Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Социология образования и воспитания

Работа из раздела: «Социология»


                по разделу учебного плана:         Социология образования и
                                 воспитания

         Ф.И.О. методиста:              __________________________________



                       С О Ц И О Л О Г И Я   О Б Р А З О В А Н И Я

                                             I  вариант.

            1. Образование как социокультурный феномен.
      Образование -это процесс и результат  усвоения     систематизированных
знаний, умений и навыков, необходимое   условие подготовки человека к  жизни
и труду. Разные науки    изучают  образование  под  своим  углом  зрения.  В
философии    понятие   'образование'   употребляется   в   значении   общего
духовного процесса формирования человека и  результата    этого  процесса  -
духовного  облика  человека.   Образование    исследуется   как   культурно-
историческое  явление,   средство     сохранения,   передачи   и   умножения
накоплений духовной   культуры человечества, народов, наций.
     Психологию интересуют проблемы влияния  образования  на    формирование
личности, ее  психики.  Социальная  психология    рассматривает  человека  в
качестве  субъекта  учебной    деятельности   в   рамках   образования   как
социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы  организация
образования не была чужда человеческой природе, какие   законы и  социальные
технологии должны лежать в основе    организации учебной  деятельности,  как
система образования  должна способствовать самоактуализации  и  саморазвитию
человека,  его   нормальному   социальному   функционированию.    Педагогика
понимает  под  образованием  процесс  и  результат     овладения   учащимися
системой научных знаний и познавательных умений и навыков,  формирование  на
их основе   мировоззрения,  нравственных  качеств  личности,  развитие    ее
творческих сил и способностей.
    Социологию интересует  социальная  сторона  образования:  как  благодаря
образованию человек включается в те или   иные социальные  группы,  занимает
определенные  позиции  в   социальной  структуре   общества,   осваивает   и
выполняет    разнообразные роли в обществе.
    Врожденных социальных программ личности не  существует.  В  обществе  не
может быть независимого от  общества  человека,  поведение  любого  человека
обуславливается и  контролируется социальной средой  посредством  культурных
 накоплений,  таких  как  язык  общения,  социальные  институты,   традиции,
обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного   процесса  создается  уникальная
возможность сохранить и приумножить культурный пласт  общества.  Образование
выступает   историко-культурным   феноменом   менталитета    общества,   его
сознания. В образовании  создаются  предпосылки  для  выявления  и  развития
творческих   способностей    общества,   для    последовательной    передачи
накопленных    обществом   знаний,   умений,   культурного   наследия   всех
поколений.
            2. Предмет и объект социологии образования.
      Социологию   образования    интересуют    социальные    характеристики
образования, влияние на него  социальных  институтов,  социальной  макро-  и
микросреды.   Социология       представляет    собой    целостную    систему
социологических   знаний, состоящую из 3 уровней:
1.  общесоциологический (общетеоретический) уровень;
2. - специальные (частные) социологические теории;
3. - эмпирические социологические исследования.
     На базе общих теорий первого уровня основываются специальные  (частные)
социологические  теории  среднего   уровня.  Сюда  относится  и   социология
образования.
       Философская    энциклопедия,     определяя     предмет     социологии
образования, делает акцент на анализе его социальной   природы:  'Социология
образования - отрасль  социологии,   изучающая  образование  как  социальный
институт, как форму   и средство общественной жизни'. А.Майер  пишет  ,  что
социология   образования   '...имеет   своим    предметом    социологическое
исследование общих социальных закономерностей  образования и воспитания  как
социального  процесса  и  их   функций  на   всех   уровнях   взаимодействия
общественных сил'.  В.Н.Турченко обращает внимание  на  приоритет  системной
организации образования: '...социология образования имеет  предметом  своего
рассмотрения системы и подсистемы   (элементы) образования в их  целостности
и совокупности    (общественных) отношений'. Обобщением  изложенных  позиций
  является  определение  Ф.Р.Филиппова:  'Социология   образова   ния   есть
специальная социологическая  наука,  предметом    которой  является  система
образования как социальный   институт, взаимодействие ее подсистем, а  также
взаимодействие системы образования  и  ее  подсистем  с  обществом,   прежде
всего с его социальной структурой'.
      Объектом  социологии  образования  является  сфера   образования   как
социальное  явление;  люди,  их  объединения  и    организации   в   системе
образования. Это та социальная   среда, где развертывается  функционирование
процессов     образования,   действуют   определенные   субъекты   в   форме
разнообразных  учебных  занятий  (обучая,   учась,   поддерживая     процесс
обучения)  в  ситуациях,  складывающихся   в   ходе     таких   занятий,   с
определенной системой взаимоотношений    людей,  с  их  институциональной  и
неинституциональной     организацией.  Таким  образом,   объектом   изучения
является   образование с позиций его социальной природы.
            3. Важнейшие концепции социологии образования.
    Социология образования рассматривает влияние образования на все  стороны
жизни  общеста - экономическую,  социальную, политическую,  духовную  ...  В
то же время она   рассматривает  и  собственно  'образовательные'  проблемы:
как  функционирует  и  развивается  система  образования,    насколько   она
соответствует    требованиям    общества,     насколько    эффективно     ее
организационное строение.
    Исследования затрагивают такие вопросы, как  :
 4.   соответствие  структуры  образования   актуальным   и   перспективным
    социальным целям, долгосрочным программам   общества;
 5.  пропорциональность морфологического строения структуры образования;
 6.    влияние   результатов   образовательных    процессов    на    другие
    социальные   процессы   -   профессионально-трудовые,     нравственные,
    психологические, организационно-технические  и  другие,  т.е.  обратная
    связь системы образования.
      Исследование проблем структуры образования связано  с   изучением  его
социальных   функций:   передача   накопленных     знаний,   преемственность
социального  опыта  и  духовная    преемственность  поколений,  социализация
личности,  ее   саморазвитие  и  самореализация,  накопление  ею  духовного,
интеллектуального, социального потенциала.
      Логически  оправдано  объединение  всех  исследований   в   социологии
образования по двум направлениям:
7. внутри институциональное, охватывающее внутренние   проблемы образования
   как социального института   социальные  аспекты  деятельности  субъектов
   образования,   социальную  структуру  и  функцию  системы   образования,
   социальный  статус  педагогических  работников  как  социальной  группы,
   проблемы социального управления системой  образования;
8. внешне институциональное,  т.е.  все  исследования  социальных  аспектов
   взаимодействия   образования   с   другими    социальными   институтами,
   производством,  наукой,  культурой,  политикой;  связи  образовательного
   процесса  с  другими  социальными  процессами,  влияние  образования  на
   развитие социальных отношений и видов социальной    деятельности.
    Социология образования может быть представлена в  виде двух структур:
9. теоретико-концептуальное содержание:
10. основные категории:  культура,  образование,  воспитание,  социализация,
   учение, личность;
11.  направления исследований и концептуализации:
12. социальная детерминация образования, социокультуреая  организация  сферы
   образования, эффективность образования;
13.   проблемно-тематическое   содержание:   культурогенез      личности   в
   образовании,  динамика  сферы   образования,   содержание   образования,
   социальные институты в сфере  образования,  социальная  структура  сферы
   образования,  регуляция   и  управление  образованием,   диагностика   в
   образовании,   инновационные процессы в образовании, влияние образования
    на другие сферы общественной жизни.
 2) технологическая последовательность  познавательной  деятельности(  в  ее
основе лежит отражение этапов и    результатов  познавательной  деятельности
):
- теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
-  методы  и  технологии:   диагностика,   моделирование,   прогнозирование,
проектирование;
- фактический материал: данные диагностики и   прогнозирования;
- проекты и модели социокультурной деятельности.
    Образование является  открытой  социальной  системой,    оно  связано  с
другими  социальными  системами.  Процесс    образования  взаимодействует  с
другими социальными    процессами и является одним из  важнейших  механизмов
 социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.
 4. Развитие социологического знания про образование в Украине.
     Современный   уровень    социологии    образования    опирается      на
социологические  идеи   М.Вебера,   Дж.Дьюни,   Э.Дюркгейма,    К.Маннгейма,
Л.Уорда, стоявших у истоков зарождения этой    науки,  и  на  более  поздние
концептуальные идеи зарубежных   и отечественных ученых.
     Основные направления отечественной  социологии  образования  связаны  с
исследовательской   деятельностью   ряда     ученых.   Н.А.Аитов   исследует
образование  как  фактор  формирования  социальной  структуры  и  социальных
перемещений.    В.Я.Нечаев   исследует   образование   как   социокультурный
процесс. М.Х.Титма изучает роль образования в  социальном    самоопределении
молодежи.  В.Н.Турченко  исследует  связь       революций  в  образовании  с
научно-технической революцией.   Социальная политика в сфере  образования  и
его  социальные    функции  находились  в  центре  внимания   Ф.Р.Филиппова.
Образование в жизненных планах и путях молодежи исследовалось  В.Н.Шубкиным,
а место образования в потребностях   общества и  молодежи  -  Л.Я.Рубиной  и
М.Н.Руткевичем.
     Становление социологии образования в Украине протекает  в  направлениях
исследования:  социологических   проблем    высшей   школы   (В.И.Астахова),
изучения   проблем   отчуждения     личности    в    процессе    образования
(И.Н.Гавриленко),   пробле    мы   студенчества   как   социальной    группы
(Н.Ф.Головатый), педагогического  образования  как  подсистемы  социокультур
     ной  системы  образования  (В.И.Луговой),   системы   образования   как
института   социализации    (Н.П.Лукашевич),    взаимодействия    социальных
институтов высшей школы  и  производства    (Е.А.Якуба)  и  других.  Сделаны
первые  попытки  систематического  изложения  социологии   образования   как
отраслевой  социологической науки Ф.Р.Филипповым (Социология образования.  -
М., 1980) и В.Я.Нечаевым (Социология образования- М., 1992). Появление  этих
книг  открыло  новые  возможности  для   дальнейшего   развития   социологии
образования и для  утверждения  ее  в  качестве  учебной  дисциплины  высших
учебных заведений.
  В социологии образования уже наметился круг проблем,   который  составляет
остов этой науки. Дальнейшее ее развитие - дело будущего.
5. Социологические методы изучения сферы образования.
    Социологические исследования (теоретические,  конкретно-социологические)
сферы  образования  являются  одним  из   наиболее  надежных  и  достоверных
источников  социальной    информации,  используемой  для   управления   этой
сферой,     позволяющей   реализовать   эвристическую,   прогностическую   и
прикладную функции социологии образования.
   Всякое социологическое исследование начинается с   анализа документов:
18.   официальных:  указы  и  постановления  правительства,   директивные  и
   плановые документы министерств  и  ведомств    приказы  и  распоряжения,
   планы работы, материалы   печати, личностные документы;
19.  неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
20.  специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.
   Среди методов анализа документов выделяется два основных   вида:
21.  традиционный
22.  качественно-количественный (контент-анализ).
  Традиционный  основывается  на  анализе   материала,   логике      текста,
обоснованности  и  достоверности   приводимых     сведений.   Количественно-
качественный  анализ  основывается    на  переводе  текстовой  информации  в
количественные показатели с последующей ее обработкой.
   Анализом документов социологические  исследования  в   сфере  образования
только начинаются. Этот метод помогает  составить  представление  о  степени
изученности исследуемой проблемы и  выбрать  наиболее  подходящее  сочетание
других методов исследования.
  Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте  путем
непосредственного восприятия  и   прямой  регистрации  событий,  значимых  с
точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:
23.  систематическое,  проводимое  регулярно   в    течение    определенного
   периода;
24. простое, носящее эпизодический, случайный характер;
25. включенное, когда социолог непосредственно включен в  изучаемый  учебно-
   воспитательный  процесс,   контактирует   и    действует   совместно   с
   наблюдаемыми;
26.   не   включенное,   без   общей   жизнедеятельности   наблюдателя     с
   наблюдаемыми,  возможно  с  использованием  для  наблюдения  технических
   средств;
27. кратковременное, в течение 1-2 часов;
28. длительное, в течение ряда лет.
    Метод  наблюдения  не  имеет  ограничений  для  сочетания  с     другими
социологическими методами. Хороший эффект  дает   сочетание  его  с  методом
опроса.
     ОПРОС - это метод сбора социальной информации об  изучаемом  объекте  в
ходе непосредственного  (интервью)     или  опосредованного  (анкетирование)
социально-психологического   общения   социолога   и   опрашиваемого   путем
регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и  задач исследования.
     АНКЕТИРОВАНИЕ в исследованиях процесса  образования    применяется  для
сбора информации о массовых социальных      явлениях  и  позволяет  получить
значительный объем    эмпирической информации в короткий  срок  и  анонимно.
К  недостаткам  этого  метода  относится   невозможность   проконтролировать
ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту.  Преодолеть  эти
недостатки  помогает    метод  ИНТЕРВЬЮ,  когда  информация  об  исследуемом
объекте    получается  в  процессе  личного  общения  с  респондентом     по
специально  составленному  вопроснику.  Этот   метод   дает      возможность
уточнять ответы, корректировать содержание и   последовательность  вопросов,
улавливать  эмоциональную    окраску,  подтексты  ответов,   что   позволяет
получать   более  глубокую  и   полную   информацию.   Недостатками   метода
являются высокие требования к  социологу-интервьюеру  и    значительное  его
субъективное влияние.
     Одним из современных видов  метода  интервью  являются   ФОКУСИРОВАННЫЕ
ГРУППОВЫЕ  интервью,  носящие  дискуссионный   характер,   что   стимулирует
расширение взгляда на предмет  исследования.
     ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС предполагает  использование  в  качестве  опрашиваемых
наиболее компетентных лиц (экспертов)   исследуемому  вопросу.  Среди  видов
экспертного опроса   выделяют анкетирование и интервью,  дискуссии,  советы,
'мозговые атаки', деловые игры.
     Иногда используются психологические методы:  ТЕСТИРОВАНИЕ,  СОЦИОМЕТРИЯ
и  др.   Социометрия   удачно   дополняет   метод   наблюдения.   В   основе
социометрического метода  лежит опрос какой-либо группы с  целью  установить
в ней   социально-психологические взаимоотношения. Путем косвенных  вопросов
выясняют, каким авторитетом, уважением    пользуются  члены  группы  друг  у
друга, и  составляют    социометрическую  матрицу  -  таблицу  количества  и
адресов    выбора  каждого  каждым.  Метод  наглядно  раскрывает   структуру
внутри коллективных связей и отношений,  но  не  дает     материала  для  их
причинного объяснения.
      СОЦИАЛЬНЫЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации   о  характере  и
специфике  изысканий  социально-образовательной  деятельности  в   связи   с
воздействием  заданных  и    управляемых  факторов.  Он   предназначен   для
проверки     действенности   внедряемых   форм   и   методов    образования,
апробирования новых методов  социального  управления  учебно-воспитательными
процессами, проверки гипотез социологических исследований. В итоге  получают
информацию об  изменениях поведения обучаемого  под  воздействием  различных
факторов.
    Эффективность  методов  социологического  исследования   в  значительной
степени  определяется  уровнем  профессионализма  исследователей,  а   также
комбинированным применением   набора методов, наиболее  соответствующих  его
целям и   условиям проведения.
                  С О Ц И О Л О Г И Я   В О С П И Т А Н И Я
                        II вариант.
1. Важнейшие императивы воспитания человека.
        Важнейшим   принципом   организации   воспитания   является      его
комплексность   и   дифференцированный   подход.   Комплексность    означает
необходимость воздействия  по  возможности   на  все  стороны  формирующейся
личности (ее интересы,  потребности,  разум  и  эмоции),  единство  основных
направлений   воспитательного   процесса   -    политического,    трудового,
нравственного,  этического  и  др.  Необходимо   максимальное   разнообразие
средств воспитательного воздействия, их   согласованность,  целесообразность
и мера. Наиболее   полно и адекватно раскрыть  место  и  роль  воспитания  в
процессе становления личности помогает   адаптивно-развивающаяся   концепция
социализации. Она позволяет ориентироваться  в  воспитательных  воздействиях
на целостного   человека с  учетом  конкретных  состояний  и  отклонений  на
каждом  из  его   уровней:   биологическом,   психическом   и    социальном.
Социализация человека продолжается всю   жизнь, и  это  создает  предпосылки
для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности.
     Роль воспитания в  развитии  и  взаимодействии  человека    и  общества
такова:
29.  вместе с другими институтами  социализации  способствовать  созданию  в
   обществе условий для успешного протекания   социализации личности;
30.   влиять  воспитательным  воздействием  на  выработку   и     тренировку
   индивидуального адаптивного механизма личности
31.   выступать  одним  из  важнейших  средств  реализации  и    оптимизации
   процесса  социализации,  целенаправленно  управлять  процессом  развития
   личности
        Воспитание  -  часть   процесса   социализации,   протекающего   под
определенным    педагогическим    контролем.    Создание     условий     для
целенаправленного  систематического   развития     человека   как   субъекта
деятельности,  как  личности   и     индивидуальности   придает   воспитанию
гуманистический    характер.   Социализация   же,   приобщая   индивида    к
социокультурным  ценностям,   создает   практическую   среду,   духовное   и
предметное  пространство  воспитания,  придавая  тем   самым      воспитанию
реальное жизненное содержание. Адаптивно-  развивающая  модель  социализации
открывает дополнительные   возможности для  решения  основных  требований  к
воспитанию   человека:
32.  ориентироваться  в  воспитании  на  целостного   человека   с    учетом
   конкретных состояний и отклонений на его  биологическом,  психическом  и
   социальном уровнях;
       обеспечить    комплексность    воспитания,    охват    всех     сфер
   жизнедеятельности индивида;
33.  соотносить  формы  и  методы  воспитания  с   периодами    социализации
   индивида, т.е. осуществлять воспитание   дифференцировано;
34. ориентироваться на  воспитание  творческой,  мобильной    личности,  что
   особенно важно в период радикальных перемен  в обществе;
35.  стремиться к организации непрерывного воспитания,  длящегося всю  жизнь
   человека.
      Воспитание - это не просто научение, а воздействие на   весь  духовный
мир человека, на все 'отсеки' его психики, с целью  формирования  у  него  в
конечном счете потребности   в нужном обществу и самому человеку  поведении,
способности к саморегулированию и самовоспитанию.
      Чтобы быть эффективным, воспитание  должно  представлять     собой  не
просто совокупность, а систему действий, каждое   из которых  не  дублирует,
а дополняет, усиливает другое,    корректирует  и  устраняет  недостатки,  а
суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.
2. Социальная среда воспитания
        Воспитание  можно  рассматривать  как  одну  из   важнейших     форм
взаимосвязи между обществом и конкретной личностью.
     В  социологии  под  социальной  средой  понимают     отдельные   сферы:
политическая, экономическая, социальная     и  духовная,  которые  в  разной
степени воздействуют на  сознание и поведение  человека.  В  совокупности  и
взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.
       Влияние каждой из сфер  на  воспитание  определяется      несколькими
направлениями. Каждая  сфера  -  это  совокупность  соответствующих  условий
воспитания  -  политических,   экономических,  социальных  и  духовных.  Они
очерчивают    возможности  влияния  на  поведение  людей.  Каждая  из   сфер
формирует  определенные  ожидания  к   поведению   людей.   Эти     ожидания
преобразуются  социальными  институтами  каждой  из   сфер  в  задачи,  цели
воспитания по формированию ожидаемых   черт и характеристик. С помощью  этих
институтов  осуществляется  обратная  связь  -   оценивается   эффективность
воспитания,  соответствие  его  результатов  ожидаемому  поведению    людей.
Воспитание  также  оказывает  влияние  на  окружающую    социальную   среду.
Воспитание формирует  черты  и  характеристики  личности,  которые  дают  ей
возможность выполнять  определенные социальные  роли,  благодаря  воспитанию
социальная   среда   наполняется   субъектами   социальной   жизни,   своими
совместными усилиями изменяющими окружающую среду.  Воспитание и  социальная
среда неразрывно связаны между    собой в процессе социализации  индивида  -
подготовки его  к жизни в непрерывно меняющемся мире.  Воспитание  нуждается
в изменениях, коррективах с учетом общественных   перемен  в  каждой  сфере.
Эти коррективы относятся  прежде    всего  к  тем  направлениям  воспитания,
которые наиболее   связаны  с  соответствующими  сферами  социальной  среды.
Политическая   сфера   непосредственно   связана   с   идейно   политическим
воспитанием, трудовое воспитание  -  с   экономической  сферой  общества,  с
социальной сферой   связано воспитание общей  культуры  людей,  формирование
общих социальных установок, с духовной  сферой  общественной  жизни  связано
образование,  наука  и  культура,  имеющие   исключительное   значение   для
воспитания. Итак, радикальные  перемены в социальной жизни общества  требуют
изменений в  содержании и формах воспитания. Кризисные явления  в   обществе
осложняют условия воспитания, проведение реформ  в этой сфере.

3. Микроокружение как система межличностных контактов
   Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном  общении людей  друг
с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения  людей  между  собой
составляет важный  структурный элемент общественно-экономической формации  -
межличностные    отношения.    Они    имеют    место    во    всех    сферах
жизнедеятельности    людей.   От   характера   межличностных   отношений   в
значительной  степени   зависит   эффективность    производства,   морально-
психологический  климат в трудовых  коллективах, в  семье,  в  обществе.  На
характер  этих    отношений  значительное   влияние   оказывают   личностные
особенности индивидов: уровень интеллектуального  развития,  организаторские
способности, темперамент, нравственные установки, политические ориентации  и
т.д.
       Индивидуальное  нравственное  сознание  формируется  в     детстве  и
развивается на протяжении всей жизни человека.
       Во  многом  личностные  особенности  формируются      микроокружением
человека.  Семья  является  важным   фактором     воспитания   подрастающего
поколения, становления  человека    как  субъекта  социальной  деятельности.
Характер взаимоотношений  в  семье  оказывает  воздействие  на  формирование
человека как личности. Межличностные  отношения  играют      важную  роль  в
сфере воспитания, образования, во  всех    сферах  жизнедеятельности  людей.
Они являются той социальной формой, в рамках которой и  посредством  которой
 решаются вопросы взаимоотношения личности и общества.
      Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью  возможны  при
условии,  когда  личность  поднимется  до    понимания   общественного   как
личного, а общество  поднимется  до  понимания  личного  как  общественного.
Прогресс    общества невозможен без прогресса личности, и наоборот.
4. Социологические методы изучения процесса воспитания
     В социологических исследованиях  воспитания  задействованы  практически
все  основные  социологические  методы:    наблюдение,   опрос,   социальный
эксперимент и анализ  документов. Однако это методы имеют  свои  особенности
в  применении к  исследованию  воспитания,  их  значимость,   активность  их
использования   и   результативность   отличаются      от    соответствующих
показателей  исследования   других   сфер    социальной    жизни,   ими   не
ограничивается весь набор   социологических методов изучения воспитания.
    Широкое  распространение  в  исследованиях  воспитания    получил  метод
НАБЛЮДЕНИЯ,  т.е.  сбора  первичной  информации    путем   непосредственного
восприятия и прямой регистрации    событий, значимых с  точки  зрения  целей
исследования.  К      основным   требованиям   при   проведении   наблюдения
относятся:  умение четко и однозначно поставить  вопрос,  невмешательство  в
деятельность  исследуемых,  плановость  и   целенаправленность   наблюдения,
умение  сопоставлять  факты  и   делать  заключения.  В   сфере   воспитания
применяются     следующие   виды   наблюдений:   систематическое,   простое,
включенное, не включенное, кратковременное, длительное.
        Метод наблюдения достаточно надежен и эффективен для    исследования
процесса воспитания, но мало пригоден для   получения достоверных  данных  о
целях и мотивах поведения.
      Эффективно применять метод наблюдения совместно  с  методом    ОПРОСА,
т.е.  сбора  социальной  информации   об   изучаемом      объекте   в   ходе
непосредственного   (интервью)   или       опосредованного   (анкетирование)
социально-психологического   общения   социолога   и   опрашиваемого   путем
регистрации      ответов  на  вопросы,   вытекающие   из   целей   и   задач
исследования. Разновидностями опроса являются:  анкетирование,   интервью  и
экспертный   опрос.   Иногда    используются      психологические    методы:
тестирование, социометрия и др.
   АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ применяется  практически  во  всяком    социологическом
исследовании  в  сочетании  с   другими      методами.   Анализ   документов
различают:  традиционный и качественно-количественный.
   СОЦИАЛЬНЫЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ - это  метод  сбора  информации   о  характере  и
специфике  изысканий  социально-воспитательной  деятельности   в   связи   с
воздействием заданных и  управляемых факторов. Применительно к  исследованию
     процесса   воспитания   этот   метод   часто   реализуется    в    виде
СОЦИОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, основные разновидности которого:
36.   собственно  социолого-воспитательный  эксперимент,  изучающий  влияние
  совокупности факторов общественной жизни   и форм общественных  отношений
  на воспитание;
37.  психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий  в  изучении
  психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни  и
  неодинаковых коллективных связях и отношениях;
38.  экономико-педагогический эксперимент, изучающий  влияние   изменений  в
  формах экономической  жизни  общества,  материальном  обеспечении  школы,
  внешкольных учреждений и  организаций на воспитание;
39.   правовой  воспитательный   эксперимент,   выявляющий   социальные    и
  педагогические  причины  преступного  поведения    подростков,  изучающий
  влияние  различных   форм   воспитания     и   правовых   учреждений   на
  перевоспитание.
   Среди разных  видов  исследования  наиболее  эффективным    для  изучения
сферы    воспитания     является    комплексное     социолого-педагогическое
исследование. Сочетание в его  рамках всей  совокупности  социологических  и
педагогических  методов в  комбинациях,  наиболее  соответствующих  целям  и
условиям работы  при  достаточном  уровне  профессионализма   исследователей
составляют обязательный набор требований,  обусловливающих  результативность
исследования.



Используемая литература:

 1. Нечаев В.Я.   Социология образования. - М., МГУ, 1992.
2.  Сорокин П.А.  Человек. Цивилизация. Общество.  - М., Политиздат, 1992.
3. Лукашевич Н.П. и др.  Социология образования. Конспект  лекций.  -  Киев,
 МАУП, 1997.
3.  Булатов М.А.  Философия. Учебное пособие для студентов  ВУЗов.  -  Киев,
 'Фита', 1994.
4. Лукашевич Н.П. и др.  Социология  воспитания.  Краткий  курс   лекций.  -
 Киев, МАУП, 1996.
5.  Харчев  А.Г.   Социология воспитания. - М., Политиздат, 1990.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru