Психология

Влияние самооценки на поведение человека в социуме


Введение

      Цель данной работы - проследить взаимосвязь самооценки  и  социального
поведения личности в работах отечественных и зарубежных авторов.
      Предметом  данного  исследования  является  взаимосвязь  самооценки  и
социального поведения личности.
      Объект исследования – самооценка.
                                  Задачи :
      1)Проведение  теоретико-методологического обзора  литературы
      2)Обсуждение результатов теоретико-эмпирического исследования
      3)Обобщение полученных результатов
      4)Формулировка основных выводов


          I.Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки

      Самооценка – ценность , значимость , которой индивид наделяет  себя  в
целом и отдельные стороны своей личности , деятельности , поведения  (№  16,
  с.343).  Самооценка  выступает  как  относительно  устойчивое  структурное
образование  ,  компонент  Я-концепции  ,  самопознания  ,  и  как   процесс
самооценивания . Основу самооценки  составляет  система  личностных  смыслов
индивида , принятая  им  система  ценностей  .  Рассматривается  в  качестве
центрального личностного образования и центрального компонента  Я-концепции.

      В  исследованиях  А.З.Зака  (  №  8,  с.106   –   108   )   самооценка
представляется  в  качестве   средства   анализа   и   осознания   субъектом
собственных способов решения задач , на  которых  строится  внутренний  план
действий , обобщённая схема деятельности личности .
      Т.Шибутани (№ 22, с.220) говорит о самооценке так : «Если  личность  –
это организация   ценностей  ,  то  ядром  такого  функционального  единства
является самооценка».
      Ведущая  роль  самооценке  отводится  в  рамках  исследования  проблем
самосознания : она характеризуется как стержень этого процесса ,  показатель
индивидуального уровня его развития ,  его  личностный  аспект  ,  органично
включённый в  процесс  самопознания.  С  самооценкой  связываются  оценочные
функции  самопознания  ,  вбирающие  в  себя  эмоционально   -    ценностное
отношение  личности  к  себе   ,   специфика   понимания   ею   самой   себя
(http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).
      Б.Г.Ананьев (№ 1) высказал мнение , что самооценка  является  наиболее
сложным   и   многогранным   компонентом   самосознания   (сложный   процесс
опосредованного познания  себя  ,  развёрнутый  во  времени  ,  связанный  с
движением от единичных  ,  ситуативных  образов  через  интеграцию  подобных
ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я(№  26))
, являющимся прямым  выражением оценки других лиц,  участвующих  в  развитии
личности .
      Самосознание  принадлежит  целостному  субъекту  и  служит   ему   для
организации  его  собственной   деятельности   ,   его   взаимоотношений   с
окружающими и его общения с ними (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
      Самопознание – сложный  многоуровневый  процесс,  индивидуализированно
развёрнутый во времени . Условно можно выделить две стадии : познание  своих
особенностей   через   познание   особенностей   другого   ,   сличение    и
дифференциацию      ;      на      стадии      подключается      психоанализ
(http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
      Итоговый продукт самопознания Я – образ  или  Я  –  концепция  ,  т.е.
совокупность представлений индивида о себе самом , сопряжённая с их  оценкой
(Р.Бернс) (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
      Самооценка  –  один  из   аспектов   Я   –   концепции   (собственного
представления о себе или образа самого себя , то есть совокупности мнений  о
своём  здоровье  ,  внешности  ,  характере  ,  влиянии  на   окружающих   ,
способностях и недостатках ; поскольку она основана на собственном мнении  ,
она  не  всегда   соответствует   действительности).   Человек   с   высокой
самооценкой воспринимает себя в позитивном  свете  ,  в  то  время  как  при
низкой самооценке Я – концепция носит негативный характер (№ 10, с.284).
                                               Структура Я - концепции
                                    [pic]
      И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий (№ 12, с.294) говорят ,  что  формирование
«Я»-концепции – важнейший этап в развитии самосознания.
      Самооценку рассматривают  и  как  элемент  самоотношения  ,  наряду  с
самоуважением,  самосимпатией,  самопринятием  и  т.п..(№  17,  с.124).  Так
И.С.Кон говорит (№ 11 , с.109) о самоуважении , определяя его  как  итоговое
измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого  себя.

      А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство"
как устойчивое эмоциональное отношение  ,  имеющее  "выраженный   предметный
характер , который является результатом специфического обобщения эмоций"(  №
13, с.304).
      (№ 33) Ковель М.И. (Самооценка как основа саморегуляции  и  внутренней
мотивации).  Cамооценка   является  основой  внутренней  мотивации  и  тесно
связана с процессом познания. Учащиеся  включаются  в  общественно  значимую
деятельность (учение, самообразование) при наличии  внутренней  мотивации  и
саморегуляции в ходе этой деятельности.
      Гиппенрейтер Ю. Б. (№ 6)  даёт  отличие   самопознания,  самооценки  ,
самосознания  от  интроспекции  ,   говоря   словами   всемирно   известного
сказочника-    Г.Х.  Андерсена  из  сказки  "Гадкий  утенок":  «Помните  тот
волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл к  царственным
птицам и сказал: "Убейте меня!", все еще чувствуя себя  уродливым  и  жалким
существом. Смог бы он за счет одной "интроспекции" изменить эту  самооценку,
если бы восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы".
      Структура самооценки представлена двумя компонентами –  когнитивным  и
эмоциональным. Первый отражает  знания  человека  о  себе  ,  второй  –  его
отношение     к     себе     как      меру      удовлетворённости      собой
(http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).
        В  деятельности  самооценивания  эти  компоненты   функционируют   в
неразрывном единстве: в чистом виде не может быть  представлено  ни  то,  ни
другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в  социальном
контексте,  неизбежно  обрастают  эмоциями,  сила  и  напряженность  которых
определяется значимостью для личности оцениваемого содержания (№23).

           Основу когнитивного  компонента  самооценки  составляют  операции
сравнения  себя  с   другими   людьми,   сопоставление   своих   качеств   с
выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих  величин
/Л.И.Корнеева/. Суверова Э.И.(МОСУ) (№ 23) .
            Самооценка характеризуется по следующим параметрам :
     1) уровню – высокая , средняя , низкая
     2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная
     3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная
      По  характеру  временной  отнесённости   выделяются   прогностическая,
актуальная и ретроспективная самооценка.
      В психологическом словаре говорится : «Самооценка  развитого  индивида
образует сложную систему , определяющую характер  самоотношения  индивида  и
включающую общую самооценку , отражающую уровень  самоуважения  ,  целостное
принятие или  непринятие  себя  ,  и  парциальные  ,  частные  самооценки  ,
характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности , поступкам  ,
успешности отдельных  видов  деятельности.  Самооценка  может  быть  разного
уровня осознанности »  (№ 16, с. 343).
      Анализ самооценки как  самооцениваний  деятельности  позволил  выявить
несколько  её  функций  :   прогностическую   (заключающуюся   в   регуляции
активности личности на самом начальном этапе деятельности) ,  корректирующую
(направленную  на  контроль  и  осуществление   необходимых   подстроек)   и
ретроспективную   (используется   субъектом    на    заключительном    этапе
деятельности для подведения итогов , соотнесения целей , способов и  средств
выполнения деятельности с её результатами (№ 21 , С.22-23).
      Проанализируем самооценку с помощью понятий категорий  деятельности  -
результат , средство , операции :
      1)  В  качестве  результата  самооценки   исследователями   выделяются
         следующие характеристики : в  результате  осуществления  самооценки
         индивид узнаёт превосходит ли исполнение стандарт ,  равняется  ему
         или не достигает его (№  20,  с.191)  ;  личность  сверяет  себя  с
         эталоном и , в зависимости от результатов  проверки  ,  оказывается
         довольна или недовольна собой (№ 14, с.410) ; констатация личностью
         качественных  ,  содержательных  особенностей  своего  Я  ,   своих
         физических сил ,  умственных  способностей  ,  поступков  ,  своего
         отношения к окружающим и себе (№ 21 , с.9) ; самооценка бывает двух
         родов :  самодовольство  и  недовольство  собой  (  №  7,  с.88)  ;
         самооценка отвечает на вопрос :"не что я имею , а чего это стоит  ,
         что это значит " ( № 4, с.99).
      Таким образом  ,  результатом  самооценки  является  либо  констатация
некоторых качеств , либо результат сопоставления этих  качеств  с  некоторым
эталоном , либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.
      2) Для изучения  вопросов  самооценки  большое  значение  также  имеют
         исследования средств самооценки .
      В  качестве  средств  или  стандартов  самооценки  применяются   такие
параметры как : ценностные ориентации , и идеалы личности (Петровский  А.В.)
,  мировоззрение   (Рубинштейн   С.Л.)   ,   уровень   притязаний   (Божович
Л.И.,Хекхаузен Х.  И  др.)  ,  "Я"-концепция  (Соколова  Е.Т.,Столин  В.В.),
требования , предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.).
      Итак  ,  в  функции  средств  самооценки  могут  вступать  2  типа   :
когнитивные (Я-концепция или её отдельные стороны) и  аффективные  (ценности
, идеалы , уровень притязаний , требования). Подводя итоги по  этому  пункту
, можно заключить , что практически любой феномен бытия человека (в  т.ч.  и
сама самооценка)  может  быть  им  самооценен  ,  т.е.  содержательное  поле
самооценки бесконечно .
      3)  В  самооценке  выделяют  следующие  операции  :  самопознания  как
построения образа "Я – реальное" (№ 4,  с.141),  сопоставление  оцениваемого
качества  со  стандартом  (№  21,с.24),  каузальная   атрибуция   результата
сопоставления (№ 21 , т.1, с.408) ; реакция  (отношение  ,  самоприятие)  на
достигнутый  результат  (№   7,   с.368).Каузальная   атрибуция   результата
рассматривается как дополнительная процедура , которая может быть  применима
как к результату сопоставления , так и к результату самоотношения, если  они
чем-то не  удовлетворяют  оценивающего  себя.  Тогда  оказывается  ,  что  в
самооценке   присутствуют   лишь   2   типа   фундаментальных   операций   :
сопоставление и самоотношение , которые , помещаемые в  разные  контексты  ,
приобретают  разное   звучание   (например   на   сопоставлении   базируется
проектирование "Я - реального" на "Я  -  идеальное",  Петровский  А.В.  )  ,
самокритика .  В  качестве  своей  основы  самоотношение  имеет  самоприятие
(Бороздина Л,В, там же) , самодовольство и недовольство собой (№ 2, с.368).
      Самооценка является доминирующей , а её выражением  считается  уровень
притязаний, заключает Бороздина Л.В. (№ 4,с.141).То есть уровень  притязаний
считается проявлением самооценки  в  действии  личности.  Подобная  проблема
возникает  и  в  различении  понятий  самооценки  и  мотивации   достижения.
Например , Хекхаузен Х. Утверждает , что  "мотив  достижения  выступает  как
система самооценки" (№  19  ,с.194).
      По данным Е.А.Серебряковой (№ 18 , с.42-44) ,  представления  о  своих
возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей  :  его  притязания
резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.
      Уровень притязаний  — характеризует: 1) уровень трудности,  достижение
которого является общей целью серии будущих действий  (идеальная  цель);  2)
выбор  субъектом  цели  очередного  действия,  формирующейся  в   результате
переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний  в
данный  момент);  3)  желаемый  уровень  самооценки  личности  (уровень  Я).
Стремление к повышению самооценки  в  условиях,  когда  человек  свободен  в
выборе степени трудности очередного  действия,  приводит  к  конфликту  двух
тенденций —  тенденции  повысить  притязания,  чтобы  одержать  максимальный
успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать  неудачи.  Переживание  успеха
(или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения)  уровня
притязаний, влечет за собой  смещение  уровня  притязаний  в  область  более
трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой  цели  после
успеха  или  ее  повышение  после  неудачи   (атипичное   изменение   уровня
притязаний) говорят о  нереалистичном  уровне  притязаний  или  неадекватной
самооценке (№ 34).
      Постулат , выдвинутый  У.Джемсом ,  (№3, с.162) звучит так :
      «Самооценка прямо пропорциональна  успеху  и  обратно  пропорциональна
притязаниям , то есть потенциальным успехам ,  которых  индивид  намеревался
достичь» , в виде формулы это может быть представлено таким образом :
                   Самооценка = притязания / возможности.
      Самооценка интерпретируется как  личностное  образование,  принимающее
непосредственное участие в регуляции поведения  и  деятельности  человека  ,
как  автономная  характеристика  личности  ,  её  центральный  компонент   ,
формирующийся при активном участии самой личности и  отражающий  своеобразие
её внутреннего мира (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).
      Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а
развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека
(№ 23).
      Как считают многие психологи , структура личности и основы  самооценки
формируются в первые пять лет жизни человека (№3, с.103)
      Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других  людей  (№
10, с.284). Можно выделить  несколько  источников  формирования  самооценки,
которые  меняют  вес  значимости  на  разных  этапах  становления  личности:
оценка  других  людей;   круг  значимых  других  или   референтная   группа;
актуальное сравнение с другими; - сравнение реального и  идеального  Я  (  №
27).
      Самооценка  формируется  и  на  базе  оценки  результатов  собственной
деятельности,  а  также  на  основе  соотношения  реального   и   идеального
представлений о себе (№ 16, с. 343).
      Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами : её  можно
перенять в детстве у своих родителей , не разобравшихся  со  своими  личными
проблемами ; она может развиться  у  ребёнка  из-за  плохой  успеваемости  в
школе ; из-за насмешек сверстников или  чрезмерного  критицизма  со  стороны
взрослых  ;  личностные  проблемы  ,  неумение  вести  себя  в  определённых
ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (№ 19  ,  с.484
).
      Санфорд и Донован подтверждая сказанное Ч.Т.Фолкэном,  говорят  ,  что
оценка пришла со стороны - от  родителей,  "которые  делали  вам  замечания,
говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над  вашими  рыжими
волосами, вашим носом  или  тем,  что  вы  не  могли  быстро  справляться  с
математикой… Никто не может приобрести низкую  самооценку  в  изоляции  ,  -
указывает Санфорд ,  -  и  никто  из  нас  не  в  состоянии  изменить  ее  в
одиночестве ...» (№ 27).
      Р.Бернс аналогично высказывается по этому поводу :  «Если  родители  ,
выступающие для ребёнка как социальное зеркало ,  проявляют  в  обращении  с
ним любовь , уважение и доверие , ребёнок привыкает сам  относиться  к  себе
как к человеку , достойному этих чувств» (№3, с. 157).
      И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий (№ 12 ,с.272) подчёркивают , что у детей с
завышенной или заниженной самооценкой изменить её уровень крайне сложно .
      Куперсмит отмечает , что  для  формирования  положительной  самооценки
необходимы три  условия  :  полное  внутреннее  принятие  родителями  своего
ребёнка ; ясные и последовательные требования  ;  уважение  индивидуальности
ребёнка в рамках установленных ограничений  (№ 3, с.159)
      Чак Т. Фолкэн (№ 19 , с.485 ) говорит , что  если  человек  занимается
любимым делом , со временем он приобретает  опыт  и  мастерство  ,  которыми
имеет  право  гордиться  .  Это  одно  из  условий  составляющих  нормальную
самооценку .Каждый человек  создаёт  для  себя  образ  идеального  "Я".  Оно
обладает качествами , имеющими ценность в глазах родителей ,  сверстников  ,
учителей и людей , пользующихся авторитетом (№  10  ,  с.286)  .  Оно  может
изменяться  в  зависимости   от   окружения   .   Если   реальные   качества
соответствуют идеалу или приближаются к нему  ,  у  человека  будет  высокая
самооценка .
      Трезвое и объективное отношение к себе  составляет  основу  нормальной
самооценки  ( № 19 ,с.485).
      Подводя итоги , можно сделать  заключение  :  самооценка  –  компонент
самосознания , имеет рефлексивную природу , включает в себя  такие  элементы
как : образ "Я-реального" ,  "Я-идеального",  результат  сопоставления  этих
образов и самоотношение к результату  сопоставления  .  Самооценка  является
рефлексивным компонентом самосознания , выполняющим регулирующую  функцию  .
Самооценка  есть  отношение  личности  к  результатам  сопоставления   своих
образов реального и идеального "Я".


     II.Исследование влияния самооценки на социальное поведение личности

      Самооценка играет очень  важную  роль  в  организации  результативного
управления  своим  поведением,  без   нее   трудно   или   даже   невозможно
самоопределиться в жизни ( № 27) .
      От самооценки зависят  взаимоотношения  человека  с  окружающими,  его
критичность, требовательность  к  себе,  отношение  к  успехам  и  неудачам.
Самооценка  тесно связана с уровнем  притязаний  человека,  т.  е.  степенью
трудности  целей,  которые  он  ставит  перед   собой.   Расхождение   между
притязаниями и  реальными  возможностями  человека  ведет  к  тому,  что  он
начинает  неправильно  себя  оценивать,  вследствие   чего   его   поведение
становится   неадекватным   (возникают   эмоциональные   срывы,   повышенная
тревожность и др.). Самооценка получает объективное  выражение  в  том,  как
человек оценивает возможности и результаты  деятельности  других  (например,
принижает их при завышенной самооценке) (№ 34) .
      Первым , кто выделил тип семейной ситуации  ,  формирующей  у  ребёнка
положительную Я-концепцию , был Скотт  (№  3,  с.144-145).  Исследовав  1800
подростков , он установил , что те из них ,  у  кого  дома  царит  атмосфера
взаимного уважения и доверия между родителями и детьми , готовность  принять
друг друга ,  в  жизни  более  приспособлены  ,  независимы  ,  у  них  выше
самооценка . Напротив , подростки из  семей  ,  где  царит  разлад  ,  менее
приспособлены.
      Вирджиния Н.Квинн высказывается по  данному  вопросу  так  :  «Дети  с
низкой  самооценкой  не  уверены  в  себе,  у  них  слабо  развито   чувство
собственного достоинства. У них  чаще  возникают  трудности  при  общении  с
другими детьми , которые ,  в  свою  очередь  ,  неохотно  их  принимают.  В
результате  у  детей  с  негативными  «Я»  -  концепциями  часто   возникают
поведенческие проблемы , из-за  чего  к  ним  хуже  относятся  сверстники  ,
учителя , спортивные тренеры и другие групповые лидеры.  А  это  ещё  больше
«подрывает» самооценку таких детей . Бывали случаи , когда проблемы  с  «Я»-
концепцией , возникавшие в первом классе , повлияли на всю дальнейшую  жизнь
ребёнка» (№ 10, с.285).
      Таким образом , высокая самооценка развивается  у  детей  в  семьях  ,
отличающихся сплочённостью и  солидарностью  .  (№  3,  с.149-150)  .  Более
позитивно здесь отношение матери к мужу . В глазах ребёнка родителям  всегда
сопутствует успех  .  Он  с  готовностью  следует  задаваемым  ими  образцам
поведения , настойчиво и успешно  решает  встающие  перед  ним  повседневные
задачи , так как чувствует уверенность в своих силах .  Он  менее  подвержен
стрессу  и  тревожности  ,  доброжелательно   и   реалистично   воспринимает
окружающий мир и себя самого .
      У мальчиков с  высокой  самооценкой  уровень  притязаний  выше  (№  3,
с.150). Таким образом , дети с высокой самооценкой ставят перед собой  более
высокие цели и чаще добиваются успеха . И наоборот , для детей с  заниженной
самооценкой характерны весьма скромные цели и  неуверенность  в  возможности
их достижения .
      Куперсмит  (там  же,  с.150)  так  описывает   мальчиков   с   высокой
самооценкой : они независимы , самостоятельны , коммуникабельны  ,  убеждены
в  успехе  любого   порученного  им  дела.  Эта  вера  в  себя  помогает  им
придерживаться  своего мнения , позволяет  в  спорных  ситуациях  отстаивать
свои взгляды  и  суждения  ,  делает  их  восприимчивыми  к  новым  идеям  .
Уверенность в себе , наряду с ощущением  собственной  значимости  ,  рождает
убеждённость в  своей  правоте  и  смелость  в  выражении  убеждений  .  Эта
установка и соответствующие  ожидания   обеспечивают  им   не  только  более
независимый статус  в  социальных  отношениях  ,  но  и  немалый  творческий
потенциал , способность к энергичным и позитивным социальным действиям  .  В
групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию . По  собственному
признанию , они не  испытывают  особых  затруднений  ,  сближаясь  с  новыми
людьми , готовы выразить своё мнение  ,  зная  ,  что  оно  будет  встречено
враждебно . Важной особенностью детей с высокой самооценкой  является  то  ,
что они меньше заняты своими внутренними проблемами .
      «Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- (№  3,  с.  151)  обеспечивает
хорошее  владение  техникой  социальных  контактов  ,   позволяет   индивиду
показать свою ценность, не прилагая  особых  усилий  .  Ребёнок  приобрёл  в
семье способность к сотрудничеству , уверенность в  том  ,  что  он  окружён
любовью , заботой и вниманием . Всё  это  создаёт  прочную  основу  для  его
социального развития» .
      Поведение людей с высокой самооценкой   (№  3,  с.151)  противоположно
хорошо  известной  психотерапевтам  картине  поведения  людей,  испытывающих
депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность,  неуверенность
в себе , в правильности своих наблюдений и суждений , они не находят в  себе
сил , чтобы влиять  на  других  людей  ,  противостоять  им  ,  не  могут  с
лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение .
      Неверная самооценка , считают Санфорд  и  Донован  ,  лежит  в  основе
многих проблем , которые могут быть у женщин : от переедания до  алкоголизма
. "Если мы не любим себя , мы выходим замуж за мужчин ,  недостойных  нас  ,
выбираем работу, слишком  простую  для  наших  возможностей  ,  и  совершаем
другие ошибки , начиная от  отравления  себя  наркотическими  средствами  до
слишком большой терпимости, в основе которой , - замечает Санфорд , -  лежит
наше мнение , что мы этого заслуживаем" (  http://med-site.narod.ru/wo67.htm
).  Исследования  показывают  ,  что  самоуничижающее  поведение  ("если  бы
только…") , например фокусирование внимания на собственных  недостатках  или
преувеличение роли неудачи ,  имеет  связь  с  депрессией  .  По  материалам
Американской  психологической  ассоциации  ,   невысокое   мнение   о   себе
совершенно очевидно является важным  фактором  в  развитии  депрессии  .  На
заниженную самооценку указывают как  на  фактор  ,  оказывающий  влияние  на
большую  распространённость  депрессии  среди  женщин  ,  которые   страдают
депрессией в два раза чаще , чем мужчины .
      «Самооценка является важным фактором, поскольку  отражает  уверенность
человека в своих профессиональных  и  личных  силах  ,  его  самоуважение  и
адекватность происходящему . Оптимальна –  высокая  самооценка  (http://job-
today.ru/issue/s09_99_1.htm) , уважение к себе  при  трезвой  (реалистичной)
оценке своих возможностей и способностей . Заниженная самооценка приводит  к
"выученной беспомощности" – человек заранее опускает руки перед  трудностями
и проблемами, так  как  всё  равно  ни  на  что  не  способен  .  Завышенная
самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание  к  своей  персоне  и
опрометчивыми решениями» .
      На                           сайте                           интернета
(http://testonlaine.webservis.ru/test/test3/index.php)    говорится,     что
человека с низкой самооценкой не ценит никто , кроме самых близких друзей  :
«Неуверенность – своеобразный сигнал для  окружающих  ,  так  как  никто  не
знает человека лучше , чем он сам ,  а  он  заранее  расписывается  в  своей
несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность» .
      Многое из того , что делает человек или отказывается делать ,  зависит
от уровня собственного достоинства человека .  Т.Шибутани  говорит  об  этом
так : «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым  ,  не  стремятся  к
очень высоким целям и не проявляют огорчения , когда им  не  удаётся  что-то
хорошо сделать…Человек , который думает о себе как о никчёмном ,  ничего  не
стоящем объекте , часто неохотно прилагает  усилия  ,  чтобы  улучшить  свою
судьбу. С другой стороны  ,  те  кто  высоко  себя  ценит  ,  часто  склонны
работать с  большим  напряжением  .  Они  считают  ниже  своего  достоинства
работать недостаточно хорошо (№ 22, с.220 ).
      Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали (№ 15, с.274) высказывают мнение о том  ,
что низкая самооценка может быть и причиной и  следствием  одиночества.  Ими
говорится (там же, с.276) , что низкая самооценка – это  некая  совокупность
мнений   и   поведения   ,    мешающая    установлению    или    поддержанию
удовлетворительных  социальных  отношений.   Люди   с   низкой   самооценкой
интерпретируют  социальные  взаимодействия  самоуничижительно.  Они  склонны
относить неудачи в общении  за  счёт  внутренних,  самообвиняющих  факторов.
Такие люди более остро  реагируют  на  призыв  к  общению  и  отказ  в  нём…
Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению  к  партнёрам-
друзьям и особенно  враждебно  настроены  по  отношению  к  отвергнувшим  их
партнёрам…  Люди   с   низкой   самооценкой   интерпретируют   неоднозначный
социальный обмен в большей мере как  негативный  ,  нежели  люди  с  высокой
самооценкой.
      «Низкая  самооценка  ,-   продолжают   Л.Пепло,  М.Мицели  и  Б.Морали
(с.276),  -  влияет   на  социальное  поведение  людей  .  Люди   с   низкой
самооценкой в большей  мере  испытывают  социальную  неуверенность  и  менее
предрасположены к риску в социальных вопросах , а поэтому и менее склонны  к
установлению новых взаимоотношений или углублению существующих».
      Вышеуказанные авторы (там же, с.277) заключают , что низкая самооценка
воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного  сознания  и
поведения , которая  искажает  социальную  компетентность,  подвергая  людей
риску одиночества.
      Кутрон , Рассел и Пепло установили , что самооценка играет важную роль
в том , испытывают ли студенты – новички лишь временное одиночество  или  же
остаются  одинокими  на  протяжении  семи  месяцев.   Студенты   с   высокой
самооценкой  уже  в  начале   нового   учебного   года   значительно   более
предрасположены к преодолению своего  одиночества  и  успешному  социальному
приспособлению в колледже , нежели студенты с низкой самооценкой (там  же  ,
с.277).
      Ф. Зимбардо (№ 9, с.282) пишет о том ,что то , что мы  думаем  о  себе
оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. «Люди, осознающие  собственную
значимость   ,   как    правило    распространяют    вокруг    себя    ореол
удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих  ,
поскольку   научились   сами   себя   стимулировать.   Такие   люди    своей
предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный  механизм  ,
и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ.
      Люди с высокой самооценкой не огорчаются , когда их критикуют ,  и  не
опасаются  быть   отвергнутыми.   Они   скорее   готовы   поблагодарить   за
«конструктивный  совет».  Получив  отказ  ,  они  не  воспринимают  его  как
унижение совей персоны. Причины его  они  рассматривают  иначе  :  следовало
приложить больше усилий , не идти на пролом ; просьба была чрезмерна  или  ,
наоборот, несущественна ; время и место были выбраны неудачно  ;  человек  ,
давший отказ , сам  страдает  от  каких-то  проблем  и  потому  нуждается  в
понимании. В любом случае причины отказа –  не   в  них  ,  а  вне  их;  эти
причины следует  проанализировать  ,  чтобы  перегруппировать  свои  силы  и
предпринять новое наступление  более  надёжными  средствами  .  Таким  людям
легко быть оптимистами : они чаще добиваются своего , чем проигрывают.
      Человек с низкой самооценкой ,  напротив  ,  выглядит  потерянным.  Он
(она) , как правило , более пассивен ,  внушаем  и  менее  популярен.  Такие
люди чрезмерно чувствительны к критике  ,  считая  её  подтверждением  своей
неполноценности. Они с  трудом  воспринимают  и  комплименты…  Исследователи
отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой  самооценкой  по
сравнению с теми , у кого самооценка высока...Весьма  одарённые  люди  могут
выступать сами для себя злейшими  врагами  ,  если  их  самооценка  занижена
…Если человек застенчив , как правило, он страдает низкой  самооценкой  ;  -
пишет  Ф.Зимбардо,  -  там  ,  где  самооценка  высока  ,  нет  и   речи   о
застенчивости» (№ 9 , с.283).
      Вирджиния  Н.Квинн  (№  10,   с.286-287)   пишет   об   исследованиях,
проведённых  Левануэем  и  Уайли   (Levanway  ,  1955;  Wylie  ,   1957   ),
позволивших заключить , что люди с положительными «Я» - концепциями  склонны
терпимее относиться к окружающим , им легче смириться со своими неудачами  ,
которые у них происходят реже , так как работают  они  эффективнее  людей  с
низкой  самооценкой  ;  высокая  самооценка  обычно  сочетается   с   такими
качествами , как самостоятельность  и  искренность;  люди  с  положительными
представлениями о себе склонны полагаться на самих  себя  и  потому  охотнее
принимают критику и советы.
      Продолжая опираться в своих суждениях на исследования  вышеприведённых
авторов ,  Вирджиния  Н.Квинн  говорит  ,  что  люди  с  низкой  самооценкой
болезненно воспринимают критику и склонны во всех  неудачах  винить  себя  ;
они легко поддаются давлению ,-«… поскольку  им  не  хватает  уверенности  в
себе , ими обычно можно манипулировать;  они  падки  на  лесть  и  критикуют
других , чтобы вырасти в собственных  глазах;  большинство  людей  с  низкой
самооценкой предпочитают работать над простыми задачами , так как тогда  они
уверены в успехе…Некоторые исследования показывают , что  низкая  самооценка
является фактором , способствующим возникновению склонности к  мошенничеству
, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений» (№ 10, с.287).
      Т.Шибутани ( № 22, с.  230)  говорится  :   «Когда  человек  не  может
принимать себя таким , каков  он  есть  на  самом  деле  ,  основные  усилия
направляются скорее на самозащиту , чем на самопознание».
      Том Шрайтер пишет : «То , как мы себя видим  ,  определяет  ,  как  мы
думаем , и определяет решения , которые мы принимаем… Если вы  зарабатываете
пятьдесят  долларов  ,  то  вы  ,  соответственно  ,  имеете  самооценку  на
пятьдесят долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч долларов  в  месяц  ,
то       вы       имеете       самооценку       на       десять       тысяч»
(http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm),-   хотя   со   вторым   утверждением
данного автора я не вполне согласна , так  как  в  жизни  людей  встречаются
ситуации  , когда данное заключение себя не оправдывает.
      Именно   самооценка   выполняет   функцию   регуляции   поведения    и
деятельности,  так  как  она  может  соотносить  потребности  и   притязания
человека с его возможностями (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
      Обобщая взгляды различных исследователей , можно прийти к  заключению,
что все они едины в своём мнении по поводу негативного влияния  неадекватной
либо заниженной самооценки на социальное поведение человека  ,  то  есть  на
поведение человека в обществе.



                                   Выводы

      Согласно работам , проведённым  вышеуказанными исследователями , можно
заключить   :   самооценка   является    центральным   звеном   произвольной
саморегуляции, определяет направление и  уровень  активности  человека,  его
отношение к миру, к людям, к  самому  себе;   выступает  в  качестве  важной
детерминанты  всех  форм   и  видов  деятельности  и  социального  поведения
человека (поведения человека в обществе).

      Она выполняет регуляторную и защитную  функции  ,  влияя  на  развитие
личности , её деятельность  ,  поведение  и  её  взаимоотношения  с  другими
людьми . Отражая степень удовлетворённости  или  неудовлетворённости  собой,
уровень  самоуважения   ,   самооценка   создаёт   основу   для   восприятия
собственного успеха или неуспеха  , достижения целей определённого уровня  ,
то есть уровня притязаний личности .
      Люди  с  адекватной   либо   высокой   самооценкой   настроены   более
оптимистично , нежели те , у кого самооценка занижена;  они  успешно  решают
встающие перед ними задачи , так как  чувствуют  уверенность  в  собственных
силах. Такие люди менее подвержены стрессу  и  тревожности,  доброжелательно
воспринимает окружающий мир и себя самого.
      Верная  самооценка  дает  человеку   нравственное   удовлетворение   и
поддерживает его человеческое достоинство.
      Основы  самовосприятия  закладываются  в  детстве  и  могут  оказывать
влияние на весь дальнейший ход жизни.



                              Список литературы

1. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского  самосознания  //Известия  АПН
   РСФСР// Вып.18,1948,С.111-115
2. Бернс Р.. Развитие Я – концепции  и  воспитание.  М.:  Прогресс,  1986г.,
   с.422
3. Бернс Р.. Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные  механизмы
   личности . Самара ,  Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.
4. Бороздина Л.В. . Исследование уровня притязаний /  Учебное  пособие.  М.:
   Институт психологии РАН РФ, 1993г., с.141
5. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний //Учебное  пособие.-М.:Инс-
   т Психологии РАН РФ , 1993 , с.141
6.  Гиппенрейтер  Ю.Б.  Метод  интроспекции  и   проблема   самонаблюдения//
   Введение в общую психологию. Изд-во МГУ,1988, с.34-47
7. Джемс У. Психология. М.:Педагогика,1991, с.88
8.  Зак  А.  З.  Диагностика  основных  компонентов  творческого  мышления//
   Психодиагностика и школа //Тезисы симпозиума . Таллин,1980,с.106-108
9. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные  механизмы
   личности . Самара ,  Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.
10. Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология  / Спб., М.,  Харьков,  Минск:
   Изд.”Питер”,2000г.
11. Кон И.С. Открытие Я . М.: Политиздат , 1978 г.
12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология  /  М.:  ТЦ   Сфера,
   Юрайт, 2001 г.
13. Леонтьев А.Н.. Деятельность.Сознание.Личность. М.,1975, с.304.
14. Петровский А.В. Введение в психологию. М.,1981, №1
15. Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка /  Самосознание
   и защитные механизмы личности / Самара ,  Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.
16. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс , 2001г.
17.  Психологическое  тестирование  /  Раздел  7.  Личность  :  опросниковые
   методики. Часть 1. Тексты опросников . Пенза , 1990г., с.124
18. Серебрякова Е.А..  Уверенность  в  себе  и  условия  её  формирования  у
   школьников// Учёные записки Тамбовского Пед.Инст-та, 1956, Вып.10,  с.42-
   44
19. Фолкэн Чак Т. Психология – это просто.. М.: Гранд, 2002г., с.484-485
20.  Хекхаузен  Х..  Мотивация  и  деятельность  в  2   т./(пер.с.немец.)под
   ред.Величковского Б.М./ М.: Педагогика ,т.1,1986г.
21.  Шафажинская   Н.Е.      //  Личностная  и  профессиональная  самооценка
   студента педвуза . М.,1986 г.,с.22
22. Шибутани  Т..  Я  –  концепция  и  чувство  собственного  достоинства  /
   Самосознание и защитные механизмы личности . Самара ,  Изд. Дом  “Бахрах”
   , 2003 г.
23. http://psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
24. http://www.job-today.ru/issue/s09_99_1.htm
25. http://www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm
26. http://azps/ru/articles/tezis/40so.html
27. http://azps.ru/articles/pers/pers5.html
28. http://encikl.by.ru/txt/s14.htm
29. http://med-site.narod.ru/wo67.htm
30. http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
31. http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm
32. http://testonline.webservis.ru/test/test3/index.php
33. http:www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm
34. http://encikl.by/ru/txt/uu15.htm




смотреть на рефераты похожие на "Влияние самооценки на поведение человека в социуме "