Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Привод передних колес ВАЗ-2109

Работа из раздела: «Транспорт»

/

Тема задания: Привод передних колес ВАЗ 2109

Выпускника:

Крючкова Владимира Александровича

Группа №: АМ - 05 специальности: автомеханик

Содержание

Введение

1. Назначение, устройство трансмиссии автомобиля ВАЗ-2109

2. Принципиальная схема привода передних колёс ВАЗ-2109

3. Устройство шарниров равных угловых скоростей, основные регулировочные данные

4. Диагностирование технического состояния привода

5. Техническое обслуживание

6. Неисправности привода и способы их обнаружения

7. Технологический процесс ремонта узлов привода

8. Моменты затяжки гаек, болтов

9. Используемые инструмент и оборудование

10. Охрана труда

Заключение

Список источников информации

Введение

Профессия автомеханика в нынешнем мире технологического прогресса имеет широкий профиль, поэтому весьма популярна и очень востребована. Рабочие-автомеханики производят техническое обслуживание и ремонт автомобилей, следят за техническим состоянием автотранспорта при помощи специальных приборов для диагностики, а также могут управлять автотранспортными средствами.

В современном мире профессия автомеханика очень востребована, так как улицы городов переполнены автотранспортом российского и зарубежного производства. Благодаря работе автомеханика срок службы автомобиля значительно увеличивается, что, в свою очередь, снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий и обеспечивает безопасность водителя на дороге.

Как и в любой другой профессии, наиболее важным критерием для трудоустройства является квалификация и опыт работника. Поэтому автомеханики постоянно совершенствуют свои знания и умения.

Тема моей работы: 'Привод передних колёс автомобиля ВАЗ-2109'.Цель моей работы рассмотреть:

- назначение, устройство трансмиссии автомобиля ВАЗ-2109;

- принципиальную схему привода передних колёс ВАЗ-2109;

- устройство шарниров равных угловых скоростей, основные регулировочные данные;

- диагностирование технического состояния привода;

- техническое обслуживание;

- неисправности привода и способы их обнаружения;

- технологический процесс ремонта узлов привода;

- моменты затяжки гаек, болтов;

- используемые инструмент и оборудование.

1. Назначение, устройство трансмиссии автомобиля ВАЗ-2109

Трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса и для изменения его величины и направления. Схемы трансмиссий легковых автомобилей приведены на рис. 1.1. В трансмиссию входят сцепление 2, коробка передач 11, главная передача 9, дифференциал 8, а также приводные валы 7 на переднеприводных автомобилях (ВАЗ-2109, АЗЛК и ЗАЗ) или карданная передача 12 и полуоси 14 на автомобилях с классической схемой компоновки (ВАЗ-2105, ИЖ-21251). На переднеприводных автомобилях коробка передач, главная передача и дифференциал конструктивно объединены и размещаются в одном картере, а крутящий момент к передним ведущим колесам передается через шарнирные приводные валы 7. На автомобилях с классической схемой компоновки главная передача 9 (см. рис. 1.1, в), дифференциал 8 и полуоси 14 размещены в картере 13 заднего ведущего моста.

Рис. 1.1. Схемы трансмиссий легковых автомобилей: а-- переднеприводных с поперечным расположением двигателя (ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102);-- сцепление; 3 -- маховик; 4 -- коленчатый вал; 5 -- шарнир приводного вала; 6 -- ступица переднего ведущего колеса; 7 -- приводной вал (полуось); 8 -- дифференциал; 9 -- шестерни главной передачи; 10 -- вторичный вал коробки передач; 11 -- коробка передач; 12 -- карданная передача; 13 -- картер заднего ведущего моста; 14 -- полуоси.

2. Принципиальная схема привода передних колёс ВАЗ-2109

Привод передних ведущих колес переднеприводных автомобилей служит для передачи крутящего момента от выходных валов дифференциала к ведущим передним колесам. Конструкция привода обеспечивает возможность поворота управляемых передних колес, вертикального их перемещения вместе с подвеской при переезде через неровности дороги, а также компенсирует погрешности сборки деталей кузова и подвески.

Рис.2.1. Привод передних колес автомобиля ВАЗ-2109: 1,3-корпус и обойма шарнира; 2,14- стопорные кольца соответственно обоймы и полуосевой шестерни; 4-сепаратор; 5-шарик; 6,10-наружный и внутренний хомуты чехла; 7-защитный чехол; 8-упорное кольцо; 9-вал привода колеса; 11-фиксатор внутреннего шарнира; 12-буфер вала; 13-фланец; 15,17 -- валы привода соответственно правого и левого передних колес; 16-коробка передач; I,II -- наружный и внутренний шарниры.

Приводы правого и левого колес имеют одинаковую конструкцию и отличаются валами, который у привода левого колеса сплошной, а у правого - трубчатый, а также длиной. Последнее объясняется смещением коробки передач в левую сторону от оси автомобиля.

Привод каждого колеса состоит из двух карданных шарниров равных угловых скоростей и вала. Наружный шарнир, соединенный со ступицей колеса, состоит из корпуса, сепаратора, внутренней обоймы и шести шариков. В корпусе шарнира и в обойме выполнены радиусные дорожки качения, кривизна которых имеет меридианальное направление. В этих дорожках располагаются шарики, соединяющие между собой корпус и внутреннюю обойму. Шарики помещены в окнах сепаратора и удерживаются им в одной плоскости. Вследствие этого происходит центрация внутренней обоймы и корпуса шарнира. Рабочий угол поворота наружного шарнира до 42°.

Внутренняя обойма насажена на шлицы вала до упора в кольцо. Удерживается обойма на шлицах вала стопорным кольцом. Сепаратор имеет сферическую поверхность и окна под шарики. Он обеспечивает синхронность вращения соединяемых шарниром валов за счет установки шариков в бессекторной плоскости угла пересекающихся осей звеньев шарнира, то есть выполняет роль делителя. Вследствие этого, независимо от угла поворота шарнира, шарики всегда удерживаются в плоскости постоянной частоты вращения. Одновременно через сепаратор передается крутящий момент.

Для герметизации полости шарнира применяется гофрированный резиновый чехол, который на корпусе шарнира и на валу привода колеса крепится хомутами и. Герметичность мест посадки чехла обеспечивается кольцевыми канавками на корпусе шарнира, в которые вдавливается чехол при затягивании хомута. С другой стороны канавки выполнены в самом чехле, они создают лабиринтное уплотнение. Осевое фиксирование чехла на валу достигается упорными буртиками на валу привода. Стягивающие хомуты выполнены из стальной ленты, на которой выштампованы три гнезда и один фиксирующий зуб. Два гнезда служат для стягивания хомута специальным приспособлением, в третье заходит фиксирующий зуб. На шлицевой наконечник корпуса шарнира насаживается ступица переднего колеса. Она крепится гайкой.

Внутренний шарнир соединяется с полуосевой шестерней дифференциала. Он имеет незначительные конструктивные отличия по сравнению с наружным шарниром. Это прежде всего тем, что дорожки в корпусе шарнира и в обойме выполнены прямыми, а не радиусными, что позволяет деталям шарнира перемещаться в продольном направлении. Это необходимо для компенсации перемещений, вызванных колебаниями передней подвески и силового агрегата. Продольное перемещение обоймы в корпусе шарнира ограничивается с одной стороны проволочным фиксатором, с другой - пластмассовым буфером. Фиксатор установлен в канавку корпуса шарнира, а буфер в торец вала привода колеса. Хвостовик корпуса шарнира соединяется при помощи шлиц с полуосевой шестерней дифференциала. Полуосевая шестерня удерживается на шлицах вала стопорным кольцом.

Защита деталей шарнира от воздействия влаги и грязи осуществляется таким же образом, как и у наружного шарнира. При сборке карданных шарниров в них закладывается специальная смазка ШРУС-4. При эксплуатации автомобиля замена смазки не производится, если чехлы обеспечивают герметичность шарниров.

3. Устройство шарниров равных угловых скоростей, основные регулировочные данные

Для поворота ведущих колес на валах (полуосях) привода располагаются шаровые шарниры, которые должны допускать поворот колес без изменения скорости их вращения. Этому условию удовлетворяют карданы равных угловых скоростей (синхронные шаровые шарниры). Обычный карданный шарнир в этих условиях быстро выходит из строя, так как при отклонениях его ведущего и ведомого звеньев создается неравномерная по угловой скорости передача вращения на ведомое звено. Это вызывает перегрузку валов привода и быстрый износ карданного шарнира.

У современных переднеприводных автомобилей для привода передних колес применяются полуоси с двумя синхронными шаровыми шарнирами: у ведущего колеса жесткого типа (с угловой степенью свободы), а у силового агрегата - универсального типа (с угловой и осевой степенью свободы).

Конструкция шарниров равной угловой скорости обеспечивает равномерную передачу вращения от ведущей части шарнира на ведомую, допуская тем самым поворот колес без изменения скорости их вращения. Внутренние шарниры соединяют валы с фланцами 13 выходных валов дифференциала. Наружные шарниры соединяют валы со ступицами колес, которые устанавливаются на шлицевых хвостовиках корпусов 1 наружных шарниров.

Вал привода передних колес имеет два шлицевых конца, на которых устанавливаются при помощи стопорных колец 2 обоймы 3 наружного и внутреннего шарниров. Для осевой фиксации защитных чехлов 7 на валу имеются канавки.

Наружный шарнир состоит из корпуса 1, обоймы 3, сепаратора и шести шариков 5. В корпусе и обойме имеются канавки для шариков, выполненные в продольной плоскости по радиусу. Сепаратор имеет окна для размещения в них шариков и удерживает шарики в одной плоскости. Корпус наружного подшипника имеет шлицевый конец для установки ступицы колеса и резьбу для гайки крепления ступицы. Для защиты деталей от загрязнений шарнир закрывается защитным резиновым чехлом 7. Резиновый чехол крепится хомутами 6 и 10 к корпусу шарнира и к валу, которые в местах крепления имеют канавки. Такая конструкция шарнира позволяет валу перемещаться вместе с обоймой относительно корпуса шарнира, обеспечивая при этом равномерную передачу крутящего момента от обоймы к корпусу.

Внутренний шарнир отличается наличием прямых канавок в корпусе и обойме, что позволяет валу вместе с обоймой не только поворачиваться, но и перемещаться в продольном направлении относительно корпуса шарнира. Для ограничения продольного перемещения вала относительно корпуса внутреннего шарнира на автомобиле ВАЗ-2109 имеются фиксатор 11 и буфер 12. Корпусом внутреннего шарнира на этих автомобилях является фланец выходного вала дифференциала.

Шарниры привода передних ведущих колес собирают с селективным подбором деталей, при котором детали одного шарнира подбираются строго по соответствующим друг другу размерам, что обеспечивает высокую точность сборки. Поэтому при значительном изнашивании отдельных деталей заменяют весь шарнир в сборе. Полости шарниров заполняют специальной смазкой, не требующей замены в течение всего срока их работы.

4. Диагностирование технического состояния привода

Диагностирование -- это определение технического состояния автомобилей, их агрегатов и узлов без разборки. Диагностирование является техническим элементом технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Цель диагностирования при техническом обслуживании заключается в определении действительной потребности в выполнении работ технического обслуживания путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ.

Цель диагностирования при ремонте заключается в выявлении неисправностей, причин их возникновения и установлении наиболее эффективного способа устранения: на месте, со снятием агрегата узла или детали, с полной или частичной разборкой и заключительным контролем качества выполнения работ.

При диагностировании с помощью контрольно-диагностических средств определяют диагностические параметры, по которым судят о структурных параметрах, отражающих техническое состояние диагностируемого механизма.

Структурный параметр -- это физическая величина, непосредственно отражающая техническое состояние механизма (геометрическая форма, размеры, взаимное расположение поверхностей деталей). Структурные параметры, как правило, нельзя измерить без разборки механизма.

Диагностический параметр -- это физическая величина, контролируемая средствами диагностирования и косвенно характеризующая работоспособность автомобиля или его составной части (например, шум, вибрация, стуки, снижение мощности, давления).

При диагностике технического состояния привода следует обратить внимание на следующие основные признаки: шумы и стуки при движении, утечка смазки из шарниров, а также прекращение передачи крутящего момента на передние ведущие колеса, когда при включении передачи автомобиль не движется. Таким образом, диагностирование позволяет своевременно выявлять неисправности и предупредить внезапные отказы, сокращая потери от простоев автомобиля при устранении непредвиденных поломок.

5. Техническое обслуживание

Техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддержанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем виде; обеспечению надежности, экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке.

Техническое обслуживание (ТО) автомобилей в соответствии с действующей системой подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное (СО); а также обслуживание по талонам сервисной книжки автомобиля.

Ежедневное техническое обслуживание включает уборку и мойку автомобиля, контроль технического состояния систем и механизмов, от которых зависит безопасность движения (рулевого управления, тормозных систем, приборов освещения и сигнализации), заправку топливом, контроль уровня масла и охлаждающей жидкости в двигателе, а также уровня тормозной жидкости в бачках рабочей тормозной системы и гидропровода сцепления.

Первое техническое обслуживание дополнительно к работам ЕО включает контрольно-диагностические, крепежные, смазочные и регулировочные работы с целью предупреждения случайных отказов до очередного технического обслуживания, экономии топлива и других эксплуатационных материалов, а также уменьшения загрязнения окружающей среды.

Второе техническое обслуживание дополнительно к работам ТО-1 включает контрольно-диагностические и регулировочные работы, связанные с частичной разборкой составных частей автомобиля, их снятием и проверкой на специальном оборудовании.

Периодичность, перечни и порядок выполнения работ по ТО приводятся в заводских инструкциях по эксплуатации и сервисных книжках, прилагаемых к автомобилю при продаже.

Регламентируемая 'Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта' периодичность выполнения ТО-1 и ТО-2 на предприятиях автомобильного транспорта для легкового автомобиля составляет соответственно 4000 и 16000 км пробега для I категории условий эксплуатации для умеренного климатического района.

Сезонное техническое обслуживание проводят 2 раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное или теплое время года, совмещая его с очередным техническим обслуживанием, обычно с ТО-2.

Техническое обслуживание привода передних колес:

При повреждении привода передних колес усиливается шум с их стороны при движении автомобиля. Это может произойти в результате наезда на твердые предметы, попадания колес в ямы. Разрывы чехлов, закрывающих внутренние и наружные шарниры равных угловых скоростей, вызывают попадание грязи в шарниры, вытекание смазки, в результате чего шарниры быстро выходят из строя.

Как правило, на протяжении 150 тыс. км пробега шарниры равных угловых скоростей не нуждаются в техническом обслуживании. При проверке их внимательно осматривают через каждые 15 тыс. км пробега, обращая внимание на состояние резиновых чехлов. Осмотр производится путем сдавливания чехлов шарнира при прокручивании колес автомобиля. Специальная смазка, которая закладывается в шарниры, гарантирует их долговечную работу при температуре -40--70°С. Поврежденные шарниры заменяют новыми.

6. Неисправности привода и способы их обнаружения

Неисправности привода передних колес имеют следующие основные признаки: шумы и стуки при движении, утечка смазки из шарниров, а также прекращение передачи крутящего момента на передние ведущие колеса, когда при включении передачи автомобиль не движется.

Шум и стук в приводе при движении автомобиля может возникнуть при износе деталей шарниров, а также из-за деформации валов привода в результате ударов о препятствия на дороге. Для устранения неисправности необходимо снять поврежденный или изношенный привод колеса и заменить изношенный шарнир (шарниры), поврежденный вал или весь привод колеса в сборе.

Утечка смазки из шарниров привода возникает при повреждении хомутов защитных чехлов и самих защитных чехлов. Если указанные неисправности обнаружены до появления шумов и стуков в приводе, то их можно устранить заменой поврежденных хомутов и защитных чехлов. При повреждении хомута защитного чехла шарнира необходимо снять второй хомут и снять чехол с корпуса шарнира, сдвинув его в сторону приводного вала, и проверить наличие и загрязненность смазки в шарнире. Если смазка не загрязнена, то следует добавить необходимое количество свежей смазки и установить защитный чехол на место, надежно закрепив его хомутами.

При значительном загрязнении смазки в шарнире, а также при повреждении защитного чехла, необходимо снять привод колеса с автомобиля, разобрать шарнир, промыть его детали, заменить поврежденный чехол, собрать шарнир, заложив в него необходимое количество смазки и установить привод колеса на автомобиль. Учитывая, что шарниры привода передних колес собирают методом селективной сборки с подбором деталей по размерам, шарниры заменяют в сборе. Разборка шарниров требуется лишь при необходимости замены смазки и поврежденных защитных чехлов.

Прекращение передачи крутящего момента на передние ведущие колеса может произойти при поломке одного из приводных валов или шарниров. При этом следует иметь ввиду, что данный отказ может быть вызван также неисправностью сцепления (его пробуксовкой).

7. Технологический процесс ремонта узлов привода

трансмиссия шарнир автомобиль привод

Снятие привода колеса автомобилей ВАЗ -2109 производится в следующей последовательности.

Снять переднее колесо со стороны снимаемого привода, снять защитный колпак ступицы и отвернуть гайку крепления ступицы на шлицевом хвостовике корпуса наружного шарнира привода.

Отсоединить шаровую опору. На автомобиле ВАЗ-2109 для этого нужно отвернуть гайку шарового пальца и выпрессовать его с помощью специального приспособления из отверстия рычага подвески.

Вынуть шлицевой хвостовик корпуса наружного шарнира из отверстия ступицы. Для этого нужно повернуть ступицу вращением рулевого колеса вправо (если снимается привод левого колеса) или влево (если снимается привод правого колеса). Если шлицевой хвостовик не выходит из ступицы, можно выбить его ударами по торцу через мягкую (медную, алюминиевую) оправку. Выпрессовать шлицевой хвостовик корпуса внутреннего шарнира из коробки дифференциала с помощью специального приспособления (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Съемник ударного действия для демонтажа внутренних шарниров привода колес из коробки дифференциала автомобиля: а-для шарнира привода левого колеса; б-для шарнира привода правого колеса

Во избежание проворачивания полуосевых шестерен и потери их сносности с картером дифференциала категорически запрещается вынимать из коробки дифференциала одновременно оба внутренних шарнира привода колес. После снятия привода одного колеса необходимо сразу же вставить в коробку дифференциала специальную транспортную заглушку, чтобы зафиксировать положение полуосевой шестерни.

Разборка привода переднего колеса заключается в снятии шарниров с вала и их разборке. Для снятия шарниров необходимо закрепить вал привода в тисках, снять хомуты защитных чехлов и сдвинуть чехлы с шарниров в сторону середины вала. Удалить смазку с поверхностей шарнира. Пометить детали шарниров, чтобы сохранить их взаимное расположение при сборке.

Наружный шарнир привода переднего колеса снимается путем спрессовки обоймы с вала ударами по ее торцу через мягкую оправку. Внутренний шарнир привода автомобиля ВАЗ-2109 снимается после удаления фиксатора и снятия с вала корпуса шарнира, после чего нужно снять стопорное кольцо и снять со шлицов вала обойму шарнира с сепаратором и шариками .

Сборка привода переднего колеса производится в порядке, обратном разборке. При сборке шарниров они заполняются специальной смазкой ШРУС-4. Защитные чехлы надежно фиксируются на вале привода и корпусах шарниров хомутами.

При сборке привода колеса автомобилей ВАЗ-2109 необходимо снять и заменить на новое стопорное кольцо полуосевой шестерни со шлицевого хвостовика корпуса внутреннего шарнира, поскольку при выпрессовке хвостовика из дифференциала происходит повреждение стопорного кольца и стопорное кольцо не может обеспечить надежную фиксацию хвостовика. Для облегчения снятия и установки стопорного кольца, а также предотвращения его повреждения при установке применяют специальный съемник в виде втулки с выступом для упора торца кольца при его разжимании (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Съемник для установки (а) и снятия (б) стопорного кольца на хвостовике внутреннею шарнира автомобиля:

1 -- съемник; 2 -- хвостовик внутреннего шарнира; 3 -- стопорное кольцо

8. Моменты затяжки гаек, болтов

В таблице ниже приводятся закручивающие моменты для затяжки болтов и гаек. Не превышайте эти величины.

Резьба

Прочность болта

8.8

10.9

12.9

М6

10

13

16

М8

25

33

40

М10

50

66

80

М12

85

110

140

М14

130

180

210

М16

200

280

330

М18

280

380

460

М20

400

540

650

М22

530

740

880

М24

670

940

1130

М27

1000

1400

1650

М30

1330

1800

2200

М33

1780

2450

3000

М36

2300

3200

3850

М39

3000

4200

5050

М42

3700

5200

6250

Выше перечисленные величины даются для стандартных болтов и гаек, имеющих метрическую резьбу.

9.Используемые инструменты и оборудование

Обозначение

Наименование

67.7801.9524

Съемник для выпрессовки внутреннего шарнира из полуосевой шестерни.

1-поворотный кулак

2-корпус

3-винт

67.7814.9508

Приспособление для снятия и установки хомутов защитных чехлов привода колес

67.7853.9537

Оправка для установки защитных чехлов шарниров привода колес

67.7853.9562

Оправка для установки сальника полуоси

Съемник ударного действия для демонтажа внутренних шарниров привода колес

10. Охрана труда

Охрана труда-это система технических, санитарно-гигиенических и правовых мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение безопасных для жизни и здоровья человека условий труда.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда, а также нормы и требования по охране труда; закреплены в Основах законодательства РФ об охране труда и ТК.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. К самостоятельной работе автомехаником по ремонту автомобилей допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:

- предварительный медицинский осмотр. При уклонении от прохождения медицинских осмотров работник не допускается к выполнению трудовых обязанностей;

- вводный инструктаж;

- обучение безопасным методам и приемам труда и проверку знания безопасности труда;

- первичный инструктаж на рабочем месте.

К работе с электрифицированными инструментом и оборудованием допускаются автомеханики, прошедшие соответствующее обучение и инструктаж, имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.

Выполнение работ, не связанных с обязанностями автомеханика, допускается после проведения целевого инструктажа.

1.2. Автомеханик обязан:

1.2.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка.

1.2.2. Правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты.

1.2.3. Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

1.2.4. Выполнять только порученную работу. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допуску после прохождения целевого инструктажа.

1.3. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Курить разрешается только в специально оборудованных местах.

1.4. Опасными и вредными производственными факторами для автомеханика при ремонте автомобилей являются: токсичные, горючие жидкости, смазочные материалы и их испарения;

- выхлопные газы двигателя;

- электрический ток;

- движущиеся части узлов и агрегатов;

- острые кромки деталей, узлов, агрегатов, инструмента и приспособлений.

1.5.Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты выдаются согласно Типовым отраслевым нормам.

Работодатель обязан заменить или отремонтировать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.

1.6. При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону (указать номер телефона), руководителю работ и приступить к тушению.

1.7. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне ее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.

1.8. При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.

1.9. При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений, инструмента сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование и инструменты запрещается.

1.10. Выполняя трудовые обязанности, автомеханик обязан соблюдать следующие требования:

- ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;

- не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;

- не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;

- не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;

- не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах.

1.11. Обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования. Запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью 'Не включать - работают люди!' имеет право снять только тот работник, который его установил. Запрещается включать в работу оборудование, если на пульте управления установлен запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью 'Не включать - работают люди!'

1.12. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:

- ходить по пешеходным дорожкам, тротуарам;

- при выходе из здания убедиться в отсутствии движущегося транспорта.

1.13. Для питья следует употреблять воду из сатураторов, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.

1.14. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате приема пищи).

1.15. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допуску после прохождения целевого инструктажа.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду. Убедиться, что она исправна. Работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, кроссовках, кедах) не разрешается.

2.2. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты технического обслуживания и ремонта осуществляется под руководством ответственного лица.

После постановки автомобиля на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач в нейтральное, положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков). На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью 'Двигатель не пускать - работают люди!' На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства.

2.3. При обслуживании автомобиля на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью 'Не трогать - под автомобилем работают люди!'

2.4. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

2.5. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и катанного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.

После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

2.6. При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.

2.7. Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находиться на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

2.8. Переносные деревянные лестницы-стремянки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее чем на 1 м. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

2.9. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

2.10. Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе электроинструментом с напряжением выше 42 В необходимо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами).

2.11. Перед тем, как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.

2.12. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки. Осмотровые канавы и эстакады должны иметь колесоотбойные брусья (реборды).

2.13. Автомобили, работающие на газовом топливе, могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода их на работу на бензин (дизельное топливо).

Расходные вентили не следует оставлять в промежуточном состоянии: они должны быть или полностью открыты, или полностью закрыты.

2.14. Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания запрещается.

2.15. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

2.16. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. При выполнении операций по техническому обслуживанию, требующему работы двигателя автомобиля, выхлопную трубу соедините с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии примите меры по удалению из помещения отработанных газов.

3.2. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

3.3. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т. п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

3.4. Запрещается:

- работать лежа на полу (земле) без лежака;

- выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;

- подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

- снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах, полуприцепах) всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под чего или раму автомобиля.

- проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

- поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

- поднимать (даже кратковременно) грузы массой более, чем это указано на табличке данного подъемного механизма,

- снимать устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;

- поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;

- работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;

- оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора;

- использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;

- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

- пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;

- производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза;

- проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

- сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом:

3.5.В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается:

- протирать автомобиль, и мыть агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т. п.);

- хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т. д. в количествах больше сменной потребности;

- заправлять автомобиль топливом;

- хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;

- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.

3.6. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на газовом топливе необходимо:

- поднять капот для проветривания;

- выполнять работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования; агрегаты газовой аппаратуры разрешается снимать только в остывшем состоянии (при температуре поверхности деталей не выше +60 °С);

- проверять герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях;

- предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;

- крепить шланги на штуцерах хомутиками.

3.7. При проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на газовом топливе, запрещается:

- подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

- выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;

- скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

- устанавливать газопроводы кустарного производства;

- применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей;

- использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.

3.8. При работе гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.

3.9. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

3.10. Проверять соосность отверстий разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.

3.11. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали - на стеллажи.

3.12. При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение.

3.13. Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается после отключения подачи воздуха.

3.14. Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ними.

3.15. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.

3.16. При замене или доливе масел и жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки необходимо откручивать и закручивать предназначенным для этой цели инструментом.

3.17. Для подачи смазки в высоко расположенные масленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под ноги в осмотровой канаве.

3.18. Для работы впереди и сзади автомобиля и для перехода через осмотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее - специальными лестницами.

3.19. Запрещается:

- подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;

- переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;

- направлять струю воздуха на себя или на других при работе пневматическим инструментом;

- устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.

4. Требования безопасности по окончании работы

4.1. Приведите в порядок рабочее место. Уберите инструменты и приспособления.

4.2. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков следует щеткой.

4.3. Доложите руководителю о возникавших в процессе работы неисправностях.

4.4. Очистите спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

4.5. Вымойте лицо и руки мылом или примите душ.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. В случае отключения электропитания прекратите работу и доложите руководителю. Не пытайтесь самостоятельно выяснять и устранять причину. Помните, что напряжение может неожиданно появиться.

5.2. При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану, руководителю работ и приступить к тушению.

5.3. При возгорании или пожаре помните, что тушить электроустановки следует углекислотными огнетушителями или сухим песком во избежание поражения электрическим током.

5.4. Разлитое масло и топливо необходимо немедленно удалять с помощью леска или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Заключение

Приводы передних колес работают в наиболее тяжелых и неблагоприятных условиях, так как они расположены в зоне наибольшего воздействия влаги и грязи и передают крутящий момент на колеса под постоянно изменяющимися углами и нагрузками. Высокая точность изготовления деталей шарниров, применение высококачественных материалов и смазки обеспечивают надежную работу узла и в этих условиях, но только при сохранении герметичности шарниров. Поэтому необходимо периодически проверять состояние защитных чехлов и хомутов, чтобы своевременно обнаружить на них трещины, деформации или следы задевания о дорожное покрытие и принять меры по их замене. Этим самым предупреждается преждевременное изнашивание шарниров.

Список источников информации

1. Грибков В.М., Карпекин П.А. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. - М.:Россельхозиздат, 1998

2. Краткий автомобильный справочник. - 12-е изд., перераб. и доп. -М.: Транспорт, 1995

3. Руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, ВАЗ-2109, ВАЗ-21091, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099. - М.: Издательский дом Третий Рим, 2000.

4. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов/Е.С.Кузнецов, В.П. Воронов, А.П. Болдин и др.; Под ред. Е.С. Кузнецова. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1991. - 413 с.

5. С.К.Шестопалов 'Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей'

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru