Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Феминология как наука

Работа из раздела: «Социология»

                                    ПЛАН

   1. Феминология как наука.

   2. Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

   3. Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мир.

   4. Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

                           Феминология как наука.

      Феминизм, в широком смысле – стремление к равноправию женщин с
мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью
которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с
мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в.
      В 1996 году в соответствии с решением Министерства образования РФ  в
программу некоторых российских вузов ввели новую учебную дисциплину –
феминологию.
      «Феминология рассматривает совокупность социально-экономических,
политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для
реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения
их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни».
В узком смысле этого слова «фиминология» - наука о положении и социальных
ролях женщины.
      Таким образом, объектом феминологии являются женщины. Но сразу
возникает вопрос, как понять и определить этот объект? Галина Силласте,
ведущий феминолог России, говорит о двух подходах к  женщине как к объекту
исследования. Первый подход: женщины как социально демографическая группа.
Но при таком подходе на передний нлан выступают такие проблемы как
соотношение полов в определенных поколениях, динамика рождаемости,
продолжительность жизни в зависимости от пола, характеристика женщины как
рабочей силы и т.д. Второй подход, женщины как относительно автономное
социальное обозрение – социум. Такой подход дает более глубокое и
всестороннее понимание женского вопроса в прошлом, настоящем и будущем, его
влияние на общие социальные процессы.

   Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:
    . изучение социальных факторов,  обуславливающих  общее  и  особенное  в
      жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих  на
      положение женщины в обществе;
    . выработка цельного научного мировоззрения,  основанного  на  принципах
      международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных
      на повышение роли и статуса женщины в обществе;
    . реализация основных направлений государственной  социальной  политики,
      изучение  социальной   технологии   деятельности   государственных   и
      общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам;
      изучение федеральной, региональной и местной систем, комплекса форм и
методов социальной работы с различными категориями женского населения

          Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

      Мировоззренческой базой  фиминалогии  является  общая  гуманистическая
теория о равном праве всех людей, независимо от расы, вероисповедания,  пола
на осуществление своего материального благосостояния, духовного  развития  в
условиях  свободы  и  достоинства,  экономической  устойчивости   и   равных
возможностей. По отношению к  правам  и  возможностям  личностного  развития
женщин такой подход предполагает не  только  серьезнейшие  общие  социальные
преобразования, но и переход от общества традиционно  мужской  дискриминации
по признаку пола  к  общественным  отношениям  равных  прав  и  возможностей
женщин и мужчин.
      Феминология – междисциплинарная наука. Она развивается в тесной  связи
с такими науками, как история,  социальная  философия,  социальная  и  общая
психология, социология. Феминология  использует  следующие  основные  методы
исследования:
   1. Социологический, определяющий социальную  обусловленность  мужского  и
      женского бытия.
   2. Аксиологический, утверждающий равную самоценность личности  мужчины  и
      женщины.
   3. Функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной
      и обществом.
   4. Институциональный, ориентирующийся на изучение социальных  институтов,
      влияющих на жизнедеятельность женщин.

   Феминология  тесно связанна с социологическими исследованиями гендерных
исследований, так как их значение для нее очень велико. Само понятие
«гендерный» - « это представление индивида (мужчины / женщины) во всей
совокупности его физиологической и социальной сущности с акцентом на
социальную. Гендер – понятие культурологическое. Идеальный образ женщины
или мужчины данного хронологического и географического среза пестуется
национальными традициями, этнопсихологией, степенью цивилизованности
общества, религией, историей, национальным менталитетом и т.п.”. Г.Силласте
отмечает и определенную специфику гендерных исследований в отличие от
обычных социологических исследований по указанной тематике. Она пишет:
«Гендерные исследования - изучение положения женщин через призму, прежде
всего, социопсихологических и социокультурных особенностей. Экономика и
политика, социальная среда здесь учитываются, но в качестве второстепенных,
а не определяющих обстоятельств”.

      Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мире.

      Многие ученые считают, что становление  феминологии  как  науки  очень
важно для всей системы наук о человеке и обществе,  так  как  оно  знаменует
выход  на  новый  виток  изучения  возможностей  человека   с   учетом   его
психофизиологической полоролевой специфики.
В СССР и России можно назвать исследования, посвященные  семье,  в  основном
статистико-демографический  анализ  (К.  Васильева  и  др.).  Можно  назвать
работы  этнографов,  посвященные   этническим   особенностям   форм   семьи,
особенностям семейных отношений, семейным обычаям и обрядам, например,  Я.С.
Смирнова о семье и семейном быте народов Северного Кавказа  и  т.д.  Женский
же вопрос до последнего десятилетия у нас не изучался,  так  как  считалось,
что в нашей стране он уже решен. О положении женщин в обществе  и  семье,  о
необходимости борьбы за женское равноправие много писалось  и  говорилось  в
двадцатых годах (В.И. Ленин, А.М. Коллонтай  и  др.).  В  более  же  поздний
период сложилась официальная  точка  зрения,  что  социализм  мы  построили,
женский вопрос решили и проблему закрыли.
      Первые  шаги  систематического   изучения   социально-психологического
аспекта женского вопроса были сделаны только в восьмидесятых годах. К  таким
исследованиям можно отнести изучение общественного мнения женщин,  мотивации
их поведения и др.
      На международном семинаре под эгидой ЮНЕСКО, “Гендерные  исследования:
проблемы и сравнительные перспективы” Галина Силласте выступила  с  основным
докладом о состоянии  массового  женского  сознания,  отражающего  отношение
различных  групп  женщин  к   проблемам,   событиям,   явлениям   социальной
действительности.
      Он отметила, что такие исследования ведутся лишь с конца восьмидесятых
годов. Так же отметила два их направления: во-первых, исследования в  рамках
социологии семьи,  проводимые  НИИ  социологии,  в  которых  рассматриваются
социальный и демографический аспекты проблемы, мнения женщин  о  политике  и
управлении по отношению к семье. Во-вторых,  изучение  общественного  мнения
женщин  в  рамках  исследовательского  проекта  “Женщины  и   демократизация
общества”. Первый этап этих исследований был завершен в 1990 году и  в  1991
году опубликованы его результаты. По словам Г. Силласте, руководившей  этими
исследованиями, сделаны попытки  использовать  их  результаты  на  практике,
оказывая помощь властным структурам в выработке  и  осуществлении  программы
решения женских проблем в  новых  условиях.  В  1994  году  был  осуществлен
второй этап исследований
      За рубежом такие же исследования в сфере образования, просвещения,
подготовки женских кадров, помощи женским движениям и в социальной работе с
женщинами начались раньше. В США исследования по проблемам социального
положения женщин и женским движениям ведутся с конца ХIХ века. Еще в начале
нашего века читались и отдельные университетские курсы по феминологии, но
частью образовательных и исследовательских программ они стали лишь с конца
шестидесятых годов, что стимулировалось самим развитием женского движения в
стране. Начиная с семидесятых годов, учебные курсы по женской проблематике
предлагались более чем в тысяче американских колледжей и университетов. С
восьмидесятых годов за такие исследования за учебную деятельность в этой
области присуждались ученые степени, и при всем этом феминология считается
междисциплинарной областью наук. Для учебной подготовки по исследованию
женской проблематики существует сеть из 70 центров и институтов, действуют
50 феминистских издательств, более ста книжных магазинов специализируются
на женской тематике. Фордовский и другие фонды выделили значительные
средства на издание новых журналов и научные исследования. В 1977 году была
учреждена “Национальная ассоциация по изучению женской проблематики в
социально-политическом и профессиональном аспектах и в стране, и в мире”.
Однако Чемберлен (президент-учредитель национального совета по
исследованиям женской проблематики в США) отмечает также трудности в
исследованиях по женской тематике и в преподавании, как, прежде всего,
недоверие академической общественности к этой проблематике, отношение к ней
как к несерьезной и побочной для науки.
      Судя по развитию, феминология как наука еще очень молода, опыт научных
исследований и образования по женской проблематике короток по времени,
невелик даже в наиболее развитых странах. Большое оживление в изучение этих
проблем и поиски практических путей их решения внесла программа ООН
“Десятилетие для женщины. 1975-1985 годы”. В рамках этой программы были
приняты важные документы, оказавшие влияние на политику правительств
государств, объединяемых ООН, проведены международные женские конгрессы, о
чем подробнее будет сказано в завершающих главах работы.

     Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

      Современное   человечество   породило    в    своем    развитии    ряд
трудноразрешимых   проблем,   решение   которых   требует   более    полного
использования опыта  развития  цивилизаций.  Несколько  условно  цивилизации
Земли можно разделить на две группы: техногенные,  или  технократические,  и
'природофильные'.  Западноевропейская  и   Североамериканская   цивилизации,
развивая технику, относились к природе как  к  материалу  в  мастерской,  не
учитывая  целостности  и  автономности  природы,  подрывая  ее   возможности
самоочищения и самовосстановления, что и породило конфликт между природой  и
человеком.  Но   интересы   человека   как   личности,   его   биологические
особенности, его психология, комфортность существования каждого  человека  в
социальной среде мало учитывались  технократическими  цивилизациями,  что  в
немалой степени способствовало духовному обнищанию человечества.
      Для цивилизации Востока природа была в большей степени  храмом,  а  не
мастерской, развитие техники  здесь  было  куда  более  медленным,  личности
человека, его духовному совершенствованию  отводилось  не  меньше,  если  не
больше внимания, чем его материальному обеспечению.  Но  и  эти  цивилизации
благодаря   нерегулируемому   росту   народонаселения,   опережающему   рост
производительных  сил,  столкнулись  с  серьезнейшими   противоречиями,   не
избежали огромной дифференциации между богатством  меньшинства  и  нищенским
существованием большинства.
      Если развитие Западных цивилизаций шло и продолжает идти по  “мужскому
типу”,  то  в  развитии  Восточных  цивилизаций  сильнее  влияние  “женского
начала”.   Патриархальный   характер   культуры    Запада    выражается    в
агрессивности, преобладании  сухой  логики  над  эмоциями,  в  том  числе  и
нравственным  чувством.  Способность  же  сопереживания,  более  развитая  у
женщин, распространяется и на отношение к природе, особенно к живой  природе
в культуре Востока.
      Нельзя заменить западный тип развития  восточным  потому,  что  мы  не
избавим тем самым современное человечество от его  глобальных  проблем.  Для
успешного разрешения  последних  необходимо  ослабление  мужского  начала  в
социальной жизни и  в  политике,  обогащение  его  женским  началом.  А  для
решения этой задачи необходимо изучение женщин  как  социальной  общности  и
женской проблемы в целом. Для этого и нужна феминология как наука  со  всеми
ее исследованиями.
      Не требует длинных разъяснений  роль  женщин  в  предотвращении  войн,
насильственных  форм  разрешения  конфликтов,  применения  оружия  массового
уничтожения. По своей  природе  женщина  –  созидательница  и  хранительница
жизни и враг смерти, уничтожения.
      Велика роль женщин и в  преодолении  экологического  кризиса.  Она  не
только в их непосредственном  участии  в  природоохранительных  движениях  и
организациях, но и  в  воспитании  нового  типа  мышления  –  экологического
мышления у новых поколений. Женская способность к эмпатии – сопереживанию  и
вживанию  в  чувства  других  людей  –  может  стать  и  важнейшим  аспектом
духовного возрождения человечества.
      Подводя итоги можно еще раз отметить  сугубую  актуальность  активного
участия женщин в решении и локальных, и глобальных проблем человечества.  Но
повторю еще раз, что для этого нужно  изучение  женщин  и  женских  проблем,
преодоление дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни.
      Преодоление устоявшихся стереотипов  обыденного  сознания,  касающихся
оценки социальных ролей женщин,  преодоление  разрыва  полов,  их  явного  и
скрытого антагонизма, – важнейший аспект борьбы за сохранение  и  дальнейший
прогресс человечества.

Поэтому так необходимо развитие и изучение науки о женщине – феминология

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru