Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России

Работа из раздела: «Программирование и комп-ры»
                Министерство образования Российской Федерации
                 Государственное образовательное учреждение

                    высшего профессионального образования

                   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

                       Институт инноватики и логистики
                     Кафедра Инновационного менеджмента



                             Домашнее задание №1
                     Риск и неопределенность в проектах
        Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России.
   (Эксперт, 'Интернет-Образование' специальный выпуск от 16 октября 2000
                                    года)


                                   ВЫПОЛНЕНО студенткой V курса дневного
                                   отделения
                                   Специальность «Маркетинг»
                                   Большаковой Еленой Борисовной

                                   ПРОВЕРЕНО «___» _____________ 2002 года
                                   Быковым М.Б.
                                   _____________________________________

                                   ЗАЩИЩЕНО «___» _____________ 2002 г.
                                   с оценкой
                                   «_____________________________»
                                   ________________________________________



                                Москва, 2002



|Эксперт, 'Интернет-Образование' специальный выпуск от 16 |ИНТЕРНЕТ И   |
|октября 2000 года                                        |ОБРАЗОВАНИЕ  |
|                                                         |             |

                               Сеть для школы
 Государство и общество осознали необходимость подключения российских школ к
                                  Интернету
    Компьютер и Интернет наконец осознаны как необходимые предметы школьной
обстановки. В программе стратегического развития России на  2001-2010  годы,
больше известной как программа Грефа, в  разделе,  посвященном  образованию,
правительство обещает  'обеспечить  до  2005  года  компьютерными  классами,
подключенными к глобальной Сети, не  менее  60%  общеобразовательных  школ'.
Цифра на первый взгляд утопическая. Но сейчас уже очевидно, что  затягивание
с технологической  реформой  образования  грозит  России  все  усиливающимся
отставанием  от  развитых  стран.  Ведь  образование  -  один   из   базовых
параметров, обеспечивающих развитие экономики и общества в целом.
    Аналитики считают,  что  информация  в  следующем  веке  будет  главным
богатством стран. На Западе политики,  стоящие  у  власти,  видят  в  именно
ускоренном развитии информационных  технологий,  а  не  в  мощи  пушек  и  в
богатстве  недр,  ту  основу,  которая  обеспечит  их  странам  конкурентное
преимущество и стабильное развитие в будущем. Поэтому и приняла в  компаниях
колоссальный  размах   'гонка   за   мозгами'.   Информационные   технологии
массированно внедряются в производство, и  уже  в  отношении  любой  отрасли
немыслимо говорить о грамотном специалисте, если  он  не  умеет  работать  с
информацией. По всему миру люди учатся чуть не с  младенческого  возраста  и
до самых седин. Только в США в этом году за виртуальные парты сядет в  общей
сложности  1  млн.  человек  -  от  школьников  начальных  классов  до  топ-
менеджеров транснациональных компаний. В России же тех, кому доступны  новые
образовательные технологии, пока на порядок меньше.
                               Учить по-новому
    Зная нынешнее состояние дел в  нашем  образовании,  трудно  представить
себе, что  российские  дети,  живущие  в  отдаленных  поселках,  куда  дрова
завезти проблема, через пять лет без проблем будут  работать  на  чем-нибудь
'Intel inside'. У нас из 69 тысяч школ  не  наберется  трех  тысяч,  которые
имели бы доступ в Интернет. Даже в Москве  на  один  персональный  компьютер
приходится 200 учеников. И вопрос  компьютеризации  и  интернетизации  школы
стоит острее, чем в какой бы то ни было другой отрасли, потому  что  никакой
прорыв в будущем не возможен, если у нынешних детей  не  будут  сформированы
навыки    активного    воздействия    на    складывающуюся    информационно-
технологизированную  реальность.  Сердцевиной  реформы  образования   должен
стать переход к открытому  образованию,  позволяющему  детям  самостоятельно
выбирать траекторию обучения, углубленно изучать  избранный  предмет  еще  в
школе, считает один из идеологов реформы  образования  ректор  Высшей  школы
экономики  Ярослав  Кузьминов,  интервью  с  которым  мы  публикуем  в  этом
выпуске. Но переход  на  новые  образовательные  технологии  невозможен  без
тотального переоснащения школы. Компьютер, новые  мультимедийные  технологии
и Интернет могут дать отдаленным школам доступ  к  образовательным  ресурсам
единого для всей  страны  качества,  а  значит,  обеспечить  всем  гражданам
страны равный доступ к знанию.
                            Бюджетные приоритеты
    В текущем году при увеличении бюджетных расходов на социальную сферу  в
среднем на 37% расходы на образование были увеличены на 50%. Впервые с  1992
года образование действительно получило прибавку. Однако достаточно ли  этих
средств,  чтобы  реанимировать  систему   образования   в   целом?   Министр
образования России Владимир Филиппов, принявший участие в  'круглом  столе',
посвященном  стратегии  интернетизации  школы,  считает,  что   'достаточных
средств нет, и  в  ближайшие  пять  лет  не  будет.  Будут  необходимые'.  В
следующем году ассигнования еще вырастут, и  дополнительно  к  ним  решением
президента из Федеральной программы  развития  образования  выделен  1  млрд
рублей на приобретение компьютеров. Школы в регионах получат эти деньги  при
условии, что к финансированию  на  паритетных  началах  подключатся  местные
власти. О своей готовности участвовать в этой программе  уже  заявили  глава
администрации  Воронежской  области  Иван  Шабанов,   губернатор   Самарской
области  Константин   Титов,   губернатор   Новосибирской   области   Виктор
Толоконский и губернатор Томской области Виктор Кресс, которых мы  попросили
принять заочное участие в нашем 'круглом столе'.
    Вдобавок   ко    всему    бюджет    образования    становится    теперь
'инвестиционным', в него включен так называемый  бюджет  развития,  то  есть
средства, предназначенные исключительно на укрепление материальной части,  в
том  числе  на  закупку  компьютеров  и  подключение   школ   к   Интернету,
неразменные на текущие платежи.
    И все же двух миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит  на
75-76 тысяч компьютеров. У нас 40 тысяч школ,  расположенных  на  селе  и  в
малых городах,  так  что  в  большинстве  из  них  полноценных  компьютерных
классов  не  получится.  Правые  силы  в  Думе  добиваются  увеличения  доли
расходов на образование в бюджете, сообщил лидер СПС Борис  Немцов,  и  есть
надежда на принятие такого решения Госдумой, поскольку избирателям  вряд  ли
понравится обратное. Но власти рассчитывают, что эту программу  поддержит  и
бизнес.
                           Технология и психология
    Обучение школьников компьютерному  делу  следует  вести  параллельно  с
оснащением школ  техникой,  но  до  того  еще  следует  научить  работать  с
компьютером и Интернетом учителей, пока  не  слишком  еще  готовых  к  новым
веяниям. Такую  задачу  ставит  своей  целью  организатор  'круглого  стола'
Федерация  интернет-образования,  созданная  нефтяной  компанией  'ЮКОС'.  В
рамках   реализуемого   федерацией   масштабного   проекта    'Поколение.ru'
предполагается обучить работе с Интернетом четверть миллиона учителей  в  50
регионах  страны.  Летом  этого  года  курсы   федерации   окончили   первые
выпускники.
    Понимая  важность  обмена   методологической   информацией,   Федерация
интернет-образования на минувшей неделе  открыла  специализированный  портал
'Учитель.ru', где учителя могут обсудить  между  собой  и  со  специалистами
возникающие  сложности  и  где  собираются  данные  об  имеющихся  методиках
обучения по различным предметам  с  использованием  Интернета.  'Посмотрите,
сколько нулей в таблице, где мы свели эти  данные,  -  говорит  директор  по
развитию  Федерации  интернет-образования  Ирен  Нелсон.  -  Наша  задача  -
заполнить эти пробелы'.
    Задачу технического переоснащения школы решить нужно - это  ни  у  кого
уже сомнений не вызывает, подчеркивали участники  'круглого  стола'.  Теперь
важно  добиться  систематизации  этой  работы  и  объединения  усилий   всех
заинтересованных в развитии  школы  сторон:  реформаторов  в  правительстве,
здравомыслящих сенаторов и депутатов, понимающих свою ответственность  перед
обществом, бизнесменов. Это позволит оптимально  распорядиться  появившимися
наконец у образования ресурсами, такой  вывод  сделали  участники  'круглого
стола'.



                             1. Описание проекта

    Проект  глобальной  интернатизации  школ  России,   являющийся   частью
программы  Грефа,  заключается  в  основном  в  том,  что  компьютер,  новые
мультимедийные технологии и Интернет могут дать отдаленным школам  доступ  к
образовательным  ресурсам  единого  для  всей  страны  качества,  а  значит,
обеспечить всем  гражданам  страны  равный  доступ  к  знанию.  В  программе
стратегического развития России на 2001-2010  годы  в  разделе,  посвященном
образованию, правительство обещает 'обеспечить до  2005  года  компьютерными
классами, подключенными к глобальной Сети, не менее 60%  общеобразовательных
школ'. Обучение школьников компьютерному делу следует  вести  параллельно  с
оснащением школ  техникой,  но  до  того  еще  следует  научить  работать  с
компьютером и Интернетом учителей, пока  не  слишком  еще  готовых  к  новым
веяниям. Такую  задачу  ставит  своей  целью  организатор  'круглого  стола'
Федерация  интернет-образования,  созданная  нефтяной  компанией  'ЮКОС'.  В
рамках   реализуемого   федерацией   масштабного   проекта    'Поколение.ru'
предполагается обучить работе с Интернетом четверть миллиона учителей  в  50
регионах страны.


                   2. Факторы риска, упоминаемые в статье

1. … правительство обещает 'обеспечить до 2005 года компьютерными  классами,
   подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных  школ'.
   Цифра  на  первый  взгляд  утопическая…   -  несоизмеримость  планируемых
   действий с реальными возможностями.
2. … затягивание с технологической реформой образования  грозит  России  все
   усиливающимся  отставанием  от  развитых  стран…  -  утрата  конкурентной
   позиции на мировом рынке образования.
3. …что российские дети, живущие в отдаленных поселках, куда  дрова  завезти
   проблема, через пять лет без проблем будут работать на чем-нибудь  'Intel
   inside'… - неразвитая инфраструктура в регионах.
4. … что 'достаточных средств нет, и в ближайшие пять лет  не  будет.  Будут
   необходимые'… - недостаток финансирования.
5. … до того  еще  следует  научить  работать  с  компьютером  и  Интернетом
   учителей, пока не слишком еще готовых к  новым  веяниям…  -  неготовность
   преподавателей к новой системе образования.


                   3. Анализ интересов участников проекта

    Данный  проект  является  областью  пересечения  интересов  4   сторон:
Министерства Экономики, Министерства Образования, Администраций  Регионов  и
Федерации Интернет-Образования.
    Герман Греф, представляющий интересы Министерства  Экономики  в  данном
проекте - фактический инициатор программы стратегического  развития  России,
частью этой программы  и является глобальная интернетизация российских  школ
с целью доступа к общероссийским ресурсам и возможностью  получения  единого
образования.
    Владимир Филиппов,  министр  образования,  придерживается  обычной  для
страны позиции урезания бюджета на  самые  главные  сферы  жизни  страны.  В
данном случае своими словами он выражает свое несогласие с  позицией  Грефа,
не желая обеспечивать столь необходимую для страны  программу  и  видимо  не
понимая, что с каждым месяцем и годом  Россия  всё  больше  утрачивает  свою
позицию страны с лучшим в мире образованием.
    Главы Администраций Регионов (глава администрации  Воронежской  области
Иван Шабанов, губернатор  Самарской  области  Константин  Титов,  губернатор
Новосибирской  области  Виктор  Толоконский  и  губернатор  Томской  области
Виктор Кресс) поддерживают идею интернатизации  и  выражают  свою  согласие,
предлагают поддержку.
    Федерация Интернет-Образования, созданная  нефтяной  компанией  «ЮКОС»,
ставит задачу обучения школьников компьютерному делу, которое следует  вести
параллельно с оснащением школ техникой,  но  до  того  еще  следует  научить
работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых  к
новым веяниям.
    В целом государство делает бюджет образования 'инвестиционным', в  него
включен так называемый бюджет развития, то  есть  средства,  предназначенные
исключительно на укрепление материальной  части,  в  том  числе  на  закупку
компьютеров и подключение школ к Интернету, неразменные на текущие  платежи.
И все же двух миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит  на  75-
76 тысяч компьютеров, то есть в большинстве  школ  полноценных  компьютерных
классов не получится.  Власти рассчитывают, что эту  программу  поддержит  и
бизнес.


                      4. Анализ факторов риска проекта

 1. несоизмеримость планируемых действий с реальными возможностями:
     . спекулятивный риск, т.е.  для  точного  планирования  и  заявлений  о
       сроках реализации проекта  необходимо  учитывать  финансовый  фактор,
       затраты должны быть тщательно  просчитаны,  в  результате  правильных
       подсчетов такой риск отпадёт;
     . скорее относится к систематическим рискам, т.к. тенденция  «обещаний»
       распространяется на все сферы, особенно, на социальные;
     .  относится  к  внутренним  рискам  на  государственном  уровне,  т.к.
       существует   внутри   государства   и   к    внешним,    рассматривая
       межведомственную ситуацию, существует не только на стадии разработки,
       но и на стадии реализации.

 2. утрата конкурентной позиции на мировом рынке образования:
     .  является  результатом  неопределенности  сроков  реализации  проекта
       (фактических сроков, а не планируемых) и непонимания важности позиции
       России на мировом рынке образования;
     . риск является спекулятивным, т.к. Россия – не первая страна (а,  даже
       скорее, последняя), реализующая данный проект;
     .  относится  к  внутренним  рискам  на  стадии  роста  при  разработке
       внутреннего графика  реализации  проекта,  логистическим  риском  при
       реализации проекта и стратегическим при принятии решений;
     . риск снижается при осознании роли образования и,  следовательно,  при
       достаточном финансировании этой сферы.


 3. неразвитая инфраструктура в регионах:
     . является спекулятивным риском,  однако  государству  гораздо  удобнее
       причислять этот риск к чистым;
     . риск систематический, т.к.  в  отдаленных  районах  инфрастуктура  не
       развита вообще (речь идёт не просто о  какой-то  недооснастке  какой-
       либо техникой, а о неразвитости в целом, особенно, в деревнях);
     . является больше внутренним риском,  т.к.  действует  применительно  к
       каждому отдельно взятому населенному пункту или учебному  учреждению,
       однако, учитывая сложившуюся в стране ситуацию, риск  запросто  может
       быть причислен к внешним;

 4. недостаток финансирования:
     .  приводит  к  неопределенности  финансово-экономических   показателей
       реализации проекта (особенно, когда неизвестно точно, какая  всё-таки
       сумма будет перечислена на образование);
     .  риск  является  спекулятивным,  т.к.  на  него   возможно   повлиять
       (привлечь,  например,  иностранные  инвестиции   на   развитие   этой
       программы);
     . относится к внутренним операционным рискам;
     .   относится   также   к   неэффективности    управления    вследствие
       криминализации финансовых сфер.

 5. неготовность преподавателей к новой системе образования:
     .  относится  к  спекулятивным  рискам  (в  проекте   предусматривается
       подготовка преподавателей для новой программы);
     . относится к систематическим рискам, т.к. на данном этапе проекта этап
       подготовки преподавательского состава по регионам реализован не был;
     . является риском внутренним,  т.к.  касается  непосредственно  системы
       образования;
     . относится к рискам персонала (его неподготовленности).



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru