Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп

Работа из раздела: «Психология»


                    Комплексы   психоразвивающих  упражнений   для
работы  с
            детьми   логопедических   групп.


   У  детей  логопедических  групп,как  правило , интеллект  нормальный
. Они  кри-

тичны  к  своей  речи ,большинство  из  них  имеют  настойчивое
стремление  к исправ-
лению  речевого  недостатка. Но  у  части  детей , по  сравнению  с
возрастной  нормой,
наблюдается  снижение  познавательной  деятельности  и  входящих  в  ее
 структуру  процессов: меньший  объем  запоминания  и  воспроизведения
материала , неустойчи-
вость  внимания , быстрая  отвлекаемость , истощаемость  психических
процессов ,сни-
жение  уровня  обобщения  и  осмысления  действительности; у  них
затруднена  развернутая  связная  речь . Со  стороны  эмоционально-
волевой  сферы  также  наблюдается  ряд  особенностей: повышенная
возбудимость , раздражительность или
общая  заторможенность , замкнутость , обидчивость , плаксивость ,
многократная
смена  настроения  и  др.
      Психолого- педагогическая  коррекция  речи  у  детей
логопедических  групп  должна   включать  комплекс  мероприятий ,
направленных  на  устранение  неблагопри-
ятного  воздействия  указанных  выше  социальных  факторов , на
улучшение  общего
психического  состояния  ребенка , на  формирование   у  него  интереса
 к  речевому
общению  и  необходимых  навыков  поведения , на  организацию
правильного  речево-
го  воспитания . Эффективность  психолого- педагогической  коррекции
будет  во  многом  определяться  специальными  занятиями  с  ребенком .
      Программа   психокоррекционного  занятия  включает  в  себя
несколько  групп
упражнений  и  осуществляется  на  основе  данных  обследований .
      На  первом  этапе  отрабатывается  речевое (  фонационное )
дыхание. Тренировка
начинается   с  приведения  ребенка  в  состояние   покоя  и
расслабления  мышц  плеч,
грудной  клетки  и  рук , что  возможно  в  любом  из  трех  положений
:  стоя ,сидя, лежа.
1.Производится  быстрый  бесшумный  вдох ,  переходящий  в  длительный
и спокой-
ный  выдох. От  наполнения  легких  воздухом  во  время  вдоха
отмечается  движение  стенки  живота  и  нижних  ребер  вперед  и в
стороны ; на  выдохе  они  постепенно
занимают  свое  исходное  положение.
2.Выдох  направляется  к  местам  активной  артикуляции  и
фокусируется  в  одной  точке – на  губах . Для  достижения  , а  затем
 закрепления  этого  навыка  губы  слегка  вытягиваются  вперед , не
изменяя  своего  положения. При  этом  длительно  и  слитно ( 3-6 раз )
 произносятся  специально  подобранные  звуки, слоги ,  слова  и  фразы
 типа «у» , «о» , «ух», « ухо», «уж», « урок», « уснуть» , «
утюг»,«уют», « кто  от  кого , тот  в того», « чужую  беду  руками
разведу», «дружба дружбой , служба  службой», « за  труд  чтут», « очи
ушей  верней», «повинную  голову  меч  не  сечет»..
3.Различение  неречевых  звуков, заранее  записанных  на  магнитофонную
 пленку
   или  создаваемых  психологом. Ребенка  просят  определить  , что
имитирует
      психолог  своим  голосом . Это  может  быть , например  «стук
часов», « крик воро-
      ны», «жужжание  жука» , «писк  комара» и др.
   4. Развитие  фонематического  анализа. Ребенка  просят  определить ,
какой  одина-
       вый  звук  он  слышит  в  словах  «сад», «маска», «лес» и.т.п.,и
поднять  руку  если
       слышит  звук «с». Далее ребенок  определяет  место  звука ,
например «с» , в словах
       «нос», «пояс», «сапог», «песня». После  этого  ребенку
предлагается  придумать
       слова, начинающиеся  с  определенной  буквы  и  содержащие три-
четыре  звука.
       Заключительное  упражнение  состоит  в  том , что  психолог
произносит  слова-
       квазиомонимы,содержащие  исправляемый  звук , а  ребенок  рисует
соответству-
       ющий  предмет ( или  подбирает  подходящую картинку).
Предлагаются  следую-
       щие  слова: «уши-ужи», «крыша-крыса», «мишка-миска», «ложки-
рожки», «рак-
       лак», « пилот-пирог» и.т.п.
  5. Развитие  общей  моторной  активности , целенаправленности и
динамической
     скоординированности  движений. Ребенка  просят  несколько  раз (3-
5) хлопнуть
     мячом  об  пол , считая  при  этом. Затем, оттолкнув  мяч  от
одного  края  стола,
     попробовать  поймать  его  у  другого  края. Далее  ребенка
просят  проскакать
  поочередно  на  правой  и  левой  ногах , например  от  стола  к
двери. Упражнение
  повторяется , но  уже с  разворотом в  прыжке. После  этого ,  в
зависимости  от
  возраста , ребенка  просят  по  словесной  инструкции  психолога или
подражая
  ему, произвольно  напрягать  мышцы  шеи, плеч, рук, а  затем
расслаблять  их ,
  свободно  наклоняя  голову ,  покачивая  руками  и  расслабляя
кисти.
6. Расслабление  артикуляторных  мышщ. Ребенок, подражая  психологу ,
пробует
    произвольно  напрягать  мышщы  челюстей , губ, языка  с  упором  в
твердое  небо,
    мягкого  неба  путем  зевка ,  лица ( нахмуривание  бровей ,
зажмуривание   глаз ),
    затем  расслаблять  мышцы  рта , нижней  челюсти, губ. Оба
состояния  ребенок
    пытантся  выдерживать  от 3 до 5 сек.
7. Развитие  речевого  дыхания ( нижнереберного  типа  с  длительным  и
нтенсивным
    выдохом). Психолог  с  целью  контроля  кладет  руку  на  нижние
отделы  грудной
    клетки  ребенка  и  отрабатывает  ритмичное  глубокое  дыхание  с
помощью  игры
    «Спасательный   жилет». Во  время  вдоха- «жилет  надувается»-
нижние  отделы
    грудной  клетки  и  стенка  живота  выдвигаются  наружу  и  вширь;
во  время выдо-
    ха – «вытащили  пробку»- брюшные  мышцы  и  грудная  клетка
медленно  втяги-
    ваются  до  исходного  положения. Далее  выполняется  это  же
упражнение , но  на
    выдохе  ребенок  пытается  произносить  звук «ф» ( в  течение 4-6
с). Для  удлине-
    ния  и  интенсивности  выдоха  ребенок  имитирует  игру  на
духовых  инструмен-
    тах: « дует  в  свисток  или  рожок », « играет  на  губной
гармошке». Длительность
     выдоха  доводится  до  6-8 с.

 8. Упражнения  на  развитие  внимания.
                       № 1 «Незнайкины  небылицы».
      Незнайка  сочинял  историии, но, как  обычно, все  перепутал  в
них . Когда  он
     стал  рассказывать  свои  историии  друзьям , все  громко
смеялись  и  говорили,
     что  этого  не  бывает. Попробуй  отгадать, что  напутал
Незнайка.
         - Летом  девочки  и  мальчики   надевают  теплые  шапки ,
теплые  сапоги , шу-
         бы  и  отправляются  кататься  на  санках.
      - Весной  все  звери  готовятся  к  долгой  спячке.
      - Осенью  на  деревьях  распускаются  ярко-зеленые  листочки.
      - Зимой  мы  любим  купаться  и  загорать, любоваться  цветами  и
         собирать
        ягоды.
                   № 2 «Цветик- семицветик »
        Взрослый  рисует  цветок  с  семью  лепестками : красным,
желтым, голубым,
     розовым,коричневым, синим , оранжевым. Середина  цветка- зеленая.
Ребенку
     предлагается  запомнить  этот  цветок  и  нарисовать  точно
такой  же.
                      №3 « Невнимательный  садовник »
       Садовник  решил  посадить  новые  плодовые  деревья  в  саду ,
но  он  был  очень
     невнимательным  и  купил  на  базаре  2  лишних  пакетика  с
семенами. Помоги
      садовнику  найти  лишние  пакетики , если  на  них  написано:
«Яблоня», «Груша»
       «Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик».
                       №4  « Паровозик  с  клоунами»
        Все  дети  превращаются  в  «поезд», в  котором  едут
«клоуны». « Клоуны»   лю-
        бят  баловаться , веселиться , прыгать, поэтому «поезд» по
сигналу  взрослого
        ( гудок )  останавливается, « вагончики» разъезжаюются  в
разные  стороны, де-
         ти  падают. Основная  задача -  при  падениии  быть
внимательным  к  окру-
         жающим  детям , стараться  их  не  задеть. После  того  как
«поезд» отремонти-
         руюют, игра  продолжается.
                        №5  « Летает -  не  летает».

       Дети  садятся  или  становятся  полукругом. Ведущий  называет
предметы. Если
предмет  летает   - дети  поднимают  руки. Если  не  летает – руки  у
детей  опущены.
Ведущий  может  сознательно  ошибаться, у  многих  ребят  руки
непроизвольно , в  силу  подражания , будут  подниматься. Необходимо
своевременно  удержаться  и  не  поднимать  рук, когда  назван
нелетающий  предмет. Кто  не  удержался – платит  фант , который  в
конце  игры  выкупается.

9.Упражнения  на  развитие  мышления.
                         №1 «Разрезные  картинки» ( складывание
рисунка  из  его  частей)
         Берется  любая  открытка ( лучше  использовать  изображение
неживого  мира)
       и   разрезается  на  две  равные  части . Ребенка  просят
составить  ее. Другая

       на  четыре  части  и  так  далее. Выполняя  задание , ребенок
ориентируется  на
       рисунок , изображенный  на  открытке . Покупные  мозаики  и
пазлы помогают
       детям  соотносить  форму  и  цвет.

                        №.2 « Придумаем  загадку».
       Логика  придумывания  загадок  сложна  для  дошкольников,
поэтому  начинать  следует  с  внешних  признаков  окружающих
предметов . Например : « Большой, круглый, полосатый, а  внутри
красный» ( арбуз).Затем  добавляются  функциональ-
ные  признаки: «Шумит,ворчит , глотает , все  дома  очищает»
(пылесос).
       Далее  предлагаются  сравнения  и  литературные  загадки .
Например : «Крашено
Коромысло  через  реку  повисло»  ( радуга). Непонятные  слова
объясняются.
                        №3 « Что  лишнее?»
        Взрослый  называет  три  ( позже  четыре )  предмета , один
из  которых  не  под-
ходит  к  данной  классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (
овощи- фрукты ) ; стул, стол, шкаф , платье ( мебель- одежда). Ребенок
 выделяет  «лишний»
предмет  и  объясняет  свой  выбор. Хорошо  использовать  в  этой
игре  наглядную
опору- картинки  и  предметы.

10. Упражнения  на  развитие  памяти.

                         №1 « Телефон»
        В  игре  участвуют  не  менее  трех  игроков .Словесное
сообщение  передается
      друг  другу , пока  оно  не  вернется  к  первому  игроку.
Сообщение  может состо-
      ять  из  одного  слова, постепенно  превращаясь  в  длинное
предложение.

                          №2 « Рассказы  по  картинкам»
       Ребенку   предлагается  составить  рассказ  по  картинке .
Используются  смешные  сюжеты, можно  из  комиксов.

                          №3  « Рассказы  по  памяти»
        Ребенка   просят  рассказать  просмотренный  недавно
мультфильм.

                          №4  « Слова»
         Дети  по  очереди  называют  слова , где  последняя  буква
предыдущего  слова
 является   началом  следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»

11.Упражнения  на  развитие  эмоционально-волевой  сферы.

                          №1 « О  рыбаке  и  рыбке»
         Взрослый  читает  отрывок  из  сказки  А.С.Пушкина  или
кратко перессказы-
     вает  эту  сказку . Дети  выбирают  роли  старика , старухи,
золотой  рыбки.
     Остальные  дети  держатся  за  руки , изображая  море ( поднимают
 и  опускают
     сцепленные  руки).Можно  использовать  музыкальный  фон- морские
звуки.
      Взрослый  может  предложить  детям  продолжить  сказку  по-
своему  или  пере-
      делать  ее.

                            №2 «Воробьиная  семья»
           Взрослый  рассказывает  сказку, дети  изображают  героев
сказки  с  помощью
       мимики, жестов, интонации.
            «Жила-была  в  лесу  воробьиная  семья: мама,
папа,сын.Мама  улетала  мошек
        ловить, семью  кормить. А папа-воробей  укреплял  жилище
веточками, утеплял
        мхом. Сын  тоже  помогал  отцу, и этим  всегда  хвастался
перед  своими друзья-
        ми. Он  всем  пытался  доказать, что  он  самый  ловкий  и
сильный. А с тем  кто
        не  соглашался  с  ним , воробышек  ссорился  и  даже  дрался.
Как-то  раз  мама
        и  папа  прилетели  в  гнездо, а  сына  нет. Они  ждали  его
к  обеду , но  воробы-
        шек  не  прилетал. Родители  стали  волноваться , не  съели
не  крошки. Папа-
        воробей  сердился  и  ворчал, а  мама  даже  всплакнула. Ведь
она  думала, что с
        ее  любимым  сыночком  что-то  случилось.А  сыночек
поссорился  с  друзьями.
         Взъерошенный  воробушек  наконец-то  прилетел  к  родителям.
И  в    воробьи-
         ной  семье  был  серьезный  разговор...( дети  чирикают,
интонациями  передавая
         чувства  мамы , папы, сына). Воробышку  пришлось  сознаться
в  том, что  он
          хвастается  и  дерется. Сын  рассказал  родителям , как  ему
 хотелось  доказать
          всем , какой  он  взрослый. Воробышек  объяснял , что  очень
 хотел  бы ,чтобы
          его  родители  гордились  им, как  самым  сильным  сыном. Но
 вместо  радости
          и  гордости  он  увидел  грусть  в  их  глазах. Воробышек
попросил  прощения ,
          и родители  его  простили. Они  накормили  сына  вкусной
едой и, погладив  по
          перышкам , ласково  объяснили , что  очень  любят  его , и
для  них  он  самый
          ловкий  и  сильный  воробышек  во  всем  лесу».

                                  №3 « Три  поросенка»
                Взрослый  рассказывает  последнюю  часть  сказки , а
все  дети  выполняют
          действия  героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно
   распреде-
          лить  роли  между  детьми, использовать  маски.
                                   №4 «Брыкающаяся   лошадка»
                Все  дети  превращаются  в «лошадок » и  свободно
размещаются  на  ковре
           ( стоят  на  коленях, опираясь  о  пол  руками).Взрослый
читает  текст   сказки.
                «Жила-была  лошадка , которая  очень  любила
брыкаться  и  капризничать.
             Ей  мама  говорит: «Покушай , доченька, травки
свеженькой». «Не  хочу, не
             буду», - кричит  лошадка  и  брыкается  ножками ( дети
выполняют  дейст-
             вия). Папа  уговаривает  лошадку : « Погуляй , поиграй
на  солнышке». Не
             хочу, не  пойду!»- отвечает  лошадка  и  опять
брыкается. Не  смогли  угово-
             рить  мама  с  папой  свою  упрямую  доченьку, оставили
ее  дома, а  сами
             ушли  по  делам. Лошадка  подумала, подумала и  пошла
гулять  одна. А  на-
             встречу  ей  хитрый  серый  волк. Говорит  волк  лошадке:
« Не  уходи, лошад-
             ка, далеко  в  лес , ты  еще  маленькая». Лошадка  опять
упрямится: « Я не ма-
             ленькая , куда  хочу, туда  и  хожу!» А  волку  это  и
надо  было. Подождал
             он, пока  лошадка  в  самую  чащу  леса  зайдет  и  как
набросится  на  нее
             сзади. Лошадка  давай  брыкаться. Сначала  одной  ножкой
сильно  ударила
              волка, затем  другой  ножкой. А  потом  двумя  ножками
вместе  так  стала
              брыкаться , что  волк  убежал  и  никто  его  там
больше  не  видел ( дети
              выполняют  все  действия ). Лошадка  перестала
упрямиться  и  капризни-
              чать, выросла  и  теперь  работает  в  цирке , брыкается
 ножками, подбра-
              сывает  высоко  мячики  на  радость  зрителям».
12.Упражнения   на  снятие  психофизического  напряжения.

                      №1. Игра « Подснежник» ( релаксационный
комплекс)

     1. В  лесу  под  сугробом  спрятался  нежный  цветок. Он  крепко
        сложил  свои
        лепестки , чтобы  не  погибнуть  от  холода. Уснул  до  весны (
     дети  садятся
        на  корточки , обнимая  руками  плечи, прижимая  голову).
     2. Солнышко  стало  пригревать  сильнее. Лучики  солнца
        постепенно пробуж-
        дают  цветок. Он  медленно растет , пробираясь  сквозь снежный
        сугроб
        ( дети  медленно  приподнимаются  и  встают).
     3. Кругом  лежит  снег. Ласковое  солнышко  так  далеко , а
        цветочку  очень
        хочется  почувствовать  тепло ( дети  тянут  руки  вверх,
        напрягая  пальцы,
        поднимаясь  на  носки).
     4. Но  вот  подснежник  вырос, окреп (дети  опускаются  на  ступни
        ). Лепестки
        стали  раскрываться , наслаждаясь  весенним  теплом. Цветок
        радуется, гор-
        дится  своей  красотой ( дети  медленно  опускают  руки ,
        плечи , улыбают-
        ся). «Этоя -  первый  весенний  цветок  и  зовут  меня
        подснежник »,- кива-
        ет  он  всем  головой.
     5. Но  весенняя  погода  капризна . Подул  ветерок , и стал
        подснежник  раска-
        чиваться  в  разные  стороны( дети  раскачиваются). Цветочек
        склонялся  все
        ниже  и  ниже  и  совсем  лег  на  проталину ( дети  ложатся на
         ковер).
     6. Побежали  ручьи , вода  подхватила  и  унесла  подснежник  в
        длительное
        сказочное  путешествие. Он  плывет  и  удивляется  чудесным
        весенним
        превращениям ( звучит  природная  музыка, дети  лежат  на
        ковре и «путе-
        шествуют» с закрытыми  глазами).
        Когда  цветок  напутешествуется , он  приплывет  в сказочную
        страну ( дети
        поднимаются  и  рассказывают, что  видели, чему  удивлялись  и
        радова-
        лись).

                                       №2 . Игра «Гусли-самогуды» (
релаксационно- танцевальный
                                                комплекс).

     1. Ведущий  читает  текст. Дети  стоят  свободно.
                   В  сказочном  дворце,
                   На  высоком  крыльце,
                   Звучит  грозный  указ,
                   Добрым  молодцам  наказ:
                   « Кто  сумеет  станцевать
                    Так, как гусли  нам  велят,
                    Тот  и будет  помогать
                    Нашим  царством  управлять.
                     Гусли, гусли- самогуды
                     Распевают  песни  всюду.
                     Раз  готовы  вы  друзья,
                     Танцевать  нам  всем  пора.
     2. Звучит  ритмичная  музыка . Ведущий  читает  текст. Дети
        стоят, « танцуют»
        мышцы  плеч  и  рук.
                   Вот  и  музыка  звучит.
                   А  народ  все  ждет, стоит.
                    Ой , пустились  плечи  в  пляс.
                    Веселей, еще  хоть  раз!
                    Пальцы, локти  скачут  вместе,
                     А  народ  стоит  на  месте.
                      Пляска  стала  затухать ,
                      Тише  музыка  играть.
           3. Меняется   ритм  музыки , « танцуют» мышцы  ног.
                               Ноги  стали  просыпаться,
                               Просыпаться, подниматься!
                               Пятки, пальцы  и  колени
                               Заплясали  как  хотели.
                               Как  им  весело  плясать!
                               Только  стали  уставать.
     4. Меняется  ритм  музыки , «танцуют» мышцы  живота.
                           Рад  живот  поупражняться,
                           Научился  напрягаться.
                           Вдох  и  выдох ,  покрутись.
                           Лежебока, эй , проснись!
      5.Меняется  ритм  музыки , « танцуют» мышцы плеч.
                            Вот  поднялись  наши  плечи.
                            Выше, выше, резче, резче.
                            Стали  плечи затихать,
                             Затихать  и  засыпать.
     6.Звучит  спокойная  музыка ,  затем  вновь  меняется  ритм,
     «танцуют» мышцы  лица.
                             Щеки, носик  в  пляс  пошли.
                             Брови  нежно  подними,
                             Губы  вытянулись  в  трубку,
                              Потанцуй  еще  минутку.
     7. Ведущий  выбирает  ребенка  ,  который  старался , был
        внимательным.
        Ребенок  заказывает  любые  движения  для  всего  тела.
                           Вновь  народ  стоит  и  ждет.
                            Что  нам  музыка  споет?
                            Ты, помощник, выходи,
                             Общий  танец  закажи.
               Звучит  ритмичная  музыка ,  все  танцуют « заказанный»
танец , выполняют
           движения.  А  затем  ведущий  предлагает  всем  двигаться
по  собственному
           желанию , так, как  хочет  само  тело.

     8. Звучит  спокойная  музыка , дети  не  сходя  с  места  плавно
        двигаются  под
        нее. После  этого  можно  предложить  детям  лечь  на  ковер.
                            А  теперь, все  отдыхаем .
                             Отдыхаем  и  мечтаем
                             О  волшебных  берегах,
                             О  невиданных  краях.
        Звучит   спокойная  музыка  с  природными  звуками. Дети
        мечтают. « Гус-
        ли-самогуды» замолкают, и  дети  рассказывают (  по  желанию )
        о  своих
      образах- мечтах.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru