Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Теория государства и права (ТГП) в таблице

Работа из раздела: «Теория государства и права»

 Теория происхождения государства и права |Представители |Содержание |Оценка
| |
|Договорная  |Г. Гроцкий,  |Чтобы обеспечить     |Отмечая прогрессивность    |
|            |Г. Гоббс, Д. |нормальную жизнь,    |многих положений теории    |
|            |Лонк, Б.     |люди заключают между |общественного договора,    |
|            |Спиноза, Ж-Ж |собой договор о      |которая противостояла      |
|            |Руссо, А.Н.  |создании государства,|феодальному сословному     |
|            |Радищев и др.|добровольно передавая|государству, царящему в    |
|            |             |ему часть своих прав.|этом обществе произволу,   |
|            |             |                     |неравенству людей перед    |
|            |             |                     |законом, следует указать,  |
|            |             |                     |что нет убедительных       |
|            |             |                     |научных данных,            |
|            |             |                     |подтверждающих реальность  |
|            |             |                     |этой теории. Так же эта    |
|            |             |                     |теория игнорирует          |
|            |             |                     |необходимость экономических|
|            |             |                     |предпосылок для того, чтобы|
|            |             |                     |могло возникнуть           |
|            |             |                     |государство.               |
|Патриархальн|Основатель – |Государство возникает|Основные положения         |
|ая          |Аристотель(II|из разрастающейся из |патриархальной теории      |
|            |I век до     |поколения в поколение|убедительно опровергаются  |
|            |н.э.),       |семьи. Глава этой    |современной наукой. Нет ни |
|            |Фильмер,     |семьи становится     |одного исторического       |
|            |Михайловский |главой государства-  |свидетельства подобного    |
|            |и др.        |монархом. Его власть |способа возникновения      |
|            |             |– это продолжение    |государства. Напротив,     |
|            |             |власти отца, монарх  |установлено, что           |
|            |             |же отец всех своих   |патриархальная семья       |
|            |             |подданных. Из        |появилась вместе с         |
|            |             |патриархальной теории|государством в процессе    |
|            |             |(как и из            |разложения                 |
|            |             |теологической),      |первобытнообщинного строя. |
|            |             |естественно возникает|                           |
|            |             |вывод о необходимости|                           |
|            |             |для всех людей       |                           |
|            |             |подчиняться          |                           |
|            |             |государственной      |                           |
|            |             |власти.              |                           |
|Теологическа|Многие       |Теория отстаивает    |Теологическую теорию нельзя|
|я           |религиозные  |идеи незыблемости    |доказать, как нельзя и     |
|            |деятели      |вечности государства,|прямо опровергнуть: вопрос |
|            |Древнего     |необходимости        |об ее истинности решается  |
|            |Востока,     |подчинения           |вместе с вопросом о        |
|            |средневековой|государственной воле,|существовании Бога,        |
|            |Европы (Фома |как власти от Бога,  |Всемирного разума, т.е. это|
|            |Аквинский    |но вместе с тем, и   |в конечном счете вопросы   |
|            |ХIII в.),    |зависимости самого   |веры.                      |
|            |идеологи     |государства от       |                           |
|            |ислама и     |божественной воли,   |                           |
|            |современной  |которая проявляется  |                           |
|            |католической |через церковь и      |                           |
|            |церкви(      |другие религиозные   |                           |
|            |неотимисты,  |организации. Суждение|                           |
|            |Жак Маритен) |о законности         |                           |
|            |             |происхождения и      |                           |
|            |             |использования власти |                           |
|            |             |правителя принадлежит|                           |
|            |             |церкви. Высказывая   |                           |
|            |             |такое суждение, даже |                           |
|            |             |и ведущее к          |                           |
|            |             |низложению правителя,|                           |
|            |             |церковь не посягает  |                           |
|            |             |на божественный      |                           |
|            |             |принцип власти,      |                           |
|            |             |необходимый для      |                           |
|            |             |общежития. Подданные |                           |
|            |             |не только не должны  |                           |
|            |             |исполнять приказания |                           |
|            |             |правителя,           |                           |
|            |             |противоречащие       |                           |
|            |             |божественным законам,|                           |
|            |             |но и вообще не       |                           |
|            |             |обязаны повиноваться |                           |
|            |             |узурпаторам и        |                           |
|            |             |тиранам.             |                           |
|Насилия     |К.Каутский,  |Возникновение        |Чтобы возникло государство |
|            |Е.Дюринг, А. |государства          |необходим такой уровень    |
|            |Гумппович    |рассматривается, как |экономического развития,   |
|            |             |реализация           |который позволил бы        |
|            |             |закономерности       |содержать государственный  |
|            |             |подчинения слабого   |аппарат. Если уровень не   |
|            |             |сильному. Многие     |достигнут, то никакие      |
|            |             |государства появились|завоевания не могут        |
|            |             |именно в результате  |привести к возникновению   |
|            |             |завоевания одним     |государства. Должны созреть|
|            |             |народом другого.     |внутренние условия, что    |
|            |             |(раннегерманские или |имело место при            |
|            |             |венгерские           |возникновении германских   |
|            |             |государства)         |или венгерских государств. |
|Психологичес|Г.Гард, Л.И. |Появление            |Влияние человеческой       |
|кая         |Петражицкий  |государства и права  |психики не является        |
|            |             |объясняется          |решающим, а сама психика   |
|            |             |проявлением свойств  |формируется под влиянием   |
|            |             |человеческой психики,|соответствующих            |
|            |             |потребностью         |экономически, социальных и |
|            |             |подчиняться,         |иных условий. Именно эти   |
|            |             |подражанием,         |условия должны учитываться |
|            |             |сознанием зависимости|в первую очередь.          |
|            |             |от элиты общества,   |                           |
|            |             |осознанием           |                           |
|            |             |справедливости,      |                           |
|            |             |определенных         |                           |
|            |             |вариантов действия и |                           |
|            |             |отношения и пр. В    |                           |
|            |             |основе его лежат     |                           |
|            |             |особые эмоции,       |                           |
|            |             |которые переживаются |                           |
|            |             |как внутренняя помеха|                           |
|            |             |свободе и которые    |                           |
|            |             |побуждают человека к |                           |
|            |             |какому-либо действию.|                           |
|            |             |Нормы как            |                           |
|            |             |авторитарные запреты |                           |
|            |             |и веления есть лишь  |                           |
|            |             |отражение этих       |                           |
|            |             |переживаний.         |                           |
|            |             |Психологическая      |                           |
|            |             |теория различает     |                           |
|            |             |этический долг как   |                           |
|            |             |правовую обязанность |                           |
|            |             |и этический долг как |                           |
|            |             |нравственную         |                           |
|            |             |обязанность.         |                           |
|Естественно-|Фундаментальн|Суть данной теории   |    В цивилизованном       |
|правовая    |ую разработку|состоит в том, что,  |обществе нет оснований для |
|            |теория       |кроме позитивного    |противопоставления         |
|            |естественного|права, которое       |естественного и позитивного|
|            |права        |создается            |права, так как последнее   |
|            |получила в   |государством,        |закрепляет и охраняет      |
|            |работах      |существует общее для |естественные права         |
|            |Локка, Руссо,|всех людей           |человека, составляя единую |
|            |Монтескье,   |естественное право,  |общечеловеческую систему   |
|            |Гольбаха,    |стоящее над          |правового регулирования    |
|            |Радищева и   |позитивным правом.   |общественных отношений.    |
|            |других       |Последнее            |                           |
|            |мыслителей.  |основывается именно  |                           |
|            |             |на требованиях       |                           |
|            |             |естественного права  |                           |
|            |             |(права на жизнь,     |                           |
|            |             |свободное развитие,  |                           |
|            |             |труд, участие в делах|                           |
|            |             |общества и           |                           |
|            |             |государства). Понятие|                           |
|            |             |естественного права  |                           |
|            |             |включает в себя      |                           |
|            |             |представления о      |                           |
|            |             |прирожденных и       |                           |
|            |             |неотъемлемых правах  |                           |
|            |             |человека и           |                           |
|            |             |гражданина, которые  |                           |
|            |             |являются             |                           |
|            |             |обязательными для    |                           |
|            |             |каждого государства. |                           |
|            |             |Еще римские юристы   |                           |
|            |             |наряду с гражданским |                           |
|            |             |правом и правом      |                           |
|            |             |народов выделяли     |                           |
|            |             |естественное право   |                           |
|            |             |(jus naturale) как   |                           |
|            |             |отражение законов    |                           |
|            |             |природы и            |                           |
|            |             |естественного порядка|                           |
|            |             |вещей.               |                           |
|Нормативизм |К. Бергбом - |С точки зрения этой  |Исходя из своих научных    |
|            |в Германии,  |теории право творится|представлений,             |
|            |Г.Ф.         |государством - это   |нормативистская теория     |
|            |Шершеневич - |нормы государства,   |отстаивала идею правовой   |
|            |в России, Д. |направленные на      |государственности. Многие  |
|            |Остин - в    |удовлетворение       |ее сторонники выступали    |
|            |Англии,      |интересов человека.  |против противопоставления  |
|            |Р.Штаммлер   |). Главный тезис     |государства в права,       |
|            |             |юридического         |определяли государство как |
|            |             |позитивизма -        |единство внутреннего смысла|
|            |             |признание правом     |всех правовых положений,   |
|            |             |только норм,         |как осуществление и        |
|            |             |создаваемых          |воплощение правовых норм в |
|            |             |государством для     |единый правопорядок.       |
|            |             |общего блага или для |                           |
|            |             |удовлетворения       |                           |
|            |             |интересов человека.  |                           |
|            |             |При этом не          |                           |
|            |             |отрицается и то, что |                           |
|            |             |в праве воплощаются  |                           |
|            |             |идеи справедливости, |                           |
|            |             |и то, что право      |                           |
|            |             |становится           |                           |
|            |             |обязательным для     |                           |
|            |             |самого государства.  |                           |
|            |             |Однако только та     |                           |
|            |             |справедливость,      |                           |
|            |             |которая получает     |                           |
|            |             |защиту государства,  |                           |
|            |             |есть право.          |                           |
|Социологичес|Эрлих, С.М.  |Социальная норма -   |Отвлекаясь от формальных   |
|кая         |Муромцев и   |это норма поведения, |признаков права,           |
|            |Г.Ф.         |прилагаемая к внешним|социологическая теория     |
|            |Шершеневич.  |выражениям           |наполняет его социальным   |
|            |             |общественной жизни.  |содержанием, доказывает,   |
|            |             |Она источник         |что право является         |
|            |             |человеческого        |уравновешивающей силой в   |
|            |             |благополучия и стоит |жизни общества. Идеи данной|
|            |             |выше государства. В  |теории четко выражают      |
|            |             |отличие от правового |сущность правового         |
|            |             |позитивизма,         |государства, в котором и   |
|            |             |сводившего задачи    |само государство, и его    |
|            |             |юридической науки к  |граждане должны подчиняться|
|            |             |формально-логическому|правовым предписаниям в    |
|            |             |изучению действующего|интересах общего блага.    |
|            |             |права,               |                           |
|            |             |социологическая школа|                           |
|            |             |перемещает центр     |                           |
|            |             |тяжести на изучение  |                           |
|            |             |«живого права», то   |                           |
|            |             |есть системы         |                           |
|            |             |правоотношений,      |                           |
|            |             |поведения людей в    |                           |
|            |             |сфере права.         |                           |

         Вывод
         Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой
действительности. Они являются гражданами определенного государства,
подчиняются государственной власти, сообразуют свои  действия с правовыми
предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они
стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения
государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному
отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется
различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы,
разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
         Государство явление многогранное. Рассмотренные теории по разному
объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и
осмысления в рамках одной универсальной  теории вряд ли возможно, хотя
такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из
возможных сторон процесса возникновения государства.
         История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие
умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права,
раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием
человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую
сердцевину человеческих отношений.
         В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие
права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных
принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и
права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и
обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой
точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках
одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли
других членов общества. Суть государства и права составляет силу
принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция
обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что
государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия
противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в
деятельности государства, функционирование права выражается общие
скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и
права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта
позиция обоснована теорией общественного договора.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru