Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Медресе Башкортостана

Работа из раздела: «Религия и мифология»

МЕДРЕСЕМЕДРЕСЕ, мусульманское учебное заведение. Первые медресе  возникли  в
10  в.  в  Хорасане  и  Мавераннахре  для  подготовки  служителей  исламских
институтов. Традиционная учебная программа  медресе  включала  мусульманское
право (фикх), догматику  (калям),  коранические  дисциплины,  хадисоведение,
арабский язык, логику (мантык); дополнительно  могли  изучаться  арифметика,
медицина, астрономия, риторика. Медресе обычно действовали при мечетях.
Обучение, как правило, было бесплатным  и  доступным  для  желающих.  Первые
упоминания о  постоянно  действующих  медресе  на  территории  Башкортостана
относятся к 17 в. По содержанию они копировали  средне-азиатские,  по  форме
несколько  отличались.  Располагались  вне  городов,  были   небольшими   по
размеру, размещались в деревнях, домах; встречались и кочующие  медресе,  не
имевшие постоянных источников дохода,  а  также  государственной  поддержки.
Они были неустойчивы, смерть мударриса, заведующего, главного  преподавателя
 или богатого покровителя, пожар или неурожай могли привести к их  закрытию.
Поэтому из числа возникших в 17-18 вв. медресе процветающих  в  кон.  19  в.
было немного. Среди  них  Стерлибашевское,  Каргалинское,  Куганакбашевское,
Балыклыкулевское,  Стерлитамакское.  В  нач.  20  в.  в  Уфимской   губернии
насчитывалось около  40 медресе. Удаленность от исламских центров,  давление
царского  правительства,  общий  упадок  мусульманской  культуры  постепенно
привели местные медресе к застою. Им были присущи  схоластика,  оторванность
от жизни. На рубеже 19-20 вв. в крае развернулось движение за их  обновление
- джадидизм. В городах  возникли  реформирмистские   джадидистские  медресе:
'Хусаиния' (Оренбург), 'Гусмания' и 'Галия' (Уфа), 'Расулия' и  'Мухаммадия'
(Троицк),  в  которых  наряду  с  классическими  религиозными   дисциплинами
изучались и светские предметы.
ДЖАДИДИЗМ, реформаторское движение в области школьного образования,
возникшее во 2-й половине  19  в.  среди  тюркских  народов  России.  Начало
движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода  обучения
грамоте взамен буквослагательного, так  называемого  'усул-и  джадид',  т.е.
новый метод.  Движение  стали  называть  джадидизм  в  противовес  кадимизму
('кадим' - 'старый'). К  80-м  гг.  19  в.  джадидизм   оформился  в  мощное
общественно-политическое   движение.   Джадидисты    критиковали    религию,
фанатизм,  требовали  замены  устаревших  религиозных   школ   национальными
светскими, ратовали за развитие  науки  и  культуры,  выступали  за  издание
газет на родном языке,  за  открытие  культурно-просветительных  учреждений,
что  способствовало  сплочению  демократичности  сил  общества.  В  Уфимской
губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе 'Гусмания'  (нач.
90-х гг.), в Оренбургской губернии - в медресе 'Хусаиния'. К  началу  20  в.
звуковой метод обучения прочно  утвердился  в  ведущих  мектебах  и  медресе
Башкирии. В старометодных школах ученики обучались грамоте  за  3-5  лет,  в
джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка  и  тюрки  на
татарский язык, который обрел  также статус учебного  предмета;  существенно
расширилось изучение и других  светских дисциплин.  Был  установлен  твердый
учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания.  В
1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа.  Первые
башкирские  и  татарские  преподаватели,  последователи   джадидизма,   были
выпускниками  реформированных  медресе  Каира  и  Стамбула,   педагогических
курсов в гг. Бахчисарай и Касимов. Со 2-й  пол.  90-х  гг.  профессиональных
учителей стали готовить медресе 'Расулия', 'Гусмания', 'Хусаиния' и  другие.
Идеологами   джадидизма   были    просветители    (М.Акмулла,    М.Уметбаев,
Р.Фахретдинов,    З.Расулев,    крымско-татарский    общественный    деятель
(И.Гаспринский), прогрессивные представители национальной буржуазии  (братья
Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С.Назиров  и  Г.Хакимов
из Уфы) и духовенства мусульманского (З.Камалетдинов, К.Закир).
МЕДРЕСЕ ГАЛИЯ открыто в октябре 1906 при второй соборной мечети в
г.Уфе (имам З.Галикеев). Основатель и бессменный  директор  медресе  'Галия'
З.Камалетдинов. В 1907 на средства купца С.Назырова, дворянки С.Янтуриной  и
других,  было  построено  трехэтажное   здание   по   ул.   Уфимской   (ныне
Чернышевского, 5). Бывшее здание медресе 'Галия' (Уфа).
Обучение в медресе было 6-летним;  принимали  с  15  до  45  лет  на  основе
экзаменов по окончании начальной школы. Особое  место  в  учебной  программе
занимали история  и  философия  ислама,  толкование  Корана,  жизнь  пророка
Мухаммада, а также языки: арабский, турецкий, русский,  тюрки.  Преподавание
этих предметов было поставлено на уровень высших учебных   заведений.  Кроме
традиционных  предметов   изучались   психология,   педагогика,   дидактика,
литература,  чистописание.  Преподавали  З.Кадыри,   Т.Бадиги,   С.Зиганшин,
Л.Биксурин, Г.Терегулов, Х.Зайни, Х.Фазылов, И.Абдишев и др. Многие  из  них
получили образование в Египте, Сирии, Турции и других  странах.  В  1915  по
просьбе  демократически  настроенной  уччащейся  молодежи  в  медресе  начал
преподавать  татарский  язык  и  литературу  Г.Ибрагимов,  историю  тюркских
народов - А.-З.Валидов, историю и теорию  педагогики  -  Ф.А.Давлеткильдеева
(в  медресе  'Галия'  первый  педагог-женщина).  В  нем  обучались  башкиры,
татары, казахи и др. Медресе окончили М.Гафури, Ш.Бабич,  Х.Туфан,  С.Кудаш,
К.Хакимов, К.Идельгужин, деятель народного образования Казахстана  Н.Манаев,
С.Габяши и др. В 1919 медресе 'Галия' преобразовано  в  современную  мужскую
школу 2-й ступени  для башкир и татар.

МЕДРЕСЕ  'ГУСМАНИЯ' основано в 1887 (по некоторым данным в 1885) в  Уфе  при
Первой  соборной  мечети   ахуном   Хайруллой   Гусмановым   (1846-1907)   и
впоследствии было названо в  его  честь.  С  1906/07  учебного  года  М.'Г.'
размещалось в новом каменном трехэтажном здании с  двумя  флигелями  по  ул.
Тукаева, 39 (ныне здание школы  -14),  построенном  на  средства  Губернской
земской управы и добровольные пожертвования мусульман. М.'Г.'  вначале  было
чисто духовным уч. заведением и  готовило  проф.  служителей  мечети;  позже
наряду с муллами готовили и учителей начальных классов  медресе  (мугаллимов
и хальфов).  Будущих  мулл  обучали  канонам  исламской  религии  и  языкам:
арабских и фарси. В начале  1890-х  вводится  новый  метод  обучения  'Усули
джадидд' (см. Джадидизм). Обучение  в  медресе  'Гусмания'  было  12-летним.
Приготовительный (ибтидаи) и второй (игдадия) классы  имели  четырехгодичную
программу обучения, первый  (рушди)  -  трехгодичную.  Численность  шакирдов
достигала 180-190. В его стенах учили азбуку (Алифбу), написанную для  детей
башкир и татар, учебник (Морфология  и  синтаксис  араб.  яз.,  I,  II,  III
части), написанный для шакирдов 5-7 кл. Х.Гусмановым;  курс  русского  языка
вели учителя И.Еникеев и  Г.Терегулов, с 1915 историю тюрков преподавал  А.-
З.Валидов. После смерти Х.Гусманова  медресе  'Гусмания'  возглавляет  имам-
хатыб Первой соборной  мечети  Ж.Абызгильдин.  Медресе  'Гусмания'  окончили
З.Камалетдинов, профессор,  доктор  медицинских  наук  З.Ш.Загидуллин,  врач
Б.Гусманов (сын  Х.Гусманова),  башкирский  артист  А.Ф.Зубаиров,  татарский
писатель  Р.Ишморатов  и  др.  В  1918  медресе  преобразовано  в  татарскую
национальную гимназию.
МЕДРЕСЕ 'ХУСАИНИЯ' основано в 1889 в Оренбурге братьями А. и М.
Хусаиновыми на  собственные  средства.  В  медресе  действовала  14-классная
система. В начале 20 в. учебные классы были  сгруппированы  по  разрядам:  3
начальных (ибтидаи), 4 средних  (рушди), 4 переходных  (игдадия),  3  высших
(галия). Окончившие игдадию получали  право  преподавать  в  средней  школе.
Преподавание в медресе  велось  по  новому  методу  (см.  Джадидизм).  Кроме
традиционных, большое внимание уделялось светским и естествественным
предметам, изучению старотюрского и русского языков.  В  М.'Х.'  преподавали
Р.Фахретдинов, С.Рамиев,  С.Сунчаляй,  Ш.Камал,  Ф.Карими,  Ш.Бурхан  и  др.
Многие  произведения  мировых  классиков  ('Марсельеза'  К.Ж.Руже  де  Лиля,
русский  текст  П.Л.Лаврова,  'Овод'  Э.Л.Войнич,  'Спартак'   Р.Джованьоли,
'Интернационал'  Э.Потье  и  др.)  стали  известны  мусульманскому  читателю
благодаря переводам преподавателей медресе.
Медресе «Хусаиния» имело  богатую библиотеку с художественной,  философской,
педагогической литературой, учебной и  периодической   изданиями  на  многих
языках: русском, татарском, арабском, турецком, персидском и  др.  Некоторые
воспитанники медресе участвовали в революционном  движении,  сотрудничали  в
демократичной  периодической  печати.  Забастовки  и  стачки   шакирдов   не
прекращались даже после спада
революции  1905-07.  Многие  из  них   впоследствии   участвовали   в   годы
гражданской войны в разгроме Колчака, Дутова  и  басмач.  движения.  Медресе
'Хусаиния' окончили многие государственные и  общественные  деятели,  поэты,
писатели, деятели науки и культуры страны. В 1919/20 учебном году
Медресе'Хусаиния'  было  переименовано  в   Татарский   институт   народного
образования.
МЕКТЕБ  (мэктэп),  мусульманская  начальная  школа  в  странах   Востока   и
дореволюционной России. В Башкортостане мэктэп появились на рубеже 1-го и 2-
го тыс. н.э., после принятия местными тюркскими народами  ислама.  В  мэктэп
обучали грамоте на основе арабской  графики.   Программа  включала  обучение
чтению, счету, письму, заучивание  наиболее   употребляемых  молитв,  чтение
Корана (обычно по книге 'Афтияк'),  произведений   религиозно-дидактического
содержания ('Ахыр заман  китабы'  С.Бакыргани,  'Кысса-и  Йусуф'  Кул  Гали,
'Мухаммадия' М.Челеби и др.). Срок обучения колебался от  3  до  5  лет.  До
конца 19 в. мэктэп были только мужские; женские мэктэп в  крае  появились  в
ходе борьбы за обновление идеологии и учреждений ислама (см. Джадидизм),  до
этого девочки обучались в домах мулл у их жен  (абыстай).  Вначале  обучение
вел избранный мусульманской общиной  любой  грамотный  и  сведущий  в  делах
религии человек. С кон. 18
в.  правительство  запретило  частное   обучение,   мэктэб   открывались   и
функционировали  только  при  мечетях.  Обучением   занималось   духовенство
мусульманское. В конце 19 - нач. 20 вв. под  влиянием  джадидистов  возникли
полусветские начальные школы. В учебный курс были  введены  родной  язык   и
литература, история, русский язык и другие дисциплины, которые вели
светские учителя (мугаллим, мугаллима). Мэктэб существовали за счет  средств
мусульманских  обществ и частных лиц. В б-ве приходов (махалла)  работали  1
или  несколько  мэктэбов  В  начале  20  в.  количество   зарегистрированных
мэктэбов в Уфимской губернии  было более  1500,  а  в  Оренбургской  -  350.
После Октябрьской революции мэктэб как религиозные школы  ислама  постепенно
исчезли, так стали называться башкирские и татарские  светские  начальные  и
средние общеобразовательные школы.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru