Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

Работа из раздела: «Психология»

          Московский  педагогический  государственный  университет



                  Взгляд  на  Антропологическую  концепцию
                    психологии  музыкального  образования
                               А. В. Тороповой

                  Курсовая  работа  по  Истории  и  теории
                          музыкального  образования



                   Работа  выполнена  студентом  1  курса
               эстрадного  отделения  музыкального  факультета
                             Долгих  Александром



                                Москва  2003


                                  Введение


  '...в  современном  музыкально-образовательном  пространстве  отсутствует
    ( или  присутствует  в  весьма  размытом  виде ) важнейшее  звено   -
 психолого - антропологические  знания  о  субъекте  музыкальной  культуры,
  теории  музыки  и  музыкальной  практики  -  Homo – musicus,  являющемся
 собственно  адресатом  усилий  музыкального  образования, партнёром диалога
    с  культурой,  посредником  которого  выступает  педагог-музыкант...'

  Интересная  идея  по-поводу  того, что  сознание  передаёт  смысл  чего-
                                    либо
     посредством  интонации  -  это  и  есть  искусство  звука, то  есть
                                  создание
   музыки.  Я  считаю  это  абсолютной  истиной  и  мало  того  я  обобщю:
  'Когда  сознание  передаёт  смысл  чего угодно  посредством  чего угодно
            -  это  и  есть  создание  вселенной  вокруг  нас...'



                                Актуальность

     Эта  тема  достаточно  актуальна, так  как  это  бальзам  на  душу
     сегодняшнего  общества, увязшего  в  грязи  ложных  данных  старых
      психологических  школ  о  человеке - животном, не  имеющем  души
      ( а  точнее - самого  себя  в  роли  психической  субстанции  или
   духовного  существа ). Эта  тема  также  придаёт  значение  философии,
  религии  и  искусству,  а  также  разным  видам  наук, изучающим  области
                         не  только  материального.

 '...до  последнего  времени  как  в  общей  психологии (отечественной), так
       и  в  музыкальной  наблюдалось  исключение,  или  игнорирование
   фундаментальных  категорий  науки  о  целостном  человеке  -  сознание,
 душа. ( Такое  положение  вещей  в  отечественной  науке  имеет  социально-
      историческое,  искусственно  созданное  вненаучными  политически
      идеологическими  директивами  происхождение). История  советской
      психологической  школы, по В.П.Зинченко,  это  история  потерь  и
 титанических  усилий  сохранить  Человека ('всего  Человека' - А.Блок, а не
    его  рефлексы) в  сфере  научных  интересов  психологии:  так,  ранее
  потеряв  душу,  и  дух  'в  1925 г.  страна  потеряла  бессознательное :
      был  запрещён  психоанализ.  В  1929 г. ...страна  начала  терять
                                 сознание...
   С  1931 г.  начался  дрейф  от  проблематики  сознания  к  проблематике
       деятельности'. Нам  кажется  необходимым  и  с  содержательно-
 теоретической,  и  с  методологической,  и  с  психолого-педагогической ( и
      даже  с  этико-эстетической ) точки  зрения 'опереть' музыкально-
 психологическую  науку  на  фундамент  исследования  сознания  человека  в
   его  целостности  и  многомерности,  как  средоточия  'человеческого  в
    человеке', как  категории, отвечающей  требованию  отражения  некоей
 целостности  в  иерархии  других  целостностей (человек,мир) и вмещающей  в
 себя  все  проявления  психического.  На  этом  магистральном  направлении,
    лишь  привлекая  знание,  добытое  на  различных  путях  познания, где
  наряду  с  наукой,  философия  человека,  религия  и  искусство  создают
     многомерную  картину  искомого  целого,  можно  строить  концепции,
   соотносящие  эти  'частичные'  образы  человека  друг  с  другом  и  со
                смыслом  его  существования  и  развития...'



                                 Цели, задачи

 Цель  А.В.Тороповой  как  мне  показалось  в  том, чтобы  поднять  предмет

    музыкальной  психологии  и  психологии  музыкального  образования  на
      совершенно  новый  уровень  понимания.  Она  не  преследует  цель
 накладывать  уже  готовую  структуру  общей  психологии  на  музыку  и  её
     атрибуты, хотя  не  отрицает  возможности  заимствования  некоторых
        моментов из 'науки  о  душе'.  Её  цель  -  новая  структура.

  '...К  попытке  понимания  того,  как  культура  и  психика  создают  друг
  друга, были  устремлены  усилия  целого  ряда  выдающихся  учёных  нашего
     времени:  Г.Г.Шпета,  Л.С.Выготского,  А.Р.Лурии,  А.А.Ухтомского,
    М.К.Мамардашвили,  В.П.Зинченко,  М.Коула  и  др.  Их  и  последующие
      интерпритации  культурно-исторической  психологии,  а  также 'дух
     романтической  науки  приведут  нас  когда-нибудь  к  психологии, в
 которой  человеческие  существа  смогут  жить  и  дышать'  без  ущерба  для
                ощущения  и  сознания  своей  целостности...'

  Но  как  мне  кажется,  вряд  ли  это  будет  называться  'психология'...

                               Основная часть

 Приведу  основную  часть  статьи, наиболее  полно  описывающую  её  идею :

       '...Итак,  интонирующее  сознание  несёт  функцию  объективации
  (удваивания) и  экспликации (объяснения)  процесса  становления сознания,
  где  трансформирующееся  и  трансформируемое  нерасчленимо  взаимосвязаны
  в  акте  делания  и  задают  континуальность  и  необратимость  развитию.
    Именно  такое  существование  интонирующего  сознания  во  времени  и
 обусловливает  его  особое  значение  в  самосознании  различных  традиций.

 Становление  человека  в  антропогенезе  через  инобытие  не  раз  являлось
 предметом  размышлений  философов  и  учёных. 'Человеческое  инобытие  есть
    такая  форма  существования  человека,  когда  он  оставляет  какие-то
     следы, отпечатки  в  других  людях, предметах, вещах, произведениях
 искусства  и  т.п.' Эти  процессы  есть суть  организации  функционирования
    и  развития  сознания:  интонирующего  и  музыкального, в  частности.

    Развитие  сознания  через  его  инобытие  приводит  нас  к  осознанию
  важности  символического  слоя  сознания,  трансперсонального  резервуара
     образов, подвигающих  человеческое  сознание  к  развитию, деланию,
     осуществлению. Так,  роль  образа,  даже  протообраза  -  архетипа
 становится  в  нашем  исследовании  одним  из  ключевых  понятий,  берущих
  на  себя  как  функцию  одной  из  единиц  анализа  психики  и  сознания
 человека,  так  и  медиатора  становления,  развития  и  делания  сознания
   как  в  антропогенезе,  так  и  в  индивидуальном  развитии  человека.

    Итак, наша  концепция  заключается  в  том, что  значение  музыки  в
   антропогенезе  может  выявиться  только  при  прояснении  суперпозиции
      необратимых  процессов  развития  сознания  человека  и музыки (в
     расширенном  понимании  слова 'музыка' и  тех  явлений  становления
 человеческой  культуры, которые  ещё  собственно  музыкой  не  являлись  и
   которые  можно  условно  назвать  звукосимволическим  планом  выражения
    смысла).  В  данной  суперпозиции  заключена  природа  спонтанного  и
  поступательного  развития  сознания  человека  во  взаимных  превращениях
         форм  психических  и  культурных (символических) феноменов.
 Звукосимволический  пласт  выражения ( как  и  музыка ) является  одним  из
                    каналов  интонирующего  сознания  или
  сознания  интонируемого  смысла. Отсюда  вытекают  функции  интонирующего
                                 сознания :
  а) гностическая ( бессознательное  познание  имплицитных  законов  бытия
       через  звуко-ритмическую  символику),
   б) рефлексирующая ( музыка  как  спонтанная  звучащая  рефлексия
       сознания),
   в) регистрирующая  этапы
     развития  сознания  человека,  его  уровня  взаимоотношений  с  миром
     ( порождающая  нормы, 'эпистемы' ) и  г) трансформирующая  сознание
                    ( функция  'внутреннего  делания' ).

  Самоосуществление  или  спонтанно-внутреннее  делание  -  эта  'функция'
     тесно  связана  со всей  органомией  сознания: его  чувственной  и
   рефлексивной, биодинамической  и  аффективной  тканями  сознания.  Они
   обеспечиваются  языком  или  языками, выносящими  акты  переживания  и
    рефлексии  во  внешний  план  и  возвращающие  их  в сознание  через
 усмотрение  их  значений  и  отработку  в  контексте  культуры ( культура,
      таким  образом, понимается  как  общественный   полигон  смыслов,
 утяжелённых  многократным  отражением  в  её  явлениях ( через  архетипы )
   и  способных  влиять  на  антропогенез).  Таковы  процессы, 'омывающие'
  сознание  человека  как  данность  и  обеспечивающие  трансформации  этой
        данности,  психическое  развитие  человека  и  человечества.

   Напомним  мысль  М.К.Мамардашвили  о  том,  что  сколь  бы  глубоко  в
     историю  мы  не  погружались,  нигде  мы  не  найдём  человека  без
     сознания,  без  языка,  без  плача  по  умершему... Таким  образом,
    двунаправленными  становятся  предметные  понятия  нашего  тезауруса:
    сознание,  язык,  символ,  символическое  действие  -  одним  концом
 направлены  к  пониманию  порождающей  музыку  цепочки  превращенных  форм
   сознания,  а  другим  концом  -  к  пониманию  порождения  человека  и
 трансформаций  его  природы  через  звукосимволический  пласт  культуры. В
 первой  перспективе - музыка,  её  язык  и  значение 'просвечивает' сквозь
  целостность  человека,  во  второй  -  человек,  его  развитие,  прошлое,
 будущее  и  вневременное  просвечивают  сквозь  музыкальную  реальность, её
   'интонируемый  смысл',  образуя  один  из  аспектов  человековедения  -
 музыкально-психологическую  антропологию.  Ещё  В.Гумбольдт  хотел  понять,
  как 'язык,  происходя  из  природного  звука  и  потребности,  становится
    родителем  и  воспитателем  всего  высочайшего  и  утончённейшего  в
   человечестве'. Гумбольдт  считал  язык  организмом  духа.  Думаю,  что
                      речь  идёт  не  об  одном  языке
                   ( вербальном ), а  о  языках  культуры.

     Таким  образом,  концепция  психологии  музыкального  образования,
 фундированная  в  более  общих  и  глубоких  пластах  онтологии  человека,
       выводит  рассмотрение  своих  проблем  на  уровень  музыкально-
 психологической  антропологии.  Такой  способ  концептуализации  содержания
     означенного  предмета  кажется  нам  оправданным  и  своевременным.
     Привитие  будущим  музыкантам-педагогам  опыта  антропологического
 самосознания  в  своей  профессии  даст  ещё  ряд  преимуществ.  Например,
  связанных  с  погружением  ребёнка  -  субъекта  образования  -  в  такой
    музыкально-педагогический  контекст,  создаваемый  сформировавшимися
 установками  педагога,  который  включает  понятия 'внешняя  и  внутренняя
  музыкальная (звукосимволическая) реальность  психики  ребёнка', 'охранный
     для  личности  смысл  фантазирования', 'интонационно-символические
   манифестации  личности', 'архетип  интонирующего  сознания  личности',
     'музыкально-символическая  модель  будущего  в развитии  ребёнка',
                   'интегрированность  или  расщеплённость
     'Я' ', 'живое  или  механическое  движение  в  построении  образа',
             'музыка  как  функциональный  орган  души'  и  т.д.

  Такова  в  самых  общих  чертах  антропологическая  концепция  психологии
  музыкального  образования, заслуживающая, на  наш  взгляд, обсуждения  и
      развития  в  ряду  базовых  подходов  к  разработке  прблематики
          музыкально-педагогической  и  музыкально-психологической
                             направленности...'



                                 Комментарии

   Как  я  понял, главная  идея  -  сознание  человека  необъятно,  в  нём
                                    очень
 много  таинственного  потенциала,  оно  представитель  Высшего  Разума  или
     Высшей  Субстанции,  его  возможности  не  ограничены  ( тем  более
                 музыкальные  и,  естественно,  творческие).

 '...В  связи  с  представлением  о  том,  что  сознание  человека  является
                                     тем
  предметом,  в  содержании  и  структуре  которого  заложены  потенции  и
   программы  самоосуществления  человека,  его  развития  и  'внутреннего
  делания' ( как  осознаваемого  саморазвития ) и,  кроме  того,  сознание
    является  презентантом  самой  субстанции  психического ( включающего
  телесные  и  социальные  уровни ) ещё  до  её  расчленения  на  отдельные
 процессы  и  функции, данная  категория  принимается  в  качестве  ключевой
          и  основополагающей  нашего  концептуального  подхода...'


 Не  удивительно,  что  выдающиеся  люди  -  это  в  основном  не  те,  кто
   учился  на  хорошие  отметки  или  вобще  учился.  Я  поддерживаю  идею
  того,  что  теорией  (или  логикой)  возможно  перебарщивают  наши  умы.
 Мне  кажется, что  порвано  равновесие  между  массой ( реальным  предметом
    или  свойством )  и  значимостью ( идеей  об  этом  реальном  предмете
 или  свойстве ).  Слишком  большое  значение  придаётся  значимости,  а  не
    массе.  Не  потому  ли  это,  что  в  сфере  искусства  слишком  много
 авторитетных  мнений,  нежели  каких-либо  реальных  законов  или  аксиом ?

  '...Добавим,  что  в  жертву  логике  принесена  не  только  психология,
                                     но
   и  музыка,  превращенная  в  иллюстрации  к  построениям  музыкознания.
        Следствием  этого  является  обучение  'тощим  абстракциям',
   способствующим  всё  той  же  психологической  дистантности  человека (
   ребёнка )  и  музыки.  Данное  положение  вещей  требует  осознания  и
            соотнесения  с  целью  музыкального  образования...'



                                 Заключение

  Торопова  пишет  о  влиянии  прошлого  музыкального  опыта  человека  на
       его  сегодняшнее  состояние,  на  его  интонирующее  сознание.
    Также  она  упоминает  Ламу  Анагарика  Говинду  и  его  'Психологию
          раннего  буддизма'  и  'Основы  тибетского  мистицизма'.
 Лично  я  вижу  в  её  идее  глубокий  смысл,  хотя  возможно  не  все  его
       могут  уловить.  Торопова  не  пишет  это  конкретно  в  лоб,  а
    использует  обобщённые  слова  и  выражения, пытаясь  скрыть  это  за
 призмой  научной  терминологии -  и это единственное, что  я  действительно
  критикую! Зачем  всё  так  усложнять?!  Для  кого  писалась  эта  статья,
  которую  я  здесь  рассматриваю ?!  Для 'избранных'  что  ли ?!  Это  то,
     что  мне  не  нравится  в  психологии  -  слишком  много 'хлама' !
  Всё  же  я,  используя  несколько  словарей,  прочитал  статью  и  понял
       о  чём  там.  Но  сколько  у  меня  ушло  на  это  времени !..
      Я  бы  уже   пару  любовных  романов  прочитал  за  это  время...
     Но,  возвращаясь  к  глубокой  идее,  она  заключается  в  том, что
                                  возможно
       прошлый  музыкальный  опыт  человека (конкретного  человека) не
  ограничивается  рамками  одной  жизни  человека, а  уходит  очень  далеко
      в  его  прошлое. Как мне  кажется  здесь есть намёк  на  прошлые
     воплощения  человека,  что  и  проповедует  буддизм  в  лице  Ламы,
                         которого  упоминает  автор.

   '...Звуковой  символ,  по  Ламе Анагарика Говинда,  лежит  в  основании
    становления  сознания.  Акт  переживания  субъекта  становится  актом
  становления  сознания  в  творческом  акте 'наименования, формулирования'
      (так  в переводе  означено  его  представление), мы  бы  сказали
                               интонирования.
 Каждая  интонированная  сознанием 'вещь  опыта' становится  содержанием  и
  принадлежит  сознанию  интонирующего. Таким  образом, акт  интонирования
  становится  уже  не  только  рефлексивным  актом, актом  познания, но  и
     актом  делания. Делание, или самоосуществление (самосозидание  или
  саморазрушение) происходит  через  трансформации  в  сознании  человека,
      которое  охватывает  всю  иерархию  его  природно-психологической
 структуры.  На  признании  того  факта, что  в загадочно-неопределённых  и
 неисчерпаемых  ресурсах  сознания  и  коренится  возможность  трансформаций
                        и  направленного  воздействия,
   основывается  всё  магическое  мировоззрение.  И  сейчас  нередко  это
  знание  отражается  в  интуициях  и  гипотезах  современной  науки, и  во
      вненаучных, подчас  спекулятивных,  практиках ( что  не  отменяет
            наличия  данного  опыта  сознания  у  человека )...'

    '...Зная  из  теорий  развития  психики,  что  ранние  её  формы  не
                                 исчезают, а
  лишь  интериоризуются, инкорпорируются  в сознании. Мы  предполагаем, что
   в  музыкальном  сознании  современного  человека  в  бессознательной  и
  превращённой  форме  содержатся  все  предыдущие  формы функционирования
     интонирующего  сознания : от  его  синкретичности, через  появление
 расщеплённых  форм, к образованию  во внутреннем  пространстве  отчуждённых
     'искусственных' форм  музыкально-художественного  творчества. Таким
    образом, через  предмет  музыкально-психологической  антропологии  -
      сознание  Homo-musicus,  которое  многообразно  и  многомерно  -
        релизуется  диалог  с  Другим, а  вернее, с  Другими  'Я'  -
                    инокультурными,  инонациональными  и
    иновременными  обликами  'человека  музыкального'... Именно  в  такой
 перспективе  и  диалоге  только  и  возможно  прояснение  своего  места  и

     состояния  сознания  современного  человека, транслируемого  через
  культуру  и  образование.  С  таким  осознанием  собственных  психолого-
  педагогических  деяний  в  антропологическом  контексте  связано  чувство
    ответственностипедагога  и  музыканта  перед  настоящим  и  будущим,
              которое  мы  готовы  или  не  готовы  принять...'

              Ещё  одна  идея  блестит  в  предыдущих  строках:
          Через  историю  о  себе  реализуется  диалог  с  другим.



                                     ***


      Ну  вот  и раскрыты  основные  идеи  Антропологической  концепции
       психологии  музыкального  образования,  жаль  только  что  они
              не  решают  проблему  свойств  человеческой  души
               ( как  обычно  и  происходит  в  психологии ).

        '...Выстраиваемая  нами  концепция  психологии  музыкального
     образования  не  свободна  от  проблемы,  общей  для  исследований
            психического  плана  человеческого  существования...'



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru