Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Методы и приборы по измерению неровности поверхности дорожного покрытия

Работа из раздела: «Транспорт»

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Кафедра «Проектирование автомобильных дорог»

Реферат

на тему «Методы и приборы по измерению неровности поверхности дорожного покрытия»

Выполнил: ст. гр. 114369

Сушко П.А.

Принял: Адашкевич В.И.

Минск, 2013

Содержание

1. Обследование неровностей в местах ДТП

2. Методы и приборы обследования выбоин, наплывов, просадок и колейности

3. Методы и приборы для определения шероховатости и коэффициента сцепления

3.1 Шероховатость дорожных покрытий

3.1.1 Определение шероховатости дорожных покрытий методом «песчаное пятно»

3.2 Коэффициент сцепления

3.2.1Метод определения коэффициента сцепления прибором ударного действия типа ППК

3.2.2 Метод определения коэффициента сцепления прибором маятникового типа

Литература

дорожный неровность выбоина шероховатость

1. Обследование неровностей в местах ДТП

Одним из факторов, приводящим к ДТП, является неудовлетворительное состояние дорожного полотна. Согласно ПДД, водитель должен учитывать состояние дороги при выборе скорости движения, именно данное требование указывается при оформлении протокола административного правонарушения. Но неровности дорожного покрытия далеко не всегда могут быть заранее обнаружены водителем, поэтому вовремя среагировать на них снижением скорости водитель не всегда имеет возможности, что еще больше усугубляется отсутствием соответствующих предупреждающих знаков на таких участках.

К неровностям поверхности дорожного покрытия, подвергаемых измерению в местах ДТП можно отнести:

Отдельные выбоины, просадки, наплывы

Колейность автомобильных дорог

Недостаточная шероховатость покрытия (несоответствие коэффициента сцепления, требуемым значениям).

При оценке ровности и сцепных свойств дорожных покрытий в местах ДТП используют метод выборочного контроля, который предназначен для обследования участков дорог протяжением менее 1 км.

Выборочные измерения ровности выполняют с помощью нивелиров, трехметровых реек или многоопорных реек. Выборочные измерения сцепных свойств дорожного покрытия выполняют с помощью портативного прибора ППК-МАДИ. Могут быть использованы и другие приборы, имеющие необходимое метрологическое обеспечение, показания которых должны быть приведены к показаниям, перечисленным выше приборов. При этом корреляционные испытания необходимо проводить не менее, чем на 5 участках, различающихся по ровности и сцепным свойствам дорожного покрытия.

2. Методы и приборы обследование выбоин, наплывов, просадок и колейности

Выбоины - местные разрушения дорожного покрытия, имеющие вид углублений с резко очерченными краями, которые образовались за счет разрушения материала покрытия.

Обследование данных дефектов производиться с помощью нивелира и нивелирной рейки, а также трехметровой рейкой.

По данным нивелирования вычисляют относительные отметки точек поверхности покрытия и углубления. При использовании трехметровой рейки, определяю просвет под ней, с помощью измерительного клина.

Колейность - дефект дорожного покрытия, обусловленный наличием на проезжей части колей - продольных углублений правильной формы в местах наката.

Измеряют колеи ручным и инструментальным способом. При ручном способе на гребни колей укладывают рейку с рекомендуемой длиной 2м. Глубиной колеи считают максимальный просвет под рейкой, измеренный в миллиметрах. Колею проверяют по кажной полосе движения отдельно в прямом и обратном направлении. Основной инструментальный способ - измерение колеи лазерным профилографом, но его применение не целесообразно для обследования мест ДТП. Также колейность измеряют нивелированием, для этого на полосе движения должны быть выбраны восемь точек: две - по полосам наката, четыре - на расстоянии 20-30 см по обе стороны от полос наката и две - по краям полосы движения.

Рис.1 Измерение ровности трехметровой рейкой.

3. Методы и приборы для определения шероховатости и коэффициента сцепления

3.1 Шероховатость дорожных покрытий

Шероховатость поверхности покрытия является качественной характеристикой его состояния, и представляет собой отклонение покрытия дорожной одежды от истинно плоской в пределах диапазона длин волн до 500мм и амплитуды между пиками до 50 мм.

Шероховатость дорожного покрытия определяют методами песчаного пятна, объемного пятна и методом вытекания.

3.1.1 Определение шероховатости дорожных покрытий методом «песчаное пятно»

Метод основан на определении средней глубины впадин покрытия с помощью песка.

Средства измерений:

линейка металлическая с верхним пределом измерений 300 мм

два мерных стаканчика объемом 10 и 25 см3

Порядок проведения испытания

высыпать песок из мерного стаканчика на дорожное покрытие;

круговым движением диска распределить песок ровным слоем в виде круга на поверхности дорожного покрытия, заполняя все впадины до уровня наибольших выступов;

измерить 3 раза в различных направлениях диаметр песчаного пятна и занести значения в таблицу 4;

выполнить два повторных измерения шероховатости дорожного покрытия.

1 -- диск; 2 -- песок до распределения диском; 3 -- песок после распределения диском

Рисунок 2 -- Схема проведения измерений по определению шероховатости дорожных покрытий методом «песчаное пятно»

3.2 Коэффициент сцепления

Шероховатость оказывает влияние на сцепные качества автомобильной дороги, т.е. влияет на величину коэффициента сцепления.

Величину коэффициента сцепления в местах ДТП определяют с помощью прибора ППК-МАДИ, портативного прибора маятникового типа, а также методом торможения автомобиля.

3.2.1 Метод определения коэффициента сцепления прибором ударного действия типа ППК

Метод основан на имитации процесса скольжения сблокированного колеса автомобиля по дорожному покрытию.

При проведении испытаний необходимо выполнить следующие операции:

установить прибор в точке измерения коэффициента сцепления;

зафиксировать груз прибора в верхнем положении;

увлажнить дорожное покрытие водой по траектории движения имитаторов, из расчета 0,2 л под каждый имитатор;

сбросить груз на тяги прибора;

по измерительному кольцу на шкале прибора зафиксировать значение коэффициента сцепления;

в каждой точке выполнить по три испытания;

-результаты испытаний занести в таблицу

1 -- положение груза до проведения испытаний; 1? -- положение груза после проведения испытаний; 2 -- положение имитаторов до проведения испытаний; 2? -- положение имитаторов после проведения испытаний; 3 -- измерительное кольцо; 4 -- шкала прибора; 5 -- мокрое покрытие

Рисунок 3 -- Схема проведения испытаний по определению коэффициента сцепления прибором ППК

3.2.2 Метод определения коэффициента сцепления прибором маятникового типа

Метод основан на трении резинового образца в виде маятника с поверхностью дорожного покрытия.

При проведении испытаний необходимо выполнить следующие операции:

измерить температуру воздуха;

установить прибор в точке измерения коэффициента сцепления;

зафиксировать маятник прибора в верхнем положении;

увлажнить дорожное покрытие водой по траектории движения маятника, из расчета 0,05 л на каждое измерение;

отпустить маятник, чтобы он совершил одно колебание по покрытию, остановив рукой обратное движение;

по стрелке на шкале прибора зафиксировать значение показателя сцепления;

в каждой точке выполнить по три измерения;

1 -- шкала прибора; 2 -- маятник; 3 -- стрелка; 4 -- мокрое покрытие

Рисунок 4 -- Схема проведения испытаний по определению коэффициента сцепления прибором маятникового типа

Литература

«Диагностика автомобильных дорог» Леонович И.И., Богданович С.В

СТБ 1566-2005 «Автомобильные дороги» МИ

« Центр экспертиз испытаний и исследований в строительстве» http://www.ceiis.ru

«www.ceiis.ru/press-centr/novosti/issledovanie-problem-koleynostasfaltobetonnykh-pokrytiy-ulichno-dorozhnoy-seti-g-moskvy»

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru