Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Фрактальные свойства социальных процессов

Работа из раздела: «Социология»

         МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                       ИНСТИТУТ  СОЦИОЛОГИИ


                         ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
                             НА ТЕМУ:

            Фрактальные свойства социальных процессов.



                                    Студента вечерного отделения
                                    социологического факультета
                                    Герасимова Игоря Борисовича

                                    Научный руководитель:
                                    Лаврикова Алла Ивановна



                           МОСКВА 1997г.



                            Содержание

         1.Методологическая часть........................4
         2.Схема логических шагов в работе...............7
         3.Введение.
            Необходимость теории самоорганизации.........8
         4.Религия и культура как регуляторы социальной
           активности...................................14
         5.Управление и теория самоорганизации..........19
         6.Единство культурных феноменов , смысл её
           инвариантов..................................23
         7.Золотая пропорция - инвариант культуры.......30
         8.Целостность мира, фракталы...................36
         9.Заключение, применение выводов...............46
        10.Библиография.................................49



                       Методологическая часть.


     Проблема.
     Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существова-
ния инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей.


     Объект исследования.
     Культурные феномены, их инварианты.


     Предмет исследования.
     Существование инвариантов в культуре,особенно золотого  сечения,
их место в ней и их влияние на общество.


     Цель.
     Установление устойчивой  взаимосвязи между культурными феноменами
и социальным гармоничным поведением людей .  ( Люди ожидают какое  ка-
кое-либо предсказуемое поведение от других ( по М.Веберу ))
     Установление механизма образующего согласованное ,  взаимосвязан-
ное , гармоничное поведение людей .


     Задачи.
     1.Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации.
     2.Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение
людей .
     3.Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение)
     4.Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов.
     5.Фрактальный анализ , как новое средство в управлении .


     Уточнение и интерпретация основных понятий.
     Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе
без вмешательства извне за счет ее составляющих.
     Фракталы - построенные компьютером образы ,  демонстрирующие  су-

ществование процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаоти-
ческими системах.
     Основными свойствами фракталов являются :
     - чрезвычайная сложность , мозаичность , 'изломанность' ;
     - существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий .
     Инвариант - неизменный элемент системы .
     Культура -  система норм ,  ценностей ,  артефактов ,  ритуалов и
т.п. ,детерминирующая поведение людей .
     Религия - система верований и обрядов направляющих внимание людей
на избранные 'священные' объекты .
     Социальный процесс - устойчивая тенденция ,  закономерность изме-
нений в обществе .  Все социальные процессы тесно взаимосвязаны  между
собой .


     Гипотезы.
     1.Существование инварианта культуры - золотого сечения ;
     2.Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как  инва-
рианта существования сложных систем ,  закономерности протекания соци-
альных процессов ;
     3.Накопление человечеством информации (например - артефактов) ,на
основе золотого сечения , последствия этого ;
     4.Исследование возможности  практического  использования знания о
свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов само-
организации в обществе и управления им .



                             ВВЕДЕНИЕ



     Современное общество  не может существовать в условиях сенсорного
голода - для его развития и успешного протекания процессов самооргани-
зации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле .
     От того , какая информация будет наполнять это пространство будет
зависеть решение ряда актуальных проблем . Использование новейших отк-
рытий науки для формирования все более совершенного общества  позволит
это .  К наиболее значительным открытиям ,  открывающим большие перс-
пективы можно отнести открытия синергетики ,  фрактальную геометрию .
С другой  стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах тре-
бует использования этих открытий в условиях крайне динамичного  совре-
менного мира  (  особенно  в  нашей стране отставание которой от Запада
обусловлено, во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам ) .
     Исторически сформировавшиеся  механизмы  регулирования  поведения
человека сейчас недостаточно эффективны .  На  фундаментальном  уровне
прогресс нашей  цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с
окружающим миром , с природой .
     Промышленный переворот  19 века и научно-техническая революция 20
века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный че-
ловеком целый  мир технических устройств резко повысил его возможности
по преобразованию природы и воздействия на нее .' Техника в десятки и
сотни раз увеличила производительность труда ,  во многом улучшила ма-
териальные условия жизни сотен миллионов людей .  Но эта же техника  ,
промышленное производство , попутно стали разрушать сложившиеся на про-
тяжении веков условия существования человека . Но это была не вина ма-
шин , а беда человека , не сумевшего создать совершенную социально-по-
литическую организацию к моменту начала научно- технической  революции
(1) .
     Проблемы стоящие перед обществом легко  решаемы  ,  если  принять
мысль В. И. Вернадского ,' что биосфера переходит на высшую стадию ста-
становясь ноосферой'(2) , т.  е. новое эволюционное состояние биосферы
при котором  разумная деятельность человека становится решающим факто-
ром ее развития .' Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь  законов
природы с законами мышления и социально-экономическими законами'(3).
     Как сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению  с
биосферой )  на людей ?  Физически человек достиг значительных успехов
за счет относительной самоизоляции от биосферы .
     Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающе-
го мира и его проявлений в культуре . Искусство , ремесло , наука ста-
новятся проекциями  отраженного  сознанием мира на плоскости различных
форм деятельности (4) .
     Можно предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение
окружающей природной и социальной среды  стимулирующей соответствующие
перестройки  психики,  субъективно  отражающей  объективный  мир. Нас-

   --------
     1) Ясюков М.И.  'Весы Немизиды'  , 'Мысль',1990г. стр.139
     2)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев 'Природа и цивилизация' стр.383-384
     3)Советский Энциклопедический Словарь 1988г стр.900,'Ноосфера'
     4)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев 'Природа и цивилизация' стр.370


колько безболезненны приспособительные реакции психики , судить нелег-
ко .  Возможно , они вызывают комплекс антисоциальных поступков , раз-
рушая связи между людьми делая общественную жизнь напряженной , неспо-
койной, угнетающей  .  Духовное  обновление  человечества идет не столь
быстро , как техническое переоснащение человечества . Человеческая па-
мять - продукт биологической и социальной эволюции ,  а традиции преж-
них ' поколений тяготеют как кошмар , над умами живых ' (5) .
     Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами чело-
век способен в короткие сроки преодолевать огромные  расстояния,  созда-
вать великие культурные ценности или , напротив , уничтожать их . Воз-
можности проявления личности - хорошего или дурного чрезвычайно  уве-
личились .  И если сохраняются общественные связи , значит , личности
проявляют себя не хаотично , как атомы в броуновском движении (как бу-
дет ясно из моей работы этот пример приблизителен ) ,  а более или ме-
нее организованно , согласованно ( пусть и не всегда осмысленно ) .
     Перестраивая окружающий  мир ,  человек руководствуется не только
реальными потребностями , но и своими представлениями о благополучии ,
счастье - идеальными моделями своего желаемого бытия . А эти представ-
ления зависят от общественного мнения , пропаганды , рекламы .
     В целом  образуется некая векториальная сумма всех стремлений лю-
дей .  Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные законо-
мерности  одну  из  них сформулировал американский ученый  А. Сент-Де-
пардьи : ' Деятельность человека направляется стремлением к счастью .
Счастье - это в значительной степени реализация самого себя ,  то есть
удовлетворение всех духовных и материальных запросов ' (6) .
      --------
     5)там же, стр.370, К.Маркс Ф.Энгельс, собр.соч. том 8, стр.119
     6)там же, стр.373


     Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности чело-
века следующее : ' В научно-технических достижениях мы цивилизованны ,
а в психических реакциях мы остаемся варварами .  В известных пределах
мы умеем управлять собой .  Необходимо развитие новых исследований для
того ,  чтобы организовать наши усилия и направить их на создание  об-
щества  будущего  с высоким уровнем психической цивилизации ...  Более
глубокое понимание психических механизмов облегчит  поиски  счастья  и
уменьшит  ненужные  страдания людей .  Управление гигантскими силами ,
вызванными к жизни человеком , требует развития определенных психичес-
ких свойств , способных направлять разум не только на покорение приро-
ды , но и на то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека
'. (7)
     Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих
перед человеком сегодня ,  безразлично , говорим ли мы о судьбах всего
человечества или о мелких ,  локальных проблемах ,  мы должны обратить
особое внимание на культуру ,  рассматривая ее как основу для благопо-
лучного существования общества .  Развитие культуры одновременно с НТР
совершенно необходимо ,  ученые должны уделить этому особое внимание .
К.  Маркс писал Ф.  Энгельсу ,  что 'культура , - если она развивается
стихийно ,  а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню
... ' (8) .
    --------
     7)там же стр.373-374
     8)Ясюков М.И.'Весы Немизиды' стр.139 ,К.Маркс Ф.Энгельс собр соч.
       том 32 , стр.45



     Управление социальными  процессами  должно опираться на осознание
социокультурных закономерностей . Научные открытия в синергетике могут
помочь  нам  достичь  гармоничного  состояния общества при максимально
возможном благе для всех его членов .
     Мысль , высказанная К. Марксом о развитии общества как естествен-
но-историческом процессе не была разрабатываема в нашей стране . Боль-
ше повезло ' историческому ' аспекту ,  обеспеченному довольно  значи-
тельным числом работ . Что же касается ' естественного ' аспекта этого
процесса ,  то его изучение долгое время игнорировалось либо  тормози-
лось ,  а в итоге он поныне остается без внимания .  Между тем именно
здесь ,  на данном пути могут быть обнаружены объективные законы , ко-
торым подчиняется и природа,  и, что особенно важно , общество как его
составная часть .  Здесь могут быть весьма эффективны так же современ-
ные  методы  общенаучного познания как принципы симметрии, фрактальный
анализ и др.
   Эти законы естественноисторического процесса не могут не быть вскры-
ты не только потому ,  что  '  сама  история  является  действительной
частью истории природы , становления природы человеком ' (9) но и бла-
годаря включению в процесс познания семантических инвариантов , в силу
общетеоретического их статуса одинаково правомерных и приемлемых в кон-
цептуальных моделях развития природы и общества . Семантическими инва-
риантами  в данном смысле являются структурная устойчивость и функцио-
нальная надежность самоорганизующихся систем ( независимо  от  того  ,

     --------
     9)Сороко Эд.  Макс. 'Критерии гармонии самоорганизующихся социоп-
риродных систем' , стр.39 ,К.Маркс Ф.Энгельс , соч. т.42 стр.124


какова природа последних - естественная среда, общество  или  техносфе-
ра ),  критерии  различения  нормы и патологии этих систем, объективные
механизмы гармонизации во всей совокупности  своих процессуальных форм.
   Таковы же и критерии масштабной и иной параметрической оптимальности
систем в смысле  предназначения,  места в более  широком  целом - общие
законы их эволюции и инволюции,  структурогенеза  и деструктивных изме-
нений , деградации, адаптации и т. п. .
     Руководствуясь законами диалектического взаимодействия противопо-
ложностей ,  где мера является как бы средоточием их центростремитель-
ной ориентации ,  К.  Маркс научно спрогнозировал такую стадию естест-
венноисторического  процесса - движения системы ' общество-природа ' к
фазе своей эволюционной зрелости ,  на которой дифференциация наук , а
соответственно  подразделение  объектов  на природные и общественные ,
естественные и искусственные в значительной мере утрачивает смысл .
     В итоге  наука о человеке ( обществоведение ) и наука о природе (
естествознание ) согласно выводам К.  Маркса становятся  одной  наукой
(10) . Происходит их синтез, с обретением нового качества .
     Именно такую 'мировую линию' в развивающемся  организме  культуры
земной цивилизации увидел В.  И. Вернадский .' Процесс изучения в пла-
нетарном масштабе всего целостного природного тела  ,  понимаемый  как
восхождение естествознания по расширяющемся ступеням сложности , - та-
кова главная задача ,  в решении которой Вернадский видел свою жизнен-
ную миссию .' (11)
      --------
     10) там же , стр.40
     11)там же.



     Разрабатываемая в современной науке теория  самоорганизации  хотя
она  и не одна-единственная имеет уже теперь столь широкий диапазон ох-
вата предметных областей , что способна претендовать на синтез унасле-
дованного от классической науки традиционного подразделения объектов на
искусственные ,  природные и общественные ,  в равной степени выражать
проблематику и природы , и человека . Существование такой теории или ,
по крайней мере ,  не без ее непосредственного  привлечения,  становится
возможным  дальнейшее  развитие  интегративного ноосферного мышления ,
формирование единой научной ноокультуры познания , единого мировоззре-
ния в выработке стратегии освоения природы .
     К сожалению , несмотря на то что многие ученые неоднократно заяв-
ляли  о  крайне  перспективном применении синергетических принципов в
изучении общественных процессов серьезных исследований в данной области
нет ,  либо они не известны широкой общественности . Я считаю что исс-
ледования в этой области позволят решить стоящие перед социологией за-
дачи  как  общетеоретического  уровня так прикладные задачи ( например
создание совершенных математических ( фрактальных ) моделей социальных
структур и процессов ) .



     Издревле человек с рождения находится в плену объективных законов
   Жизнь человека наполнена страданиями .  Религии прямо  говорили  об
этом  и  предлагали  пути выхода из этой ситуации .' Немецкий социолог
Фюрстенбер пишет ,  что религиозные верования компенсируют  неудачи  в
жизни отдельного человека ,  его личные трудности , болезни , слабости
и т.  п.  . Из этого вытекает , что любые индивидуальные несчастья го-
рести и страдания рождают религиозную веру. ' (12)
     Религии указывают людям свет призывают  к  новому  .  'Религия  -
     связная структура верований и обрядов , относящихся к
священным ,  т.  е. отделенным запретным вещам ; верований и обрядов ,
объединяющих  в одну моральную общину ,  называемую церковью ,  всех ,
кто является их сторонниками ' (13) .
     Религия т.  о.  делит  мир на две сферы :  священное и светское ,
указывая путь ,  соответственно к священному ,  говоря о другом полюсе
как о хаосе , дьяволе , источнике страданий и мрака .
     Культуру можно охарактеризовать как следствие религии  ,  остаток
отжитых вероучений . Культура - свод фиксированных идей общества , по-
явившихся в результате утраты каким-либо верованием передовых  позиций
,в сравнении с другими религиозными идеями . Другими словами , религия
совершив определенные изменения в обществе ,  в культуре ,  отмирает ,
становится  чем-то  само-собой разумеющимся ,  подготовившим почву для
новой религии , это остаток отжитых вероучений .

       --------
     12)Угринович                         стр.101
     13)Дюргейм Э.                        стр.335



     Религия ,  что видно из схемы оказывает сильное , почти не встре-
чающее сопротивления влияние на общество .


     Религии естественным образом сменяют друг друга . Из истории мож-
но выявить последовательность этой смены ,  если с начала человек пок-
лонялся природным феноменам ,то потом он перешел на многочисленных бо-
гов,  что в целом подготовило платформу для почитания бого-людей , бо-
жественных воплощений , таких как Гаутама Будда и Иисус Христос . То в
настоящее время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на
личность человека ,  проповедуя идеалы любви , сострадания , альтруиз-
ма.

     Предыдущие религии составляют фундамент , на котором основываются
последующие , они остаются так сказать в подсознании общества .



     Мы являемся наследниками тысячелетий истории нашей цивилизации  ,
от того как мы будем использовать это наследство во многом зависит на-
ше будущее .
     Нас в  повседневной  жизни  окружает множество вещей ,  обычаев ,
слов,  выражений , норм поведения , само-собой разумеющихся человечес-
ких поступков о происхождении и корнях которых мы не задумываемся . Мы
не осознаем себя ,  как наследников сотен тысяч поколений людей  ,  по
крупицам собиравших тот мир который мы знаем . Ведь почти все достиже-
ния культуры окружают нас с рождения .  В обществе принято деление  на
религиозные и светские занятия , предметы , поступки , но мало кто за-
думывается что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и
если  разложить на составные части привычные составляющие нашего окру-
жения ,  то обнаружатся формы и методы ,  используемые в ранних формах
религии , некоторые из которых сохранились до сих пор в укромных угол-
ках Земли .
     20 век  -  век сильнейших и глубочайших изменений в жизни людей ,
равных которым не было за всю известную историю .
     Для дальнейшего гармоничного развития сообщества людей необходимо
выявить и учитывать взаимосвязь между НТР и культурными изменениями .
     В идеале , конечно же развитие культуры и сознания человека долж-
но идти далеко впереди технического прогресса .

     Считается , что секуляризация достигла в 20 веке небывалого масш-
таба , но если принять за основу определение религии как чего-то путе-
водного ,  направляющего к новому , привлекающего внимание людей к то-
му, к чему его надо привлекать , то 20 век - век расцвета религии .



            ДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБРАЗОВАНИИ
                      ПОДОБИЯ, ИГРЫ, МОДЕЛИ.
     НАВЫКИ  ПРИОБРЕТЕННЫЕ  В СОЗДАННЫХ ИСКУСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ
      ДАЛЕЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА РАЗНОБРАЗНУЮ ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


     20 век дал новые способы производства ,  хранения , распростране-
ния информации , благодаря чему намного облегчается задача стоящая пе-
ред  религией - навязывание человеку информации определенного содержа-
ния с целью изменения его действий . Постоянное совершенствование тех-
нических  методов работы с информацией открывает все новые и новые пе-
респективы развития религии .
     Основное место в таком воздействии занимают конечно СМИ ; тиражи-
руемые огромным объемом определенные блоки , куски , образцы поведения
в определенных ситуациях диктуют поведение простому человеку , который
к сожалению , становится послушной марионеткой в руках людей , контро-
лирующих СМИ .
     Средства массовой  информации  обладают  силой  придавать   любой
транслируемой  информации  религиозный смысл .  Информация поглощаемая
через каналы СМИ является своего рода сакральной ,  священной , мисти-
ческой формой информации ,  т. к. она получается человеком не напрямую
из окружаещего мира ,  а дается сублимированной , обработанной , выде-
ленной особым вниманием информацией ,  кем-то другим , высшим ; и клю-
чем к получению ее является доверие (вера ) к ее источнику .
     Современные научные данные и СМИ могут стать сильным гармонизиру-
щим или наоборот разрушающим все и вся фактором в дальнейшем .
   ' Ускорение  темпов развития науки необходимо совместить с гуманис-
тическими идеалами ,  иначе произойдет дальнейшее рассогласование мира
человеческой жизни и мира культуры . Преодоление этого ' рокового тео-
ретизма ' ( Ф.  М, Достоевский ) даст возможность гармоничного сочета-
ния  силовых  полей  истины  добра и красоты в эвристических ситуациях
мышления ,  равными достоинствами которого является как  теоретическая
глубина , так и практический эффект . ' (14)
     Культура поставляет индивидуальному сознанию готовые ответы , ос-
вященные ,  наработанные традициями . ' Природа ( т. е. то , что лежит
перед исследующим ) служит источником несогласия с канонами . На стыке
природы и культуры эмоции переплавляются в формы мысли , таким образом
, для того чтобы мысль осуществлялась она должна выработаться и приро-
дой ( личностной маргинальностью ) и культурой ( канонами определенной
традиции ) .  Мышление совершаемое в напряжении между двумя этими точ-
ками и исполняет свой этос ( т. е.  нормы рамки поведения мысли ).(15)
    ' Мир современного человека названный нами ' цивилизацией ' , уст-
роен так , что в нем нет чистых образцов , стопроцентно репрезентирую-
щих такие абстракции , как ' наука ' , ' культура ' , ' общество ' , '
техника ' . Мы можем сказать , что компоненты ' наука-культура-общест-
во ' в истории трансформируются как целостности .  Это означает ,  что
нет никакой однолинейной направленной причинной детерминации науки  ни
'  культурой ' ,  ни ' обществом ' как отдельными абстрактами :  такие
абстракты ' общество без знания ' ,  ' культура без знания ' в истории
просто не существуют .' (16)
     --------
     14)Диалектика.Творчество.Гуманизм. Л.Университет, 1991г стр.65
     15)там же стр.73-74
     16)'Наука и её место в культуре' , Новосибирск ,стр.66, 1990г



     Руководствуясь вышеизложенными принципами необходимы исследования
взаимодействия  науки и общества ,  с целью полноценного и полного ис-
пользования научных разработок в управлении обществом .  Можно предпо-
ложить вывод о том ,  что новые научные открытия , в частности обрете-
ние человечеством знаний о системности и структурной организации  мира
неизбежно приведет к изменению социального устройства общества . Осоз-
нание этих изменений ,  раскрытие с помощью научных исследований  всей
динамики  и  возможных нюансов этих перемен - важная задача для совре-
менных исследователей .
     Таким образом  важность разрабатываемой мной темы для теоретичес-
кого описания мира и практического применения в наше время бесспорна ,
она  становится особенно актуальной в свете все нарастающих темпов НТР
и огромных успехов Западных стран , вступивших в эпоху информационно-
го общества .



                              ЧАСТЬ 1



     ' Управление  -  свойство ,  внутренне присущее обществу на любой
ступени его развития ;  оно , это свойство , имеет всеобщий характер и
вытекает из системной природы общества , из общественного , коллектив-
ного труда людей . ' (17)
     К. Маркс  делил  управление на два типа ,  два механизма воздейс-
твия:  стихийное и сознательное . В случае стихийного механизма упоря-
дочивающее  ,  управляющее воздействие на систему является усредненным
результатом столкновения переплетения и перекрещивания различных , не-
редко противоречащих друг другу сил , массы случайных единичных актов.
Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция в этой  сле-
пой игре случая , оно автоматично по своей природе и не требует вмеша-
тельства людей .  Мало того люди не вольны ,  не в состоянии  отменить
слепую игру случайных ,  стихийно действующих сил и подчинить их своим
интересам и целям .  Они способны , точнее говоря вынуждены приспосаб-
ливать свою деятельность к требованиям игры случая ,  способны или ус-
корить или замедлить течение этой игры ,  но овладеть ею не в силах  .
Стихийное  управление не связано с функционированием специфических об-
щественных институтов .
     --------
     17)Афанасьев В.Г.  'Системность и общество'  ,  Политиздат  ,  М.
       1980г. , стр.212.


     Наряду со стихийными незапрограммированными факторами в обществе ,
( опять таки на любой стадии его  развития  )  действуют  сознательные
факторы  управления связанные с целенаправленной деятельностью людей .
Здесь постепенно  формируются  специальные  общественные  институты  -
субъекты  управления  ,  то  есть совокупность органов и организаций ,
осуществляющих сознательное воздействие на систему с целью  достижения
определенных результатов . В случае сознательного управления поведение
людей , социальных коллективов , равно как и других компонентов систе-
мы ,  становится в определенные рамки , соответствующие социально-эко-
номической природе общества .  Эти  сознательные  факторы  в  процессе
прогресса  общества  претерпели глубокие изменения - от управления пос-
редством эмпирических , непосредственным опытом полученных и передава-
емых из поколения в поколение традиций , обычаев в первобытном общест-
ве,  до научного осмысливания общественных процессов  и  сознательного
управления ими .
     Т. е.  главная цель управления :  обеспечить сохранение  качества
системы и ее развитие , обезопасить , эмансипировать ее от воздействия
стихийных факторов . Иными словами противостоять стихийным , автомати-
чески действующим факторам управления .  Такова точка зрения К. Маркса
и многих других ученых . ' Сознательное управление есть целенаправлен-
ное воздействие на общественное развитие , основанное на использовании
познанных объективных законов .' (18)
     При принятии  такого подхода к социальным процессам возникает ес-
тественная тенденция к т. н.' сознательному ' управлению и противопос-
тавление ' естественного ' и ' искусственного ' .
     --------
     18) Уледов А.К. 'Социальные законы',М. Мысль, 1975г, стр.3



     Можно ,  однако ,  заметить ,  что в сложных системах , к которым
можно отнести любой социальный процесс имеются процессы описанные лишь
недавно , получившие название самоорганизации или антихаоса .
    'Под самоорганизацией можно понимать  самопроизвольное  накопление
или  производство  информации  как  средства  самозащиты этой системы,
обеспечения самоприспосабливаемости в  условиях  воздействия  шумов  и
других возмущений сомасштабно ее продуктивности .'(19)
   ' Структурная гармонизация сложного целого , осуществляемая самоор-
ганизационно  и потому принимающая форму самоорганизации ,  непосредс-
твенно связана с его перестройкой - перераспределением весов структур-
ных элементов , субъединиц, подразделений , их относительных вкладов ,
значимостей ,  ролей , функциональных обязанностей , позиций , внутри-
обретенных организационных статусов и т.  п. Для проведения таких пре-
образований и сохранения вновь  обретаемого  состояния  -  поддержания
стационарного режима самовоспроизводства интегрального качества целого
необходимы дополнительный приток ресурса , материальных затрат интенси-
фикация энергообмена .
     Понятно ,  что структурная перестройка системы  ,  сопряженная  с
приращением внутрисистемного разнообразия ,  накоплением межкомпонент-
ных различий тесно связана с процессом функциональных изменений -  ак-
тивизацией подсистем , ускорением их реакций , сокращением собственных
времен их самодействия ,  уплотнением жизненных циклов .  Ввиду того ,
     --------
     19)Сороко Э.М.,'Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии'
Минск, 1991г стр.25 ,автореферат диссертации


что отношения порядка (приоритетности ) для членов структурно-функцио-
нального отношения объективно несостоятельно ,  интенсификация потоков
ресурса в систему может также быть причиной ее структурной перестройки
при отсутствии чрезмерной жесткости ее организации т.  е. при условии
наличия в ней достаточного числа степеней свободы ,  которыми распола-
гают подсистемы , структурные составляющие .
     Установление стационарности режима воспроизводства системой собс-
твенного качества ,  гарантирующего сохранение ее целостности ,  адек-
ватной  определенному  уровню  организации  ,  равнозначно  достижению
структурно-функционального соответствия ( СФ - соответствия ) ,  кото-
рое и наступает в результате соединения в диалектическом тождестве , в
мере двух различных процессов - энергетически постоянно подпитываемого
структурогенеза , потребляющего организованную, 'когерентную' , проте-
кающую через систему массу вещества , энергии и информации , и - дест-
руктуризации , идущей естественным порядком ...

     СФ - соответствие ,  достигаемое на пути  повышения  структурного
разнообразия , совпадающего с направлением градиента структурогенеза -
продуцирования так называемых диссипативных структур ,- означает доми-
нирующую  линию  прогресса  .' (20) ( Теория самоорганизации систем И.
Пригожина и его школы ) .
     В приведенной  цитате  теория самоорганизации рассматривается как
теория описывающая протекание процессов в физике ( отсюда специфические
термины ) ,  но данная теория однозначно применима и к социальным про-
цессам .
     --------
     20)там же , стр. 32-33


     Т. о.  вообще , неверно применение термина ' управление ' к само-
организующимся ( а следовательно - самоуправляющимся ) системам .  Бо-
лее адекватны сущности этого явления понятия : ' направленное развитие
' и соответственно 'направление изменения организации ' ,  ' корректи-
руещее  воздействие  '  и  соответственно 'корректировка структурных
(функциональных) изменений' , ' гармонизация систем ' и т. п.
     В соответствии  с  приведенной  мной выше теорией самоорганизации
систем наиболее совершенной и жизнеспособной является система  с  наи-
большей свободой ее составляющих , т. е. самоорганизация - способ осу-
ществления непосредственной демократии .
     Такой механизм  самоизъявления  воли коллектива в едином действии
зиждется на нежесткой связи его участников , допускающей свободу пози-
ций в процессе принятия решений .  К.  Маркс сравнивал управление кол-
лективом с 'мягким искусством дирижера ' (21) .  Подобно звучанию  ор-
кестра ,  где каждый голос должен быть услышан и приведен в надлежащее
согласование со звучанием всего целого , в коллективе , осуществляющем
свои функции на началах демократии ,  т. е. самоорганизационно , скла-
дываются все условия для достижения гармонии  самовыражения  всех  его
членов .
     При выработке управленческой стратегии или корректировачной уста-
новки ,  когда объектом управления или коррекции выступает сложная са-
моорганизующаяся система , важно различать , что должно быть изменено ,
преобразовано ( вариации ) ,  а что должно оставаться неизменным ,  не
подлежать преобразованиям , уточняться , усиливаться ( инварианты ).
     -------
     21)Сороко Э.М.'Критерий гармонии самоорганизующихся социо-
        природных систем' , Владивосток 1989г , стр.5


     В зависимости  от предметной специфики системы можно указать нес-
колько типов инвариантов ,  в зависимости от того , что подлежит изме-
нению  -  отношения  этого  объекта  ,  его свойства как вещи ,или его
свойства ( совокупность свойств ) .
     Инварианты вещей  определяются основными назначениями последних .
При рассмотрении артефактов необходимо учитывать культурную среду ,  в
которой они были сформированы , их семиотическую природу .
     Рассмотрим системность культуры с точки зрения семитической  при-
роды ее составляющих .

     В обществе  даже за сравнительно короткий срок происходят мириады
социальных контактов .  Эти межличностные отношения бывают  непосредс-
твенными ( многочисленные формы персонифицированных связей ) и опосре-
дованными ( эпистолярная деятельность ,  функционирование средств мас-
совой коммуникации и т. п. ) .
     Все множество социальных взаимодействий становится возможным бла-
годаря наличию в обществе широкого семиотического поля .  Наиболее су-
щественные компоненты его - естественный язык ,  артефакты культуры  ,
принятые в данном социуме символы ( различные системы знаков , включая
общезначимые жесты и мимические действия ) .
     Посредством семиотического  поля все человеческие действия оказы-
ваются до известной степени скоординированными и  упорядоченными  .  В
семиотическом поле социума специфическое место занимает культура . Как
семиотическая система культура наиболее стабильна во времени ,  сложно
структурирована , универсальна ( значима для максимально широкого кру-
га людей ) .
     Любой законченный объект культуры представляет собой определенным
образом организованную семиотическую  систему  .  Следовательно  любой
объект культуры может быть ' прочитан ' , поскольку он по своему гене-
зу предназначен для этого .  Любому культурному  объекту  присущ  свой
символический  язык .  Восприятие культурного объекта есть процесс его
десимволизации .  Это становится возможным лишь тогда , когда символи-
ческий  язык является доступным как целостная семиотическая система на
всех его уровнях ( семантическом , синтактическом , прагматическом ) .
     Применительно к  произведению искусства это означает умение про-
никнуть в ту систему изобразительных средств , с помощью которой автор
создает художественное произведение .

     Одно из фундаментальных свойств культуры - инвариантность . Т. е.
возможно выявить аналитическим путем множество общих форм и структур в
продуктах культуры , несмотря на исторические и национальные различия,
видовую ,  жанровую и т.  п.  дифференциацию . В основе инвариантности
культуры лежит ее универсальная семиотическая природа .
     Единицы культуры  ( конкретный эмпирически воспринимаемый ее про-
дукт ) представляют собой семиотические  системы  .  Единицы  культуры
представляют собой жестко структурированные системы .  Будучи овещест-
вленными продуктами творческой деятельности ,  они  имеют  'внутреннюю
территорию ' .  Ослабление внутренних связей , устранение даже отдель-
ных элементов ведет ,  как правило ,  к нарушению  целостности  такого
объекта .
     Выражением системной целостности единицы культуры является форма.
Если взять ,  например ,  высокоорганизованное живописное полотно , то
изменение даже деталей  может  привести  к  нарушению  композиционного
единства , а следовательно к потере целостности произведения . Поэтому
как семиотические системы отдельные продукты культуры неделимы  .  Од-
новременно  единицы культуры представляют собой узловые моменты семио-
тической системы культуры , внутренние системные связи которой выявля-
ются посредством установления инвариантных структур .
     Инвариантные семиотические структуры внутренне связывают культуру
на самых различных временных и пространственных промежутках . Благода-
ря инвариантности единицы культуры существуют не как отдельные  изоли-
рованные  продукты  культурной деятельности ,  а как взаимопереводимые
семиотические образования . В результате культура предстает как систе-
ма  ,  обладающая  внутренним единством ,  целостностью ,  несмотря на
внешнюю мозаичность .  Единство различных культурных форм , инвариант-
ность  ее  структур  по всей видимости основано на присущих всем людям
единых характеристиках их ума .
     Отсюда -  структурное  сходство мифов различных народов ,  логики
обыденного сознания ,  а также единство законов  построения  в  языках
разных народов , не имевших между собой реальных исторических связей и
т. д. ( работы З. Фрейда , К. Юнга , Леви-Стросса и многих других ).

     Если взять ментальное состояние человека за точку  отсчета  ,  то
можно  найти параллели между отдельными видами культурных элементов ,
например музыкой и архитектурой ,  изобразительным искусством и поэзи-
ей.

     В частности ,  Леви-Стросс пишет :  ' Наш замысел состоит в том ,
чтобы рассмотреть части каждого мифа и сами мифы во взаимосвязи , и мы
сравниваем их с инструментальными партиями музыкального произведения ,
уподобляя их исследование изучению симфонии .
     Такой подход правомерен только при наличии изоморфизма между сис-
темой мифов ,  являющейся системой Лингвистического порядка , и систе-
мой музыки ,  которую мы считаем языком ,  поскольку мы его понимаем ,
но  абсолютная оригинальность которого отличающего его от связной речи
,  обязана своим происхождением его непереводимости ...  Иначе  говоря
то,  что  музыка  и мифы затрагивают в слушателях ,- это общие для них
ментальные структуры .' (22)
     Существует явление т.  н.  синопсии , т. е. ассоциации между зри-
тельными и слуховыми впечатлениями ,  которая описывалась и исследова-
лась уже в древней Индии ,  Китае и других странах . Ньютон устанавли-
вал  соответствия  между  определенными  звуками и цветами .' У Н.  А.
Римского-Корсакого звукоряду устойчиво соответствовали цвета .  Известно
что  А.  Н.  Скрябин ввел к партитуре симфонической поэмы ' Прометей '
строку ' Luce ' ( свет ) . Инвариантные отношения между музыкальными и
живописными произведениями , семиотическими системами , лежат в основе
живописно-музыкальных работ М. Чюрлениса ( картины ' Соната Солнца ' ,
'Морская соната ' ).' (23)
     Огромный вклад в осмыслении единства музыки ,  цвета ,  формы  ,
жеста внес Л.  С. Термен , одной из разработок которого является музы-
кальный инструмент терменвокс ,  переводящий движения человека  ,  его
жесты , танцевальные па в музыку .
     Сходство прослеживается и в отношении таких  различных  феноменов
культуры как риторика и архитектура , несмотря на отличающие их разли-
чия композиционно-ритмических организации формы . Если в риторике ком-
позиционная ось ,  как и в музыке , имеет временную природу , то в ар-
хитектуре композиционные оси располагаются в пространстве  .  Вместе  с
тем единая семиотическая природа дает ту общую плоскость ,  на которой
произведения риторического и архитектурного искусства  могут  быть  не
     --------
     22)Леви-Стросс К. Увертюра Ч-2 , в книге: 'Семиотика и искусство-
        метрия' , М.,Мир , стр.43.
     23)1982г Ежегодник 'Системные исследования' ,  А.Гумеров 'Систем-
        но - семиотические инварианты культуры' , стр.392
только сравнены , но и сближены . В частности исследователи сравнивают
архитектурную теорию известного флорентийского зодчего Л.  Б. Альберти
и античную теорию риторики . ' ...Изучение античных теоретиков красно-
речия оказалось для Альберти особенно плодотворным потому  ,  что  его
глубоким убеждением оставалось представление о пространственных искусс-
твах как своего рода языке ,  самом общем , универсальном , заложенном
' в самой природе' , а потому неизмеримо более общем , чем даже латынь
,  которая в глазах его времени была самым универсальным мировым  язы-
ком.  Именно это представление об архитектуре как одном из видов чело-
веческой речи позволило Алберти поставить выпукло вопрос о  социальной
природе архитектуры ...'(24)
     Можно проанализировать  эти  взаимодействия  и  доказать единство
элементов культуры и цель для которой предназначены внешне такие  раз-
ные  и непохожие феномены .  У древних было такое понимание культуры ,
как органически цельной системы .  Черты такой древней , цельной куль-
туры  ,  из  которой  вышла современная дифференцированная культура ,
сохранились в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , свя-
зи между которыми существуют в скрытых формах ,  доступных только ана-
литическому взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве .
П. Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и пря-
мую отрасль античной священной трагедии :  ' Искусство огня , запаха ,
дыма , своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церков-
ных движений при входах и выходах священнослужителей ,  в схождениях и
восхождениях ликов '. (25)
     --------
     24)Зубов В.П. 'Архитектурная теория Альберти' - в книге 'Леон Ба-
        тиста Альберти' М. , Наука , 1977г , стр.91
     25)Флоренский П.А 'Храмовое действо как синтез искусств',-Маковец
        Москва , 1922г N1 стр.32



    К этому следует добавить ,  что храмовое действие происходит хотя
и в реальном ,  но символически организованном пространстве : внутрен-
ние архитектурные формы церковного здания создают образ  мироздания  ,
космоса и все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое
пение ,  облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана
, игра света и тени - образуют органическое единство , сложнейшую сис-
тему ,  составленную из отдельных семиотических систем . Можно предпо-

ложить , что древний синкретический обряд , из которого со временем вы-
делилась современная высокодифференцированная культура , является той
праструктурой ,  которая генетически определила основной системный па-
раметр культуры -  универсальную  структурно-семиотическую  инвариант-
ность ее отдельных семиотических систем . Не случайно слова 'культ ' и
'культура ' в русском и ряде европейских языков этимологически  связа-
ны.
     Таким образом ,  несмотря на кажущуюся мозаичность под  наружными
различиями эпистемологического ,  эстетического , видового , жанрового
и т. п. характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи
что  позволяет  говорить  о ее системном единстве .  И следовательно ,
культуру ,  в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную
систему , проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней.
     Целью культуры является  формирование  определенного  ментального
состояния у людей .
     Подобно другим сложным системам,  к культуре в целом , и к разно-
образным культурным феноменам , в частности , применимы закономерности
функционирования сложных структур .
     В качестве примера можно взять естественные алфавиты . 'Под алфа-
витом можно понимать любую базовую систему знаков ,  каждый из которых
есть самостоятельная единица ,  несущая минимальную смысловую нагрузку
. Различные комбинации и сочетания этих знаков дают 'слова' , из кото-
рых образуются 'предложения' ... Основной метод кодирования информации
 укрупнение статистически зависимых знаков посредством сведения  их  в
блоки  с  дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых
знаков (сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структуро-
генеза , так и информациогенеза .'(26)
     Понимая под алфавитами различные семиотические системы в культуре
,  можно  рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономер-
ностей их формирования . Основой для образования инвариантов в культу-
ре  являются  общие для всех людей психологические механизмы регуляции
их поведения , основанные на едином строении их психики .
     Особенности восприятия ,  например , пространства и времени в раз-
личные эпохи и у разных народов связаны с развитием и  направленностью
чуственного отражения окружающего мира . Особенно важна степень точн-
рости ,  обеспечивающая жизненный цикл .  В работах антропологов и эт-
нографов  ,  а также в специальных исследованиях по истории измерений ,
истории живописи ,  истории науки мы находим множество факторов , ука-
зывающих  на  психологические  особенности (локальные и исторические )
восприятия . Формальные показатели , различающие этнические общности ,
включают системы лексических уровней .  Так , обобщение , выраженное в
слове ,  различается как по количеству лексических единиц ,  так и  по
степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово
     --------
     26)Э.М.Сороко 'Структурная гармония систем', Минск
        1984г,стр.163


- понятие ,  так и по степени и числу абстракций лексических единиц  ,
включаемых в это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя
структура логического мышления ,  при которой связь  между  непосредс-
твенно  сказанным  и  непосредственно сделанным может быть в различной
степени опосредованной . ' Разбор этнической специфики знаковых систем
в языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления
приводят к различению форм реализации этого всеобщего .' (27)
     Обычно при  анализе  эмоционально-смысловых  систем основной упор
делается на понятийный аспект этих систем .  Образное ,  внепонятийное
мышление , этнически более специфическое , нередко остается в стороне.
Вместе с тем известно ,  что понятийное и образное  мышление  являются
обязательными  компонентами  мыслительного уровня психического отраже-
ния.  Для понимания этнической специфичности мышления мы должны  более
внимательно  отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышле-
ния ,  так как именно на этом уровне этнический аспект проявляет  себя
более полно и психологически . Образность может быть выражена в речи ,
визуально ( живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздейс-
твовать на слух ( музыка ) ,  комплексно, как это имеет место в ритуа-
лах .
     Ритуал - это неотъемлемое и важное средство  организации  общест-
венной  жизни  .  Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или
лиц ,  призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое
либо  явление  или факт и не только обратить внимание ,  но и выразить
определенное эмоциональное  отношение  ,  содействовать  общественному

   --------
     27)'Психологические механизмы регуляции социального поведения'
        М.Наука 1979г , стр32 , автор статьи Королев С.И.

настрою . При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепри-
нятая условность действия ;  во вторых общественная значимость явления
или факта ,  на котором концентрируется ритуал ; в третьих ,- его осо-
бая цель .  Ритуал призван создать единый  психологический  настрой  в
группе  людей  ,  вызвать  их к активному сопереживанию или признанию
факта или явления . В чем и как выражается это психологическое пережи-
вание зависит от конкретной цели .

  ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО  РИТУАЛЬНЫЙ  СМЫСЛ

     Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое зна-
чение. Даже прямой текст, употребляемый  в ритуале несет не тот смысл,
который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала .
     Известна лишь одна бесспорно самоценная форма ,  хотя и  для  нее
иногда  находятся  внешне  целесообразные объяснения .  Однако красота
многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценнос-
ти  ритуального  поведения  вообще .  Ритуал ценен своим соответствием
особым потребностям социального человека .
     Одна из таких потребностей , в которой заинтересовано все общест-
во,  при всем многообразии и несовместимости частных целей его  членов
состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора
средств в естественном , целенаправленном поведении .
     Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей ,  стоящих
над 'естественными' целями отдельных индивидов ,  и тем самым , не по-
давляя их свободы ,  обеспечивает нужную степень предсказуемости собы-
тий . Если мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , счи-
тают самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно
облегчается наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая сво-
бода и нужная степень предсказуемости чужого поведения .
     Таким образом для культуры в целом ,  как сложной, самоорганизую-
щейся  системы ,  для полноценного функционирования которой необходима
большая степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократичес-
кое устройство и потребности в оптимальном ,  гармоничном , устойчивом
воздействии на людей характерна ее опора на грань  ,  разделяющую  эти
полюса .
     Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая се-
редина  между свободой человека и его порабощением ,  детерминации его
поведения социокультурными нормами определена .Эта грань носит название
золотого сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведе-
ния людей , и всех ритуалов.
     Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли мате-
риал ,  позволяющий думать ,  что человек ,  взаимодействуя с миром  ,
часто  квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации
и категорий ,  которые привычны для естественнонаучной практики .  Ко-
нечно,  актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего
ситуацией в которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ре-
бенка ,  желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода ,
слабокислое для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику это-
го вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объ-
ект при достаточно неопределенных 'условиях задачи' . Если бы при этом
актуализировались устойчивые сгустки свойств , это означало бы сущест-
вование механизмов закономерно 'упаковывающих' опыт общения субъекта с
миром в некие специальные структуры.  'Согласно гипотезе А.Б.Запорожца
(1963г.),  спецификой генезиса человеческого восприятия является то  ,
что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных
действий происходит усвоение выделенных обществом  систем  чувственных
качеств, к которым относятся системы геометрических форм , музыкальных
звуков , цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образо-
вания были названы Л.А.Венгером 'сенсорными эталонами' . Существование
сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивно-
го восприятия объекта .'(28)
     'Широкую известность получили  психологические  опыты  Фехнера  ,
ориентированные  на выявление у взрослых чувства прекрасного ,  гармо-
нии. Всем участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оце-
нить  эстетические  качества  десяти  белых геометрических фигур (один
квадрат и прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упо-
рядочить  по  степени привлекательности для восприятия ,  отобрав одну
или несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Полу-
чено 150 ответов мужчин и 110 женщин .  Количество предпочтений отдан-
ных определенным фигурам как мужчинами ,  так и женщинами хорошо взаи-
мосогласуется (см. таблица).



      --------
     28)Артемьева Е.Ю.  'Психология  субъективной семантики' Изд.  МГУ
        1980г , Москва



               ¦ ¦  ко



     Данные таблицы говорят о том , что самой привлекательной и прият-
ной  на вид фигурой оказалась фигура ,  наиболее точно соответствующая
пропорции золотого сечения .

     Впоследствии с  близким  результатом  подобные опыты провели Вит-
ма (1894) ,  Лэйо (1908) ,  Зондайк (1917)  и  другие.  В   России   в
1896-1898гг. И.П.Балталон под руководством А.А.Токарского.' (29)
    ' Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно
иные результаты , не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым
 По видимому  ощущение  прекрасного  в  его наиболее тонких и глубоких
сторонах присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами воз-
растных границ , в которых происходит формирование психики , чувства и
интеллекта ,  как отдельных элементов  единого  целого  -  эстетически
вполне сформированной личности .' (30)
     Сейчас невозможно  достоверно установить ни человека впервые отк-
рывшего золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевид-
но ее неоднократно открывали ,  забывали и открывали вновь ,  в разное
время и в различных странах . Многие исследователи считают первооткры-
вателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.
     Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту ,а от  него  к
Вавилону . Одним из самых замечательных , известных и загадочных архи-
тектурных сооружений с древности являются пирамиды  Египта  ,  которые
также были построены строго по золотой пропорции .
     Помимо пирамид ,  множество других построек Древнего Египта пост-
роены  по  этим  принципам .  Сохранился рельеф эпохи Древнего царства
(2800-2400гг.  до н.э.) свидетельствующий о сознательном использовании
египтянами геометрических пропорций , основанных на золотом сечении.

       --------
     29)Сороко Э.М.  'Структурная гармония систем',
        Минск 'Наука и техника' , 1984г , стр.87.
     30)там же.


     В древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое .Осо-
бенно  выделяется  храм Афины - Парфенон .  В его геометрии вообще от-
сутствуют прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдате-
лю чувства величия и радости ,  наполняя его душу гармонией , взывая к
гуманистическим чувствам .
     Существуют исследования русских храмов И.Шевелева ,  К.Н.Афанась-
ева,  М.А.Ильина , Б.Смоляка установивших наличие золотой пропорции во
многих , если не во всех православных храмах .
     В Западной Европе ,  в которой ,  начиная со средневековья , оха-
рактеризовавшегося  постройкой великих готических соборов ,  образова-
лись ложи Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре ,
геометрии , и священной золотой пропорции уделялось огромное значение.
     Множество людей занималось исследованиями о том , как ' с помощью
геометрии философские и теологические идеи перевести в конкретные фор-
мы изящества и красоты '.(31) ' Золотое сечение ,  известное так же  ,
как золотая пропорция или золотая середина ,  было одной из самых важ-
ных и широко распространенных геометрических формул ,  использовавшихся
при строительстве соборов .
     Золотая пропорция имела особое значение для  христианской  теоло-
гии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструирован-
ную из двух элементов и 'соответствующей первой загадке святой  Троицы
: трое, которые являются двумя'. '(32)

       --------
     31)Фулканелли 'Тайны готических соборов' REFL-book.  Ваклер 1996г
Д.Готье 'Карты вечности' , стр.203
     32)там же , стр.203-204


     'Все материальные силы ,  все интеллектуальные силы общества сош-
лись в одной точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предло-
гом возведения божьих храмов достигло великолепного развития ,' -  пи-
сал масон Виктор Гюго.(33)
     Древние зодчие Египта,  Греции ,  Руси , Средней Азии , во многих
других  местах,  при построении своих архитектурных шедевров пользова-
лись системой мер ,  соответствующих золотой пропорции  (  таких,  как
система  саженей  в России ),  что существенно облегчало эту задачу во
времена , когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не
слишком велик.
     Выражение 'архитектура - это застывшая музыка  стало  крылатым  .
Оно основано на образном, интуитивном ощущении некой связи гармоничес-
кой архитектурной формы с музыкальной гармонией.  Музыкальная  мелодия
основана  на чередовании звуков различной высоты и продолжительности ,
в её основе - временная упорядоченность звуков .  В основе архитектур-
ной композиции - пространственная упорядоченность форм.  Но что бы оце-
нить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры  ,  мы
должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем боль-
ше ,  например длинна её ,  тем длительнее будет восприятие.  Очевидно
здесь  и  заключена  органическая связь пространственного и временного
восприятия объектов человеком .'(34)


       -------
     33)Васютинский Н.  'Золотая  пропорция',
        М.  Молодая гвардия ,стр.64
     34)там же , стр.64


     Существует 'представление о готическом соборе,  как о музыкальном
инструменте .  Если взглянуть на церковь с этой точки зрения ,  то  её
скрытые  пропорции и молчаливая гармония апсид ,  верхнего ряда окон и
нефа могут зазвучать в мозгу человека ,  заставить его сердце  и  душу
тихо запеть в унисон с божественной гармонией'.(35)
     Есть исследования М.Марутаева,  Л.Мазеля , Л.Сабанеева и других ,
устанавливающих  наличие золотого сечения в произведениях великих ком-
позиторов.  С древних времен имеются представления о соответствии раз-
меров и музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании .



     --------
     35)Фулканелли 'Тайны  готических  соборов'  ,  REFL-book   Ваклер
        1996., страница 208



                              ЧАСТЬ 2



                         ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ

     Сущность золотой пропорции можно сформулировать  следующим  обра-
зом:  Для  соединения  двух  частей  с третьей совершенным образом не-
обходима пропорция,  которая бы 'скрепила' их в единое целое. При этом
одна часть целого должна так относится к другой,  как целое к  большей
части. В мою работу не входят различные математические расчеты . В ос-
новном,  в качестве источника материала я пользовался  книгой  Николая
Александровича Васютинского 'Золотая пропорция' в которой и приводятся
многие необходимые математические выкладки , также очень ценна для по-
лучения информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природ-
ных объектах книга Шевелева,  Марутаева,  Шмелева 'Золотое сечение'(М.
1990г)

     Итак, можно  сделать  следующие  выводы:
     1) Золотое сечение  (1,61803398875...) без сомнения можно отнести
к инвариантам,  характерным для культуры всей нашей цивилизации, в це-
лом;
     2) Так как золотое сечение составляет основу всех основных значи-
мых  культурных  феноменов,  используемых для эстетического воспитания
новых поколений людей ,  можно сделать вывод о воздействии такого рода
информации на сознание человека ,как личности , так и общества , в це-
лом;
     3) Поскольку  творения  культуры на основе золотого сечения расс-
матриваются людьми как  ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ  на протяжении тысячелетий
,  а человечество развивается по пути накопления творений разума и рук
людей, закономерен вывод о накоплении человечеством информации и обра-
зов на основе золотой пропорции .



     Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции
в  артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и
как следствие в поведении человека  попробуем  рассмотреть  конкретные
закономерности этого процесса .

     Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда
Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем  ,  к
которым можно отнести любые социальные структуры.
     'Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутренне-
го  строения подчиняется четкому математическому закону.  Подобно тому
как это мы имеем в квантовой теории,  гармоничным  (устойчивым,стацио-
нарным)  состоянием систем объективного мира соответствуют особые чис-
ла, называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инвариан-
ты  всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и неп-
рерывного ,  целого и части ,  необходимого и случайного ,  единого  и
многого.

     --------
     *) несколько иное понятие , чем просто золотое сечение.



     Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты,
но все существующие в действительности вещи ,  всё многообразие систем
окружающего мира ,  коль скоро они диалектически противоречивы  предс-
тавляют собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого об-
разованы  ,  т.е.  интерференцией  противоположностей  внутри   единс-
тва.'(36)
     Другими словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи  сложных
ситстем  выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного
человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , ко-
торые  мы  бы назвали случайными (мистическое мышление 'всё связано со
всем').
     К.Г.Юнг пишет  об  этом :  ' На самом деле первобытный человек не
более логичен или алогичен ,  чем мы . Просто он думает и живет исходя
из  совсем  других предпосылок по сравнению с нами .  В этом и состоит
различие .  Всё ,  что выходит за рамки правил , всё , что поэтому его
беспокоит , пугает или удивляет , основывается для него на том ,что мы
называем сверхъестественным . Разумеется , он не считает это сверхъес-
тественным ,  для него это является принадлежностью мира ,  который он
познает.
     Наша рациональная исходная посылка состоит в том ,  что всё имеет
свои естественные ,  видимые причины . В этом мы убеждены a priori . В
этом  смысле  каузальность является для нас самой священной догмой.  В
нашем мире нет законного места для невидимых ,  произвольных, так ска-
зать ,  сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с совре-

       --------
     36)Сороко Э.М. 'Структурная гармония систем'

менным физиком в неведомый микромир атомных недр,  где , похоже случа-
ются диковинные вещи.  Но эта область знания всё - таки далека от нас.
К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко  выраженной
неприязни  ;  ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного
мира грез и суеверий и создали картину мира ,  достойную нашего рацио-
нального  сознания - самого молодого и самого великого творения челове-
ка.  Нас окружает вселенная которая подчиняется законам разума .  Хотя
мы и не знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать
ожиданиям разума . Мы вполне естественно надеемся на это . Однако, бы-
вают случаи ,  которые и в самом деле являются чисто случайными , а их
собственная каузальность также ничего не проясняет .  Случайности неп-
риятны любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают законо-
мерное течение событий и поэтому сбивают нас с  толку  .  В  отношении
случайностей мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в от-
ношении невидимых произвольных сил .  Они слишком напоминают о бесеня-
тах  или о произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами
наших самых тщательных расчетов и постоянной угрозой  для  всех  наших
предприятий  .  Их можно считать глупыми ,  они заслуживают всяческого
поругания , но им нельзя не уделять внимания .
Арабы относятся  к ним с большим почтением .  В каждом письме они
     пишут : 'Иншалла , если Богу будет угодно ,
письмо дойдет  .' Ведь несмотря на все неприязненные чувства и законо-


       --------
     *) 'Бог из машины', неожиданное решение трудной ситуации,
         которое вызывается как бы искусственным вмешательством извне.


мерности , верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденно-
му случаю .'(37)
     Т.е. человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь
всех причин и следствий ,  и называет происходящие события случайными.
Конечно,  восприятие человеком мира ,  все процессы  составляющие  его
внутреннюю  жизнь  и  процессы  во  внешнем мире составляют бесконечно
сложною систему;  в которой , однако , опираясь на установленные прин-
ципы  самоорганизации  сложных систем мы можем обнаружить новые законы
по которым живет человек , природа и общество.
     Известно ,  что все природные объекты имеют фрактальную структуру,
они соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой  пропорции)
и золотому сечению (в большей или меньшей мере) .  Человек , как часть
природы ;  пропорции его тела ,  ритмы сердца и мозга , этапы взросле-
ния, стадии жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только
к одному числу - 1,61803398875... - золотой пропорции.
     Общественное устройство ,  религия , культура считались абсолютно
человеческим достоянием ,  более того они приводились в пример того  ,
чем выделяется человек из природы , возвышает над животными.
     Мы установили ,  что человек даже близко не подошел к  управлению
общественными процессами , а так же собственной личной жизнью , гармо-
низация которых всецело находится под влиянием процессов ,  закономер-
ностей , сил , обеспечивающих самоорганизацию .

       --------
     37)К.Г.Юнг 'Проблемы души нашего времени'
        М., Прогресс 1993г. с.160



     Тот факт ,  что сердцевиной культуры и религии ,  детерминирующих
деятельность людей является золотая пропорция , которая является осно-
вой для процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем поз-
воляет утверждать единство природных и общественных процессов самоорга-
низации (яркий пример:  исследование поведения колонии муравьёв в Анг-
лии).

    'В сознание людей закладывается определенная программа , ряд обра-
зов,  основанных на золотой пропорции .  Это происходит через музыку ,
визуальный ряд , и т.д. ; в наиболее полной форме это воздействие осу-
ществляется в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение челове-
ка протекает в определенных рамках ,  его действия не могут быть  хао-
тичными ,  человек следует программе , которая оптимальна для функцио-
нирования любых сложных систем' .

     В этой связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного  че-
ловека , уделяющего большое внимание целостности мира .
     К.Юнг пишет :  'Он уделяет основное внимание ...  не чистым  кау-
зальным  связям естественных наук ,  а сбивающим с толку ,  запутанным
переплетениям каузальных цепочек ,  которые называются случаями  .  Он
давно  приспособился к законам природы и поэтому боится власти неприд-
виденного случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающе-
гося учету движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объ-
ясняется почему все необычное нагоняет на него страх .
     В области  южнее  Элгона  ,  где мне пришлось провести длительное
время ,  обитает довольно много муравьедов .  Муравьед - это ночное  ,
очень  пугливое животное ,  которое поэтому попадается на глаза крайне
редко . Но однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно

и так же удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором во-
да время от времени текла бы вспять .  Если бы действительно стали из-
вестны случаи ,  когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяго-
тения , то это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы зна-
ем ,  какое количество воды нас окружает , и можем легко себе предста-
вить ,  что случилось бы ,  если бы вода перестала подчиняться законам
природы .  Примерно в таком же положении находится и первобытный чело-
век .  Ему прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он со-
вершенно не представляет ,  что таит в себе нарушение муравьедом миро-
вого порядка .  Первобытный человек настолько зависит от происходящего ,
что  любое  нарушение установленного порядка мира может иметь для него
непредвиденные последствия .  Оно является предзнаменованием ,  знаком,
подобным комете или затмению .  Поскольку эта неестественность не выз-
вана по его представлению естественными причинами ,  то появление  му-
равьеда днем объясняется действием невидимой силы произвола .
     Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой
порядок , требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих
мер .  Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим тру-
дом  раскапывают и убивают .  Затем самый пожилой родственник по линии
матери того человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в
жертву  быка  .  Сам  этот человек становится ногами в нору и получает
первый кусок мяса животного .  Вслед за ним начинают есть родственники
и  остальные  участники  церемонии .  Таким образом искупляется таящий
опасность акт произвола природы .
     Для первобытного  человека безопасность мира заключается в упоря-
доченности обычных явлений .  Любое исключение из этого представляется
ему  таящим угрозу актом произвола ,  который ,  стало быть необходимо
искупить ,  ибо он является не просто сиюминутным нарушением  обычного

порядка вещей ,  но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных со-
бытий в дальнейшем.'(38)



       --------
     38)К.Г.Юнг 'Проблемы души нашего времени' М. Прогресс стр.166-167



     Такой схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведе-
ния людей , как членов общества.



     В подсознании человека ,  образы золотой пропорции и  фрактальные
образы вероятно составляют некие архетипы восприятия (см.  выше) . Та-
кую гипотезу выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор
математики Бенуа Мандельброт .
     Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией  и
фракталами  есть  в  некоторых артефактах (узорах ковров ,  мандалах ,
янтрах и т.п.)
     В глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы
и мотивы поведения совпадают.
     Академик Е.А.Файдыш выстраивает такую логическую цепочку :  ' Од-
     ной из особенностей архетипа является невозможность его од-
назначного описания или определения .  Сколько бы мы не пытались выра-
зить его в виде текста,  он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже
.  Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные 'тени' , проек-
ции, но никогда - он весь целиком .
     Примером архетипа  может служить образ Бога ,  любви ,  времени .
Когда на древних Индийских и Тибетских священных изображениях  показы-
вают божеств с множеством лиц и голов ,  этим как раз и подчеркивается
невозможность сведения столь необъяснимого понятия к конкретному обра-
зу.  Каждое лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании .  В не-
давнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними  .
Это фрактальные множества и странные атракторы.
     Как архетип невозможно задать перечислением его элементов  ,  так
же и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью ,
чем целое ,  то же можно сказать и о фрактале .  И наконец - самоподо-
бие. Каждый элемент несет и информацию о целом . Этим свойством облада-
ют как архетип , так и фрактал.
     И ещё  одно  интересное  свойство.  Фракталы обычно имеют дробную
размерность ,  т.е.  как бы находятся между разными  пространственными
измерениями.  Как уже говорилось ,  об аналогичных свойствах архетипов
догадывались в глубокой древности,  вспомним изображения богов со мно-
жеством лиц .  Интересно,  что даже геометрические образы , иснпользо-
вавшиеся для изображения архетипов  в  древности  ,  очень  напоминают
фракталы .  Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно
наблюдать сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом  'Серпинс-
кого'.'(39)



        --------
     39) Е.А.Файдыш 'Сверхсознание', М. 1993г стр.62-63

     В принципе ,  почти все естественные объекты являются фракталами.
Это  облака ,  исчерченная береговая линия ,  поверхность гор ,  скал,
внутренние пространства пещер ,  деревья , и вообще все живые организмы
, различные ворсистые поверхности и т.п. (фрактал - математическая мо-
дель показывающая упорядоченность  и  процессы  самоорганизации  любых
сложных структур.)
     Объекты , подобные фракталам привлекали внимание людей с древнос-
ти ,  медитация и сосредоточение на них ,  использовались в ритуалах и
как бы открывали дверь в иные миры . 'Например , у шаманов излюбленным
местом перехода в нижний мир служили извилистые пещеры,  норки , дупла
деревьев.  В древнеиндийском эпосе 'Рамаяна' говорится: 'На каждом во-
лоске тела Рамы находится множество миров, таких как наш.' ' (40)
     Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего услож-
нения общества,  мира ,  окружающего людей , их разнообразных занятий,
основан на накоплении человечеством объектов , образов , соответствую-
щих золотому сечению ,  фракталам , являющихся основой для существова-
ния сложных систем и позволяющих существовать все более сложным формам
организации .  Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации,
в том числе научно-технический , возможен только благодаря этому. Пос-
кольку  закладка в подсознание человека таких образов делает его пове-
дение неспособным разрушить систему (к появлению  днем  муравьеда)  ни
при каких условиях.



        -------
     40) там же, стр.81


     Закладка образов обеспечивается религией ,  а поведение на их ос-
нове  носит название культурного поведения (возможно здесь есть парал-
лель между золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами
- как основой для образов обуславливающих культуру).  Т.е.  накопление
сложной самоорганизующейся системой ,которой является общество  данной
специфической информации повышает уровень организации системы , снижа-
ет количество энтропии в ней.

    'В естественных процессах системогенеза объективная самореализация
устойчиво  возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречи-
вого единого,  вторая же выполняет в нем подчиненную  роль  ,  обладая
сравнительно узкими пространственными и временными границами существо-
вания , условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами
,  ценностями ,  нормами или даже пребывает в постоянном 'предвосхище-
нии' своего приближающегося распада.'(43)

     Поэтому в  динамике  общественных процессов прогресс ,  изменения
идут только по  пути  ,  обозначенному  инвариантами,  обеспечивающими
функционирование системы.  Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоор-
ганизации сложных систем обоснавал существование  математически  уста-
навливаемых  инвариантов  (золотой  пропорции) на основе и посредством
которых в процессе самоорганизации систем они приобретают  гармоничное
строение, стационарный режим существования, структуры - функциональную
устойчивость. Факт существования инвариантов , поддерживающих функцио-
нирование  сложных  систем подтвержден также методами фрактальной гео-
метрии (например масштабная симметрия).
     --------
     43) Э.М.Сороко 'Структурная гармония систем' , стр.193



     Общество т.о.  представляет собой фрактальный объект , гармонизи-
руемый ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на
восприятие им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной,
основы поддержания и развития любых её систем.



                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ


     Полученные выводы можно целенаправленно  использовать  в  решении
задач, стоящих перед специалистами в области управления.
     Задачи, решаемые с помощью включения процессов самоорганизации  ,
через изменение сознания человека можно разделить на два типа :
          - глобальные,  долгосрочные проекты , и
          - локальные, быстродействующие инновации.

     Если говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столе-
тиями и судьбами целых стран,  то следует ещё раз вспомнить масонов, с
их представлениями о свободе ,  равенстве и братстве, создании лучшего
человека, изменяя его психику , наполнением её 'божественными вибраци-
ями архитектуры и музыки'.
     Новейшие технические возможности, такие как СМИ ,  открытия в об-
ласти человеческой психики,  физики ,  химии , особенно открытие фрак-
тальных множеств (01.03.  1980) являются средствами,  дающими доступ к
самым несбыточным мечтам масонов.
     Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем,
руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и
возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в  воспитании
полноценных,  созидающих членов общества.  Государство должно участво-
вать в усилении и активизации процессов  самоорганизации,  как  залоге
успешного функционирования всех его поддерживающих структур.
     Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически
относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая бога-
тый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей
социальной общности.  Это может быть архитектура ,  музыка , рекламные
заставки ,  рисунок обоев,  пропорции предметов быта и многое другое ;
причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных рас-
четах создание этих элементов культуры ,  труд по внесению  которых  в
жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдох-
новении.

     Локальные  нововведения ,  основанные   на   знании  процессов
самоорганизации могут быть связаны с решением задач по :
        1.Диагностике социальных структур и  процессов;
        2.Оптимизации внедряемых управленческих решений;
        3.Управлению в ходе реализации какого либо проекта.

    1.Диагностика, цель   которой  выявление  проблем  и  выявление
латентных  структур  на  предприятии  ,  может   быть   существенно
облегчена  ,  так  как метод анализа с помощью фрактальных множеств
позволяет создать довольно точную модель социальных процессов.

     Одной из  процедур,  современного   нам   метода   диагностики
является  построение  т.н.  'дерева проблем' ,  'дерева целей' т.е.
схемы взаимодействий в организации.
     С помощью   экспресс  опроса  персонала  выясняют  проблемы  в
организации, субъективные оценки людей , которые затем уточняются и
классифицируются  по их принадлежности к подразделениям организации
и от более общих к частным проблемам по  принципу  от  следствия  к
причине .



                          общая проблема

               проблемы функциональных подразделений

       социально-бытовые,социально-психологические проблемы

    организационно-управленческие проблемы общесистемного типа


     Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и по-
терь . Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидны-
ми) использование которых при анализе данной схемы даст огромные  воз-
можности для её детального понимания.
     Решение проблемы т.о. окажется легким и быстродостижимым (например
удаление из многотысячной организации только одного человека)

   2. Для всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации
надо проводить исследования на  их  совместимость  с  процессами  и
силами, обеспечивающими самоорганизацию системы .
     Необходимо обеспечение    всех    инноваций    дополнительными
процедурами   такими   как   ,  например,  разработка  символа  для
организации в  соответствии  с  золотой  пропорцией  ,  утверждение
графика   преобразований   ,  действий  в  соответствии  с  числами
Фибоначчи и т.п.

   3. В  уже  действующих  организациях  и  протекающих  социальных
процессах  добавление  факторов  дающих  новую силу и устойчивость,
переводящих структуру на новый качественный уровень тоже не лишне.



                           Библиография.


     1) Ясюков М.И. 'Весы Немизиды' Мысль, 1990г

     2) Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. 'Природа и цивилизация'

     3) Советский Энциклопедический Словарь , 1988г.

     4) Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений

     5) Сороко Э.М. 'Критерий гармонии самоорганизующихся
социоприродных систем' , Владивосток 1989г.

     6) Сороко Э.М. 'Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии'
Автореферат диссертации , Минск 1991г.

     7) Сороко Э.М. 'Структурная гармония систем' , Минск 1984г.

     8) Васютинский Н. 'Золотая пропорция' , М. Молодая гвардия 1990г.

     9) Афанасьев В.Г. 'Системность и общество' , М. Политиздат 1980г.

     10) Уледов А.К. 'Социальные законы' , М. Мысль 1975г.

     11) Угринович

     12) Дюркгейм Э.

     13) Диалектика.Творчество.Гумманизм. Ленинградский университет 1991г.

     14) 'Наука и её место в культуре' Новосибирск 1990г.

     15) Ежегодник 'Системные исследования. 1982г.' Наука


     16) 'Семиотика и исскуствометрия' М. Мир 1972г.

     17) 'Лион Батиста Альберти' М. Наука 1977г.

     18) Флоренский П.А. 'Храмовое действо как синтез исскуств' 'Мако-
вец' N1, М.

     19)'Психологические механизмы регуляции социального поведения'
М. Наука 1979г.

     20) Артемьева Е.Ю. 'Психология субъективной семантики' М. изд.МГУ
1980г.

     21) Фулканелли 'Тайны готических соборов' REFL-book Ваклер 1996г.

     22) Юнг К. 'Проблемы души нашего времени' М. Прогресс 1993г.

     23) Файдыш Е.А. 'Сверхсознание' М. 1993г.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru