Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях

Работа из раздела: «Психология»

                                    [pic]


                               'Мы видим звук'

                                                'Я       взвесил       звук,

                                                              измерил      и
                                                расчислил,
                                                В  загадку  слова  хитростью
                                                проник.
                                                И   умное    злодейство    я
                                                замыслил -
                                                Предать железу
                                                        свой живой язык...'
                                                               (А. Журавлёв)


      Свойство звуков вызывать цветовые образы было  замечено  давно.  Много
писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который  музыкальные  звуки  видел  в
цвете. Целое направление в  искусстве  -  цветомузыка  -  основано  на  этом
свойстве звуков музыки.
      Есть свидетельство о том,  что  звуки  речи,  особенно  гласные,  тоже
могут восприниматься в цвете. А.  Рембо  написал  даже  сонет  'Гласные',  в
котором так раскрасил звуки:
      А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный;
      О - синий :  тайну их скажу я в свой черед...
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета:  он
считал И - синим, У -  ярко  желтым,  А  -  красным.  Немецкий  лингвист  А,
Шлегель писал, что  для  него  И  -   небесно-голубой,  А  -  красный,  О  -
пурпурный. А вот русский поэт А. Белый  утверждал, что ему А  представляется
белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О  -  ярко-оранжевым.  Если
продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый  звук
окажется раскрашенным во все цвета радуги.
      Так  существуют ли  в  таком  случае  вообще  какие-либо  определённые
звукоцветовые соответствия?  Не фантазии ли это? Или, может  быть,  случайно
возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А  возможно,  что
звуковые  связи  -  следствие  исключительно  тонко  устроенных   механизмов
восприятия отдельных людей?
      На эти вопросы давались разные ответы,  но  чаще  всего  сходились  на
том, что связь 'звук речи - цвет' - редкий сугубо индивидуальный феномен.
      Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда  оно
либо непосредственно  наблюдается,  либо  воспроизводимо  проявляет  себя  в
экспериментах, либо строго вычисляется.  Причем  в  любом  случае  последнее
слово   остается   за   практикой:   нужно,   чтобы    явление    наблюдаемо
функционировало или обнаруживались бы следы его  действия.
      Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит  иначе.  В  эту
область наука, как в зону 'пикника на обочине', проникает пока ещё  редко  и
с трудом, а проникнув, натыкается на непонятные 'полные  пустышки',  которые
вскрыть своими  инструментами  не  может.  Психические  явления  чаще  всего
непосредственно не наблюдаются, в  экспериментах  то  проявляются,  то  нет,
вычислению поддаются  плохо,  а  следы  их  функционирования  неопределенны,
зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот,  скажем,  интуиция.
Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется,  правильное  решение
или поступок были подсказаны нам интуицией. Более  того,  как  выяснилось  в
процессе работ над искусственным интеллектом, человек  в  сложных  ситуациях
принимает  решение  не  путем   перебора   всех   возможных   вариантов,   а
эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь.  Но  с  другой
стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как  же  понять,  когда  интуиция
нашептывает нам правильное решение, а  когда  каверзно  подталкивает  нас  в
тупик?
      Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если  они  существуют,  то
кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
      Идея экспериментов проста: регистрируются  реакции  многих  испытуемых
на  определённый  стимул,   а   затем   следует   статистическая   обработка
полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях.  Техника
регистрации  разнообразна:  испытуемым  либо  предъявляются  звуки  речи   -
требуется подобрать к  ним  цвета,  либо  предъявляются  различные  цветовые
карточки - требуется написать на них звуки, либо  даётся  задание  выстроить
звуки по цвету, скажем, от  'самого  красного'  и  до  'наименее  красного',
'самого синего' и до 'наименее синего'  и т.п.
      Многие такие эксперименты  с  тысячами  информантов  показало,  что  в
подавляющем  большинстве  испытуемые  окрашивают  по  крайней  мере  гласные
вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх  гласных  -
А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А  вполне согласованно называют   красной
,   Е - чётко зелёная, а  И - определённо синяя. Звукобукву  О  все  считают
светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой,  всё  же
довольно часто встречаются ответы: 'белая'. Получается, что она солнечная.
      Заметьте, что  лингвисты  считают  гласные  А,  О,  Е,  И   основными,
опорными  для речевого аппарата  человека  и  главными  во  всех  языках.  А
физики главными считают соответствующие этим гласным цвета,  потому  что  их
комбинации дают все  другие  цвета  и  оттенки.  Чем  и  пользуется  цветная
фотография,  цветное  телевидение.  Не  удивительно  ли,  что  и   в   языке
соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?
      Видимо, здесь  проявляется  'коллективная  интуиция'  людей:  цветовое
устройство мира отразилось в цветовом  устройстве  языка.  Названия  главных
цветов встречаются в речи наиболее часто,  и  звуки  О,  А,  Е,  И  наиболее
частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными,  в
свою очередь, прослеживается связь: название  определённого  цвета  содержит
соответственно 'окрашенный' звук, причем он занимает в слове самую важную  -
ударную позицию: красный, синий.
      Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и  цвета,  с  которыми
они связываются, к тому же связь эта  прослеживается  менее  четко  -  здесь
больше  разброс  мнений  испытуемых.  Так,  У  -  ассоциируется  с   тёмными
оттенками синего цвета:  тёмно-синим,  тёмно-голубым,  тёмным  сине-зелёным,
тёмно-лиловым. Звукобуква Ю  тоже связывается с оттенками синего  цвета,  но
со светлыми: голубым, светло-сиреневым.
      Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е,  а  по
звучанию с О. И в цветовом отношении она  вполне  определённо  располагается
между жёлтой О  и  зелёной  ЕЖ  примерно  половина  испытуемых  называет  её
желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная.
      А вот Я окраской почти не отличается от А,  разве  что  воспринимается
как более светлая и яркая.
      Что касается Ы, то здесь следует говорить  не  о  цвете,  а  скорее  о
световой характеристике. Если О  -  звукобуква  света,  то  Ы  -  звукобуква
мрака, тьмы. Она самая  тёмная из всех гласных, и ей  испытуемые  единодушно
дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная.
      Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука  Й  явно
повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук.  Сходство  Й  с  И
привело  и  к  сходным  цветовым  оценкам  -  Й  воспринимается  как   синяя
звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И.
      Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот  же
звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной  звукобуква
Э по ответам испытуемых не получается:  буквенная  форма  другая.  И  вообще
никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э  в
текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то  при  дальнейшем
анализе текстов её решено было не учитывать.
       Конечно,  не  у  всех  звукоцветовые  соответствия  одинаково  прочно
закреплены в подсознании. Есть испытуемые,  которые  во  всех  экспериментах
показывают чёткие и единообразные результаты,  совпадающие  с  'коллективным
мнением' всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных  экспериментах
разноречивы, неустойчивы, и  по  их  ответам  никакой  определённой  окраски
звуков не прослеживается.  Ну  и  что  ж,  ведь  дальтоники  не  видят  цвет
предметов, но это не значит, что окраски  предметов  не  существует.  Важно,
что большинство испытуемых в целом согласованно  и  достаточно  единообразно
устанавливают вполне определённые связи между звуком и  цветом,  хотя  почти
никто этого не осознаёт.
           Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям

|Звукобукв|Цвета                                       |
|ы        |                                            |
|А        |густо-красный                               |
|Я        |ярко-красный                                |
|О        |светло-жёлтый или белый                     |
|Е        |зелёный                                     |
|Ё        |жёлто-зелёный                               |
|И        |синий                                       |
|Й        |синеватый                                   |
|У        |тёмно-синий, тёмный сине-зелёный,           |
|         |тёмно-лиловый                               |
|Ю        |голубоватый                                 |
|Ы        |мрачный тёмно-коричневый или чёрный         |



      Если соответствия звуков речи определённым  цветам  существуют,  пусть
даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен  как-
то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно  искать  проявления
звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая  сторона  особенно  важна.
Эффект  звукоцвета  может  сыграть  свою  роль  в  том   случае,   когда   в
стихотворении создается определённая цветовая  картина,  и  рисунок  гласных
стиха   должен   бы   поддержать,   'подсветить'   эту    картину    звуками
соответствующего цвета.
      Если это так, то естественно  ожидать,  что  при  описании,  например,
красных предметов и явлений  в тексте будет подчёркнута роль красных А и  Я;
они  будут  встречаться  чаще,  чем  обычно,  особенно  в  наиболее  важных,
наиболее заметных позициях (скажем, в ударных).  Описание  чего-либо  синего
будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е,  Ё
и т.д.
      Стоило начать проверку  этой  гипотезы,  как  в  сухих  статистических
подсчётах стала на  глазах  проявляется  живая  игра  звукоцветовых  ореолов
поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим  разнообразием  и
точным соответствием  понятийному  смыслу  и  общему  экспрессивно-образному
строю произведений. Судите сами.
      У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением  от
картины  В.  Васнецова  'Гамаюн,  птица  вещая'.  Стихотворение  о   грозных
пророчествах передаёт трагический колорит  картины  -  мрачно-багровый  цвет
казней, пожаров, крови.

            На гладях бесконечных вод,
            Закатом в пурпур облечённых...
                 ......
            Вещает иго злых татар,
            Вещает казней ряд кровавых
            И трус, и голод, и пожар,
            Злодеев силу, гибель правых...
                 ........
            И вещей правдою звучат
            Уста, запекшиеся кровью!..

      Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани  стихотворения
должны встречаться чаще, чем положено по  норме,  красные  А,  Я  и  тёмные,
мрачные У, Ы. Не так ли?
      Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ  стихотворений  с  этой
точки  зрения  уж  очень  необычны,   то   одного   утверждения,   что   это
действительно так, будет наверняка  недостаточно.  Обычная  реакция  любого,
кто впервые слышит о звукоцвете в  поэзии:  'Этого  не  может  быть!'  А  на
машинные расчеты  чаще  всего  смотрят  с  тайной  уверенностью  в  подвохе.
Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и  других
стихотворений, о которых здесь будет идти речь.
      В тексте стихотворения (включая заголовок)  подсчитывается  количество
каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы  учесть  особую  роль
ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю,  Й  связываются
лишь  с  оттенками  основных  цветов  и  ещё  потому,  что  встречаются  они
сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине  стиха
они  не  имеют.  Поэтому  приплюсовываются  к  основным  гласным.  Поскольку
звукобуква Ё оказалась двухцветной, то  её  количество  разделяется  поровну
между О и Е. Синева Й выражена  слабо,  поэтому  количество  Й   сокращается
наполовину и  только  затем  приплюсовывается  к  И.   Подсчитывается  также
количество всех букв с удвоением ударных (величина N).
       Затем  определяются  доля  (частотность)  каждой  гласной  в   тексте
стихотворения ([pic])  и единицы размаха колебаний для данного текста:

                                    [pic]

          Полученные     частности     сопоставляются     с      нормальными
(среднестатистическими для языка),  и  вычисляются   нормированные  разности
этих  частотностей,  чтобы  установить,  случайно  или  нет  наблюдаемые   в
стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:

                                    [pic]

                  Звукоцвет в стихотворении 'Гамаюн, птица вещая'

|Звукобуквы |n      |[pic]    |[pic]  |[pic]  |Z        |Цвет      |
|О+0.5Ё     |28     |0.089    |0.126  |0.019  |-1.95    |          |
|А+Я        |50     |0.159    |0.116  |0.018  |2.39     |красный   |
|Е+0.5Ё     |31     |0.098    |0.102  |0.017  |-0.24    |          |
|И+0.5Й     |20.5   |0.065    |0.077  |0.015  |-0.80    |          |
|У+Ю        |16     |0.051    |0.040  |0.011  |1.00     |тёмный    |
|           |       |         |       |       |         |сине-зелён|
|           |       |         |       |       |         |ый        |
|Ы          |11     |0.035    |0.024  |0.009  |1.22     |чёрный,   |
|           |       |         |       |       |         |коричневый|
|           |       |         |       |       |         |          |
|Всего звукобукв в стихотворении 315                                  | | | | | | |
|                                                                     | | | | | | |

                                       [pic]

      Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться  116
на тысячу, а в стихотворении их гораздо  больше  ([pic]).  При  [pic]  такое
отклонение частности (0.159 - 0.116 =  0.044)  превышает  случайное  в  2.39
раза, то  есть  едва  ли  может  быть  случайным.  Значит,  поэт  интуитивно
нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции  (вещает  казней
ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет  Ы,  придавая  красному  тону
мрачное, трагическое звучание. Наконец, У  (также с превышением  частотности
над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные  сине-зелёные  и  лиловые
оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
      Если теперь изобразить  в  цвете  игру  доминирующих  в  стихотворении
гласных, то получится картина в красно-багровой и  чёрно-синей  гамме,  кое-
где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины  В.  Васнецова.
Остаётся только поражаться,  насколько  точно  талант  поэта  подсказал  ему
выбор и пропорции доминантных звуков.
      Таким способом на  компьютере  'прочитано'  много  стихотворений.  Для
некоторых из них в общей табличке приведены  итоговые  величины  (Z),  чтобы
можно было убедиться,  что  обнаруженные  звукоцветовые  соответствия  -  не
парадокс статистики,  не  случайное  совпадение  цифр.  Значимые  превышения
частотностей отмечены полужирным  шрифтом.   В  последнем,  восьмом  столбце
дана цветовая расшифровка результатов.

                             Звукоцвет в поэзии

|Стихотворения  |Звукобуквы и величины                    | | | | | |Цвет          |
|               |                                         | | | | | |              |
|               |О+0.5|А+Я   |Е+0.5Ё|И+0.5Й|У+Ю  |Ы    |              |
|               |Ё    |      |      |      |     |     |              |
|               |     |      |      |      |     |     |              |
|Александр  Блок|     |      |      |      |     |     |              |
|               |     |      |      |      |     |     |              |
|'Гамаюн, птица |-1.95|2.39  |-0.24 |-0.80 |1.00 |1.22 |тёмно-красный,|
|вещая'         |     |      |      |      |     |     |тёмный        |
|               |     |      |      |      |     |     |сине-зелёный  |
|               |     |      |      |      |     |     |              |
|Сергей  Есенин |     |      |      |      |     |     |              |
|'Отговорила    |1.00 |-0.33 |0.82  |0.20  |-1.00|-0.17|желтый,       |
|роща           |     |      |      |      |     |     |зелёный       |
|золотая...'    |     |      |      |      |     |     |              |
|'Выткался не   |-0.75|1.56  |-0.40 |-2.00 |2.70 |0.35 |красный,      |
|озере алый свет|     |      |      |      |     |     |тёмный        |
|зари...'       |     |      |      |      |     |     |сине-зелёный  |
|'Воздух        |-2.57|0.69  |-0.23 |1.18  |0.00 |0.00 |синий         |
|прозрачный и   |     |      |      |      |     |     |              |
|синий'         |     |      |      |      |     |     |              |
|'Зелёная       |-0.56|-2.00 |1.36  |-0.92 |1.22 |-0.29|зелёный,      |
|причёска,      |     |      |      |      |     |     |тёмный        |
|девическая     |     |      |      |      |     |     |сине-зелёный  |
|грудь...'      |     |      |      |      |     |     |              |
|               |     |      |      |      |     |     |              |
|Арсений        |     |      |      |      |     |     |              |
|Тарковский     |     |      |      |      |     |     |              |
|'Перед         |3.47 |1.93  |-1.43 |-0.83 |-3.33|0.14 |жёлтый,       |
|листопадом'    |     |      |      |      |     |     |красный       |
|I строфа       |2.80 |1.21  |-1.25 |-1.29 |-2.22|-0.50|жёлтый        |
|               |     |      |      |      |     |     |              |
|II строфа      |1.65 |-1.20 |-1.43 |1.88  |-0.28|2.71 |тёмно-синий   |
|               |     |      |      |      |     |     |              |
|III строфа     |0.45 |2.27  |0.43  |-1.84 |-1.72|-0.43|красный       |
|               |     |      |      |      |     |     |              |
|'Синицы'       |-0.68|0.17  |0.29  |1.33  |-0.55|0.11 |синий         |
|               |     |      |      |      |     |     |              |
|'Сирени вы,    |0.29 |-1.94 |0.40  |0.08  |0.40 |-0.12|сине-зелёный  |
|сирени'        |     |      |      |      |     |     |              |
|'Дождь'        |0.27 |-1.80 |0.36  |0.50  |1.78 |1.57 |тёмный        |
|               |     |      |      |      |     |     |сине-зелёный  |
|'Петровские    |-0.21|0.50  |-1.47 |0.13  |0.45 |2.33 |чёрный,       |
|казни'         |     |      |      |      |     |     |багровый      |
|'Пускай простит|1.93 |0.14  |-1.92 |-0.82 |1.25 |0.00 |жёлтый,       |
|меня Винсент   |     |      |      |      |     |     |тёмно-синий   |
|Ван Гог'       |     |      |      |      |     |     |              |
|               |     |      |      |      |     |     |              |
|А. Вознесенский|     |      |      |      |     |     |              |
|               |     |      |      |      |     |     |              |
|'Васильки      |-1.50|-1.13 |1.38  |4.14  |-0.60|0.25 |синий,        |
|Шагала'        |     |      |      |      |     |     |зеленоватый   |
|'Пожар в       |0.17 |2.08  |-4.36 |1.80  |-0.29|0.33 |красный, синий|
|архитектурном' |     |      |      |      |     |     |              |
|'Сирень 'Москва|-3.09|-0.08 |2.50  |-0.75 |2.70 |-2.60|сине-зелёный  |
|- Варшава'     |     |      |      |      |     |     |              |
|'Очищение'     |3.14 |-0.71 |-0.85 |-2.73 |4.36 |-1.83|тёмно-синий,  |
|               |     |      |      |      |     |     |бело-жёлтый   |



       Хорошо  видно,  как  точно  использует  изобразительные   возможности
звукоцветовх ореолов  С.  Есенин.  При  сравнении  уже  первых  строчек  его
стихотворений с цветами  доминирующих  гласных  сразу  обнаруживается  явное
соответствие словесных и звукоцветовых картин. 'Отговорила роща  золотая...'
- доминирующий цвет жёлтый, слегка  зеленоватый.  'Выткался  на  озере  алый
свет зари...' - звуки создают густо-красную  и  тёмно-синюю  гамму.  'Воздух
прозрачный  и  синий...'  -  звукоцвет  синий,  чуть   розоватый.   'Зелёная
причёска, девическая грудь...' - зелёная и  тёмно-зелёная  с  синевой  гамма
звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии  излишни.  Да,  поэты
могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: 'Мы видим звук'.  Они  его
действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный  ореол
и зажигают эту радугу в своих стихах.
      Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные  картины,  показывая
тем самым, что способен уловить и эту удивительную  особенность  поэтической
речи.

       По книге А. Журавлёва 'Диалог с компьютером'. 'Молодая гвардия', 1987
                                                                        год.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru