцип действия

Система смазки двигателя - смешанная, масляный насос (см. карту эскизов 2) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через, последовательно включенный масляный радиатор [8]. В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан. Если разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 КПа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль.

Рис.7.Система смазки: 1 - масляный картер; 2 - маслозаборник; 3 - масляный насос; 4 - редукционный клапан;5 - жидкостно-масляный теплообменник; 6 - фильтр очистки масла; 7 - перепускной клапан; 8 - сигнальная лампа фильтра; 9 - фильтр центробежной очистки масла; 10 - распределительный вал; 11 - ось толкателей; 12 - коленчатый вал; 13 - предохранительный клапан; 14 - форсунка охлаждения поршней; 15 - дроссель; 16 - турбокомпрессор; 17 - сливной клапан теплообменника; 18 - включатель привода вентилятора; 19 - привод вентилятора; 20 - ТНВД

Далее через трубку и каналы в блоке часть масла через втулку (дроссель с калиброванным отверстием) поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер. На двигатели ЯМЗ-236Н, Б вместо дросселя установлен клапан прекращающий подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 300-350 кПа (3,0-3,5 кгс/см2). Другая часть поступает в масляный фильтр (см. карту эскизов 3). В корпусе фильтра установлен перепускной клапан. Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200-250 кПа (2,0-2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль. К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора. В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора. Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтра или масло имеет большую вязкость (например, при пуске двигателя в холодное время года).

Фильтрующий элемент масляного фильтра изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги. Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке к подшипникам коленчатого и распределительного валов. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов. От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе - к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления.

Под давлением смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса. Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.

В корпусе насоса установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700-750 (7,0-7,5 кгс/см2). Для стабилизации давления в систему смазки двигателя включен дифференциальный клапан, отрегулированный на начало открытия 490-520 (4,9-5,2 кгс/см2).

Фильтр центробежной очистки масла (см. карту эскизов 4) включен параллельно после фильтра очистки масла и пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в картер. Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала.

Радиаторная секция двухсекционного масляного насоса подает масло к установленному на машине воздушно-масляному теплообменнику. Охлажденное в теплообменнике масло сливается в картер. Предохранительный клапан радиаторной секции открывается при давлении на выходе из насоса свыше 100-130 кПа (1,0-1,3 кгс/см2). На двигателях с воздушно-масляным теплообменником может быть применен односекционный масляный насос с разделением потока масла на воздушно-масляном теплообменнике через дроссель с предохранительным клапаном 100-130 кПа (1,0-1,3 кгс/см2). Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.

5. Эксплуатационные материалы

Моторные масла

Надежная работа двигателя гарантируется при использовании только рекомендуемых заводом эксплуатационных материалов. Для двигателей ЯМЗ могут применяться топлива, смазочные материалы и охлаждающе жидкости как российских производителей, так и соответствующие им продукты производства других стран [8]. Рекомендуемые для эксплуатации классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 в зависимости от температуры окружающего воздуха приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Классы вязкости моторных масел

Рекомендуемые марки масел приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Рекомендуемые марки моторных масел

Марка масла

Номер стандарта

Предприятие-изготовитель

1

2

3

М-10-Д2 (м)

М-8-Д2 (м)

ГОСТ 8581-78

ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»

ОАО «Завод им. Шаумяна»

ОАО «Славнефть- Ярославнефтеоргсинтез»

АО «Азмол» г. Бердянск

ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»

Consol М-10-Д2 (м)

Consol М-8-Д2 (м)

ГОСТ 8581-78

ООО «ВИАЛ ОЙЛ»,

г. Москва

Омскойл-Турбо 2 (М-10-Д2 (м))

ТУ 38.301-19-110-97

ОАО «Омский НПЗ»

СамОйл-4126 М-10 Д2 (м)

ТУ 38.301-13-008-97

ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»

СамОйл-4127 М-6з/14-Д(м)

ЛУКОИЛ-Супер (SAE 15W-40, API CD/SF)M-5з/14-Д (м)

СТО 00044434-001-2005

ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка»

Для двигателей с турбонаддувом экологических нормативов Евро-0, Евро-1 допускается использование масел групп ЯМЗ-4-02 (см. табл. 3).

Для двигателей ЯМЗ, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-1, срок смены рекомендованных масел по сравнению с двигателями Евро-0 выше в 2 раза и равен 500 часов.

Для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, работающих за рубежом, допускается применение импортных моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже группы CF-4, классов вязкости, указанных на рисунке 1.

Таблица 3 - Масла для двигателей с турбонаддувом удовлетворяющих экологическим нормативам ЕВРО-2

Марка масла

Номер стандарта

Предприятие-изготовитель

Ютек Супердизель (SAE 10W-40, 15W-40, API CF-4/SG) М-4з/14-Е, М-5з/14-Е

ТУ 0253-312-05742746-2003

ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»

ЛУКОЙЛ-Супер (SAE 15W-40, API CF-4/SG) М-5з/14-Е

СТО 00044434-001-2005

ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»

Рольс Турбо (SAE 15W-40, API CF-4/SF) М-5з/14-Е

ТУ 38.301-41-

185-99

ОАО «Рязанский НПЗ»

Спектрол Чемпион (SAE 15W-40, API CF-4/SG) М-5з/14-Е

ТУ 0253-15-

06913380-98

ЗАО ПГ «Спектр- Авто» г. Москва

Для двигателей ЯМЗ, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2, рекомендуется работа только на указанных выше всесезонных маслах со сроком смены 1000 часов.

Для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2, допускается использование масел групп ЯМЗ-2-97; ЯМЗ-3-02 со сроком смены вдвое меньшим, чем для масел групп ЯМЗ-4-02.

Для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2 и работающих за рубежом, допускается применение импортных моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже группы CG-4, классов вязкости.

автомобиль моторный масло конструктивный

6. Теория автомобиля

6.1 Сопротивление движению автомобиля

Тяговая мощность, Рт, развиваемая двигателем автомобиля расходуется на преодоление [4]:

силы сопротивления воздуха Рв, Н;

силы инерции Ри, Н;

силы сопротивления движению Рд, Н:

(1)

При установившемся движении (в том числе и при максимальной скорости) силы инерции равны нулю, поэтому тяговая мощность двигателя определяется:

(2)

где Рп - сопротивление движению на подъем, Н;

Рк - сопротивление качению, Н.

Сила сопротивления воздуха, зависит от скорости автомобиля и его обтекаемости и площади лобовой проекции. Сопротивление воздуха при движении автомобиля в упрощенных расчетах определяем:

(3)

где КВ - (Сх в иностранной литературе) коэффициент обтекаемости, численно равный силе сопротивления воздуха созданного одним квадратным метром лобовой площади автомобиля при его движении со скоростью 1 м/с; принимаем КВ = 0,9 [3, табл. 2.1];

Fa - площадь лобовой проекции автомобиля проектируемого автомобиля, м2;

v - скорость автомобиля, м/сек, соотносится со скоростью км/час

Fa определяется по приближенной формуле для грузового автомобиля:

(4)

где Ва - ширина автомобиля, м;

На - высота автомобиля, м;

Расчеты проводим для диапазона 0-83 км/час скоростей с шагом в 5 км/час.

Результаты расчетов сводим в таблицу 4.

Таблица 4 - Зависимость сопротивления движению Н, от скорости движения автомобиля м/с.

км/ч

0

5

10

15

20

25

30

35

40

м/с

0

1,4

2,8

4,2

5,6

6,9

8,3

9,7

11,1

Рв

0

12,88

51,51

115,89

206,04

312,80

452,61

618,17

809,49

км/ч

45

50

55

60

65

70

75

80

83

м/с

12,5

13,9

15,3

16,7

18,1

19,4

20,8

22,2

23,1

Рв

1026,56

1269,39

1537,97

1832,31

2152,4

2472,69

2842,44

3237,96

3505,82

Таким образом, при скорости 83 км/час сопротивление воздуха автомобиля прототипа равно 3505,82 Н.

6.2 Сопротивление движению автомобиля складывается из сопротивления движению автомобиля на подъем Рп и сопротивления качению Рк, Н

Сопротивление движению автомобиля на подъем определяется:

(5)

где ma - вес автомобиля, Н;

бД - угол преодолеваемого автомобилем подъема на заданной скорости, по заданию 5 градусов.

Вес автомобиля определяется:

(6)

где Gа - полная масса автомобиля, кг;

g - ускорение свободного падения, м/с2.

Полная масса автомобиля включает его снаряженную массу, массу груза и пассажиров. Автомобиль прототип, имеет пассажировместимость n = 2 человек, снаряженную массу - 7580 кг, грузоподъемность - 8500 кг (см. задание). Полную массу автомобиля определяем:

(7)

где Gсн - снаряженная масса, кг;

Gсн - масса груза, кг;

g1 - вес одного человека, принимаем в среднем 75 кг;

g2 - вес багажа одного человека, (20-25кг).

Полная масса (масса автомобиля с водителем, пассажирами и грузом):

По формуле (6) определяем вес автомобиля:

По формуле (5) определяем силу сопротивления движению автомобиля на подъем:

6.3 Сила сопротивления качению автомобиля

Сила сопротивления качению зависит от деформации шины и дороги, а также от трения шины о дорожное покрытие. Принимая коэффициент f равным для всех колес автомобиля по формуле (8), получаем силу сопротивления качению автомобиля:

(8)

где f - коэффициент сопротивления качению.

Коэффициент сопротивления качению, определяем:

(9)

где f0 - коэффициент сопротивления качения при движении автомобиля на малых скоростях; значения f0 принимаем равным 0,015 для асфальто- и цементобетонного шоссе в хорошем состоянии [2, стр. 32];

аk - эмпирический коэффициент сопротивлению движения при малых скоростях движения, зависящий от типа и состояния шин и равный в среднем 1400-1600, принимаем равным 1600.

Результаты расчетов сопротивления качению сводим в таблицу 5.

Сила сопротивления качению при скорости 23,1 м/с, равна 2986,5 Н.

Тогда сила тяги у прототипа, при установившемся движении на скорости 83 км/ч по формуле (2):

Таблица 5 - Зависимость сопротивления качению от скорости движения автомобиля

Км/ч

0

5

10

15

20

25

30

35

40

м/с

0

1,4

2,8

4,2

5,6

6,9

8,3

9,7

11,1

f

0,0140

0,0140

0,0141

0,0142

0,0143

0,0144

0,0146

0,0148

0,0151

Рк, H

2235,9

2235,9

2251,9

2267,8

2283,8

2299,8

2331,7

2363,7

2411,6

Км/ч

45

50

55

60

65

70

75

80

83

м/с

12,5

13,9

15,3

16,7

18,1

19,4

20,8

22,2

23,1

f

0,0154

0,0157

0,0160

0,0164

0,0169

0,0173

0,0178

0,0183

0,0187

Рк, H

2459,5

2507,4

2555,3

2619,2

2699,0

2762,9

2842,8

2922,6

2986,5

7. Мероприятия по охране труда и технике безопасности

Система смазки в зависимости от сложности выполнения работ ремонтируют на различных зонах и участках ремонтного предприятия, в том числе и на моторном участке [6].

Для повышения знаний техники безопасности (ТБ) на моторном участке рабочим зачитываются инструкции по ТБ в следующем порядке: вновь прибывшему рабочему общий и вводный инструктаж и, соответственно, по предприятию в целом и по участку в частности, целевой инструктаж, касающийся рабочего места.

Проводятся периодические проверки знаний правил техники безопасности. Каждые три месяца рабочим зачитываются повторные инструктажи.

Необходима также наглядная агитация: по стенам в стратегических местах расположены плакаты.

Для обеспечения безопасности работы слесаря-моториста необходимо соблюдать следующие требования:

Все станки и стенды должны быть обязательно заземлены, во избежание вероятности поражения током.

При работе с кран-балкой запрещается находиться непосредственно под грузом и балкой.

При работе на стендах для ремонта двигателей необходимо надежно закреплять двигатель в нужном положении.

Установку детали на станок для притирки клапанов осуществлять только в выключенном положении.

Запрещается загромождать проходы между оборудованием и выходом из помещения.

Использованные обтирочные материалы должны немедленно убираться.

Разлитое масло или топливо необходимо собирать при помощи песка или опилок, которые после следует ссыпать в металлические ящики с крышкой, установленные вне помещения.

Мероприятия по охране труда на моторном участке имеют немаловажное значение в процессе повышения производительности труда, безопасности рабочих мест.

Большую роль в мероприятиях по охране труда играют соблюдение норм производственной санитарии: естественное и искусственное освещение удовлетворяет нормы. Имеющаяся приточно-вытяжная вентиляция обеспечивает необходимую частоту воздуха. В целях противопожарной безопасности размещаем щит с противопожарной оснасткой и имеем ящик с песком, защищенный от проникновения влаги. Таблички, с указанием ответственных за пожарную безопасность, вывешиваются на видных местах.

Из первичных средств пожаротушения в моторном участке должно быть:

огнетушители углекислотные - 2 шт.;

асбестовое или войлочное полотно - 1 шт.;

лом - 1 шт.;

багры - 2 шт.;

топоры - 2 шт.;

лопаты - 2 шт.;

ведра пожарные - 2 шт.

Моторный участок относится к категории Д по взрывопожарной и пожарной безопасности, в котором находятся или обращаются негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Все работники моторного участка должны знать места расположения средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.

Каждый работающий, обнаруживший загорание или пожар, должен немедленно сообщить об этом в объектовую или городскую пожарную охрану, принять меры к вызову руководителей предприятия и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

При выполнении различных видов работ необходимо знать и помнить, что возгорание и несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

промывке деталей, агрегатов и двигателя легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, дизельным топливом и др.);

подаче топлива в карбюратор движущегося автомобиля из открытой емкости «самотеком»;

сварке или пайке непромытой и непропаренной емкости из-под легковоспламеняющихся жидкостей;

неправильной транспортировке и хранении легковоспламеняющихся веществ;

применении нестандартных или не соответствующих номинальному току электропредохранителей;

неисправной электропроводке;

работе в загрязненной горюче - смазочными материалами специальной одежде;

работе с открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся веществ;

тушении пожара на автомобиле без использования средств пожаротушения.

Во избежание пожара на автомобиле пуск двигателя производить при установленном воздушном фильтре.

Для мойки двигателя снаружи использовать только пожаробезопасные моющие средства.

Запрещается: использовать для этой цели бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

допускать скопления на двигателе грязи, масла и топлива;

оставлять на двигателе обтирочный материал, особенно загрязненный маслом и топливом;

подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем.

Необходимо знать устройство огнетушителя и уметь им пользоваться.

При тушении пожара на моторном участке необходимо соблюдать личную осторожность - использовать огнетушители, рукавицы, не допускать загорания одежды и ожога лица, рук и т.д.

Пролитое при ремонте двигателя топливо или масло необходимо сразу же убирать с помощью песка или опилок.

Мойку снятых агрегатов и деталей автомобиля следует производить в строго установленном месте.

Отработанные масла и отстой топлива из топливных баков необходимо сливать только в специальную тару.

Хранение, слив и заправку горюче-смазочных материалов следует осуществлять только в специально предназначенных для этой цели местах.

Перед ремонтом (сваркой, пайкой) емкость из-под легковоспламеняющихся веществ необходимо опорожнить, отсоединить и снять все трубопроводы, в которых может находиться легковоспламеняющаяся жидкость. Опорожненную емкость, а также трубопроводы необходимо тщательно промыть горячей водой, продуть паром до полного удаления следов этих жидкостей.

Курить на территории моторного участка запрещается.

Загрязненную горюче - смазочными материалами специальную одежду следует своевременно сдавать в химчистку (стирку).

Запрещается:

работать в специальной одежде, облитой топливом;

подходить к открытому огню, курить и зажигать спички, если руки и специальная одежда облиты топливом;

пользоваться бензином для стирки одежды, мытья рук, отмывания стен и пола;

пользоваться открытым огнем в помещениях, предназначенных для технического обслуживания, ремонта и стоянки, а также на открытых стоянках;

хранить на рабочем месте промасленный обтирочный материал, легковоспламеняющиеся вещества, кроме предназначенных для этой цели металлических ящиков с крышками;

применять самодельные нагревательные электроприборы.

На участке должен быть умывальник, чем соблюдается производственная гигиена. Так же имеется урна для мусора, куда в процессе ремонтных работ складируются все отходы.

Кроме всех перечисленных мероприятий необходимо создать соответствующий интерьер помещения и организовать комнату психологической разгрузки, где рабочие могут отдохнуть во время обеденного перерыва и во время регламентированных перерывов для отдыха.

Заключение

Значение автомобильного транспорта в жизни страны трудно переоценить. Увеличивающаяся дальность автобусных и грузовых перевозок в сочетании с совершенствованием эксплуатационных качеств автомобилей, улучшением состояния существующих автодорог и строительством новых делают доступными дальние регионы страны, отдаленные сельские и горные населенные пункты. Во многих регионах автомобильный транспорт является основным средством передвижения и перевозки грузов.

Предмет «Устройство автомобилей» - первый и основной раздел, с которого студенты учебных заведений начинают изучение дисциплины под общим названием «Автомобили». Знание устройства автомобилей позволяет организовать качественное обслуживание и ремонт, а также эксплуатацию автомобильного транспорта.

Данная курсовая работа выполнена мною для закрепления знаний по действующей учебной программе по предмету «Устройство автомобилей» с учетом требований Государственного образовательного стандарта

В работе рассматривается устройство и принцип работы системы смазки двигателя автомобиля МАЗ-5551.

Список литературы и интернет-ресурсы

1. Вахламов В.К. Автомобили: эксплуатационные свойства. - М.: «Академия», 2010 г.

2. Вахламов В.К. Конструкция, расчет и эксплуатационные свойства автомобилей. - М.: «Академия», 2010 г.

3. Кузнецов А. Автомобили МАЗ. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. - М.: «Третий Рим», 2011 г.

4. Пузанков А. Г. Автомобили. Конструкция, теория и расчет. - М.: «Академия», 2012 г.

5. Родичев В.А. Устройство грузовых автомобилей: практикум. - М.: «Академия», 2009 г.

6. Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда на предприятиях автосервиса. - М.: «Академия», 2008 г.

7. Хусаинов А.Ш., Селифонов В.В. Теория автомобиля: Конспект лекций. - Ульяновск: «УлГТУ», 2008 г.

8. 236Н-3902150 РЭ. Силовые агрегаты ЯМЗ-236. Руководство по эксплуатации. - Ярославль: «Автодизель», 2008 г.

9. http://www.autoopt.ru/auto/encyclopedia/truck/maz/mark/maz-5551.

Приложение

1 - масляный картер; 2 - маслозаборник; 3 - масляный насос; 4 - редукционный клапан; 5 - жидкостно-масляный теплообменник; 6 - фильтр очистки масла; 7 - перепускной клапан; 8 - сигнальная лампа фильтра; 9 - фильтр центробежной очистки масла; 10 - распределительный вал; 11 - ось толкателей; 12 - коленчатый вал; 13 - предохранительный клапан; 14 - форсунка охлаждения поршней; 15 - дроссель; 16 - турбокомпрессор; 17 - сливной клапан теплообменника; 18 - включатель привода вентилятора; 19 - привод вентилятора; 20 - ТНВД

1 - промежуточная шестерня; 2 - ось промежуточной шестерни; 3 - вал-шестерня ведущая; 4 - крышка корпуса; 5 - вал - шестерня ведомая; 6 - корпус; 7 - шестерня привода; 8 - шпонка; 9 - фланец упорный; 10 - штуцер (присутствует только на двигателях без водомасляного теплообменника); 11 - редукционный клапан

1 - корпус фильтра; 2 - прокладка колпака; 3 - замковая крышка; 4 - колпак фильтра; 5 - фильтрующий элемент; 6 - головка колпака; 7 - прокладка фильтрующего элемента; 8 - плунжер клапана; 9 - пружина клапана; 10 - пружина сигнализатора; 11 - подвижный контакт сигнализатора; 12 - неподвижный контакт; 13 - клемма

1 - колпак фильтра; 2, 7 - шайбы; 3 - колпачковая гайка; 4 - гайка крепления ротора; 5 - упорная шайба; 6 - гайка ротора; 8, 14 - втулки ротора; 9 - колпак ротора; 10 - ротор; 11 - отражатель; 12 - уплотнительное кольцо; 13 - прокладка колпака; 15 - ось ротора; 16 - корпус фильтра; 17 - сопло ротора; А - из системы под давлением; Б - слив масла в картер

1 - шланг отводящий; 2 - шланг подводящий; 3, 9, 10, 14 - кронштейны; 4, 19 - гайки; 5, 6, 17 - шайбы; 7, 16, 27 - болты; 8 - кронштейн верхний; 11 - радиатор; 12 - кронштейн нижний; 13, 18 - хомуты; 15, 20, 26 - кляммеры; 21 - шланг L = 1500 мм; 22, 24 - фланцы; 23 - кран; 25 - шланг L = 1300 мм; 28 - прокладка

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru