Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Информационное оружие и информационные войны

Работа из раздела: «Программирование и комп-ры»

                                   Реферат
                   «Информационное оружие и информационные
                                   войны».


      Сейчас много говорят об информационном  оружии  и  новом  лице  войны.
Основной тезис состоит в том, что войну можно вести более профессионально  и
'цивилизованно'. Вместо того, чтобы вводить в стан  противника  танки  врага
можно  ослабить  более  эффективно  и  даже   жестоко,   аккуратно   нарушая
складывающийся  у  него   информационный   механизм   управления,   вскрывая
финансовые  коммуникации,  направляя  в  желательно  для  нападающего  русло
развитие информационной  сферы  путем  внедрения  устаревших  информационных
технологий.
      С  переходом  от  индустриального   общества   к   информационному   и
соответствующим развитием информационных  технологий  значительное  внимание
уделяется новейшим видам так называемого “гуманного оружия”  (“несмертельным
видам  оружия  и  технологий  войн”).  К   ним   относятся   информационное,
психотронное, экономическое,  консциентальное  оружие  и  пр.  Особое  место
среди   них   занимает   информационное   оружие   и   технологии    ведения
информационной войны. Об их значимости свидетельствует то, что  США  создали
информационные  войска  и   уже   третий   год   выпускаются   подразделения
кибервоинов.  Сегодня  в  директивах  Министерства  обороны   США   подробно
излагается  порядок   подготовки   к   информационным   войнам.   По   своей
результативности  информационное  оружие  сопоставимо  с  оружием  массового
поражения. Спектр действия  информационного  оружия  может  простираться  от
нанесения  вреда  психическому  здоровью  людей  до   внесения   вирусов   в
компьютерные сети и уничтожения  информации.  Пентагон  на  суперкомпьютерах
моделирует варианты возможных войн в XXI столетии с  использованием  методов
и технологии “несмертельного оружия”.
      В  вооруженных  силах  НАТО,  особенно  США,   значительное   внимание
уделяется  роли  “несмертельного  оружия”   и   технологий,   прежде   всего
информационному оружию и психолого-пропагандистским операциям в  войнах  XXI
века, которые существенно изменяют характер применения  сухопутных,  военно-
воздушных и военно-морских сил на ТВД и геополитического и  цивилизационного
противоборства основных центров формирующегося многополярного мира.
      Отличие  видов  и  технологий  “несмертельного  оружия”  от   обычного
военного  оружия  состоит  в  том,   что   оно   акцентирует   внимание   на
использовании  алгоритмов  и  технологий,  концентрирующих  в  себе  базовые
знания, направленных на поражение противника. Информационная война  по  сути
олицетворяет собой войну  цивилизаций  за  выживание  в  условиях  постоянно
сокращающихся ресурсов. Информационное оружие  поражает  сознание  человека,
разрушает  способы  и  формы   идентификации   личности   по   отношению   к
фиксированным  общностям,  оно  трансформирует  матрицу   памяти   индивида,
создавая  личность  с   заранее   заданными   параметрами   (тип   сознания,
искусственные потребности, формы самоопределения  и  т.д.),  удовлетворяющих
требования агрессора,  выводит  из  строя  системы  управления  государства-
противника и его вооруженных сил.
      Доказано, что наибольшие потери вооруженные силы несут  от  применения
против них “несилового” информационного  оружие  и,  в  первую  очередь,  от
воздействия  поражающих  элементов,  действующих  на  системы  управления  и
психику человека. Информационное и консциентальное  оружие  воздействует  на
“идеальные” объекты (знаковые системы) или их материальные носители.
      В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и
информационно-идеологическая экспансия  Запада,  осуществляемая  по  мировым
телекоммуникационным сетям (например, Internet) и  через  средства  массовой
информации. Многие страны вынуждены принимать специальные  меры  для  защиты
своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных  ценностей  от  чуждого
информационного  влияния.  Возникает   необходимость   защиты   национальных
информационных  ресурсов  и  сохранения  конфиденциальности  информационного
обмена по мировым открытым сетям, так как  на  этой  почве  могут  возникать
политическая  и  экономическая  конфронтация  государств,  новые  кризисы  в
международных    отношениях.    Поэтому     информационная     безопасность,
информационная война и информационное оружие в настоящее время  оказались  в
центре всеобщего внимания.

      Информационным оружием называются средства:
    . уничтожения, искажения или хищения информационных массивов;
    . преодоления систем защиты;
    . ограничения допуска законных пользователей;
    . дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.

      Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать:
    . компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться  в  программы,
      передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя
      системы управления и т. п.;
    . логические бомбы - программные закладные устройства,  которые  заранее
      внедряют в информационно-управляющие центры  военной  или  гражданской
      инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное время привести их
      в действие;
    . средства  подавления  информационного  обмена  в  телекоммуникационных
      сетях, фальсификация информации в каналах государственного и  военного
      управления;
    . средства нейтрализации тестовых программ;
    . различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное
      обеспечение объекта.

      Универсальность,  скрытность,   многовариантность   форм   программно-
аппаратной реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор  времени
и места применения,  наконец,  экономичность  делают  информационное  оружие
чрезвычайно опасным: оно легко маскируется под  средства  защиты,  например,
интеллектуальной собственности;  оно  позволяет  даже  вести  наступательные
действия анонимно, без объявления войны.
      Нормальная   жизнедеятельность   общественного    организма    целиком
определяется уровнем развития, качеством  функционирования  и  безопасностью
информационной среды. Производство и управление, оборона и связь,  транспорт
и энергетика, финансы, наука и образование, средства массовой  информации  -
все   зависит   от   интенсивности    информационного    обмена,    полноты,
своевременности,    достоверности    информации.    Именно    информационная
инфраструктура  общества  -  мишень  информационного  оружия.  Но  в  первую
очередь новое оружие нацелено на вооруженные  силы,  предприятия  оборонного
комплекса, структуры, ответственные за  внешнюю  и  внутреннюю  безопасность
страны. Высокая степень централизации структур  государственного  управления
российской экономикой может привести к гибельным последствиям  в  результате
информационной  агрессии.  Темпы  совершенствования  информационного  оружия
(как,  впрочем,  и  любого  вида  атакующего  вооружения)  превышают   темпы
развития технологий защиты.  Поэтому  задача  нейтрализации  информационного
оружия, отражения угрозы его применения должна рассматриваться как  одна  из
приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности страны.

      Мировые информационные сети и информационное оружие

      В настоящее время  во  всем  мире  стоит  вопрос  защиты  национальных
информационных ресурсов в связи с расширением доступа к ним  через  открытые
информационные   сети   типа   Internet.   Кроме   того,   что   повсеместно
увеличивается  число  компьютерных  преступлений,  реальной   стала   угроза
информационных атак на более высоком уровне для  достижения  политических  и
экономических целей.
      Пропаганда  информационного  оружия  активно  ведется  в  США,  и  эти
пропагандистские  мероприятия  связаны   со   стратегическими   инициативами
создания Национальной и Глобальной  информационных  инфраструктур,  так  как
основу практически всех направлений международной и внутренней политики  США
составляет идея лидерства этой страны  в  мире.  Технологические  достижения
США совместно с сильной и динамичной  экономикой  позволяют  демонстрировать
могущество страны. Информационное оружие, базирующееся  на  самых  передовых
информационных  и  телекоммуникационных  технологиях,  способствует  решению
этой  задачи.  Уязвимость  национальных   информационных   ресурсов   стран,
обеспечивающих  своим  пользователям  работу  в  мировых   сетях,   -   вещь
обоюдоострая.   Информационные   ресурсы   взаимно   уязвимы.   В    докладе
Объединенной комиссии по безопасности, созданной  по  распоряжению  министра
обороны и директора ЦРУ в США в июне 1993 года и завершившей свою  работу  в
феврале 1994 года, говорится: '...Уже признано,  что  сети  передачи  данных
превращаются в поле  битвы  будущего.  Информационное  оружие,  стратегию  и
тактику применения  которого  еще  предстоит  тщательно  разработать,  будет
использоваться  с  'электронными  скоростями'  при  обороне   и   нападении.
Информационные технологии  позволят  обеспечить  разрешение  геополитических
кризисов,  не  производя  ни  одного  выстрела.  Наша  политика  обеспечения
национальной безопасности и процедуры ее реализации должны  быть  направлены
на защиту наших возможностей по ведению информационных войн  и  на  создание
всех   необходимых   условий   для   воспрещения   противоборствующим    США
государствам вести такие войны...'.
      Считается,  что  для  предотвращения  или  нейтрализации   последствий
применения информационного оружия необходимо принять следующие меры:
    .  защита  материально-технических  объектов,  составляющих   физическую
      основу информационных ресурсов;
     . обеспечение  нормального  и  бесперебойного  функционирования  баз  и
       банков данных;
     . защита информации  от  несанкционированного  доступа,  искажения  или
       уничтожения;
     . сохранение качества информации (своевременности, точности, полноты  и
       необходимой доступности).
    Создание технологий обнаружения воздействий на информацию, в том  числе
в открытых сетях, - это естественная защитная реакция  на  появление  нового
оружия. Экономическую и научно-техническую политику подключения  государства
к  мировым  открытым  сетям  следует  рассматривать  прежде   решив   вопрос
национальной информационной безопасности. Будучи  открытой,  ориентированной
на  соблюдение  законных  прав  граждан  на  информацию  и  интеллектуальную
собственность,  эта  политика   должна   предусматривать   защиту   сетевого
оборудования на территории страны от проникновения в него скрытых  элементов
информационного оружия. Это особенно  важно  сегодня,  когда  осуществляются
массовые закупки зарубежных информационных  технологий.  Очевидно,  что  без
подключения  к  мировому   информационному   пространству   страну   ожидает
экономическое   отставание.   Оперативный   доступ   к   информационным    и
вычислительным ресурсам,  поддерживаемым  сетью  Internet  дает  возможность
преодоления международной экономической и культурной  изоляции,  преодоления
внутренней  дезинтеграции,  развития   социальной   инфраструктуры.   Однако
следует   учитывать,   что   участие   России   в   международных   системах
телекоммуникаций  и  информационного  обмена  невозможно  без   комплексного
решения проблем информационной безопасности. Особенно остро проблемы  защиты
собственных информационных ресурсов в открытых сетях встают перед  странами,
которые    технологически    отстают    в    области    информационных     и
телекоммуникационных технологий от  США  или  Западной  Европы.  Сегодняшнее
состояние российской экономики, неразвитость информационной  инфраструктуры,
неподготовленность российских пользователей к  эффективной  работе  в  сетях
открытого  информационного  обмена  не  позволяют  реализовать   полноценное
участие страны в  таких  сетях  и  пользоваться  всеми  возможностями  новых
технологий. Поэтому необходимо активное участие России в  проектах  развития
мировых  информационных   сетей,   в   работе   международных   организаций,
общественных комитетов и комиссий  этого  направления.  Кроме  того,  должен
соблюдаться принцип постепенности вхождения России в  международные  сети  в
соответствии   с    действительными    потребностями,    экономическими    и
технологическими возможностями.
      Запретить   разработку   и   использование   информационного    оружия
невозможно.  Ограничить  усилия  многих  стран   по   формированию   единого
глобального информационного  пространства  также  нереально.  Однако  Россия
может выступить инициатором заключения разумных соглашений,  опирающихся  на
международное  право  и  минимизирующих  угрозу  применения  информационного
оружия.

      Практические  мероприятия  программного   характера   по   защите   от
информационного оружия:
     1.   Организация   мониторинга    и    прогнозирования    потребностей
        экономических и других структур в различных  видах  информационного
        обмена    через    международные    сети.     Возможно     создание
        специализированной структуры для контроля трансграничного обмена, в
        том числе посредством Internet; координация мер  государственных  и
        негосударственных ведомств по предотвращению  угроз  информационной
        безопасности   в   открытых   сетях;   организация   международного
        сотрудничества.
     2.    Разработка    государственной    программы     совершенствования
        информационных технологий, обеспечивающих подключение  национальных
        и корпоративных сетей  к  мировым  открытым  сетям  при  соблюдении
        требований безопасности информационных ресурсов.
     3. Организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации
        массовых   пользователей   и   специалистов    по    информационной
        безопасности для работы в мировых информационных сетях.
     4. Разработка национального законодательства в части правил  обращения
        с  информационными  ресурсами,  регламента  прав,  обязанностей   и
        ответственности пользователей открытых мировых сетей.  Установление
        перечня информации, не подлежащей передаче  по  открытым  сетям,  и
        обеспечение  контроля   за   соблюдением   установленного   статуса
        информации.   Активное   участие   в   разработке    международного
        законодательства      и      нормативно-правового       обеспечения
        функционирования мировых открытых сетей.

      Консциентальная война.

      Мир вступил  в  новый  этап  борьбы  -  конкуренции  форм  организации
сознаний, где предметом поражения и уничтожения являются  определенные  типы
сознаний. В результате  консциентальной  войны  определенные  типы  сознаний
просто должны быть уничтожены, перестать существовать, их не должно быть.  А
носители этих сознаний, наоборот, могут быть сохранены, если  они  откажутся
от форм сознания  -  предметов  разрушения  и  поражения.  Типы  сознаний  -
предметы поражения в консциентальной войне - должны быть вытеснены за  рамки
цивилизационно допустимых и приемлемых форм.
      Уничтожение определенных  типов  сознания  предполагает  разрушение  и
переорганизацию общностей, которые конституируют данный тип сознания.
      Можно выделить пять основных способов поражения и разрушения  сознания
в консциентальной войне:
      1.   Поражение   нейро-мозгового    субстрата,    снижающее    уровень
      функционирования  сознания,  может  происходить  на  основе   действия
      химических веществ, длительного отравления воздуха, пищи, направленных
      радиационных воздействий;
      2. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на
      основе ее дезинтеграции и примитивизации, в  которой  функционирует  и
      'живет' сознание;
      3.  Оккультное  воздействие  на   организацию   сознания   на   основе
      направленной передачи мыслеформ субъекту поражения;
      4. Специальная организация и распространение по  каналам  коммуникации
      образов и текстов, которые разрушают работу  сознания  (условно  может
      быть обозначено как психотропное оружие);
      5. Разрушение способов и форм идентификации личности  по  отношению  к
      фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения  и  к
      деперсонализации.

      Прежде всего этот тип воздействий  по  смене  и  преобразованию  типов
имиджидентификаций (глубинного  отождествления  с  той  или  иной  позицией,
представленной  конкретным   образом)   и   аутентизаций   (чувства   личной
подлинности) осуществляют средства  массовой  информации,  и  прежде  всего,
телевидение. Именно в этой области происходят сегодня все основные  действия
по разрушению российско-русского постсоветского сознания.
      Основная цель консциентальной войны: диаспоризация российского народа,
фрагментация региональных и социально-стратовых общностей  на  основе  слома
всех существующих имиджидентификаций
      Конечная цель использования консциентального оружия это изымание людей
из сложившихся форм мегаобщностей. Разрушение народа  и  превращение  его  в
население происходит за счет того, что никто больше  не  хочет  связывать  и
соотносить  себя  с  тем  полиэтносом,  к  которому  до  этого  принадлежал.
Разрушение   сложившихся   имиджиндентификаций   нацелено   на    разрушение
механизмов включения  человека  в  естественно  сложившиеся  и  существующие
общности и замена этих эволюционно-естественно сложившихся  общностей  одной
полностью искусственной - общностью  зрителей  вокруг  телевизора.  Неважно,
как человек при этом относитесь к тому, что  он  видит  и  слышит  с  экрана
телевизора, важно, чтобы он был постоянным телезрителем,  поскольку  в  этом
случае на него можно направленно и устойчиво воздействовать.
      Консциентальное оружие может быть использовано в самых разных войнах в
основной важнейшей функции. Эта основная его функция состоит  в  том,  чтобы
разложить и уничтожить народ данной страны, чтобы он  перестал  существовать
как народ, разбившись  на  индивидов-граждан  всего  мира  или  на  какие-то
другие аморфные группы с диффузными основаниями их выделения.
      Консциентальная война не может быть осуществлена  в  условиях  обычной
регулярной  войны,  когда  требования  к   организации   сознания   являются
достаточно  жесткими  и  самоопределение  людей  очевидно  всякому  внешнему
наблюдателю с точки зрения противостояния противоборствующих  государств.  В
этих условиях  консциентальная  война  будет  помогать  противнику  выявлять
людей с  отсутствующими  принципами,  склонных  к  предательству.  А  вот  в
условиях формального мира и так называемых  локальных  войн  консциентальная
война весьма эффективна.
      Правовые аспекты информационной безопасности
      Задачи  построения   гражданского   общества   в   РФ   как   общества
информационного, возрастание  роли  информации,  информационных  ресурсов  и
технологий в развитии граждан, общества и государства в  XXI  веке,  выводят
вопросы информационной безопасности на первый  план  в  системе  обеспечения
национальной безопасности. “Укрепление информационной безопасности”  названо
в концепции национальной безопасности  РФ,  утвержденной  Указом  Президента
Российской Федерации 17 декабря  1997  г.  в  числе  важнейших  долгосрочных
задач государственной власти России.

      Понятие и структура информационной безопасности

      Соотнося определение информационной безопасности, данное в Федеральном
законе  “Об  участии  в  международном  информационном  обмене”  (ст.  2)  с
понятием “безопасность”, данном в Законе РФ “О  безопасности”  (ст.  1)  под
информационной безопасностью понимается:  “состояние  защищенности  жизненно
важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере  от
внутренних и внешних угроз”. В  соответствии  с  Конституцией  РФ  (ст.  84)
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней  политики,
в том  числе  в  области  информационной  безопасности.  Исходя  из  анализа
Программы  действий  на  1996-2000  годы,  ежегодных   Посланий   Президента
Федеральному  Собранию  РФ  (1994-1998   гг.)   и   Концепции   национальной
безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 1300 от 17.12.1997  г.,
определены основные интересы и угрозы им в  информационной  сфере,  основные
задачи и принципы государственной  политики  по  обеспечению  информационной
безопасности.

      Жизненно важными интересами в информационной сфере являются:
      а) для личности:
    . соблюдение конституционных прав и свобод граждан на поиск,  получение,
      передачу, производство и распространение объективной информации;
    . реализация права граждан на неприкосновенность своей частной жизни;
    . обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от  неосознаваемой
      человеком вредной информации.
      б) для общества:
    . построение информационного общества;
    .  защита  национальных  духовных  ценностей,  пропаганда  национального
      культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;
    . предотвращение манипулированием массовым сознанием;
    . приоритетное  развитие  современных  телекоммуникационных  технологий,
      сохранение и  развитие  отечественного  научного  и  производственного
      потенциала;
      в) для государства:
    . защита интересов личности и общества;
    .   формирование   институтов   общественного   контроля   за   органами
      государственной власти;
    . формирование системы  подготовки,  принятия  и  реализации  решений  в
      органах  государственной  власти,  обеспечивающей   баланс   интересов
      личности, общества и государства;
    .  защита   государственных   информационных   систем,   в   том   числе
      государственных информационных ресурсов.

    Основные  угрозы  жизненно  важным  интересам  личности,   общества   и
государства в информационной сфере включают в себя:
      а) внутренние:
    . отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации;
    . ослабление роли русского языка как государственного  языка  Российской
      Федерации;
    . размывание единого правового пространства страны  вследствие  принятия
      субъектами РФ нормативных правовых
    . актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;
    . разрушение единого информационного и  духовного  пространства  России,
      активизация различного рода религиозных сект,  наносящих  значительный
      ущерб духовной жизни общества, несущих прямую опасность  для  жизни  и
      здоровья граждан;
    . отсутствие четко сформулированной информационной политики,  отвечающей
      национальным целям, ценностям и интересам;
      б) внешние:
    .  целенаправленное  вмешательство  и  проникновение  в  деятельность  и
      развитие информационных систем РФ;
    . стремление сократить использование русского языка как средства общения
      за пределами России;
    . попытки не допустить  Россию  участвовать  на  равноправной  основе  в
      международном информационном обмене;
    . подготовка к информационным  войнам  и  использование  информационного
      оружия.
      Для защиты заявленных интересов от вероятных  угроз  в  информационной
сфере  государство   определяет   задачи   по   обеспечению   информационной
безопасности.

      К основным задачам в  сфере  обеспечения  информационной  безопасности
можно отнести следующие:
    .  формирование  и  реализация  единой   государственной   политики   по
      обеспечению защиты национальных интересов от  угроз  в  информационной
      сфере;
    .  совершенствование  законодательства  Российской  федерации  в   сфере
      обеспечения информационной безопасности;
    . координация деятельности органов государственной власти по обеспечению
      информационной безопасности;
    . установление  необходимого  баланса  между  потребностью  в  свободном
      обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
    . совершенствование информационной структуры, ускорение  развития  новых
      информационных технологий и  их  широкое  распространение,  унификация
      средств поиска, сбора, хранения,  обработки  и  анализа  информации  с
      учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;
    . развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных
      средств,  их  приоритетное  по  сравнению  с   зарубежными   аналогами
      распространение на внутреннем рынке;
    . защита государственных информационных  ресурсов  и,  прежде  всего,  в
      федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного
      комплекса;
    . духовное возрождение России;
    . обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического  наследия
      (в  том  числе  музейных,  архивных,  библиотечных  фондов,   основных
      историко-культурных объектов);
    . сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли  в  этой
      деятельности Русской православной церкви и церквей других конфессий;
    . пропаганда через средства  массовой  информации  национальных  культур
      народов России, духовно-нравственных,  исторических  традиций  и  норм
      общественной жизни и передового опыта такой работы;
    . повышение роли русского  языка  как  государственного  языка  и  языка
      межгосударственного общения народов России и государств  -  участников
      СНГ;
    . создание оптимальных экономических условий для осуществления важнейших
      видов творческой деятельности.



                                                               Шкрабков В.Н.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru