Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе

Работа из раздела: «Социология»


            Московский Педагогический Государственный Университет



                                                  Варнавский Евгений, 103 гр



                    Доклад по истории социологии на тему:


                    Фрейдомарксизм Э. Фромма и Г. Маркузе



                                 Москва 2000



      Фрейдомарксизм развивался в рамках франкфуртской школы неомарксизма, и
представлял из себя синтез учений Маркса и Фрейда, а, точнее, синтез
неофрейдизма и неомарксизма. Осноовоположниками фрейдомарксизма были
представители франкфуртской школы Эрик Фромм и Герберт Маркузе.


Маркузе (Marcuse) Герберт (1898-1979) — немецко-американский философ и
социолог, один из виднейших представителей франкфуртской школы
неомарксизма. Активно сотрудничал с франкфуртским инститтом социальных
исследований, с 1934 жил и работал в США. В 50-е годы сотрудничал с Русским
институтом при Колумбийском и Русским центром при Гарвардском университетах
(в качестве эксперта по советскому марксизму)
      Философско-социологическая эволюция Маркузе протекала под влиянием
«левого» немецкого марксизма, истолкованного в духе неогегельянства 20-х
годов. В конце 20-х Маркузе занимался проблематикой «историчности»,
истолковывая в духе собственной версии «хайдеггермарксизма» ранние работы
Маркса («К феноменологии исторического материализма», и философию Гегеля
      В 50-е годы в связи с общим увлечением «фрейдо-марксистской» версией
неофрейдизма, характерным для франкфуртской школы в целом, Маркузе построил
леворадикальную версию теории индустриального общества, опираясь на
фрейдомарксистские предпосылки. Согласно Маркузе, современное
индустриальное, или позднекапиталистическое общество обеспечивает
лояльность своих «функционеров» (им же и подавляемых и угнетаемых) тем, что
формирует соответствующую ему «структуру влечений», «витальных
потребностей», не выходящих за социокультурные рамки этого общества. Это
значит, что революция против такого общества могла бы быть успешной лишь в
том случае, если бы углубилась до уровня «антропологической структуры»
человеческих потребностей так, чтобы социальная революция превратилась в
антропологическую, прежде всего сексуальную, поскольку основой всех
влечений, в духе Фрейда, считаются сексуальные влечения.

Эрик Фромм (1900 – ?) – немецко-американский (как, впрочем, и Маркузе)
психолог и социолог, Сотрудник франкфуртского института социальных
исследований, с приходом к власти нацизма эмигрировал в США. С
1951—профессор университета в Мехико
      Фромм отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим исходным
положениям к экзистенциализму. Согласно Фромму, собственно человеческое
начинается лишь там, где кончается природное; оно коренится в сецифике
человеческого существования. Основная психическая потребность индивида по
Фромму – установить систему отношений к миру и обществу. Двойственность
положения человека в мире – как природного так и надприродного существа –
порождает основную историческую дихотомию: наряду со стремление к свободе и
независимости человека как мыслящего существа, в нем столь же укоренено и
стремление к безопасности («бегство от свободы»), которое лишь принимает
различные формы в ходе истории. Ставя целью создание целостной концепции
человека, Фромм ищет путей к этому в объединении социального и
индувидуально-психологического подходов более конкретно – в достижении
некоего синтеза учений Маркса и Фрейда. Это осуществляется через
социализацию психоанализа с одной стороны, и гуманизацию марксизма с
другой. Через господствующий тип характера деятельность индивида
направляется в каналы, поддерживающие функционирование данного общества.
      Формы социального характера совпадают у Фромма с различными
историческими типами самоотчужденного человека. В работе «Бегство от
свободы» Фромм применил свою концепцию к эпохе раннего капитализма, связав
первоначальное накопление с накопительским типом характера, соединившим в
себе скупость, упорство и педантизм, и эксплуататорским типом. Параллельно
с ними на другом общественно полюсе шло формирование рецептивного
(пассивного) типа характера. Затем к ним прибавился рыночный тип характера
– порождение капитализма 20в. – «общества тотального отчуждения».
      С отчуждением человека в современном обществе Фромм связывает и формы
патологии – невроз в любой форме есть прямой результат отчуждения, и
индивидуальная попытка его компенсации, поиск выхода из отчуждения.

      Список использованной литературы:

      1. История теоретической социологии в 3-х томах, Москва 1997
2. Философская энциклопедия в 5-ти томах, Москва 1960

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru