Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

ПСИХОЛОГИЯ ОПОЗНАНИЯ

Работа из раздела: «Психология»


|МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ                                     |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|РЕФЕРАТ                                                                       |
|                                                                              |
|ПСИХОЛОГИЯ ОПОЗНАНИЯ                                                          |
|                                                                              |
|                                                                              |
|по предмету:                                                                  |
|                                                                              |
|«юридическая психология»                                                      |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|Студент группы                                                                |
|                                                                              |
|                                                                              |
|Преподаватель                                                                 |
|Чуфаровский Ю.В.                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|                                                                              |
|2002                                                                          |


                                 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПОЗНАНИЯ …..................................4

ВЛИЯНИЕ                          ЛИЧНОСТНЫХ                          КАЧЕСТВ
….............................................................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……18



                                  ВВЕДЕНИЕ
       В  ходе  опознания  в  специально  регламентированном  процессуальным
законом порядке определенное лицо, ранее допрошенное следователем по  данным
фактам, опознает живого  человека,  труп,  предмет  или  их  фотографическое
изображение. За редким исключением, объект, интересующий  следствие,  должен
быть предъявлен для опознания в группе с  другими  однородными  объектами  в
количестве не менее трех. По результатам опознания составляется  специальный
протокол.
       Данная тема  мне  показалась  интересной,  поскольку  при  проведении
опознания  надо  учитывать  множество  факторов  как   объективных   так   и
субъективных, именно об этом я и попытаюсь рассказать в своей работе.



                    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПОЗНАНИЯ
       С  психологической  точки   зрения   опознание   представляет   собой
следственное действие,  при  котором  лицо  воспринимает  предъявляемые  ему
объекты,  сопоставляет,  сравнивает  их  с  мысленными  образами   объектов,
воспринятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу  об  их  тождестве,
сходстве или различии.
       Опознание, если иметь в виду его психологическое содержание,  состоит
из   двух    стадий:    подготовительной    (предварительный    допрос    об
обстоятельствах, при  которых  опознающие  ранее  воспринимали  определенное
лицо либо предмет, и об особенностях, приметах,  по  которым  они  могут  их
опознать) и основной (само опознание). В связи с  тем,  что  психологические
закономерности  опознания  начинают  действовать  уже  на   подготовительной
стадии, целесообразно начать рассмотрение именно с нее.
       В процессе  допроса,  предшествующего  опознанию,  следует  учитывать
психофизиологические      особенности      опознающего,      психологическую
характеристику  его  состояния  в  момент  восприятия,  а  также  физические
особенности и признаки воспринятых им объектов. Человек  расценивает  какие-
либо объекты (других людей, животных, вещи, предметы),  сохраняет  в  памяти
их  мысленные  образы,  а  затем  при  предъявлении   аналогичных   объектов
сопоставляет их с имеющимися у  него  образами.  В  конечном  счете  процесс
сводится к сравнению образа объекта, хранящегося  в  памяти  опознающего,  с
объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, получаемый в результате  такого
сравнения, сообщается следователю.
       При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объективных
и субъективных  факторов.  К  объективным  относятся  условия,  при  которых
происходило восприятие, характеристика  воспринимаемых  объектов.  Очевидно,
что расстояние,  условия  освещения,  продолжительность  наблюдения,  время,
прошедшее с момента восприятия до предъявления на опознание,  могут  оказать
значительное воздействие  на  его  результаты.  Так,  восприятие  свидетелем
преступника, находившегося от  него  на  значительном  удалении,  ночью,  на
плохо  освещенной  улице,  в  течение   очень   непродолжительного   времени
уменьшает возможность его последующего опознания,  вот  почему  на  допросе,
предшествующем  опознанию,   необходимо   выяснить,   при   каких   условиях
происходило восприятие.
       Значительное влияние на опознание оказывает  длительность  первичного
восприятия: видел преступника один раз в течение короткого отрезка  времени,
общался с ним более продолжительное  время,  видел  его  неоднократно.  Если
потерпевшие, свидетели хорошо знают преступника, опознание не нужно вовсе.
       В немалой степени  психология  опознания  определяется  особенностями
личности   опознающего,   его   отношением   к   событию   преступления    и
правонарушителю, психологическим состоянием, в  котором  он  находился.  Это
может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд,  растерянность,  ненависть  и
т. п. Эмоциональные переживания  нередко  сочетаются  с  готовностью  помочь
следствию, в  частности,  изобличить  преступника.  Бывает,  что  опознающий
боится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей.
       Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно, если  он
несовершеннолетний,  престарелый)  в  связи   с   возможным   его   арестом,
осуждением, суровым наказанием в случае изобличения  и,  возможно,  опасение
ошибки при опознании.
       Сам   процесс   восприятия   и   последующие   результаты   опознания
определяются и особенностями воспринимаемых  объектов.  Анализ  следственной
практики показывает, что чаще всего  объектом  опознания  является  человек.
При этом он может восприниматься непосредственно или опосредованно, в  целом
или по отдельным признакам (например,  свидетель  не  видел  преступника,  а
только  слышал  его   голос).   В   ситуациях,   связанных   с   совершением
преступления,   свидетели,   потерпевшие   воспринимают   обычно   внешность
преступника,  его  физические,  возрастные,  национальные  особенности.  При
необходимости вспомнить и описать воспринятое за основу  берутся  далеко  не
все, а лишь отдельные,  так  называемые  опорные  признаки:  возраст,  рост,
телосложение, черты лица,  движения,  речь.  На  практике  наблюдатель  чаще
всего запоминает форму лица, носа, величину и форму лба, бровей,  рта,  губ,
подбородка, цвет глаз1.
       Нередко потерпевшие, свидетели воспринимают и запоминают  преступника
по таким признакам его внешнего облика, как  особенности  одежды,  прическа,
украшения, которые, строго  говоря,  не  относятся  к  физическим  признакам
человека.
       При восприятии и  последующем  опознании  наибольшую  ценность  имеет
восприятие  индивидуальных  признаков  человека,  его  особых  примет.  Так,
сообщение на допросе о том, что преступник имеет на лице  характерный  шрам,
будет способствовать его розыску и опознанию.
       Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на
анализе  двух   основных   процессов:   усвоение   отличительных   признаков
определенного объекта и использование данных признаков для  выделения  этого
объекта  из  других,  ему  подобных.  Первый  процесс   психологи   называют
формирующим и относят его к стадии усвоения, второй -  опознавательным,  его
относят к стадии распознавания. Первая  стадия  в  основном  доследственная.
Усвоение отличительных признаков  завершается  созданием  мысленного  образа
человека или предмета, который лишь позднее будет представлять  интерес  для
следствия.   Вторая   целиком   входит   в    содержание    рассматриваемого
следственного действия, но не исчерпывает его.
       Действие указанных выше объективных и  субъективных  факторов  весьма
желательно  выявлять  еще  перед  допросом   лица,   которому   впоследствии
предстоит  участвовать  в  опознании  с   тем,   чтобы   все   нежелательные
воздействия указанных факторов были своевременно учтены следователем.

                         ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
       Восприятие, на основе  которого  строится  в  последующем  опознание,
зависит от самых различных личностных качеств.  Так,  возраст  потерпевшего,
свидетеля способен оказать влияние на  восприятие  и  оценку  ими  признаков
другого  лица.   Несовершеннолетние   и   особенно   малолетние   вследствие
недостаточного  жизненного  опыта   многие   признаки   взрослого   человека
оценивают неверно.  Например,  ребенок  любого  взрослого  человека  считает
высоким; молодые люди нередко людей, которые значительно старше их  (на  20-
25 лет), называют старыми.  Напротив,  пожилые  люди  зачастую  преуменьшают
возраст людей, которые их  моложе.  В  показаниях  пожилых  лица  30-40  лет
именуются «молодыми людьми».
       Говоря о возрасте, следует иметь  в  виду,  что  он  по  сравнению  с
другими   признаками   внешности   человека   труднее   поддается    точному
установлению.  Чем  моложе  человек,  тем  выше  точность  определения   его
возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда  опознаваемый
не  старше  25  лет.   Впечатление   о   возрасте   зависит   от   различных
обстоятельств. Так, ношение старомодных очков и одежды, болезнь,  усталость,
плохое настроение как бы  увеличивают  возраст.  На  правильное  определение
возраста человека могут оказывать  влияние  такие  психологические  иллюзии,
как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей  разного
возраста, то в показаниях  они,  как  правило,  фигурируют  как  «старый»  и
«молодой»,  хотя  действительная   разница   в   возрасте   может   быть   и
незначительной.  При  восприятии  группы  лиц   примерно   одного   возраста
отдельные члены как бы подравниваются  под  средний  возраст  группы.  Может
происходить  подравнивание  возраста  под   оформление   внешности.   Однако
действие иллюзии подравнивания  имеет  свои  пределы,  после  которых  снова
начинает  действовать  иллюзия  контраста.  Человек  средних  лет  в  группе
пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста.
       Ношение пожилым человеком  одежды,  характерной  для  молодых  людей,
будет еще больше подчеркивать его возраст.
       Описание и оценка признаков другого человека  обусловлены  и  другими
индивидуальными  особенностями  опознающих.  Замечено,  например,  что  люди
невысокого  роста  обычно  склонны  преувеличивать  рост  других   людей   и
наоборот. Следственной практике известно много  случаев,  когда  потерпевший
или свидетель  называли  преступника  «высоким»,  в  то  время  как  он  был
среднего роста.
       По  этой  же  причине  возникают  отклонения  при  описании  роста  и
телосложения   нескольких   участников    расследуемого    события.    Если,
предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а  другой  средней
комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это  происходит  не
только в силу  стремления  более  ярко  обозначить  каждого,  но  и  в  силу
известного явления контраста.
       Одежда  (расцветка,  фасон)  меняет  впечатление  о  фигуре.  Что  же
касается цветов, то обилие неточностей в  этой  части  показаний  давно  уже
привлекло внимание психологов.
       Немаловажное значение  при  восприятии  и  опознании  предмета  имеют
возраст, жизненный и профессиональный опыт,  интересы,  знания  опознающего.
Дети  обычно  путанно,  с  ошибками  рассказывают  о  признаках  одежды,  не
разбираются  в  названиях  цветных  тонов,  не  умеют  определить   размера,
расстояния. Портной, как правило, сможет дать  обстоятельную  характеристику
особенностей одежды наблюдаемого человека; фотограф, художник  -  определить
черты  внешности;  механик,  водитель  -  марку,   модель,   другие   данные
автомашины и т. д.
       Психологическими  исследованиями  установлено,  что  на  качество   и
количество воспринимаемых, а  затем  используемых  при  опознании  признаков
существенное влияние оказывает  общая  социальная  активность  личности,  ее
социальный опыт. Опознание,  как  и  все  мыслительные  задачи,  зависит  от
интереса, психической активности проявляемой при  этом.  Однако  возможность
его реализации зависит, кроме того, от типа памяти,  времени,  прошедшего  с
момента восприятия объекта до момента его опознания.
       В восприятии облика человека на первый план выступают те  особенности
его внешности, которые приобретают для воспринимающего  наибольшее  значение
в данной ситуации, либо несут  наиболее  значимую  информацию  о  свойствах,
намерениях  и  действиях  этого  человека,  либо  по  объективным   причинам
доминируют в  его  облике.  В  психологической  литературе  имеются  данные,
подтверждающие,  что  наибольшую  информативную  нагрузку   несут   признаки
внешности и  их-то  чаще  всего  выделяют,  воссоздавая  образ  воспринятого
человека. При словесном описании они выполняют  роль  ведущих  признаков,  с
которыми связываются другие элементы облика.
  Кроме статических признаков внешности, существуют динамические  признаки,
проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей  -  особенности  походки  и
речи. Они основаны на динамическом стереотипе и  весьма  индивидуальны.  Тем
не менее практика подтверждает возможность опознания людей  по  динамическим
признакам. Только при этом должна быть учтена и  нейтрализована  возможность
сознательного изменения в момент опознания особенностей  походки  или  речи.
Опознаваемым  нельзя  сообщать,  что  их  в  этот   момент   наблюдают   или
прослушивают.
       В последние  годы  все  большее  значение  криминалисты  и  психологи
придают  проблеме  идентификации  людей  по  речи.  К  числу  индивидуальных
особенностей речи относятся характерная для данного  человека  ее  скорость,
длина фраз, типичные конструкции предложений, использование  прилагательных,
наклонений,   глаголов,   употребление    жаргонных    словечек,    метафор,
грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и т. д.
       Поскольку характеризующая человека манера речи,  а  также  его  голос
играют  роль  опознавательного  признака,  криминалисты  активно  привлекают
психологов,  когда  другие  способы  не  эффективны  и,  используя  технику,
находят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи».
       В Германии преступник, похитив  семилетнего  мальчика,  позвонил  его
отцу и предложил выкупить сына.  Отец  поставил  об  этом[1]  в  известность
полицию.  Все  его  последующие  телефонные  разговоры  с  вымогателем  были
записаны на магнитофонную пленку. Большая  группа  специалистов  по  научной
фонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями,  единодушно  пришла  к
следующим выводам: преступнику  около  40  лет,  что  он  не  принадлежит  к
образованным слоям населения и  в  его  речи  преобладает  диалект  Рейнско-
Рурской области. По радио  несколько  раз  передали  магнитную  запись  речи
преступника и обратились  с  призывом  к  населению  помочь  установить  его
личность. Чтобы внимание слушателей не отвлекалось содержанием разговора,  а
было приковано  исключительно  к  особенностям  речи,  криминалисты  сделали
монтаж, включивший в себя повторение одних и тех же фраз и  оборотов.  Шесть
радиослушателей  узнали  голос  и  назвали   имя   человека,   которому   он
принадлежит.    Указанный    человек    действительно    оказался    искомым
преступником1.
       В изложенном примере внимание обращено на те или иные признаки голоса
и речи. Поэтому незаменимой может оказаться  фонотека  голоса  и  речи,  где
должны  быть  также  отражены  особые  приметы  речи,  голоса   (картавость,
заикание, шепелявость, акцент, употребление диалектизмов, жаргонизмов  и  т.
п.).
       При описании не менее сложны жесты, мимика, походка.  Отражая  многие
психологические особенности личности и прежде всего ее  эмоционально-волевую
сферу, род занятий, привычки, перенесенные  болезни,  они  воспринимаются  в
комплексе со всеми другими признаками. На них нужно акцентировать  внимание,
объяснить  их  значение  и  разновидности.  Например,  походка  может   быть
быстрой,  подпрыгивающей,  семенящей,  с  покачиванием  туловища,  с  резким
взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки за  спиной,  скрещивать
их  перед  грудью,  закладывать  одну  руку  за  борт  пиджака  и   т.   п.;
жестикулируя, человек прижимает руку к груди  при  заверениях  и  обещаниях,
разводит руки в стороны при удивлении и т. д.
       В основе опознания лежит способность человека узнать в  предъявленном
ему объекте  тот  объект,  который  воспринимался  им  ранее  и  запомнился.
Следовательно, для правильной оценки опознания важно  знать  психологический
механизм  процесса  узнавания.  Психологи  различают   два   основных   вида
узнавания: симультантное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое).
       Симультантное  узнавание  -  это  узнавание   сразу,   в   результате
мгновенного совпадения образа человека  (предмета),  находящегося  в  памяти
узнающего и объекта, наблюдаемого им в момент  предъявления  для  опознания.
Сукцессивное узнавание происходит постепенно,  путем  мысленного  сравнения,
отбора,  сопоставления  признаков  объекта,   запечатленных   в   памяти   и
воспринимаемых при опознании.
       Имеются экспериментальные данные о том, что более  надежным  является
первый  вид.  Если  быстрого  и  автоматического  узнавания  не  происходит,
включается   сознательное,   осмысленное    припоминание    и    развернутое
сопоставление примет, в  итоге  которого  наступает  санкция  узнавания  или
неузнавания.
       По  некоторым  данным,  при  симультантном  узнавании   даже   хорошо
знакомого предмета опознающие в своих отчетах указывают на те  признаки,  по
которым фактически произведено опознание. Видимо, справедливо  предположение
И.М. Сеченова, что интересующий нас процесс  подчас  происходит  в  тайниках
памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли2.
       Как правило, опознание производится в служебном кабинете,  достаточно
просторном для размещения всех его участников.  В  случае,  если  восприятие
события преступления и личности преступника происходило в  особых  условиях,
нужно для опознания создать такие условия. При  этом  следователь  не  имеет
права  допускать  действий,  унижающих  честь  и  достоинство   опознающего,
опознаваемого,  а  также  предъявляемых  лиц,   либо   создавать   ситуацию,
угрожающую здоровью или жизни граждан. Опознание надо проводить при  хорошем
освещении,  чтобы  опознающий  мог  рассмотреть  все   признаки   и   детали
предъявляемых объектов.
       Существенное значение имеет  правильный  подбор  лиц,  которые  будут
предъявляться вместе с  опознаваемым  объектом.  Объекты  не  должны  резко
отличаться друг от друга внешними признаками. Вот как В.Л. Васильев говорит
о деталях восприятия: «Среди них могут быть  детали,  бросающиеся  в  глаза
каждому, например, наголо остриженная голова у одного из лиц, предъявленных
на опознание, могут быть и менее заметные:  двухдневная  щетина  на  щеках,
отсутствие шнурков на ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и
т. п. Указанные детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица  в
КПЗ, могут привести к тенденциозному восприятию образа и повлечь  ошибки  в
опознании».
       Психологические особенности имеет опознавание  трупа.  Опознающими  в
таких случаях являются родственники, близкие погибшего, поэтому  следователь
должен  проявлять  необходимый  такт.  Следует  иметь  в   виду,   что   под
воздействием обстановки морга  значительно  ухудшаются  условия  восприятия,
психофизиологические возможности опознающего, совершаются  ошибки,  особенно
при совпадении некоторых общих признаков  объекта  опознания.  Учитывая  все
это, желательно до начала следственного действия психологически  подготовить
опознающих,  разъяснить  им,  как  будет  проходить  опознание,  постараться
успокоить, помочь преодолеть страх.
       При опознании следователь должен не только  наблюдать  за  поведением
его участников, но и контролировать собственное  поведение,  чтобы  соблюсти
процессуальные  и  тактические  правила  опознания,  исключить   возможность
оказания  какого-либо  психологического  воздействия  на  участников   этого
следственного действия. Для  этого  следователь  тщательно  отбирает  слова,
контролирует интонацию, жесты, мимику.



                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
       Проверка правильности опознания  осуществляется  путем  сопоставления
словесного описания объекта опознающим при  допросе  и  при  опознании.  При
оценке  результатов  этого  следственного  действия  важно  учитывать,   что
словесная  реакция   участников   может   расходиться   с   их   поведением.
Сопоставление этих элементов, анализ их  является  обязательным  в  процессе
оценки. В работе опознания совершенно необходимы психологический  навыки,  и
знания которые были рассмотрены в данной работе.



                       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
      . Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология, Юриспруденция, М., 2000
      . В.Л. Васильев, Юридическая психология, М., 1991
      . А.Л. Гинзбург Тактика предъявления для опознания, М., 1971
      . М.С, Шехтер, Психологические проблемы узнавания, М., 1967

-----------------------
    [1] См.: Дело Тильмана // Вопросы психологии. 1963. № 6-7.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru