Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Развитие железных дорог России

Работа из раздела: «Технология»

              РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ.



             До середины 19 в. все перевозки в России осуществлялись  водным
и гужевым транспортом. Реки были основными транспортными  артериями  страны.
Многие речные бассейны  были  соединены  каналами  (Мариинская,  Тихвинская,
Березинский, Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большое  значение
имела Волга, связывавшая  наиболее  развитые  и  заселенные  районы  России.
Внешние торговые связи осуществлялись морским транспортом .
                    Первые железные дороги  в  России  появились  на  горных
заводах Алтая и Урала в начале XIX в. В 1810 г.  на  Колыванском  заводе  на
Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра с  конной
тягой. В 1834 г. на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и  Мирон
Черепановы построили  железную  дорогу  с  паровой  тягой.  Первой  железной
дорогой общего пользования в  России  была  Царскосельская  железная  дорога
протяженностью 26 км., соединявшая с 1387 г. Петербург  с  Царским  Селом  и
Павловском.
               В  первый  период  железнодорожного  строительства  в  России
строились  прежде  всего  дороги,  обеспечивавшие  стратегические   интересы
Российской империи и интересы государственного управления. В  1843-1851  гг.
были построены крупнейшие в Европе двух путные  железные  дороги  Петербург-
Москва и Петербург-Псков-Варшава-Вена, соединявшие главный центр торговли  и
промышленности страны -Московский район с Петербургским  морским  портом,  а
столичный Петербургский район с сетью железных дорог Западной Европы.
               Во второй период строительства (середина 60-х годов-80-е годы
XIX в.) были обеспечены связи Москвы с  её  сырьевыми  и  продовольственными
базами и основных  хлебопроизводящих  районов  России  с  морскими  портами.
Железная дорога Москва - Нижний Новгород соединила Москву с  главной  речной
магистралью - Волгой, а через неё и с  более  отдаленными  районами  России.
Линии Москва-Рязань-Воронеж-Зверово, Козлов  -Тамбов-Саратов,  Москва  -Тула
-Орел -Курск -Харьков, продолженные затем до Севастополя, Ростова-на-Дону  и
Владикавказа  связывали  старую  столицу  России  с   Черноземным   центром,
Украиной, Донбассом,  Поволжьем  и  Северным  Кавказом.  Во  втором  периоде
строительства были заложены основы железнодорожной  сети  европейской  части
России, напоминающей паутину, исходящую из одного центра  -  Москвы.  Важным
достижением был также выход железных дорог к Волге,  Балтийскому  и  Черному
морям. К началу 90-х годов XIX в.  сеть  железных  дорог  России  состовляла
около 30 тыс.км.
              Специализация Средней Азии на хлопке потребовала завоза сюда в
большом количестве хлеба. В связи с этим Закаспийская дорога была  проложена
до Ташкента и Андижана. В 1906 г. эта дорога была соединена с  Оренбургом  и
тем самым была установлена  прямая  связь  Средней  Азии  с  сетью  железных
дорог.
               В годы первой мировой войны для вывоза из внутренних  районов
Сибири  были  построены  линии  Новосибирск  -  Барнаул  -  Семипалатинск  и
Плетаево-Троицк-Кустанай. Для обеспечения связей с  зарубежными  странами  в
обход Балтийского моря,  выходы  из  которого  были  блокированы  Германией,
срочно строилась дорога Волхов-Петрозаводск-Мурманск.
                Наиболее крупным  недостатком  железных  дорог  России  была
техническая неполноценность, а также мощность составов  и  высокие  цены  за
перевозки. Тем не менее в 1913 г. грузооборот был больше речного  транспорта
в 6 раз.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru